Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование технико-тактических действий у юных вратарей к соревновательной деятельности

Работа №16399

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
836
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 3. Обоснование методики технико-тактической и общефизической подготовки и соревновательной деятельности юных вратарей и результаты исследования
Заключение
ВЫВОДЫ
Список использованной литературы
Приложение

В командных игровых видах спорта вратарь является одной из ключевых фигур. В этом смысле важное значение для успеха команды приобретает подготовка вратарей, играющих в силу специфики игры особую роль. Активным изучением спортивной деятельности вратарей в спортивных играх специалисты занимаются более 30-ти лет. В работах ряда авторов приводятся модельные характеристики игроков этого амплуа (А.М. Акимов, 1978; С.В. Голомазов, 2003; Н.Л. Ионова,1997; Е.О. Надеждин, 2003) есть работы, детально анализирующие особенности соревновательной деятельности (Г.В. Епихин, 1984; Н.Л. Ионова,1997; В.В. Крутских, 2000). Чтобы разработать эффективную программу их спортивной подготовки, необходимо иметь объективные результаты педагогического контроля качественных и количественных характеристик тренировочной и соревновательной деятельности футболистов высокой квалификации, данные о физиологической нагрузке в условиях соревнований, динамике подготовленности спортсменов. Поэтому рассмотрение ряда особенностей подготовки мини-футбольных вратарей нашло отражение в работах ряда авторов (С.Н. Андреев, 2004; С.Н. Андреев, 2006; В.С. Левин, 1997; С.Ю. Тюленьков, 2000). К сожалению, специальных исследований, направленных на выявление особенностей подготовки и педагогического контроля подготовленности вратарей в мини-футболе, до настоящего времени не проводилось. Таким образом, разработка программы физической и технико- тактической подготовки вратарей на основе педагогического контроля подготовленности является актуальной и своевременной.
Актуальность. Отечественный футбол после очевидного спада на протяжении последнего десятилетия, перешел в стадию повышения технико- тактического мастерства и зрелищности игры команд премьер лиги.
С одной стороны, это связано с большим притоком в российские команды зарубежных футболистов, с другой, существенным уменьшением рассогласования в уровне мастерства "лидеров" и "аутсайдеров".
В то же время постоянно ощущается явный дефицит талантливых отечественных игроков, что косвенно свидетельствует о снижении эффективности работы системы подготовки спортивных резервов, а следовательно и специалистов этой отрасли.
Выход из создавшегося положения во многом связан с внедрением" в методику подготовки спортивного резерва современных научно- методических основ управления и организации тренировочного процесса, которые нашли отражение в фундаментальных исследованиях последних лет (А.А. Сучилин, 1996; А.П. Золотарев, 1997; Г.С. Лалаков, 1998; А.И. Шамардин, 2000).
Специалисты отмечают, что существенные резервы роста мастерства футболистов кроются в повышении скорости выполнения технических приемов, за счет нахождения путей совершенствования физической подготовленности игроков и, особенно, ее скоростно-силового компонента.
Вопросом воспитания двигательных качеств футболистов разного возраста и квалификации посвящено значительное количество работ, но все они, как правило, проведены с участием полевых игроков, в то время, как различные аспекты соревновательной и тренировочной деятельности вратарей остаются малоизученными и недостаточно разработанными.
Как правило, основы вратарского мастерства были объектом внимания самих вратарей, накопивших богатый практический опыт (В. Гранаткин, Е. Фокин, 1953; Б.П. Набоков, 1963; A.M. Акимов, 1968, 1978 и др.). В этих и других работах всесторонне рассматриваются вопросы техники и тактики вратарского искусства, но вопросы организации физической подготовки раскрываются лишь с позиций первостепенного влияния двигательных качеств на уровень и качество игры.
К наиболее фундаментальным исследованиям, посвященным подготовке квалифицированных футбольных вратарей и их ближайшего резерва следует отнести работу А.И. Шамардина (1978), но и в ней вопросы физической подготовки игроков данного амплуа рассматриваются фрагментарно.
В настоящее время сложилась ситуация, когда в командах мастеров существует практика работы тренеров по подготовке вратарей, а в детско- юношеском футболе данная работа отсутствует. При этом тренировка вратарей проходит, как правило, в составе всей команды и не имеет специализированной направленности.
Наконец отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.
Объектом исследования являлись учебно-тренировочный процесс и соревновательная деятельность у юных вратарей в футболе.
Предметом исследования являлись средства и методы технико- тактической подготовки юных вратарей 13-17 лет.
Гипотеза: предполагается, что программирование тренировочного процесса, основанного на объективном учете уровня и структуры технико- тактической и общефизической подготовленности юных вратарей, а также знание особенностей возрастной динамики их двигательных способностей позволит оптимизировать соревновательную деятельность, что обеспечит планомерный рост двигательного потенциала юных игроков данного амплуа.
Цель исследования – повышение эффективности соревновательной деятельности юных вратарей в футболе на основе эффективного подхода в совершенствовании технико-тактической подготовленности.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Выявить средства и методы технико-тактической подготовки и особенности соревновательной деятельности юных вратарей.
3. На основе анализа особенностей соревновательной деятельности разработать и экспериментально обосновать программу подготовки юных футбольных вратарей в условиях ДЮСШ.
Методологической основой исследования явились: современная концепция теории и методики спортивной тренировки (Ю.В. Верхошанский, 1977, 1985; Л.В. Волков, 2002; В.М. Зациорский, 1970, 1979; В.В. Кузнецов,
1970; B.C. Левин, 1998; Л.П. Матвеев, 1974,1977,1991; Н.Г. Озолин, 1970;
В.Н. Платонов, 1986, 1994, 1997; Н.И. Пономарев, 1987, 1998; СЮ.Тюленьков, 1996; В.П. Филин, 1980) и по организационно-управленческим проблемам физической культуры и спорта (С.Н. Братановский, 1991; В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов, 1999, 2003; М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов, 2007; Д.А. Панков, 2001; И.И. Переверзин, 1987, 1998, 2004;А.В. Починкин, 2006; С.Г. Сейранов, 1995, 1996; В.В. Столбов, 1982; М.
Томич, 2005; С.С. Филиппов, 1996; В.А. Черепов, 1994).
Научная новизна. В работе попытались определить сенситивные периоды двигательных качеств, вратарей 13-17 лет. Из анализированных источников доказаны, что вратари отстают от полевых игроков по темпам прироста двигательных качеств на один год; установлены наибольшие резервы роста технической подготовленности юных футболистов, выявлены особенности соревновательной деятельности и количественные критерии оценки различных сторон тактической и общефизической подготовленности футбольных вратарей учебно-тренировочных групп.
Теоретическая значимость. Показано, что специфика тренировочной и соревновательной деятельности определяет особенности возрастных границ сенситивных периодов проявления основных двигательных способностей вратарей, по отношению к футболистам, играющим в поле.
Знание структуры и динамики физических качеств можно использовать для целенаправленного развития отдельных двигательных способностей и их сочетаний в те возрастные периоды, которые наиболее благоприятны для такого развития.
Практическая значимость результатов работы характеризуется возможностью их использования в следующих направлениях:
- в системе комплексного контроля за уровнем подготовленности вратарей учебно-тренировочных групп ДЮСШ;
- при планировании тренировочных нагрузок в соревновательном периоде годичного цикла подготовки вратарей 13-17 лет;
- при внесении коррекции в программно-нормативные документы для ДЮСШ по футболу в Республике Тыва;
- при написании курсовых и дипломных работ для студентов факультета
«Физическая культура и спорт» ТувГУ, училища Олимпийского резерва, педагогического колледжа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, можно заключить, что традиционная методика подготовки юных вратарей в большей степени направлена на развитие физических качеств, не являющихся определяющими, в то время как влияние на развитие ведущих физических качеств (быстрота, скоростно-силовые возможности, гибкость) не столь выражено.
Это может быть объяснено тем, что тренеры команд Тувы не занимаются тщательным анализом соревновательной деятельности своих подопечных, в частности вратарей, поэтому подбор тренировочных средств и их дозировка не вполне соответствуют требованиям игры, что снижает эффективность тренировочного воздействия.
Анализ ЧСС дает возможность судить о характере адаптационных процесс общефизической подготовленности юных вратарей мы контролировали показатели ЧСС при выполнении различных заданий.
Полученные данные показали, что в начале педагогического эксперимента различия в пульсовых характеристиках при выполнении тестовых заданий спортсменами экспериментальной и контрольной групп не имеют необходимой статистической значимости и, следовательно, недостоверны.
После того, как спортсмены обеих групп выполняли различные тренировочные программы, их количественные показатели ЧСС стали существенно отличаться. У вратарей экспериментальной группы после выполнения тестовых заданий показатели ЧСС ниже, чем у вратарей контрольной группы (снижение ЧСС на 10-12%). Это может говорить о том, что наряду с выявленным выше превосходством экспериментальной группы в показателях физической и технико-тактической подготовленности (табл. 7), у юных спортсменов сформировалось лучшее функциональное состояние организма, способствующее более эффективному выполнению физической работы и последующему восстановлению (снижение ЧСС от 12 до 21%).
В физической подготовке юных 13-17 лет, футболистов-вратарей преимущество определяется уровнем скоростно-силовой подготовки, повышение которой требует выполнения объема специальной силовой и скоростной работы. В футболе решающее значение имеет даже не столько величина объемов нагрузки, сколько их умелое использование.
В результате анализа специальной научно-методической литературы и результате анкетирования тренеров РТ по футболу, можно сделать следующее заключение, что особое внимание в подготовке юных вратарей должно уделяться в первую очередь общефизической подготовке, особенно юным вратарям.
Разработанная нами программа с методикой тренировки в подготовке юных футболистов-вратарей прошла успешную апробацию в ходе педагогического эксперимента ДЮСШ пос. Кызыл-Мажалык Республики Тыва. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной нами программы в общефизической подготовке юных футболистов 13-17 лет, в условиях ДЮСШ пос. Кызыл- Мажалык.



Акимов A.M. Записки вратаря. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 208 с. 2.Акимов A.M. Игра футбольного вратаря. - М.: Физкультура и спорт,1978. - 95с.
3. Андреев С.Н., Пискарев A.M., Игнатьев Б.П. Первенство Европы и Чемпионат мира по футболу среди юношей (16 лет) 1987 года - Методические рекомендации. - М., 1987. - 57 с.
4. Андружейчик М.Я., Семкин А.А., Шукан В.И. Некоторые показатели быстроты и скоростно-силовых качеств у футболистов // Вопросы теории и практики физической культуры. - Минск, 1979. - с. 14-19.
5. Антонио Мария Урибе Кардосо. Средства и методы скоростно- силовой подготовки юных футболистов 11-12 лет. - М., 1985.- 120с.
6. Арестов Ю.М. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков / Футбол: Учебник для институтов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978.-с. 208-212.
7. Асович И.М. Исследование скоростно-силовых качеств у подростков и юношей (на примере футбола). - М., 1968. – 132с.
8. Ашмарин Б.М. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 228 с.
9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 348 с.
10. Бондаревский Е.Я. Надежность тестов, используемых для характеристики моторики человека // Теория и практика физической культуры. - 1970. - №5.-с. 15-18.
11. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
12. Булкин В.А. Методология и технология предсоревновательной подготовки // Построение и содержание тренировочного процесса высоко квалифицированных спортсменов на этапах годичной подготовки. - М., 1988.-с. 32-40.
13. Вайцеховский С.М. Управление процессом тренировки: Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1977 - с. 24-28.
14. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 239 с.
15. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.
16. Витковский Збигнев. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез. - М., 2003.- 201 с.
17. Гакаме Р.З. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-22 лет . - Краснодар, 1995. - 150с.
18. Гейтл Б. Техническая подготовка футболистов // Подготовка футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - с. 69-93.
19. Голомазов С.В., Чирова Б.Г. Тренировка вратаря. - М.: РГАФК, 1996.- 203с.
20. Гриндлер X., Пальке X., Хеммо X. Физическая подготовка футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - с. 229.
21. Грукаленко А.Н. Оптимальное соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе подготовки футболистов высокой квалификации - М., 1983. - с. 78.
22. Дьячков В.М. К вопросу управления процессом совершенствования технического мастерства спортсменов // Проблемы высшего спортивного мастерства. - М., 1969. - с. 1-13.
23. Железняк Ю.Д. Проблемы формирования двигательных навыков и тактических умений при обучении школьников волейболу: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1962 - 17 с.
24. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970.-200с.
25. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) под общей редакцией Карасева А.В. - М.: Лептос, 1994. - с. 338.
26. Зедгинидзе В.И. Программирование учебно-тренировочного процесса в спортивных играх: Сборник науч. трудов. - Л., 1988. - с. 43-52.
27. Зеленцов A.M., Базилевич О.П., Лобановский В.В. К вопросу об управлении развитием физических качеств футболиста в подготовительном периоде // Управление спортивной тренировкой. - Киев, 1974-с. 54-58.
28. Зеленцов A.M., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе. - Киев: Здоров'я, 1985. - с. 134.
29. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты, выносливости. - М.: Физкультура и спорт, 1956. - с. 148.
30. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе - Краснодар, 1997. - с. 50.
31. Имандалиев Т.Т. Сопряженная физическая и технико-тактическая подготовка футболистов на этапе спортивного совершенствования - М., 1993.- с. 27.
32. Кириллов А.А. Содержание тренировки в подготовительном периоде у футболистов высокой квалификации: Метод. Рекомендации. - М., 1982 - с. 35.
33. Ковалев В.В. Соотношение тренировочных нагрузок у футболистов 14-15 лет с различным биологическим возрастом - М., 1986 - 128 с.
34. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - с. 2-5.
35. Кудрявцев В.Д. Исследование физических качеств мальчиков и их прогностическое значение для отбора в группы подготовки юных футболистов - М. - 1978. - 154 с.
36. Кузнецов А.А. Организационно-методическая структура учебно- тренировочного процесса в СДЮШОР по футболу: методические рекомендации. - М., 1990. - 69 с.
37. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 207 с.
38. Кучин В.А. Особенности методики физической подготовки юных регбистов на этапе углубленной спортивной тренировки: Автореф. дис... канд. пед. наук . - М., 1981. - 23 с.
39. Люкшинов Н.М. Состояние и тенденции развития современного футбола // Футбол: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - с. 20-24.
40. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 1989.-160с.
41. Макаренко В.Г. Управление физической подготовленностью юных футболистов на основе модельных характеристик: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1982. - 23 с.
42. Малиновский С.В. Применение систем программированного обучения в спорте. // Теория и практика физической культуры. - 1972. - № 3. - с. 15-17.
43. Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. -1991.-№12.-с. 11-20.
44. Морозов Ю.А. Оценка специальной работоспособности футболистов
// Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 8. - с. 35-39.
45. Морозов Ю.А. Предигровая разминка как фактор готовности футболиста к игре. -Л., 1982. – с. 131.
46. Мосягин С.И. Эффективность и качество - основа успеха // Ежегодник: Футбол. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - с. 28-29.
47. Мрус Мазан Ахмед. Совершенствование скоростной выносливости футболистов 14-15 лет на заключительном этапе подготовительного периода.- Киев, 1991. – С.29.
48. Мусагалиева Г.М., Кирина Л.Е. Возрастное становление функциональных показателей детей 12-15 лет, занимающихся футболом, плаванием и гимнастикой // Система многолетней подготовки юных спортсменов. - Алма-Ата, 1985. - с. 38-41.
49. Мусралиев К.И. Соотношение специфических и неспецифических средств подготовки при повышении выносливости юных футболистов. - М., 1984. -121 с.
50. Мынарски В. Факторная структура координационных способностей детей и молодежи 8-18 лет // Теория и практика физической культуры, 1994. -№10.-с. 29-35.
51. Набоков Б.П. О тренировке вратаря // Футбол сегодня и завтра. - М., 1963. - с. 160-173.
52. Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. - М., 1998.-288с.
53. Озеров В.А. Сочетание непрерывного и интервального методов тренировки как фактор управления физической подготовкой футболистов высокой квалификации. - М., 1990. – С.24.
54. Подготовка молодого футболиста / Под ред. Я. Палфаи. - М.: Физкультура и спорт, 1973.- 148с.
55. Программирование учебно-тренировочного процесса в спортивных играх: Сборник научных трудов / ГЦОЛИФК им. Лесгафта. - Л., 1988. - 277 с.
56. Романенко А.Н., Джус О.Н., Дагадин М.Е. Книга тренера по футболу.- Киев: Здоров'я, 1988. - 250 с.
57. Савин С.А. Футболист в игре и тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1975.- 108с.
58. Соломонко О.В. Тренировка вратаря в футболе. - Киев: Здоров'я, 1986. - 128с.
59. Сухачев С.Г. Индивидуализация развития скоростно-силовых качеств юных футболистов 15-16 лет с учетом периодических изменений их функциональной готовности. – М., 1999. – 144 с.
60. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола. - Волгоград, 1997. - 74 с.
61. Шамардин А.И. Исследование игровой деятельности вратаря в футболе и экспериментальное обоснование методики подготовки. - М., 1979.– С.15.
62. Шамардин В.Н. Исследование физических нагрузок юных футболистов (15-17 лет) в годичном цикле тренировки. - М., 1980.- С. 55.
63. Шамардин А.И. Содержание технико-тактических действий вратарей в условиях игры и тренировки // Футбол: Ежегодник. - М., 1983. - с 48.
64. Шамардин А.И. Технология оптимизации функциональной подготовленности футболистов. - М., 2000. - 150 с.
65. Чулибаев Д.В., Скоморохов Е.В., Тюленьков С.Ю. Тренировочные микроциклы скоростно-силовой направленности в подготовке юных футболистов: Методические рекомендации. - 1996. - 24 с.
66. Юный футболист: Учебное пособие для тренеров / Под ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилина. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 225 с.
67. Ясер Абделазим Салем. Скоростно-силовая подготовка юных футболистов учебно-тренировочных групп спортивных школ (3-4 года обучения). - М., 1989. – С. 33.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ