Формирование технико-тактических действий у юных вратарей к соревновательной деятельности
|
Введение
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 3. Обоснование методики технико-тактической и общефизической подготовки и соревновательной деятельности юных вратарей и результаты исследования
Заключение
ВЫВОДЫ
Список использованной литературы
Приложение
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 3. Обоснование методики технико-тактической и общефизической подготовки и соревновательной деятельности юных вратарей и результаты исследования
Заключение
ВЫВОДЫ
Список использованной литературы
Приложение
В командных игровых видах спорта вратарь является одной из ключевых фигур. В этом смысле важное значение для успеха команды приобретает подготовка вратарей, играющих в силу специфики игры особую роль. Активным изучением спортивной деятельности вратарей в спортивных играх специалисты занимаются более 30-ти лет. В работах ряда авторов приводятся модельные характеристики игроков этого амплуа (А.М. Акимов, 1978; С.В. Голомазов, 2003; Н.Л. Ионова,1997; Е.О. Надеждин, 2003) есть работы, детально анализирующие особенности соревновательной деятельности (Г.В. Епихин, 1984; Н.Л. Ионова,1997; В.В. Крутских, 2000). Чтобы разработать эффективную программу их спортивной подготовки, необходимо иметь объективные результаты педагогического контроля качественных и количественных характеристик тренировочной и соревновательной деятельности футболистов высокой квалификации, данные о физиологической нагрузке в условиях соревнований, динамике подготовленности спортсменов. Поэтому рассмотрение ряда особенностей подготовки мини-футбольных вратарей нашло отражение в работах ряда авторов (С.Н. Андреев, 2004; С.Н. Андреев, 2006; В.С. Левин, 1997; С.Ю. Тюленьков, 2000). К сожалению, специальных исследований, направленных на выявление особенностей подготовки и педагогического контроля подготовленности вратарей в мини-футболе, до настоящего времени не проводилось. Таким образом, разработка программы физической и технико- тактической подготовки вратарей на основе педагогического контроля подготовленности является актуальной и своевременной.
Актуальность. Отечественный футбол после очевидного спада на протяжении последнего десятилетия, перешел в стадию повышения технико- тактического мастерства и зрелищности игры команд премьер лиги.
С одной стороны, это связано с большим притоком в российские команды зарубежных футболистов, с другой, существенным уменьшением рассогласования в уровне мастерства "лидеров" и "аутсайдеров".
В то же время постоянно ощущается явный дефицит талантливых отечественных игроков, что косвенно свидетельствует о снижении эффективности работы системы подготовки спортивных резервов, а следовательно и специалистов этой отрасли.
Выход из создавшегося положения во многом связан с внедрением" в методику подготовки спортивного резерва современных научно- методических основ управления и организации тренировочного процесса, которые нашли отражение в фундаментальных исследованиях последних лет (А.А. Сучилин, 1996; А.П. Золотарев, 1997; Г.С. Лалаков, 1998; А.И. Шамардин, 2000).
Специалисты отмечают, что существенные резервы роста мастерства футболистов кроются в повышении скорости выполнения технических приемов, за счет нахождения путей совершенствования физической подготовленности игроков и, особенно, ее скоростно-силового компонента.
Вопросом воспитания двигательных качеств футболистов разного возраста и квалификации посвящено значительное количество работ, но все они, как правило, проведены с участием полевых игроков, в то время, как различные аспекты соревновательной и тренировочной деятельности вратарей остаются малоизученными и недостаточно разработанными.
Как правило, основы вратарского мастерства были объектом внимания самих вратарей, накопивших богатый практический опыт (В. Гранаткин, Е. Фокин, 1953; Б.П. Набоков, 1963; A.M. Акимов, 1968, 1978 и др.). В этих и других работах всесторонне рассматриваются вопросы техники и тактики вратарского искусства, но вопросы организации физической подготовки раскрываются лишь с позиций первостепенного влияния двигательных качеств на уровень и качество игры.
К наиболее фундаментальным исследованиям, посвященным подготовке квалифицированных футбольных вратарей и их ближайшего резерва следует отнести работу А.И. Шамардина (1978), но и в ней вопросы физической подготовки игроков данного амплуа рассматриваются фрагментарно.
В настоящее время сложилась ситуация, когда в командах мастеров существует практика работы тренеров по подготовке вратарей, а в детско- юношеском футболе данная работа отсутствует. При этом тренировка вратарей проходит, как правило, в составе всей команды и не имеет специализированной направленности.
Наконец отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.
Объектом исследования являлись учебно-тренировочный процесс и соревновательная деятельность у юных вратарей в футболе.
Предметом исследования являлись средства и методы технико- тактической подготовки юных вратарей 13-17 лет.
Гипотеза: предполагается, что программирование тренировочного процесса, основанного на объективном учете уровня и структуры технико- тактической и общефизической подготовленности юных вратарей, а также знание особенностей возрастной динамики их двигательных способностей позволит оптимизировать соревновательную деятельность, что обеспечит планомерный рост двигательного потенциала юных игроков данного амплуа.
Цель исследования – повышение эффективности соревновательной деятельности юных вратарей в футболе на основе эффективного подхода в совершенствовании технико-тактической подготовленности.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Выявить средства и методы технико-тактической подготовки и особенности соревновательной деятельности юных вратарей.
3. На основе анализа особенностей соревновательной деятельности разработать и экспериментально обосновать программу подготовки юных футбольных вратарей в условиях ДЮСШ.
Методологической основой исследования явились: современная концепция теории и методики спортивной тренировки (Ю.В. Верхошанский, 1977, 1985; Л.В. Волков, 2002; В.М. Зациорский, 1970, 1979; В.В. Кузнецов,
1970; B.C. Левин, 1998; Л.П. Матвеев, 1974,1977,1991; Н.Г. Озолин, 1970;
В.Н. Платонов, 1986, 1994, 1997; Н.И. Пономарев, 1987, 1998; СЮ.Тюленьков, 1996; В.П. Филин, 1980) и по организационно-управленческим проблемам физической культуры и спорта (С.Н. Братановский, 1991; В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов, 1999, 2003; М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов, 2007; Д.А. Панков, 2001; И.И. Переверзин, 1987, 1998, 2004;А.В. Починкин, 2006; С.Г. Сейранов, 1995, 1996; В.В. Столбов, 1982; М.
Томич, 2005; С.С. Филиппов, 1996; В.А. Черепов, 1994).
Научная новизна. В работе попытались определить сенситивные периоды двигательных качеств, вратарей 13-17 лет. Из анализированных источников доказаны, что вратари отстают от полевых игроков по темпам прироста двигательных качеств на один год; установлены наибольшие резервы роста технической подготовленности юных футболистов, выявлены особенности соревновательной деятельности и количественные критерии оценки различных сторон тактической и общефизической подготовленности футбольных вратарей учебно-тренировочных групп.
Теоретическая значимость. Показано, что специфика тренировочной и соревновательной деятельности определяет особенности возрастных границ сенситивных периодов проявления основных двигательных способностей вратарей, по отношению к футболистам, играющим в поле.
Знание структуры и динамики физических качеств можно использовать для целенаправленного развития отдельных двигательных способностей и их сочетаний в те возрастные периоды, которые наиболее благоприятны для такого развития.
Практическая значимость результатов работы характеризуется возможностью их использования в следующих направлениях:
- в системе комплексного контроля за уровнем подготовленности вратарей учебно-тренировочных групп ДЮСШ;
- при планировании тренировочных нагрузок в соревновательном периоде годичного цикла подготовки вратарей 13-17 лет;
- при внесении коррекции в программно-нормативные документы для ДЮСШ по футболу в Республике Тыва;
- при написании курсовых и дипломных работ для студентов факультета
«Физическая культура и спорт» ТувГУ, училища Олимпийского резерва, педагогического колледжа.
Актуальность. Отечественный футбол после очевидного спада на протяжении последнего десятилетия, перешел в стадию повышения технико- тактического мастерства и зрелищности игры команд премьер лиги.
С одной стороны, это связано с большим притоком в российские команды зарубежных футболистов, с другой, существенным уменьшением рассогласования в уровне мастерства "лидеров" и "аутсайдеров".
В то же время постоянно ощущается явный дефицит талантливых отечественных игроков, что косвенно свидетельствует о снижении эффективности работы системы подготовки спортивных резервов, а следовательно и специалистов этой отрасли.
Выход из создавшегося положения во многом связан с внедрением" в методику подготовки спортивного резерва современных научно- методических основ управления и организации тренировочного процесса, которые нашли отражение в фундаментальных исследованиях последних лет (А.А. Сучилин, 1996; А.П. Золотарев, 1997; Г.С. Лалаков, 1998; А.И. Шамардин, 2000).
Специалисты отмечают, что существенные резервы роста мастерства футболистов кроются в повышении скорости выполнения технических приемов, за счет нахождения путей совершенствования физической подготовленности игроков и, особенно, ее скоростно-силового компонента.
Вопросом воспитания двигательных качеств футболистов разного возраста и квалификации посвящено значительное количество работ, но все они, как правило, проведены с участием полевых игроков, в то время, как различные аспекты соревновательной и тренировочной деятельности вратарей остаются малоизученными и недостаточно разработанными.
Как правило, основы вратарского мастерства были объектом внимания самих вратарей, накопивших богатый практический опыт (В. Гранаткин, Е. Фокин, 1953; Б.П. Набоков, 1963; A.M. Акимов, 1968, 1978 и др.). В этих и других работах всесторонне рассматриваются вопросы техники и тактики вратарского искусства, но вопросы организации физической подготовки раскрываются лишь с позиций первостепенного влияния двигательных качеств на уровень и качество игры.
К наиболее фундаментальным исследованиям, посвященным подготовке квалифицированных футбольных вратарей и их ближайшего резерва следует отнести работу А.И. Шамардина (1978), но и в ней вопросы физической подготовки игроков данного амплуа рассматриваются фрагментарно.
В настоящее время сложилась ситуация, когда в командах мастеров существует практика работы тренеров по подготовке вратарей, а в детско- юношеском футболе данная работа отсутствует. При этом тренировка вратарей проходит, как правило, в составе всей команды и не имеет специализированной направленности.
Наконец отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.
Объектом исследования являлись учебно-тренировочный процесс и соревновательная деятельность у юных вратарей в футболе.
Предметом исследования являлись средства и методы технико- тактической подготовки юных вратарей 13-17 лет.
Гипотеза: предполагается, что программирование тренировочного процесса, основанного на объективном учете уровня и структуры технико- тактической и общефизической подготовленности юных вратарей, а также знание особенностей возрастной динамики их двигательных способностей позволит оптимизировать соревновательную деятельность, что обеспечит планомерный рост двигательного потенциала юных игроков данного амплуа.
Цель исследования – повышение эффективности соревновательной деятельности юных вратарей в футболе на основе эффективного подхода в совершенствовании технико-тактической подготовленности.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Выявить средства и методы технико-тактической подготовки и особенности соревновательной деятельности юных вратарей.
3. На основе анализа особенностей соревновательной деятельности разработать и экспериментально обосновать программу подготовки юных футбольных вратарей в условиях ДЮСШ.
Методологической основой исследования явились: современная концепция теории и методики спортивной тренировки (Ю.В. Верхошанский, 1977, 1985; Л.В. Волков, 2002; В.М. Зациорский, 1970, 1979; В.В. Кузнецов,
1970; B.C. Левин, 1998; Л.П. Матвеев, 1974,1977,1991; Н.Г. Озолин, 1970;
В.Н. Платонов, 1986, 1994, 1997; Н.И. Пономарев, 1987, 1998; СЮ.Тюленьков, 1996; В.П. Филин, 1980) и по организационно-управленческим проблемам физической культуры и спорта (С.Н. Братановский, 1991; В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов, 1999, 2003; М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов, 2007; Д.А. Панков, 2001; И.И. Переверзин, 1987, 1998, 2004;А.В. Починкин, 2006; С.Г. Сейранов, 1995, 1996; В.В. Столбов, 1982; М.
Томич, 2005; С.С. Филиппов, 1996; В.А. Черепов, 1994).
Научная новизна. В работе попытались определить сенситивные периоды двигательных качеств, вратарей 13-17 лет. Из анализированных источников доказаны, что вратари отстают от полевых игроков по темпам прироста двигательных качеств на один год; установлены наибольшие резервы роста технической подготовленности юных футболистов, выявлены особенности соревновательной деятельности и количественные критерии оценки различных сторон тактической и общефизической подготовленности футбольных вратарей учебно-тренировочных групп.
Теоретическая значимость. Показано, что специфика тренировочной и соревновательной деятельности определяет особенности возрастных границ сенситивных периодов проявления основных двигательных способностей вратарей, по отношению к футболистам, играющим в поле.
Знание структуры и динамики физических качеств можно использовать для целенаправленного развития отдельных двигательных способностей и их сочетаний в те возрастные периоды, которые наиболее благоприятны для такого развития.
Практическая значимость результатов работы характеризуется возможностью их использования в следующих направлениях:
- в системе комплексного контроля за уровнем подготовленности вратарей учебно-тренировочных групп ДЮСШ;
- при планировании тренировочных нагрузок в соревновательном периоде годичного цикла подготовки вратарей 13-17 лет;
- при внесении коррекции в программно-нормативные документы для ДЮСШ по футболу в Республике Тыва;
- при написании курсовых и дипломных работ для студентов факультета
«Физическая культура и спорт» ТувГУ, училища Олимпийского резерва, педагогического колледжа.
Таким образом, можно заключить, что традиционная методика подготовки юных вратарей в большей степени направлена на развитие физических качеств, не являющихся определяющими, в то время как влияние на развитие ведущих физических качеств (быстрота, скоростно-силовые возможности, гибкость) не столь выражено.
Это может быть объяснено тем, что тренеры команд Тувы не занимаются тщательным анализом соревновательной деятельности своих подопечных, в частности вратарей, поэтому подбор тренировочных средств и их дозировка не вполне соответствуют требованиям игры, что снижает эффективность тренировочного воздействия.
Анализ ЧСС дает возможность судить о характере адаптационных процесс общефизической подготовленности юных вратарей мы контролировали показатели ЧСС при выполнении различных заданий.
Полученные данные показали, что в начале педагогического эксперимента различия в пульсовых характеристиках при выполнении тестовых заданий спортсменами экспериментальной и контрольной групп не имеют необходимой статистической значимости и, следовательно, недостоверны.
После того, как спортсмены обеих групп выполняли различные тренировочные программы, их количественные показатели ЧСС стали существенно отличаться. У вратарей экспериментальной группы после выполнения тестовых заданий показатели ЧСС ниже, чем у вратарей контрольной группы (снижение ЧСС на 10-12%). Это может говорить о том, что наряду с выявленным выше превосходством экспериментальной группы в показателях физической и технико-тактической подготовленности (табл. 7), у юных спортсменов сформировалось лучшее функциональное состояние организма, способствующее более эффективному выполнению физической работы и последующему восстановлению (снижение ЧСС от 12 до 21%).
В физической подготовке юных 13-17 лет, футболистов-вратарей преимущество определяется уровнем скоростно-силовой подготовки, повышение которой требует выполнения объема специальной силовой и скоростной работы. В футболе решающее значение имеет даже не столько величина объемов нагрузки, сколько их умелое использование.
В результате анализа специальной научно-методической литературы и результате анкетирования тренеров РТ по футболу, можно сделать следующее заключение, что особое внимание в подготовке юных вратарей должно уделяться в первую очередь общефизической подготовке, особенно юным вратарям.
Разработанная нами программа с методикой тренировки в подготовке юных футболистов-вратарей прошла успешную апробацию в ходе педагогического эксперимента ДЮСШ пос. Кызыл-Мажалык Республики Тыва. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной нами программы в общефизической подготовке юных футболистов 13-17 лет, в условиях ДЮСШ пос. Кызыл- Мажалык.
Это может быть объяснено тем, что тренеры команд Тувы не занимаются тщательным анализом соревновательной деятельности своих подопечных, в частности вратарей, поэтому подбор тренировочных средств и их дозировка не вполне соответствуют требованиям игры, что снижает эффективность тренировочного воздействия.
Анализ ЧСС дает возможность судить о характере адаптационных процесс общефизической подготовленности юных вратарей мы контролировали показатели ЧСС при выполнении различных заданий.
Полученные данные показали, что в начале педагогического эксперимента различия в пульсовых характеристиках при выполнении тестовых заданий спортсменами экспериментальной и контрольной групп не имеют необходимой статистической значимости и, следовательно, недостоверны.
После того, как спортсмены обеих групп выполняли различные тренировочные программы, их количественные показатели ЧСС стали существенно отличаться. У вратарей экспериментальной группы после выполнения тестовых заданий показатели ЧСС ниже, чем у вратарей контрольной группы (снижение ЧСС на 10-12%). Это может говорить о том, что наряду с выявленным выше превосходством экспериментальной группы в показателях физической и технико-тактической подготовленности (табл. 7), у юных спортсменов сформировалось лучшее функциональное состояние организма, способствующее более эффективному выполнению физической работы и последующему восстановлению (снижение ЧСС от 12 до 21%).
В физической подготовке юных 13-17 лет, футболистов-вратарей преимущество определяется уровнем скоростно-силовой подготовки, повышение которой требует выполнения объема специальной силовой и скоростной работы. В футболе решающее значение имеет даже не столько величина объемов нагрузки, сколько их умелое использование.
В результате анализа специальной научно-методической литературы и результате анкетирования тренеров РТ по футболу, можно сделать следующее заключение, что особое внимание в подготовке юных вратарей должно уделяться в первую очередь общефизической подготовке, особенно юным вратарям.
Разработанная нами программа с методикой тренировки в подготовке юных футболистов-вратарей прошла успешную апробацию в ходе педагогического эксперимента ДЮСШ пос. Кызыл-Мажалык Республики Тыва. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной нами программы в общефизической подготовке юных футболистов 13-17 лет, в условиях ДЮСШ пос. Кызыл- Мажалык.
Подобные работы
- Совершенствование технико-тактических действий юных футболистов в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА УПРОЩЕННЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ 14-16 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Повышение уровня технико-тактической подготовленности обучающихся 7-9 классов, занимающихся футболом
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТА ВРАТАРЯ НА ПРИМЕРЕ 13-14 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование скоростных качеств и основных технических действий футболистов 18-25 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование техники игры ловушкой хоккейного вратаря на этапе спортивной специализации
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 16-17 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВНЕДРЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФУТБОЛИСТОВ 10-11 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Развитие двигательной реакции у вратарей 12-14 лет специализирующихся в минифутболе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016



