Введение
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 3. Обоснование методики технико-тактической и общефизической подготовки и соревновательной деятельности юных вратарей и результаты исследования
Заключение
ВЫВОДЫ
Список использованной литературы
Приложение
В командных игровых видах спорта вратарь является одной из ключевых фигур. В этом смысле важное значение для успеха команды приобретает подготовка вратарей, играющих в силу специфики игры особую роль. Активным изучением спортивной деятельности вратарей в спортивных играх специалисты занимаются более 30-ти лет. В работах ряда авторов приводятся модельные характеристики игроков этого амплуа (А.М. Акимов, 1978; С.В. Голомазов, 2003; Н.Л. Ионова,1997; Е.О. Надеждин, 2003) есть работы, детально анализирующие особенности соревновательной деятельности (Г.В. Епихин, 1984; Н.Л. Ионова,1997; В.В. Крутских, 2000). Чтобы разработать эффективную программу их спортивной подготовки, необходимо иметь объективные результаты педагогического контроля качественных и количественных характеристик тренировочной и соревновательной деятельности футболистов высокой квалификации, данные о физиологической нагрузке в условиях соревнований, динамике подготовленности спортсменов. Поэтому рассмотрение ряда особенностей подготовки мини-футбольных вратарей нашло отражение в работах ряда авторов (С.Н. Андреев, 2004; С.Н. Андреев, 2006; В.С. Левин, 1997; С.Ю. Тюленьков, 2000). К сожалению, специальных исследований, направленных на выявление особенностей подготовки и педагогического контроля подготовленности вратарей в мини-футболе, до настоящего времени не проводилось. Таким образом, разработка программы физической и технико- тактической подготовки вратарей на основе педагогического контроля подготовленности является актуальной и своевременной.
Актуальность. Отечественный футбол после очевидного спада на протяжении последнего десятилетия, перешел в стадию повышения технико- тактического мастерства и зрелищности игры команд премьер лиги.
С одной стороны, это связано с большим притоком в российские команды зарубежных футболистов, с другой, существенным уменьшением рассогласования в уровне мастерства "лидеров" и "аутсайдеров".
В то же время постоянно ощущается явный дефицит талантливых отечественных игроков, что косвенно свидетельствует о снижении эффективности работы системы подготовки спортивных резервов, а следовательно и специалистов этой отрасли.
Выход из создавшегося положения во многом связан с внедрением" в методику подготовки спортивного резерва современных научно- методических основ управления и организации тренировочного процесса, которые нашли отражение в фундаментальных исследованиях последних лет (А.А. Сучилин, 1996; А.П. Золотарев, 1997; Г.С. Лалаков, 1998; А.И. Шамардин, 2000).
Специалисты отмечают, что существенные резервы роста мастерства футболистов кроются в повышении скорости выполнения технических приемов, за счет нахождения путей совершенствования физической подготовленности игроков и, особенно, ее скоростно-силового компонента.
Вопросом воспитания двигательных качеств футболистов разного возраста и квалификации посвящено значительное количество работ, но все они, как правило, проведены с участием полевых игроков, в то время, как различные аспекты соревновательной и тренировочной деятельности вратарей остаются малоизученными и недостаточно разработанными.
Как правило, основы вратарского мастерства были объектом внимания самих вратарей, накопивших богатый практический опыт (В. Гранаткин, Е. Фокин, 1953; Б.П. Набоков, 1963; A.M. Акимов, 1968, 1978 и др.). В этих и других работах всесторонне рассматриваются вопросы техники и тактики вратарского искусства, но вопросы организации физической подготовки раскрываются лишь с позиций первостепенного влияния двигательных качеств на уровень и качество игры.
К наиболее фундаментальным исследованиям, посвященным подготовке квалифицированных футбольных вратарей и их ближайшего резерва следует отнести работу А.И. Шамардина (1978), но и в ней вопросы физической подготовки игроков данного амплуа рассматриваются фрагментарно.
В настоящее время сложилась ситуация, когда в командах мастеров существует практика работы тренеров по подготовке вратарей, а в детско- юношеском футболе данная работа отсутствует. При этом тренировка вратарей проходит, как правило, в составе всей команды и не имеет специализированной направленности.
Наконец отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.
Объектом исследования являлись учебно-тренировочный процесс и соревновательная деятельность у юных вратарей в футболе.
Предметом исследования являлись средства и методы технико- тактической подготовки юных вратарей 13-17 лет.
Гипотеза: предполагается, что программирование тренировочного процесса, основанного на объективном учете уровня и структуры технико- тактической и общефизической подготовленности юных вратарей, а также знание особенностей возрастной динамики их двигательных способностей позволит оптимизировать соревновательную деятельность, что обеспечит планомерный рост двигательного потенциала юных игроков данного амплуа.
Цель исследования – повышение эффективности соревновательной деятельности юных вратарей в футболе на основе эффективного подхода в совершенствовании технико-тактической подготовленности.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Выявить средства и методы технико-тактической подготовки и особенности соревновательной деятельности юных вратарей.
3. На основе анализа особенностей соревновательной деятельности разработать и экспериментально обосновать программу подготовки юных футбольных вратарей в условиях ДЮСШ.
Методологической основой исследования явились: современная концепция теории и методики спортивной тренировки (Ю.В. Верхошанский, 1977, 1985; Л.В. Волков, 2002; В.М. Зациорский, 1970, 1979; В.В. Кузнецов,
1970; B.C. Левин, 1998; Л.П. Матвеев, 1974,1977,1991; Н.Г. Озолин, 1970;
В.Н. Платонов, 1986, 1994, 1997; Н.И. Пономарев, 1987, 1998; СЮ.Тюленьков, 1996; В.П. Филин, 1980) и по организационно-управленческим проблемам физической культуры и спорта (С.Н. Братановский, 1991; В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов, 1999, 2003; М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов, 2007; Д.А. Панков, 2001; И.И. Переверзин, 1987, 1998, 2004;А.В. Починкин, 2006; С.Г. Сейранов, 1995, 1996; В.В. Столбов, 1982; М.
Томич, 2005; С.С. Филиппов, 1996; В.А. Черепов, 1994).
Научная новизна. В работе попытались определить сенситивные периоды двигательных качеств, вратарей 13-17 лет. Из анализированных источников доказаны, что вратари отстают от полевых игроков по темпам прироста двигательных качеств на один год; установлены наибольшие резервы роста технической подготовленности юных футболистов, выявлены особенности соревновательной деятельности и количественные критерии оценки различных сторон тактической и общефизической подготовленности футбольных вратарей учебно-тренировочных групп.
Теоретическая значимость. Показано, что специфика тренировочной и соревновательной деятельности определяет особенности возрастных границ сенситивных периодов проявления основных двигательных способностей вратарей, по отношению к футболистам, играющим в поле.
Знание структуры и динамики физических качеств можно использовать для целенаправленного развития отдельных двигательных способностей и их сочетаний в те возрастные периоды, которые наиболее благоприятны для такого развития.
Практическая значимость результатов работы характеризуется возможностью их использования в следующих направлениях:
- в системе комплексного контроля за уровнем подготовленности вратарей учебно-тренировочных групп ДЮСШ;
- при планировании тренировочных нагрузок в соревновательном периоде годичного цикла подготовки вратарей 13-17 лет;
- при внесении коррекции в программно-нормативные документы для ДЮСШ по футболу в Республике Тыва;
- при написании курсовых и дипломных работ для студентов факультета
«Физическая культура и спорт» ТувГУ, училища Олимпийского резерва, педагогического колледжа.
Таким образом, можно заключить, что традиционная методика подготовки юных вратарей в большей степени направлена на развитие физических качеств, не являющихся определяющими, в то время как влияние на развитие ведущих физических качеств (быстрота, скоростно-силовые возможности, гибкость) не столь выражено.
Это может быть объяснено тем, что тренеры команд Тувы не занимаются тщательным анализом соревновательной деятельности своих подопечных, в частности вратарей, поэтому подбор тренировочных средств и их дозировка не вполне соответствуют требованиям игры, что снижает эффективность тренировочного воздействия.
Анализ ЧСС дает возможность судить о характере адаптационных процесс общефизической подготовленности юных вратарей мы контролировали показатели ЧСС при выполнении различных заданий.
Полученные данные показали, что в начале педагогического эксперимента различия в пульсовых характеристиках при выполнении тестовых заданий спортсменами экспериментальной и контрольной групп не имеют необходимой статистической значимости и, следовательно, недостоверны.
После того, как спортсмены обеих групп выполняли различные тренировочные программы, их количественные показатели ЧСС стали существенно отличаться. У вратарей экспериментальной группы после выполнения тестовых заданий показатели ЧСС ниже, чем у вратарей контрольной группы (снижение ЧСС на 10-12%). Это может говорить о том, что наряду с выявленным выше превосходством экспериментальной группы в показателях физической и технико-тактической подготовленности (табл. 7), у юных спортсменов сформировалось лучшее функциональное состояние организма, способствующее более эффективному выполнению физической работы и последующему восстановлению (снижение ЧСС от 12 до 21%).
В физической подготовке юных 13-17 лет, футболистов-вратарей преимущество определяется уровнем скоростно-силовой подготовки, повышение которой требует выполнения объема специальной силовой и скоростной работы. В футболе решающее значение имеет даже не столько величина объемов нагрузки, сколько их умелое использование.
В результате анализа специальной научно-методической литературы и результате анкетирования тренеров РТ по футболу, можно сделать следующее заключение, что особое внимание в подготовке юных вратарей должно уделяться в первую очередь общефизической подготовке, особенно юным вратарям.
Разработанная нами программа с методикой тренировки в подготовке юных футболистов-вратарей прошла успешную апробацию в ходе педагогического эксперимента ДЮСШ пос. Кызыл-Мажалык Республики Тыва. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной нами программы в общефизической подготовке юных футболистов 13-17 лет, в условиях ДЮСШ пос. Кызыл- Мажалык.
Акимов A.M. Записки вратаря. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 208 с. 2.Акимов A.M. Игра футбольного вратаря. - М.: Физкультура и спорт,1978. - 95с.
3. Андреев С.Н., Пискарев A.M., Игнатьев Б.П. Первенство Европы и Чемпионат мира по футболу среди юношей (16 лет) 1987 года - Методические рекомендации. - М., 1987. - 57 с.
4. Андружейчик М.Я., Семкин А.А., Шукан В.И. Некоторые показатели быстроты и скоростно-силовых качеств у футболистов // Вопросы теории и практики физической культуры. - Минск, 1979. - с. 14-19.
5. Антонио Мария Урибе Кардосо. Средства и методы скоростно- силовой подготовки юных футболистов 11-12 лет. - М., 1985.- 120с.
6. Арестов Ю.М. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков / Футбол: Учебник для институтов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978.-с. 208-212.
7. Асович И.М. Исследование скоростно-силовых качеств у подростков и юношей (на примере футбола). - М., 1968. – 132с.
8. Ашмарин Б.М. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 228 с.
9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 348 с.
10. Бондаревский Е.Я. Надежность тестов, используемых для характеристики моторики человека // Теория и практика физической культуры. - 1970. - №5.-с. 15-18.
11. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
12. Булкин В.А. Методология и технология предсоревновательной подготовки // Построение и содержание тренировочного процесса высоко квалифицированных спортсменов на этапах годичной подготовки. - М., 1988.-с. 32-40.
13. Вайцеховский С.М. Управление процессом тренировки: Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1977 - с. 24-28.
14. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 239 с.
15. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.
16. Витковский Збигнев. Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез. - М., 2003.- 201 с.
17. Гакаме Р.З. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-22 лет . - Краснодар, 1995. - 150с.
18. Гейтл Б. Техническая подготовка футболистов // Подготовка футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - с. 69-93.
19. Голомазов С.В., Чирова Б.Г. Тренировка вратаря. - М.: РГАФК, 1996.- 203с.
20. Гриндлер X., Пальке X., Хеммо X. Физическая подготовка футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - с. 229.
21. Грукаленко А.Н. Оптимальное соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе подготовки футболистов высокой квалификации - М., 1983. - с. 78.
22. Дьячков В.М. К вопросу управления процессом совершенствования технического мастерства спортсменов // Проблемы высшего спортивного мастерства. - М., 1969. - с. 1-13.
23. Железняк Ю.Д. Проблемы формирования двигательных навыков и тактических умений при обучении школьников волейболу: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1962 - 17 с.
24. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970.-200с.
25. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) под общей редакцией Карасева А.В. - М.: Лептос, 1994. - с. 338.
26. Зедгинидзе В.И. Программирование учебно-тренировочного процесса в спортивных играх: Сборник науч. трудов. - Л., 1988. - с. 43-52.
27. Зеленцов A.M., Базилевич О.П., Лобановский В.В. К вопросу об управлении развитием физических качеств футболиста в подготовительном периоде // Управление спортивной тренировкой. - Киев, 1974-с. 54-58.
28. Зеленцов A.M., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе. - Киев: Здоров'я, 1985. - с. 134.
29. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты, выносливости. - М.: Физкультура и спорт, 1956. - с. 148.
30. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе - Краснодар, 1997. - с. 50.
31. Имандалиев Т.Т. Сопряженная физическая и технико-тактическая подготовка футболистов на этапе спортивного совершенствования - М., 1993.- с. 27.
32. Кириллов А.А. Содержание тренировки в подготовительном периоде у футболистов высокой квалификации: Метод. Рекомендации. - М., 1982 - с. 35.
33. Ковалев В.В. Соотношение тренировочных нагрузок у футболистов 14-15 лет с различным биологическим возрастом - М., 1986 - 128 с.
34. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - с. 2-5.
35. Кудрявцев В.Д. Исследование физических качеств мальчиков и их прогностическое значение для отбора в группы подготовки юных футболистов - М. - 1978. - 154 с.
36. Кузнецов А.А. Организационно-методическая структура учебно- тренировочного процесса в СДЮШОР по футболу: методические рекомендации. - М., 1990. - 69 с.
37. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 207 с.
38. Кучин В.А. Особенности методики физической подготовки юных регбистов на этапе углубленной спортивной тренировки: Автореф. дис... канд. пед. наук . - М., 1981. - 23 с.
39. Люкшинов Н.М. Состояние и тенденции развития современного футбола // Футбол: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - с. 20-24.
40. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 1989.-160с.
41. Макаренко В.Г. Управление физической подготовленностью юных футболистов на основе модельных характеристик: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1982. - 23 с.
42. Малиновский С.В. Применение систем программированного обучения в спорте. // Теория и практика физической культуры. - 1972. - № 3. - с. 15-17.
43. Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. -1991.-№12.-с. 11-20.
44. Морозов Ю.А. Оценка специальной работоспособности футболистов
// Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 8. - с. 35-39.
45. Морозов Ю.А. Предигровая разминка как фактор готовности футболиста к игре. -Л., 1982. – с. 131.
46. Мосягин С.И. Эффективность и качество - основа успеха // Ежегодник: Футбол. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - с. 28-29.
47. Мрус Мазан Ахмед. Совершенствование скоростной выносливости футболистов 14-15 лет на заключительном этапе подготовительного периода.- Киев, 1991. – С.29.
48. Мусагалиева Г.М., Кирина Л.Е. Возрастное становление функциональных показателей детей 12-15 лет, занимающихся футболом, плаванием и гимнастикой // Система многолетней подготовки юных спортсменов. - Алма-Ата, 1985. - с. 38-41.
49. Мусралиев К.И. Соотношение специфических и неспецифических средств подготовки при повышении выносливости юных футболистов. - М., 1984. -121 с.
50. Мынарски В. Факторная структура координационных способностей детей и молодежи 8-18 лет // Теория и практика физической культуры, 1994. -№10.-с. 29-35.
51. Набоков Б.П. О тренировке вратаря // Футбол сегодня и завтра. - М., 1963. - с. 160-173.
52. Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. - М., 1998.-288с.
53. Озеров В.А. Сочетание непрерывного и интервального методов тренировки как фактор управления физической подготовкой футболистов высокой квалификации. - М., 1990. – С.24.
54. Подготовка молодого футболиста / Под ред. Я. Палфаи. - М.: Физкультура и спорт, 1973.- 148с.
55. Программирование учебно-тренировочного процесса в спортивных играх: Сборник научных трудов / ГЦОЛИФК им. Лесгафта. - Л., 1988. - 277 с.
56. Романенко А.Н., Джус О.Н., Дагадин М.Е. Книга тренера по футболу.- Киев: Здоров'я, 1988. - 250 с.
57. Савин С.А. Футболист в игре и тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1975.- 108с.
58. Соломонко О.В. Тренировка вратаря в футболе. - Киев: Здоров'я, 1986. - 128с.
59. Сухачев С.Г. Индивидуализация развития скоростно-силовых качеств юных футболистов 15-16 лет с учетом периодических изменений их функциональной готовности. – М., 1999. – 144 с.
60. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола. - Волгоград, 1997. - 74 с.
61. Шамардин А.И. Исследование игровой деятельности вратаря в футболе и экспериментальное обоснование методики подготовки. - М., 1979.– С.15.
62. Шамардин В.Н. Исследование физических нагрузок юных футболистов (15-17 лет) в годичном цикле тренировки. - М., 1980.- С. 55.
63. Шамардин А.И. Содержание технико-тактических действий вратарей в условиях игры и тренировки // Футбол: Ежегодник. - М., 1983. - с 48.
64. Шамардин А.И. Технология оптимизации функциональной подготовленности футболистов. - М., 2000. - 150 с.
65. Чулибаев Д.В., Скоморохов Е.В., Тюленьков С.Ю. Тренировочные микроциклы скоростно-силовой направленности в подготовке юных футболистов: Методические рекомендации. - 1996. - 24 с.
66. Юный футболист: Учебное пособие для тренеров / Под ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилина. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 225 с.
67. Ясер Абделазим Салем. Скоростно-силовая подготовка юных футболистов учебно-тренировочных групп спортивных школ (3-4 года обучения). - М., 1989. – С. 33.