Средства развития координационных способностей у обучающихся 15-16 лет
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Координационные способности обучающихся основного 6 уровня образования и их характеристика
1.1. Сущность и значение координационных способностей в 6
управлении движениями
1.2. Классификация координационных способностей 9
1.3. Физиологические особенности обучающихся старшего школьного 11 возраста
1.4. Физическая активность старшего школьника 17
1.5. Критерии оценки и форма проявления координационных 25
способностей у обучающихся в 15-16 лет
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Методы исследования 36
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 40
Заключение 48
51
Список используемых источников
Приложение 55
ГЛАВА 1. Координационные способности обучающихся основного 6 уровня образования и их характеристика
1.1. Сущность и значение координационных способностей в 6
управлении движениями
1.2. Классификация координационных способностей 9
1.3. Физиологические особенности обучающихся старшего школьного 11 возраста
1.4. Физическая активность старшего школьника 17
1.5. Критерии оценки и форма проявления координационных 25
способностей у обучающихся в 15-16 лет
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Методы исследования 36
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 40
Заключение 48
51
Список используемых источников
Приложение 55
Урокам физкультуры и внеурочной спортивной деятельности в настоящее время в школе отводится самое серьезное внимание. Физическое воспитание в образовательном учреждении направлено на гармоническое развитие всех органов и систем обучающихся, на улучшение их здоровья и повышение жизнедеятельности, на формирование правильной осанки, двигательной функции и развитие координационных способностей у школьников. Многообразие средств, физических упражнений, различных методик позволяют учителю выбрать те приемы и способы развития координационных способностей у школьников, которые доступны обучающимся основной ступени общеобразовательной школы, в том числе и возможности различных фитнес-программ.
Актуальность исследования.
Школьный возраст основного уровня образования - время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные занятия физическими упражнениями позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту.
Двигательные возможности детей и подростков обусловлены специфическими для каждого возраста морфофункциональными и психологическими особенностями. В процессе непрерывного развития организма, функции различных организмов и систем формируются и совершенствуются неравномерно. В отдельные периоды интенсивное развитие одних жизненно важных органов и систем сопровождается явным отставанием в развитии других органов и функций. По возможности нивелировать отрицательные явления неравномерности развития организма в целом помогают регулярные и разнообразные физические упражнения. Не случайно физическое воспитание направлено на гармоническое развитие всех органов и систем занимающихся, на улучшение их здоровья и повышение жизнедеятельности, на формирование правильной осанки и двигательной функции у школьников.
Такие упражнения, как бег, прыжки, силовые упражнения, в силу своей естественности и доступности, должны органически входить в процесс возрастного формирования учащихся, в частности развития координационных способностей. Однако они могут принести пользу только при условии их применения с учетом анатомических и психологических особенностей детей.
Знание возрастных особенностей физического развития обучающихся основного уровня образования является основой для развития координационных способностей и повышения уровня физической подготовленности, поэтому для подтверждения этого необходимо провести исследования среди учащихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Сегодня, когда многие современные обучающиеся имеют различные хронические заболевания, а их развитие и физическая подготовленность часто не соответствуют возрастным нормам, уроки физической культуры и внеурочная спортивная деятельность позволяют справляться с этими проблемами и приносят большую пользу.
Благодаря таким занятиям обучающиеся скорее избавляются от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, исправляют осанку, укрепляют мышцы, успешно овладевают другими видами физических упражнений. Актуальность работы заключается в том, что развития координационных способностей у обучающихся старших классов в рамках школьной программы по физическому воспитанию и в ходе внеурочной деятельности можно достичь, используя в учебном процессе нестандартные средства повышения уровня развития двигательных качеств.
Цель исследования: обосновать разработанные комплексы, направленные на развитие координационных способностей для обучающихся 15-16 лет.
Объект исследования: Учебный процесс на уроках физической культуры и во внеурочной спортивной деятельности.
Предмет исследования: влияние усложненных упражнений на развитие координационных способностей у обучающихся 15-16 лет.
Задачи:
1. Рассмотреть основные вопросы теории и практики развития координационных способностей.
2. Разработать комплекс упражнений на развитие координационных способностей и в ходе педагогического эксперимента проверить его эффективность.
3. Определить динамику развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 9-х классов.
Гипотеза: предполагалось, что внедрение усложненных упражнений в учебный процесс обучающихся 15-16 лет позволит повысить показатели координационных способностей.
Методы исследования
• анализ научно-методической литературы;
• наблюдение;
• тестирование;
• эксперимент;
• методы обработки данных и математической статистики.
Актуальность исследования.
Школьный возраст основного уровня образования - время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные занятия физическими упражнениями позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту.
Двигательные возможности детей и подростков обусловлены специфическими для каждого возраста морфофункциональными и психологическими особенностями. В процессе непрерывного развития организма, функции различных организмов и систем формируются и совершенствуются неравномерно. В отдельные периоды интенсивное развитие одних жизненно важных органов и систем сопровождается явным отставанием в развитии других органов и функций. По возможности нивелировать отрицательные явления неравномерности развития организма в целом помогают регулярные и разнообразные физические упражнения. Не случайно физическое воспитание направлено на гармоническое развитие всех органов и систем занимающихся, на улучшение их здоровья и повышение жизнедеятельности, на формирование правильной осанки и двигательной функции у школьников.
Такие упражнения, как бег, прыжки, силовые упражнения, в силу своей естественности и доступности, должны органически входить в процесс возрастного формирования учащихся, в частности развития координационных способностей. Однако они могут принести пользу только при условии их применения с учетом анатомических и психологических особенностей детей.
Знание возрастных особенностей физического развития обучающихся основного уровня образования является основой для развития координационных способностей и повышения уровня физической подготовленности, поэтому для подтверждения этого необходимо провести исследования среди учащихся 9-х классов общеобразовательной школы.
Сегодня, когда многие современные обучающиеся имеют различные хронические заболевания, а их развитие и физическая подготовленность часто не соответствуют возрастным нормам, уроки физической культуры и внеурочная спортивная деятельность позволяют справляться с этими проблемами и приносят большую пользу.
Благодаря таким занятиям обучающиеся скорее избавляются от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, исправляют осанку, укрепляют мышцы, успешно овладевают другими видами физических упражнений. Актуальность работы заключается в том, что развития координационных способностей у обучающихся старших классов в рамках школьной программы по физическому воспитанию и в ходе внеурочной деятельности можно достичь, используя в учебном процессе нестандартные средства повышения уровня развития двигательных качеств.
Цель исследования: обосновать разработанные комплексы, направленные на развитие координационных способностей для обучающихся 15-16 лет.
Объект исследования: Учебный процесс на уроках физической культуры и во внеурочной спортивной деятельности.
Предмет исследования: влияние усложненных упражнений на развитие координационных способностей у обучающихся 15-16 лет.
Задачи:
1. Рассмотреть основные вопросы теории и практики развития координационных способностей.
2. Разработать комплекс упражнений на развитие координационных способностей и в ходе педагогического эксперимента проверить его эффективность.
3. Определить динамику развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 9-х классов.
Гипотеза: предполагалось, что внедрение усложненных упражнений в учебный процесс обучающихся 15-16 лет позволит повысить показатели координационных способностей.
Методы исследования
• анализ научно-методической литературы;
• наблюдение;
• тестирование;
• эксперимент;
• методы обработки данных и математической статистики.
Проанализировав основные вопросы теории и практики развития координационных способностей, делаем выводы, что значение в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков необходимо гармоническое развитие личности обучающегося с точки зрения физического развития.
Старший школьный возраст характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала в целом, это период полового созревания. Отмечаются наиболее интенсивный рост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательных координации.
Изучены и систематизированы тесты, предназначенные для измерения, анализа, оценки и контроля координационных способностей старшеклассников: юношей и девушек в возрасте 15-16 лет.
Практические занятия по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм и внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности в течение года, выполнение учебного материала рабочей программы по физической культуре способствовали положительной динамике совершенствования показателей координационных способностей старшеклассников. У обучающихся 15-16 лет зарегистрировано качественное формирование двигательных умений и навыков при овладении физкультурными упражнениями, достигнута стабильность их выполнения (конечные показатели контрольной и экспериментальной групп).
Выводы:
1. Изучив научно-методическую литературу, было определено понятие координационных способностей, их виды, особенности развития в старшем школьном возрасте.
Для детей старшего школьного возраста наиболее рационально использовать следующие методики развития координационных способностей:
•изменение скорости или темпа движений
• "зеркальное" выполнение упражнений
•усложнение условий выполнения упражнений
• использование танцевальных движений ритмов зумбы
2. Разработан специальный комплекс упражнений на развитие координационных способностей с использованием фитнес - программы Зумба.
При помощи метода математической статистики, t - критерия Стьюдента, мы смогли выделить статистически t - значимые различия показателей исходных и итоговых данных уровня развития координационных способностей у обучающихся 15-16 лет экспериментальной группы на уроке физической культуры.
3. Результаты тестирования обнаружили, что в координационных тестах показатели экспериментальной группы оказались выше на 10,6%, чем у обучающихся контрольной группы, где применялась стандартная учебная программа для общеобразовательных школ.
Сравнение результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, показывает, что в координационных упражнениях значение критерия t-Стьюдента значительно выше табличного значения только в одном показателе - проба Ромберга. Это подтверждает большую эффективность нашего комплекса упражнений по развитию координационных способностей у обучающихся, чем учебная методика, которая применялась в контрольной группе (повышение на 5,9 %). Но два других теста («Челночный бег» и «Колесо») показали, что рост координационных способностей дали не очень высокий прирост, по сравнению с тем, какого мы ожидали (около 3,08%). Причина этого в том, что в этом возрасте развитие координационных способностей резко понижается.
При этом нельзя утверждать, что методика, применяемая в работе в контрольной группе, плохая и ее нельзя использовать в учебном процессе на уроках физкультуры. У обучающихся этой группы тоже выросли результаты, хотя и незначительно.
Результаты проведенного нами исследования позволяют рекомендовать экспериментальный комплекс упражнений по развитию координационных способностей у обучающихся 15-16 лет для использования учителям физической культуры, а также включение в занятия по развитию КС упражнений на развитие чувства ритма (элементы фитнеса, зумбы, аэробики).
Старший школьный возраст характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала в целом, это период полового созревания. Отмечаются наиболее интенсивный рост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательных координации.
Изучены и систематизированы тесты, предназначенные для измерения, анализа, оценки и контроля координационных способностей старшеклассников: юношей и девушек в возрасте 15-16 лет.
Практические занятия по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм и внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности в течение года, выполнение учебного материала рабочей программы по физической культуре способствовали положительной динамике совершенствования показателей координационных способностей старшеклассников. У обучающихся 15-16 лет зарегистрировано качественное формирование двигательных умений и навыков при овладении физкультурными упражнениями, достигнута стабильность их выполнения (конечные показатели контрольной и экспериментальной групп).
Выводы:
1. Изучив научно-методическую литературу, было определено понятие координационных способностей, их виды, особенности развития в старшем школьном возрасте.
Для детей старшего школьного возраста наиболее рационально использовать следующие методики развития координационных способностей:
•изменение скорости или темпа движений
• "зеркальное" выполнение упражнений
•усложнение условий выполнения упражнений
• использование танцевальных движений ритмов зумбы
2. Разработан специальный комплекс упражнений на развитие координационных способностей с использованием фитнес - программы Зумба.
При помощи метода математической статистики, t - критерия Стьюдента, мы смогли выделить статистически t - значимые различия показателей исходных и итоговых данных уровня развития координационных способностей у обучающихся 15-16 лет экспериментальной группы на уроке физической культуры.
3. Результаты тестирования обнаружили, что в координационных тестах показатели экспериментальной группы оказались выше на 10,6%, чем у обучающихся контрольной группы, где применялась стандартная учебная программа для общеобразовательных школ.
Сравнение результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, показывает, что в координационных упражнениях значение критерия t-Стьюдента значительно выше табличного значения только в одном показателе - проба Ромберга. Это подтверждает большую эффективность нашего комплекса упражнений по развитию координационных способностей у обучающихся, чем учебная методика, которая применялась в контрольной группе (повышение на 5,9 %). Но два других теста («Челночный бег» и «Колесо») показали, что рост координационных способностей дали не очень высокий прирост, по сравнению с тем, какого мы ожидали (около 3,08%). Причина этого в том, что в этом возрасте развитие координационных способностей резко понижается.
При этом нельзя утверждать, что методика, применяемая в работе в контрольной группе, плохая и ее нельзя использовать в учебном процессе на уроках физкультуры. У обучающихся этой группы тоже выросли результаты, хотя и незначительно.
Результаты проведенного нами исследования позволяют рекомендовать экспериментальный комплекс упражнений по развитию координационных способностей у обучающихся 15-16 лет для использования учителям физической культуры, а также включение в занятия по развитию КС упражнений на развитие чувства ритма (элементы фитнеса, зумбы, аэробики).
Подобные работы
- Средства развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - Формирование координационных способностей у обучающихся 15-16 лет во внеучебное время
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 15-16 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ГИМНАСТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Методика развития координационных способностей у баскетболистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие координационных способностей у обучающихся 13-14 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2024 - Повышение уровня развития координационных способностей у баскетболистов 15-16 лет во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 ЛЕТ МЕТОДАМИ САМБО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - Повышение уровня развития координационных способностей у баскетболистов 15-16 лет во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Методика развития координационных способностей обучающихся 10-12 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018





