Введение 7
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у будущих учителей информатики умений использования поисково-аналитических заданий в цифровой среде обучения 9
1.1. Анализ содержания методической подготовки будущих учителей информатики в области использования поисково-аналитических заданий 9
1.2. Дидактическое обоснование подготовки будущих учителей
информатики применению поисково-аналитических заданий в цифровой среде обучения 20
1.3. Структура и содержание поисково-аналитических умений 36
Выводы по первой главе 47
Глава 2. Особенности разработки и использования средств формирования умений использования поисково-аналитических заданий в цифровой среде обучения у будущих учителей информатики 49
2.1. Основные образовательные результаты сформированности у
будущих учителей умений применения поисково-аналитических заданий в цифровой среде обучения 49
2.2. Средства формирования у будущих учителей информатики умений к применению поисково-аналитических заданий в цифровой среде
обучения 68
Выводы по второй главе 87
Заключение 89
Анализ содержания образовательных и учебных программ методической подготовки будущих учителей информатики позволяет говорить о необходимом присутствии вопросов, направленных на развитие умений работать с разнообразной информацией. В условиях цифровой образовательной среды будущих учитель должен быть готов к информационно-коммуникационной деятельности, предполагающей умения самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.
Актуальность развития содержания по данному вопросу определяет выбор темы исследования. Работа посвящена методической проблеме, обусловленной противоречиями: между необходимостью подготовки будущего учителя информатики к использованию поисково-аналитических заданий в цифровой среде обучения и недостаточным теоретическим обоснованием содержания подготовки; а также активным использованием цифровой среды обучения и имеющейся системой подготовки будущих учителей.
Цель: обосновать и разработать средства формирования у будущих учителей информатики умений применения поисково-аналитических заданий в цифровой среде обучения в процессе реализации профессиональной деятельности.
Объект: процесс подготовки будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в цифровой среде.
Предмет: средства формирования умений использования поисковоаналитических заданий в процессе подготовки будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в цифровой среде.
Гипотеза: подготовка будущих учителей информатики к использованию поисково-аналитических заданий в цифровой среде обучения будет результативной, если:
• определены виды и структура поисково-аналитических заданий по информатике и способы их представления, выполнения и оценивания в цифровой среде;
• определены показатели готовности будущих учителей к использованию поисково-аналитических заданий при обучении информатике в цифровой среде;
• в соответствии с показателями разработаны средства формирования умений разработки и использования поисково-аналитических заданий при обучении информатике в цифровой среде.
Задачи:
• теоретически обосновать необходимость обучения будущих учителей информатики к применению поисково-аналитических заданий в цифровой среде обучения;
• определить особенности обучения будущих учителей информатики использованию поисково-аналитических заданий в цифровой среде обучения;
• определить основные образовательные результаты сформированно- сти у будущих учителей информатики методических умений использования поисково-аналитических заданий в цифровой среде обучения;
• разработать средства формирования у будущих учителей информатики умений использования поисково-аналитических заданий в цифровой среде обучения.
Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованных источников (51 источников), 5 приложений.
XXI век называют временем встречи культур и различных типов цивилизаций, в связи с чем актуализируются проблемы, связанные с профессиональной подготовкой обучения будущих информатики использованию поисково-аналитических заданий в цифровой среде обучения. Формирование умений использования поисково-аналитических заданий в цифровой среде обучения у будущих учителей информатики, в наше время очень важна для образовательной. Успешному решению некоторых из этих проблем могут способствовать выводы и рекомендации, представленные в данном исследовании. Одним из таких результатов является уточнение сущностных характеристик аналитических умений, необходимых для успешного выполнения профессионально-педагогической деятельности. Определение функций аналитических умений позволяет включить их формирование в общий процесс формирования компетенций будущих учителей. Выявление в составе аналитических умений ценностного компонента позволяет четко определить цели их применения в процессе понимания педагогических явлений и в процессе проектирования педагогической деятельности. Классификация аналитических умений, представленная в исследовании, позволяет систематизировать деятельность преподавателя по их формированию у студентов.
В результате проведенного исследования и, сопоставив результаты работы с поставленными задачами, можно сделать вывод:
1. На основе анализа было выявлено, что необходимость формирования готовности будущих учителей информатики к применению поисково-аналитических заданий характеризуется по таким существенным признакам как дидактическая направленность, особенность познавательной деятельности учащихся, форма организации работы (фронтальная, групповая, индивидуальная), вид источника знаний.
2. Описаны виды поисково-аналитических заданий по информатики и способы их представления, выполнения и оценки в цифровой среде;
3. Определены показатели готовности будущих учителей информатики к использованию поисково-аналитических заданий в цифровой среде обучения;
4. Разработаны поисково-аналитические задания и методика их использования в обучении будущих информатики использованию поисково-аналитических заданий в цифровой среде обучения. Таким образом, следует считать, что все поставленные задачи исследования в полной мере выполнены, цель достигнута.
1. Алексеев, М. Н. Логика и педагогика [Текст] / М. Н. Алексеев. - М.: Знание, 1965.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст]: в 2 т. / Б. Г. Ананьев - М., 1980.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.
4. Анисимов, О. С. Основы методологического мышления [Текст] / О. С. Анисимов. - М.: Наука, 1989.
5. .Батороев, К. Б. Аналогии и модели в познании [Текст] / К. Б. Батороев. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1971.
6. Бахтин, М. М. К философии поступка [Текст] / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники.- М.: Наука, 1986. - 160c.
7. Бахтин, М. М. Вопрос как форма мысли [Текст] / М. М. Бахтин. - Минск: Изд-во БГУ, 1972.- 64 с.
8. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
9. Вергасов, В. М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе [Текст] / В. М. Вергасов. - Киев: Изд-во Киевского унта, 1985.
10. Вилькеев, Д. В. Методы научного познания в школьном обучении [Текст] / Д. В. Вилькеев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975.
11. Вилькеев, Д. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук. [Текст] / Д. В. Вилькеев - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1967.
12. Гальперин, П. Я. Формирование умственных действий и понятий [Текст] / П. Я. Гальперин. - М.: Наука, 1965.
13. Елманова, В. К. Формирование гностических умений будущих педагогов [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В. К. Елманова. - Л., 1973.
14. Жакупова, Г. А. Взаимосвязь учебных дисциплин как средство личностно-профессионального развития будущего учителя [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Жакупова. - Волгоград, 2001. - 207 с.
15. Завалишина, Д. Н. Практическое мышление [Текст]: Специфика и проблемы развития / Д. Н. Завалишина. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 370 с....51