Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

Работа №163972

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1.Основы формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста 6
1.2. Изучение проблем в развитии звуковой культуры речи детей дошкольного возраста 10
1.3.Звукопроизношение и возрастные особенности звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста 12
1.4.Методы развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста 15
Вывод по главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Изучение особенностей развития звуковой культуры речи детей среднего
дошкольного возраста 22
2.2. Содержание работы по развитию звуковой стороны речи детей 4-5 лет
посредством малых форм народного фольклора 31
2.3. Оценка эффективности работы по развитию звуковой культуры речи
детей 4-5 лет посредством малых форм народного фольклора 38
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

Речь - ключевой фактор развития дошкольников. Ведь познание окружающей действительности и формирование всей личности в целом тесно связано с развитием речи. Родной язык является средством получения знаний в процессе школьного образования. Поэтому развитие речи - основа для познания детей дошкольного возраста.
В последние десятилетия ХХ века и по сегодняшний день настоящей проблемой педагогики является отставание в формировании речевой и звуковой культуры дошкольников. Дефекты органов, отвечающих за звукопроизношение, и нарушения развития детской нервной системы требуют решения проблемы задержки звукового развития у детей дошкольного возраста.
Формирование хорошей звуковой культуры у дошкольников -
основная задача дошкольного образования.
Эта задача нормативно определена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), который вступил в силу с 2014 года. Этот нормативный документ, регулирующий дошкольное образование, прямо свидетельствует о том, что речевое развитие дошкольников является одним из основных направлений обучения [42].
Правильное произношение особенно важно для детей при поступлении в школу, потому что это одна из причин, по которой дети демонстрируют низкий уровень успеваемости, когда начинают изучать русский язык.
Дети с дефектами произношения не знают, как определить количество звуков в слове, назвать их порядок, и им сложно выбрать слова, начинающиеся с заданного звука. Невзирая на высокий интеллект ребенка, из-за фонетических дефектов ему трудно овладеть словарным запасом и грамматической структурой языка в последующие годы. Детям, которые не умеют различать звуки на слух и правильно произносить их, будет сложно овладеть навыками письма.
Звуковая культура речи - это единое целое, но в то же время это очень сложное явление, которое важно анализировать с различных аспектов. Исследование различных аспектов звуковой стороны речи помогает понять, как дети постепенно формируют речь, и легче направлять развитие речи.
Звуковая культура речи представляет собой процесс воспроизведения речи. В нее входят, прежде всего, фонематическая и орфоэпическая корректность речи, определенная степень выразительности воспроизведения речевого потока, дикция. Сюда же входят подвижные методы эмоциональной окраски речи (т. е. мимика, жесты), речевой слух.
Для многих детей овладение звуковой культурой речи вызывает трудности. Этот сложный процесс принято классифицировать по нескольким разновидностям, таким как: улавливание звучания лексической единицы, отличие ее от ряда других похожих по звучанию слов, корректное произношение, определение звуков в лексической единице, понимание ее звуковой и слоговой оболочки, активная работа с лексическими единицами.
Развитие звуковой стороны речи происходит в ходе взаимодействия ребёнка с окружающими в различных видах деятельности.
Цель исследования: изучить особенности развития звуковой культуры речи посредством использования малых форм фольклора
Объект исследования: звуковая культура речи детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Предмет исследования: определить эффективность использования малых форм фольклора для развития звуковой культуры детей 4-5 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить особенности развития звуковой культуры речи детей 4-5 лет.
3. Выделить оптимальные педагогические условия и разработать комплекс мероприятий с использованием малых форм фольклора с целью развития звуковой культуры речи детей 4-5 лет.
4. Определить эффективность использования малых форм фольклора с целью развития звуковой культуры речи детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование малых форм фольклора с целью развития звуковой культуры речи детей 4-5 лет будет эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Использование малых фольклорных форм на основе их систематизации по направлениям развития звуковой культуры речи .
2. Обеспечение эмоциональной привлекательности использования малых фольклорных форм (как в самостоятельной, так и организованной деятельности детей) на основе обогащения предметно-пространственной среды.
3. Вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию звуковой культуры речи детей 4-5 лет с использованием малых фольклорных форм.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и нормативных документов, сравнение, обобщение.
Эмпирические: наблюдение, эксперимент, количественные и
качественные методы обработки данных.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ХХХ».
Выборку исследования составили дети среднего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Звуковая культура речи - это часть общей речевой культуры человека. Формирование речи и звуковой культуры происходит в раннем и дошкольном возрасте.
Звукопроизношение это процесс, который осуществляется с помощью дыхательных, звукообразовательных отделов речевого аппарата.
Совершенствование способности к восприятию и произношению звуков является главной особенностью развития звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста. В этот период речь ребенка становиться чище, точнее: исчезает смягченное произношение согласных, многие звуки произносятся более правильно и четко, исчезает замена одних звуков на другие.
Опытно-экспериментальным путем было выявлены особенности состояния звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста.
В целом, проведя исследования, было выявлены такие нарушения как: неустойчивое и недостаточно четкое произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков, затруднения в произношении слов со сложной слоговой структурой, а так же у большинства детей отмечается быстрый темп речи и речь на вдох.
Из всего вышесказанного был сделан вывод о необходимости проведения работы, способствующей формированию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Было предположено, что использование малых форм народного фольклора с целью развития звуковой культуры речи детей 4-5 лет эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
• использование малых фольклорных форм на основе их систематизации по направлениям развития звуковой культуры речи;
• обеспечение эмоциональной привлекательности использования малых фольклорных форм (как самостоятельной, так и организованной деятельности детей) на основе обогащения предметно-пространственной среды;
- вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию звуковой культуры речи детей 4-5 лет с использованием малых фольклорных форм.
Так, выполняя работу по данным направлениям, была достигнута цель исследования.
Усвоенные в совместной образовательной деятельности навыки, дети стали применять в самостоятельной деятельности. Они играют, инсценируют различные произведения малого фольклора.
По результатам контрольного исследования у детей отмечается улучшение по показателям диагностики.
Таким образом, можно сказать, что малые формы народного фольклора способствовали развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста через специально созданные условия.


1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. М.: Академия, 2015. 448 с.
2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: «Астрель», 2007. 234 с.
3. Аникин В.М. Устное народное творчество. М.: Академия, 2011. 752 с.
4. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Озакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. СПб.: «Детство-Пресс», 2018. 352с.
5. Борменкова Т.М. Русский фольклор в развитии речи детей. М.: ТЦ-Сфера, 2018. 128с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1981. 255 с.
7. Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. Онтогенез речевого развития // Русский журнал детской неврологии. 2017. №1. С. 41-46. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ontogenez-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 28.02.2018).
8. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М.: Академия, 2007. 258 с.
9. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб.: «Детство-Пресс», 2010. 160 с.
10. Гавриш, Н.В. Использование малых фольклорных жанров // Н.В. Гавриш, М. Загрутдинова // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С. 15 - 18.
11. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. М.: Ком. Книга, 2015. 320 с.
12. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.: АПН РСФСР, 1948. 243 с.
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: «Питер», 2005. 368 с.
14. Иванова, Е.С. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей // Справочник старшего воспитателя, 2008. №11. С. 65-71.
15. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2008. 79с...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ