Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СФОРМИРОВАННОСТЬ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ У СЛАБОВИДЯЩИХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №163967

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения проблемы развития оптико-пространственных предпосылок для овладения навыком письма у детей в норме развития и с нарушениями зрения 9
1.1. Понятие «оптическая дисграфия» в теории и практике
отечественной науки 9
1.2. Влияние сформированности оптико-пространственных функций на
процесс овладения письмом детьми с нарушениями зрения 14
1.3. Обзор педагогических подходов, приемов и средств по
предупреждению оптической дисграфии 24
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 31
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 39
2.3. Дифференцированные методические рекомендации, направленные
на предупреждение оптической дисграфии у старших дошкольников с нарушениями зрения 48
Заключение 60
Библиографический список 65
Приложения 72

Актуальность проблемы и темы исследования
Овладение детьми навыками письма является залогом их успешного обучения в школе, развития познавательной и личностной сферы. Нарушения письма могут стать причиной школьной дезадаптации, школьной тревожности, снижения учебной мотивации.
Дети с нарушением зрения испытывают значительные трудности при овладении навыком письма. В письменных работах детей данной категории часто встречаются специфические ошибки письма, характерные для различных видов дисграфии. Отечественные исследователи, изучающие проблему обучения детей с нарушениями зрения (О.В. Голикова, Б.И. Коваленко, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева), отмечают, что дети с нарушением зрения демонстрируют предрасположенность к возникновению оптической формы дисграфии, что обусловлено дефектом зрительного анализатора, который ведет за собой нарушения в развитии зрительно-пространственных представлений, зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза.
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» №273 - ФЗ от 29.12.2012 диктует требования к созданию условий в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, с целью оказания своевременной и эффективной помощи детям с трудностями в обучении. Данными требованиями являются: ранняя своевременная психолого-педагогическая диагностика с целью выявления особых образовательных потребностей ребенка; оказание необходимой психологической, коррекционно­педагогической помощи ребенку с целью устранения потенциальных препятствий к обучению. Таким образом, профилактика нарушений письменной речи должна проводиться, начиная с дошкольного возраста, особенно, если это касается детей с нарушениями в развитии. Данный факт говорит о необходимости проведения системы мероприятий, направленных на профилактику возникновения оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями зрения.
В современной психолого-педагогической литературе существует относительно небольшое количество работ, нацеленных на предупреждение оптической дисграфии у дошкольников (С.Е. Хомякова, Е.Н. Юрьева и другие). В основном имеющиеся разработки направлены на коррекцию оптической дисграфии у младших школьников (З.И. Бекшиева, О.А. Ишимова. Р.И. Лалаева, Е.В. Мазанова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Е.Н. Юрьева, О.С. Яцель и другие). Несмотря на то, что отечественные авторы уделяли внимание вопросам профилактики оптической дисграфии, до сих пор остается не разработанной система профилактических мер по предупреждению оптической дисграфии применительно для слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, теоретический анализ научной литературы и существующей педагогической практики позволил выделить ряд противоречий между:
• указаниями на предрасположенность слабовидящих дошкольников к
возникновению оптической формы дисграфии и недостаточной изученностью особенностей сформированности оптико­
пространственных предпосылок к успешному овладению навыком письма у детей данной категории;
• необходимостью выявления предрасположенности к оптической
дисграфии у слабовидящих дошкольников для планирования коррекционной работы и отсутствием адаптированных
диагностических методик;
• дефицитом методик, направленных на профилактику оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями зрения, и их практической востребованностью в коррекционно-педагогической работе.
На основе данных противоречий определена проблема исследования, которая заключается в выявлении предрасположенности к оптической дисграфии у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста, а также составлении дифференцированных методических рекомендаций и содержания коррекционно-педагогической работы на основе выявленных особенностей.
Объект исследования: оптико-пространственные предпосылки для овладения письмом у слабовидящих дошкольников.
Предмет исследования: особенности сформированности оптико­пространственных предпосылок к овладению навыком письма у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1. У слабовидящих детей старшего дошкольного возраста будет выявлена
предрасположенность к возникновению оптической дисграфии - нарушению письма, возникающего на основе слабой сформированности оптико-пространственных функций и
выражающегося в виде специфических оптических ошибок на письме;
2. У слабовидящих старших дошкольников будут выявлены следующие
особенности сформированности оптико-пространственных функций: неустойчивость зрительных образов предметов, низкая
сформированность зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти, нарушения ориентации в пространстве листа бумаги, нарушение зрительно-моторной координации;
3. Учет выявленных особенностей позволит составить
дифференцированные методические рекомендации по профилактике возникновения оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями зрения.
Цель исследования: выявить особенности сформированности оптико­пространственных предпосылок для овладения письмом у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста и составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на профилактику возникновения оптической дисграфии у детей данной категории.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Адаптировать методики, позволяющие оценить оптико­пространственные предпосылки письма (уровень сформированности зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, зрительно -моторной координации, зрительной памяти, пространственной ориентировки) у дошкольников;
3. Изучить предрасположенность к оптической дисграфии у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста;
4. На основе выявленных особенностей составить
дифференцированные методические рекомендации, направленные на профилактику возникновения оптической дисграфии у старших дошкольников с нарушением зрения.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• о понимании письма, как сложного психического процесса, для успешного овладения которым необходим достаточный уровень познавательного и речевого развития, сохранность анализаторных систем (Т.В. Ахутина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.Е. Хватцев и другие);
• о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Е.М. Мастюкова, Ж.И. Шиф и другие);
• комплексный подход к организации коррекционной работы с детьми в условиях зрительной депривации (Л.С. Волкова, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Л.В. Фомичева и другие).
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены и использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ лингвистической, психолого­
педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: изучение медицинской и психолого­педагогической документации, констатирующий эксперимент,
количественный и качественный анализ полученных в ходе эксперимента данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях сформированности оптико-пространственных предпосылок к овладению навыками письма слабовидящими детьми старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами адаптированы методики, позволяющие оценить оптико-пространственные предпосылки письма у слабовидящих дошкольников, а также разработаны дифференцированные методические рекомендации, нацеленные на профилактику возникновения оптической дисграфии у этих детей.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 218 компенсирующего вида» (для детей с нарушением зрения) города Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 15 детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Исследование проводилось в течение 2016-2018 годов в три этапа:
1 этап - поисково-теоретический. Данный этап включал изучение и
анализ лингвистической, психолого-педагогической литературы,
определение проблемы, цели, гипотезы и задач исследования (сентябрь 2016 г. - август 2017 г.).
2 этап - экспериментальный, который включал разработку методики констатирующего эксперимента и исследование сформированности оптико­пространственных предпосылок у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста (сентябрь 2017 г. - май 2018 г.).
3 этап - обобщающий. На данном этапе проводился анализ полученных в ходе констатирующего эксперимента данных, разрабатывались методические рекомендации и содержание коррекционного курса по профилактике возникновения оптической дисграфии у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста (июнь 2018-ноябрь 2018).
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практической конференции:
3 место за предоставление результатов научного исследования на секции «Инклюзивное образование детей с ОВЗ» в рамках XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века»
• Публикацию результатов исследования в сборнике научных трудов:
Золотуева, Н.А. Особенности сформированности зрительного гнозиса у старших дошкольников с нарушением зрения// Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. Красноярск, 16 мая 2018 г.
[Электронный ресурс]/ отв. ред. И.Ю. Жуковин; ред. кол.; - Электрон. дан./ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. - С. 23-25.
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения и проиллюстрировано 3 таблицами, 4 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» №273 - ФЗ от 29.12.2012 диктует требования к созданию условий в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, с целью оказания своевременной и эффективной помощи детям с трудностями в обучении. Профилактика нарушений письменной речи должна проводиться, начиная с дошкольного возраста, особенно, если это касается детей с нарушениями в развитии. Актуальность проблемы профилактики оптической дисграфии у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста обусловила необходимость проведения исследования, для реализации которого нами были выдвинуты четыре задачи.
В рамках первой задачи исследования нами проанализировано 77 литературных источников. В ходе анализа литературы нами было выявлено, что оптико-пространственными предпосылками для овладения навыком письма являются достаточно развитые зрительная память, зрительный гнозис, зрительный анализ и синтез, пространственные представления. Нарушения в работе зрительного анализатора, либо его недоразвитие, может привести к нарушениям становления процесса письма.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что дети с нарушением зрения испытывают значительные трудности при овладении навыком письма. Отечественные исследователи, изучающие проблему обучения детей с нарушениями зрения (О.В. Голикова, Б.И. Коваленко, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева), отмечают, что наиболее распространенным видом дисграфии среди детей данной категории является оптическая дисграфия, связанная с недоразвитием оптико-пространственных функций, что обусловлено дефектом зрительного анализатора. Данный факт говорит о необходимости проведения системы мероприятий, направленных на профилактику возникновения оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями зрения.
Существует незначительное количество работ, нацеленных на предупреждение оптической дисграфии у дошкольников. Авторы сходятся во мнении о том, что, с целью профилактики и коррекции оптической дисграфии у ребенка, необходимо развивать у него зрительное восприятие, зрительную память, зрительный анализ и синтез, зрительно-моторные координации, формировать речевые средства, отражающие зрительно - пространственные отношения. Но в то же время, не смотря на актуальность проблемы, в имеющихся литературных источниках не описана система работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями зрения, что говорит о необходимости поиска новых путей решения данной проблемы.
В рамках второй задачи исследования нами были адаптированы методики, позволяющие оценить уровень сформированности зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, зрительной памяти, а также пространственной ориентировки, с учетом особенностей детей изучаемой категории: методика «Домик» (автор Н.И. Гуткина); методика «Узнавание фигур» (автор Т.Е. Рыбаков); задания диагностического альбома для оценки развития познавательной деятельности ребёнка М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. Адаптации подвергся стимульный материал к методикам. При адаптации рисунков мы опирались на требования к стимульному материалу для обследования детей разных возрастных групп с нарушениями зрения. Авторский вклад заключался в разработке критериев оценивания оптико-пространственных предпосылок для овладения навыком письма.
В рамках третьей задачи нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ «Детский сад № 218 компенсирующего вида», целью которого явилось выявление предрасположенности к оптической дисграфии у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста. Для
проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 15 детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Слабовидящим старшим дошкольникам были предложены серии по трем блокам заданий: I блок - Исследование
состояния зрительного гнозиса; II блок - Исследование сформированности пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительно - моторной координации; III блок - Исследование состояния зрительной памяти.
По I блоку констатирующего эксперимента большинство слабовидящих старших дошкольников (60 %) низкий продемонстрировали низкий уровень сформированности зрительного гнозиса, что проявлялось в слабой сформированности представлений о форме и цвете предметов, низкой способности к узнаванию предметов в сенсибилизированных условиях. У детей обнаружилась взаимозависимость между недостаточностью чувственного опыта, получаемого с помощью зрительного анализатора, и несформированностью соотнесения образа предмета со словом. 6,7 % детей показали средний уровень сформированности зрительного гнозиса, 33,3 % - ниже среднего.
По II блоку констатирующего эксперимента большинство детей (73,3 %) также показали низкий уровень сформированности пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительно­моторной координации, что проявлялось в нарушения ориентации в пространстве листа бумаги, рассогласованности движений глаз и руки, нарушении прослеживающей функции глаза, нарушении зрительно-моторной координации. 26,7 % слабовидящих старших дошкольников показали
уровень ниже среднего.
По III блоку констатирующего эксперимента большинство слабовидящих старших дошкольников (66, 6%) показали низкий уровень сформированности зрительной памяти, что выражалось в низкой способности к запоминанию предметных изображений и геометрических фигур. 6,7 % детей показали средний уровень, 26,7 % - уровень ниже среднего.
Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что слабовидящие старшие дошкольники демонстрируют недостаточную сформированность оптико-пространственных функций, служащих основой для успешного овладения навыками письма. Согласно полученным данным нами выделены 2 группы детей, испытывающих затруднения в овладении оптико-пространственными представлениями. В 1 группу вошли слабовидящие старшие дошкольники, показавшие средний уровень сформированности оптико-пространственных предпосылок к овладению навыком письма (6,7 %). Во 2 группу вошли 93,3 %
слабовидящих старших дошкольников, продемонстрировавших низкий уровень сформированности оптико-пространственных предпосылок и уровень ниже среднего. Таким образом, большинство слабовидящих старших дошкольников имеют предрасположенность к возникновению оптических ошибок на письме. Предпосылками к возникновению данного вида дисграфии служат выявленные у слабовидящих дошкольников особенности сформированности оптико-пространственных предпосылок к овладению навыком письма: трудности выделения отдельных деталей, затруднения в выделении существенных качеств предмета, отсутствие целостного образа, неустойчивость зрительных образов предметов, низкая сформированность зрительного анализа и синтеза, недостаточная сформированность зрительной памяти, нарушения ориентации в пространстве листа бумаги, рассогласованность движений глаз и руки, нарушение прослеживающей функции глаза, нарушение зрительно-моторной координации.
В рамках четвертой задачи, в соответствии с выявленными особенностями оптико-пространственных функций слабовидящих старших дошкольников, нами разработаны дифференцированные методические рекомендации по профилактике оптической дисграфии у слабовидящих дошкольников. Данные методические рекомендации включают в себя принципы, условия, направления и содержание работы. При составлении методических рекомендаций мы опирались на работы М.Э. Вернадской, Л.П. Григорьевой, Т.А. Грищенко, Е.В. Мазановой, Л.И. Плаксиной, И.Н. Садовниковой, Л.И. Солнцевой, Л.П. Уфимцевой. С учетом особенностей выделенных нами двух групп слабовидящих детей старшего дошкольного возраста нами было подобрано содержание коррекционно -педагогической работы по профилактике оптической дисграфии у слабовидящих старших дошкольников. Мы предлагаем проводить коррекционную работу со слабовидящими старшими дошкольниками, показавшими различные уровни сформированности оптико-пространственных предпосылок, по общим направлениям. Но в то же время содержание работы будет иметь свою специфику для каждой из категорий детей. Данная специфика заключается в различных уровнях сложности предлагаемых заданий, упражнений в рамках каждого из направлений работы, подборе стимульного материала.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза нашла свое подтверждение.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты не исчерпывают всех вопросов, связанных с предупреждением возникновения оптической дисграфии у слабовидящих дошкольников. Требуется апробация предложенных нами методических рекомендаций.


1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом// Известия АПН РСФСР. - 1955. - Вып. 70. - С. 105-149.
2. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избранные труды/ П.К. Анохин. - М.: Наука, 1979. - 454 с.
3. Ахутина Т.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейро­психологический анализ и методы ее коррекции/ Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарева// Школа здоровья. - 2004. - №3. - С 38-42.
4. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М.: МПСИ, 2006. - С. 7-20.
5. Безруких, М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет/ М.М. Безруких, Л.В. Морозова. - М.: Новая школа, 1996. - 48 с.
6. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям/ М.М. Безруких. - М.: Просвещение, 2002. - 80 с.
7. Бекшиева, З.И. Коррекция письменной речи у школьников/З.И. Бекшиева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 318 с.
8. Бернадская М.Э. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе/ М.Э. Бернадская, Л.П. Григорьева, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 96 с.
9. Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи/ Г.А. Волкова. - СПб.: Сайма, 1993. - 61 с.
10. Волоскова, Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03/ Н.Н. Волоскова. - М., 1996. - 158 с.
11. Волоскова, Н.Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов // Чтение и письмо: трудности обучения и коррекция: Учеб. пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М., 2001. - С. 193-199.
12. Выготский, Л.С. Предистория письменной речи/ Л.С. Выготский // Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. - С. 73-95.
13. Голикова, Е.В. Проблемы школьной близорукости/ Е.В. Голикова, В.В, Жаров, Н.В. Киреева// Вестник ОГУ. - 2011. - №14. - С. 184- 186.
14. Гончарова, В.А. Нарушения письменной речи у младших школьников/ И.А. Поварова, В.А. Гончарова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 220 с.
15. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики/ И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2001. - 304 с....77


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ