Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №163962

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Лингвистический аспект изучения грамматической стороны речи 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 11
1.3. Особенности грамматического строя речи у детей с ЗПР 18
Глава II. Изучение грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 30
2.2. Сравнительный анализ полученных результатов 34
Глава III. Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития
3.1. Организация и содержание обучающего эксперимента 39
3.2. Система игр и упражнений, направленных на формирование
системы словоизменения и словообразования 43
3.3. Результаты контрольного эксперимента 54
Заключение 59
Список литературы 62


В современной логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого отклонения психического развития сопровождаются нарушениями речи. В связи с этим одной из актуальных проблем логопедии является проблема нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности, у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой. Это проявляется в недостатках зрительного восприятия, нарушениях памяти, снижении уровня развития мыслительной деятельности, а так же нарушениях внимания и моторики.
Указанные особенности психического и моторного развития детей с ЗПР не могут не отразиться на формировании такой сложной функции, какой является речь.
Нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер. Они проявляются как в импрессивной речи, так и в экспрессивной, как устной, так и письменной.
Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, которая проявляется в значительном недоразвитии процессов словоизменения, словообразования и синтаксической структуры предложения. Данные нарушения в будущем могут привести не только к ошибкам в правильном моделировании собственного речевого высказывания, но и к многочисленным ошибкам на письме, появлению таких нарушений как дисграфия и дислексия.
Все вышеизложенные проблемы должны решаться своевременно и оперативно. Для этого необходимо подобрать наиболее эффективную методику работы, которая учитывала бы всю специфику и сложность данного нарушения, воздействовала на все компоненты речевой деятельности в их взаимосвязи и взаимодействии.
В связи с этим целью нашей работы является изучение особенностей грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР, а так же разработка системы специальных игр и упражнений, направленных на преодоление данного нарушения.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития грамматического строя речи у детей с ЗПР.
2. Обследовать грамматическую сторону речи детей и выявить её особенности.
3. Разработать систему специальных игр и упражнений, направленных на коррекцию грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР.
4. Апробировать на практике данные задания и оценить эффективность проведённой работы.
Объект исследования: грамматическая сторона речи у дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования: система специальных игр и упражнений, направленных на коррекцию грамматической стороны речи у дошкольников с ЗПР.
Гипотеза: 1. Грамматический строй речи дошкольников с ЗПР имеет свои особенности и существенно отличается от нормально развивающихся детей.
2. Специально организованная система игр и упражнений способствует развитию грамматической стороны речи у дошкольников с ЗПР.
В нашем исследовании применялся ряд методов: теоретические (обзор статей, анализ литературных источников); эмпирические (эксперимент, наблюдение за речью детей, беседа); математико-статистические (обработка полученных результатов).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам теоретического обзора литературы по проблеме формирования грамматического строя у дошкольников с ЗПР, в целом было отмечено значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой.
Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Недостаточность зрительного восприятия приводит к бедности и недифференцированности зрительных представлений, что ограничивает возможности наглядно-образного мышления.
Многие исследователи отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти, которые проявляются в недостаточности произвольного запоминания, снижении уровня логической памяти, что обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации. Отмечается и своеобразие кратковременной памяти: снижение объёма и скорости, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счёт побочных факторов.
Большая часть детей с ЗПР характеризуется определёнными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности при выполнении заданий, неумение контролировать свои действия. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности как в области наглядно-образного, так и понятийного мышления.
Исследование мышления свидетельствует и о недостаточной
подвижности наглядных образов у детей с ЗПР.
Наиболее страдает у детей с ЗПР абстрактное мышление, у них с трудом формируется обобщение, затруднено формирование отвлечённых закономерностей.
Важным условием нормального функционирования психической деятельности является внимание. Нарушения внимания являются характерным признаком ЗПР. К недостаткам внимания относят его слабое развитие и неадекватность.
Во второй части нашей работы нами было проведено обследование такой составляющей грамматического строя речи дошкольников с ЗПР, как система словоизменения и словообразования, а так же сравнительный анализ полученных результатов с показателями обследования детей с нормальным психофизическим развитием.
Были выявлены значительные отклонения в развитии данных систем. Так, особенно многочисленными были ошибки в изменении существительных по падежам, употреблении предложно - падежных конструкций, изменении существительных множественного числа, употреблении существительных родительного падежа множественного числа, согласовании прилагательных с существительными, словообразовании уменьшительно-ласкательных существительных, в образовании
прилагательных от существительных, а так же дифференциации приставочных глаголов.
При оценке результатов все дети с нормальным развитием отвечали высокому уровню развития навыка словоизменения и словообразования, у дошкольников с ЗПР был отмечен средний уровень развития.
Исходя из полученных результатов, нами была разработана система коррекционных логопедических игр и упражнений по формированию навыков словоизменения и словообразования различных частей речи.
Особенность данной системы работы являлась поэтапное формирование словоизменения и словообразования существительных, глаголов и прилагательных, что давало возможность детям успешно усвоить данные формы, а так же научиться пользоваться ими в импрессивной и экспрессивной речи.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза о том, что дошкольники с ЗПР имеют ряд патологических особенностей грамматического строя речи. Целенаправленная коррекционная логопедическая работа позволит максимально корригировать все составляющие грамматической стороны речи.



1. Адмони, В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. / В.Г. Адмони - Л.: «Наука», 1988. - 240 с.
2. Борякова, Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. - 1982. - № 5.
3. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. / Н.Ю. Борякова - М.: Гном-Пресс,
2002. - 64 с.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев - М.: Детство-Пресс, 2007. - 32 с.
5. Демьянов, Ю.Г. Клинико-психологическое обследование детей с так называемой задержкой психического развития // Дефектология. Научно-теоретическая конференция. - Л., 1967.
6. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - 67 с.
7. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития. / Т.А. Власова, М.С. Певзнер - М., 1973. - 38 с.
8. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Дубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
9. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. / Т.В. Егорова - М., 1973. - 32 с.
10. Жукова, Н.С. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова - М.: Медицина, 1993.- 67 с.
11. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвитие речи. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева - М,: Просвещение 1973. - 58 с.
12. Зорина, С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития. / С.В. Зорина - СПб., 1998. - 18 с.
13. Кислова, Т.Р. Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушениями речи // Дефектология. - 1994. - №6.
14. Ковшиков, В.А., Демьянов, Ю.Г. О речевых нарушениях у детей с задержкой психического развития // Дефектология. Герценовские чтения. - Л., 1967.
15. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя-логопеда. / Р.И. Лалаева - М.: ВЛАДОС, 2004. - 112 с...37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ