Введение 3
1 Влияние нарушения слуха на формирование произвольного внимания у детей младшего школьного возраста 4
2 История появления арт-терапии 7
3 Формирование произвольности внимания детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредством элементов арт-терапии 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Приложения 15
Арт-терапию, в работе с детьми, можно справедливо считать здоровьесберегающей инновацией, которая может проявляться на уровне образовательных программ и инновационных технологий, через систему методов спонтанного творчества, интегрированных с другими методами психологической и социальной работы.
Рисование выполняет как профилактическую, так и терапевтическую функцию, при этом главную роль играет сам ребёнок. Применение арт-терапии, особенно нетрадиционных методов рисования, способствует развитию у детей коммуникативных навыков, способности к взаимодействию со сверстниками и интеграции детей с ограниченными возможностями в общество здоровых детей. Арт-терапия также предоставляет безопасный способ выражения эмоций и чувств.
Цель работы заключается не в изучении процесса обучения детей рисованию, а в том, чтобы помочь им через арт-терапию преодолеть проблемы и дать выход их творческой энергии.
Объект – арт-терапия как инструмент формирования произвольности внимания детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предмет – формирование произвольности внимания детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредством элементов арт-терапии.
Занятия в объединениях изобразительного и декоративно-прикладного творчества создают особую среду, которая способствует развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка с нарушениями слуха. В такой среде ребёнок ощущает себя защищённым и свободным, настоящим творцом своего собственного мира.
Тема исследования актуальна, поскольку развитие произвольного внимания у детей тесно связано с их адаптацией к учебной деятельности, что является одной из ключевых задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В ходе проведённой работы были изучены особенности внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Благодаря тому, что каждый человек в детстве занимался рисованием, лепкой и играми, метод арт-терапии практически не имеет возрастных ограничений и противопоказаний. Арт-терапия способствует установлению отношений между людьми, помогая им выражать себя и лучше понимать других. Особенно значима она для людей с ограниченными возможностями здоровья, которые часто сталкиваются с дезадаптацией и нехваткой общения.
Арт-терапия преимущественно использует невербальные средства общения, что особенно важно для тех, кто испытывает трудности в словесном выражении своих переживаний. В настоящее время арт-терапия активно внедряется не только в специальные, но и в массовые школы.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. — М.: Академический Проект, 2003. — 704 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. — М.: Наука, 2001. — 279 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. — М.: Институт практической психологии, 1995. — 352 с.
4. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М.: Смысл, 2004. — 512 с.
5. Гальперин, П. Я. Введение в психологию: Учебное пособие / П. Я. Гальперин. — М.: Книжный дом «Университет», 2000. — 336 с.
6. Дубровина, И. В. Психология: Учебник для студентов педагогических вузов / И. В. Дубровина. — М.: Академия, 2003. — 464 с.
7. Запорожец, А. В. Психология действия / А. В. Запорожец. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 736 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по арт-терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2002. — 320 с.
9. Ильина, М. В. Развитие внимания у детей дошкольного возраста / М. В. Ильина. — М.: Просвещение, 2005. — 128 с.
10. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин. — М.: Когито-Центр, 2007. — 197 с.
11. Корсунская, Б. Д. Воспитание глухих детей в семье / Б. Д. Корсунская. — М.: Просвещение, 1970. — 192 с.
12. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. — М.: Академия, 2003. — 144 с.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2005. — 352 с.
14. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с.
15. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. — М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
16. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2008. — 624 с.
17. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.
18. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития / В. С. Мухина. — М.: Академия, 2006. — 608 с.
19. Никольская, О. С. Аутичный ребенок: пути помощи / О. С. Никольская. — М.: Теревинф, 1997. — 342 с.
20. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие / А. А. Осипова. — М.: Сфера, 2002. — 512 с.
21. Петрова, В. Г. Психология детей с нарушениями слуха / В. Г. Петрова. — М.: Владос, 2004. — 224 с.
22. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков / Л. Пожар. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 128 с.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
24. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго. — М.: Аркти, 2000. — 208 с.
25. Сорокин, В. М. Специальная психология: Учебное пособие / В. М. Сорокин. — СПб.: Речь, 2003. — 216 с.
26. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева. — М.: Академия, 2001. — 312 с.
27. Усанова, О. Н. Специальная психология / О. Н. Усанова. — СПб.: Питер, 2006. — 400 с.
28. Филичева, Т. Б. Дети с нарушениями слуха / Т. Б. Филичева. — М.: Просвещение, 2003. — 240 с.
29. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О. В. Хухлаева. — М.: Академия, 2001. — 208 с.
30. Шипицына, Л. М. Психология детей с нарушениями слуха / Л. М. Шипицына. — СПб.: Речь, 2002. — 304 с.