Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения словаря признаков у обучающихся младших классов с задержкой психического развития 6
1.1 Характеристика понятия «словарь признаков» 6
1.2. Особенности развития словаря признаков в онтогенезе 9
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших классов с задержкой
психического развития 13
1.4. Обзор методик формирования словаря признаков у обучающихся
младших классов с задержкой психического развития 20
Вывод по I главе 24
Глава II. Организация и методика обследования сформированности словаря признаков у обучающихся младших классов с задержкой психического
развития 25
2.1. Организация и методика изучения сформированности словаря признаков
у обучающихся младших классов с задержкой психического развития 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению
сформированности словаря признаков у обучающихся младших классов с задержкой психического развития 30
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей
словаря признаков у обучающихся младших классов с задержкой психического развития 34
Вывод по II главе 44
Заключение 46
Список используемых источников 48
Приложение А 53
Приложение Б 54
Приложение В 56
Приложение Г 60
Приложение Д 63
Приложение Е 64
Приложение Ж 67
Актуальность исследования определяется тем обстоятельством, что в последние годы резко возросло количество детей с речевыми и иными нарушениями, по данным территориального психолого-медикопедагогической комиссии. Речевые нарушения встречаются у каждого второго обучающегося младших классов с задержкой психического развития (далее - ЗПР). Принципы единства речевого и психического развития ребенка разрабатывались в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Анализ методической и научной литературы говорит о том, что на данный момент весьма актуальны и перспективны исследования по развитию речи у детей с психической задержкой развития. Актуализируется эта тема не только в связи с ростом числа детей с речевыми нарушениями. Но и тем обстоятельством, что на основе разработанных документов, содержащих нормы речевого развития в возрастных группах, в школе разрабатывают адаптированные образовательные программы для детей с ЗПР (вариант 7.1,7.2): Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - федеральный закон, федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. от 19.12.2014 №1598) и др. Изучением данной проблемы занимались Н.С. Жукова, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманов, Г.В. Чиркина, Р.И. Шалаева и др.
В практике логопедической работы нарушения составляющих интеллектуального компонента речи у детей названных категорий исследованы недостаточно. В частности, это касается словаря признаков у самых младших школьников с задержкой психического развития, хотя само усвоение и использование лексических единиц языка в актах восприятия и порождения речи наиболее полно демонстрируют тесное взаимовлияние между недостатками интеллектуального и речевого развития.
Проблема речевого недоразвития детей с ЗПР особенно обостряется, когда они вступают в классы интенсивной педагогической коррекции, не получив специальной дошкольной подготовки.
Нарушений словаря детей с ЗПР и методы их коррекции представлены в многочисленных работах логопедов, так и специальных психологов (В.И. Лубовский, Г.П. Шалаева, Е.Ф. Соботович, Н.А. Мастюкова, А.Е. Тарасу, и др.). Однако, вопросы механизмов недоразвития речи у этой категории детей, состояния сформированности компонентов речевой деятельности, обеспечивающих усвоение и использование детьми лексических единиц языка в актах коммуникации, соответствия содержания и методик логопедической работы задачам учебной деятельности младших школьников с ЗПР всё еще недостаточно разработаны.
Цель исследования - изучение особенностей сформированности словаря признаков у обучающихся младших классов с ЗПР и разработка методических рекомендаций по преодолению выявленных особенностей.
Объект исследования - словарь признаков у обучающихся младших классов с ЗПР.
Предмет исследования - особенности сформированности словаря признаков у обучающихся младших классов с ЗПР.
Гипотеза исследования предполагает, что особенностями сформированности словаря признаков у обучающихся младших классов с ЗПР является искажение звуков, нечеткое различение акустических похожих звуков, бедный словарный запас, неточное употребление слов, не понимание значения слова, неполная сформированность словаря антонимов и синонимов, неверное использование окончаний.
Для того, чтобы достичь обозначенные цели нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу исследования проблем у детей с ЗПР.
2. Составить диагностический комплекс, направленный на изучение словаря признаков у обучающихся младших классов с ЗПР.
3. Провести анализ сформированности словаря признаков у обучающихся младших классов с ЗПР, рассмотреть его особенности.
4. На основе выявленных особенностей сформированности словаря признаков у обучающихся младших классов с ЗПР составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на формирование словаря признаков у обучающихся младших классов с ЗПР.
Методы исследования:
• теоретические (обобщение и систематизация источников, анализ,);
• эмпирические методы (наблюдение, эксперимент);
• статистической обработки данных.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит: введение, две главы, семь параграфов, заключение,
библиографического списка, также работа проиллюстрирована приложением.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации научных данных по проблеме изучения особенностей сформированности словаря признаков у обучающихся младших классов с ЗПР.
Практическая значимость исследования состоит в разработке дифференцированных методических рекомендаций по преодолению выявленных особенностей словаря признаков у обучающихся младших классов с задержкой психического развития.
Анализ научной литературы по теме исследования позволяет сформировать вывод, что при ЗПР нарушения приходят рано, потому что развитие основных психических функций происходит не только замедленно.
Вовремя проведённое диагностическое обследование, выявление формы ЗПР и составление, соответствующее развитию каждого конкретного ребёнка индивидуальной коррекционной программы, будет способствовать её эффективному психическому развитию и приближению к показателям социально-психологического норматива.
Для готовности ребенка к школе у него должен быть сформированный необходимый словарный запас, конкретный уровень развитости произношения звуков, развития фонематического восприятия и представлений, грамматических компонентов устной речи. Основным приобретением в школьном возрасте является познание своего языка, как механизм, с помощью которого происходим общение и познание, таким образом ранее выявление и исправление речевых дефектов у детей с задержкой психического развития школьного возраста позволяет произвести формирование составляющих речи ребенка.
Полноценный анализ специфики словаря признаков у детей с ЗПР дает возможность идентифицировать сильные дефекты как механизмов усвоения, так и механизмов применения лексических компонентов языка.
Такие нарушение показывают о хроническом свидетельстве дефекта лексической стороны речи и о низкой степени развитости ее некоторых составляющих в первые этапы обучения в школе.
Идентификация расстройства лексической стороны речи у обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР порождает ухудшение дальнейшего овладения лексическими единицами речи и их постоянного применения в экспрессивной и репрессивной речи. Таким образом создаются барьеры для успешной учебы в школьном учреждении, становления у детей фундаментальных осознанных умений в рамках школьной программы и тому подобное.
В настоящее время разрабатываются и совершенствуются уже существующие педагогические технологии, методики, средства, успешная реализация которых позволяют повысить уровень образования и более качественно сформировать уровень воспитанности. Изменения, которые происходят в современном обществе рождают новые требования к развитию детей. В системе всех уровней образования действуют федеральные государственные образовательные стандарты, которые предполагают сформированность универсальных учебных действий и компетенций у учащихся. Отмечается объективное усложнение школьной программы.
Ознакомительный словарь прилагательных для младших школьников с задержкой психического развития представлен в виде подготовительного, основного и заключительного этапов. Подготовительный этап уточняет и интегрирует полноценные зрительные представления о признаках, относящихся к предмету, конкретному назначению предмета вместе с составляющими элементами, формой, величиной, цветом. Соотношение слова и знака. Отличие однородных слов по семантическим, акустическим, артикуляционным, ритмическим, морфологическим признакам. Основной этап предусматривает расширение и систематизацию словарного запаса, а также переход от импрессивной лексики к экспрессивной речи. Заключительный этап - автоматизация словарного запаса в речевом общении в различных коммуникативных ситуациях. Предоставление качественной и своевременной помощи поможет преодолеть нарушение, а также минимизировать его последствия.
Таким образом, цель по изучению особенностей сформированности словаря признаков у детей младшего школьного возраста с ЗПР достигнута, задачи решены задачи, предложена гипотеза оказалась верна.
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / под ред. К. С. Лебединской. - М., 1982. - 325 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М., 2008. - 400 с.
3. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - М. : Издательство «Просвещение», 1968. - 446с.
4. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М. : Советская энциклопедия, 1966. - 607 с.
5. Бабенко, Л. Г. Лексикология русского языка: учебник / Л.Г. Бабенко. -
Екатеринбург : Уральский государственный университет имени
А. М. Горького, 2008. — 126 с.
6. Борякова Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития (Организационный аспект) / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына. - М., 2007. - 78 с.
7. Валгина, Н. С. Современный русский язык: учебник / Н.С. Валгина, Д. Э. Розенталь. - М., 2011. - 528 с.
8. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т. А. Власова, К.С.Лебединская // Дефектология. - 1975. - №6. - С. 8-17.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь: собрание трудов / Л.С. Выготский. - М., 2011. - 640 с.
10. Выготский, Л. С. Развитие устной речи / Л. С. Выготский // Детская речь. - 1996. - С. 51.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М., 2007. - 480 с.
12. Григорьян, Е. Л. Лексическое значение слова. Лексика как система / Е.Л. Григорьян. - Ростов-на-Дону, 2002. - 20 с.
13. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О.Е. Громова. - М., 2003. - 176 с.
14. Данилова, Л. А. Особенности развития пассивного и активного словаря у детей в возрасте 5-7 лет / Л. А. Данилова, Л. М. Рябкина. - Л., 1974. - 123 с.
15. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М., 1994. - 256 с....53