Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ колористических навыков детей младшего ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ОСВОЕНИЯ ЖИВОПИСНЫХ ПРИЁМОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ИМПРЕССИОНИЗМ»

Работа №163915

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития колористических навыков детей младшего школьного возраста с помощью освоения живописных приёмов художественного направления «импрессионизм»
1.1 Сущность понятий «развитие», «навык», «колорит», «колористические
навыки» 7
1.2 Особенности развития колористических навыков детей младшего
школьного возраста 15
1.3 Влияние живописных приёмов художественного направления «импрессионизм» на развитие колористических навыков детей младшего
школьного возраста 20
Выводы первой главы 27
Глава II. Экспериментальная работа по выявлению актуального уровня колористических навыков детей младшего школьного возраста
2.1 Организация, содержание, проведение и анализ полученных результатов
констатирующего эксперимента по выявлению актуального уровня колористических навыков детей младшего школьного возраста 29
2.2 Серия занятий по развитию колористических навыков детей младшего
школьного возраста с помощью освоения живописных приёмов художественного направления «импрессионизм» 39
2.3 Методические рекомендации по развитию колористических навыков детей младшего школьного возраста с помощью освоения живописных
приёмов художественного направления «импрессионизм» 64
Выводы второй главы 70
Заключение 71
Список литературы 73
Приложения 78

Значение цвета в жизни человека велико и многообразно. Всё, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. Феномен цвета, занимавший на протяжении многих тысячелетий умы учёных, философов, алхимиков, писателей, психологов и, конечно же, художников, представляет собой очень глубокую проблему. «Цвет, в изобразительной деятельности ребёнка - наиболее яркая страница его творческих проявлений» [21]. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая чувствительность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка.
Способность различать цвета свойственна человеку с момента его рождения [21]. Ребёнок начинает осознавать себя и пытается понять окружающий мир; его рука интуитивно тянется к цветку, яркой игрушке, краскам, цветным карандашам. Другими словами, происходит познание человеком мира через систему цветов, гармоничных сочетаний, цветовых отношений. Таким образом, можно сказать словами Бровко Н.В.: «цвет» воспринимается как языковая система» [6].
Вся работа с детьми строится через цвет. И как совершенно верно отметил доктор психологических наук В. Гуружапов: «...маленькие дети часто работают с цветом искренне и естественно. Такова природа их чувства художественной формы.». Но с возрастом очень часто эта способность угасает и бесследно пропадает. И всё потому, что у большинства детей-школьников очень скудные представления о цвете. При всей избалованности нашей современной полноцветной окружающей средой, школьники, садясь за какую-либо творческую работу, словно слышат о многообразии цвета впервые. В этом и заключается актуальность поднятой нами проблемы. Дети не владеют законами цветоведения, что приводит к ограничению познавательной способности и способности к изобразительной деятельности, к отсутствию художественно-образованной личности.
Таким образом, перед педагогами-художниками стоит вопрос как дальше развивать это интуитивное стремление к красоте, к цвету, приобщить ребёнка к колористической культуре, к живописи, к пониманию того, что цвет оказывает большое влияние на жизнь человека, его творчество и самочувствие. Поэтому в настоящее время значительно возрастает роль цветоведения как научной основы для грамотного использования детьми цвета в своих творческих работах.
В научной литературе накоплены определенные данные в области цветоведения, психологии и физиологии восприятия цвета, индивидуальных особенностей цветоразличения. Это работы С.С. Алексеева, А. Зайцева, Л.С. Выготского, И. Иттена, В. Оствальда. Методические аспекты цветовосприятия в процессе развития колористических навыков общеобразовательной школе мы можем найти в трудах В.Г.Беды, Н.Н. Волкова, В.С. Кузина, Е.В. Шорохова, А.А. Унковского, С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева, А. Покатило, Н.М. Сокольниковой. В их работах рассматривалась проблема цвета в живописи с точки зрения теории и методики изображения, ставились вопросы, касающиеся восприятия цвета и его роли в создании единства живописного изображения. Таким образом задача учителя-художника - научить ребёнка видеть мир в разнообразии оттенков.
Актуальность данной проблемы послужила поводом для выбора темы нашего исследования «Развитие колористических навыков детей младшего школьного возраста с помощью освоения живописных приёмов художественного направления «импрессионизм».
Цель исследовательской работы - выявить актуальный уровень колористических навыков детей младшего школьного возраста и составить серию занятий по освоению живописных приёмов художественного направления «импрессионизм».
Объект исследования - развитие колористических навыков детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - развитие колористических навыков детей младшего школьного возраста с помощью живописных приёмов художественного направления «импрессионизм».
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность понятия «колористические навыки».
2. Выделить и обосновать особенности колористических навыков детей младшего школьного возраста.
3. На основе изучения искусствоведческой литературы проанализировать творческие приёмы художественного направления «импрессионизм».
4. Определить критерии и актуальный уровень развития колористических навыков детей младшего школьного возраста.
5. Разработать серию занятий по развитию колористических навыков младших школьников с помощью освоения живописных приёмов художественного направления «импрессионизм».
6. Разработать методические рекомендации по развитию колористических навыков младших школьников с помощью освоения живописных приёмов художественного направления «импрессионизм».
Гипотеза исследования - серия занятий по освоению живописных приёмов художественного направления «импрессионизм» будет способствовать развитию колористических навыков детей младшего школьного возраста, если будут учтены:
• возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
• введены в систему специальные занятия по освоению живописных приёмов художественного направления «импрессионизм», влияющие на развитие колористических навыков.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, учебно-методической и искусствоведческой литературы, изучение общепедагогического опыта; анализ педагогического и методического опыта ведущих художников- педагогов;
2. Наблюдение за учебно-творческой работой младших школьников;
3. Праксиметрический метод;
4. Опрос - метод социально-психологического исследования с помощью анкет.
База исследования:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя школа №63" г. Красноярска, Красноярского края. Класс 2 «А». В констатирующем эксперименте принимали участие группа младших школьников из 12 человек

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа психолого-педагогической и методологической литературы мы сделали ряд выводов.
Колористические навыки - это умение автоматически оперировать законами цветоведения при создании того или иного живописного произведения. Колористические навыки развиваются только в процессе обучения и практической изобразительной деятельности. Т.к. живописные отношения мы можем увидеть только анализируя состояние, характер и направленность освещения, анализируя пространственное положение, формы, объём и материальность предметов, анализируя их цветовые и пространственные взаимоотношения. В процессе такого аналитического восприятия обостряется цветовое видение и формируется живописное видение.
Надо отметить, что на основе анализа историко-культурологической литературы мы заключили, что живописные приёмы художественного направления "импрессионизм" являются наиболее эффективным способом развития колористических навыков младших школьников, т.к. этот метод направлен на познание мира и предлагает аналитический подход к изучению цвета, т.е. через освоение законов цветоведения.
Проанализировав психологическую и педагогическую литературу, нами были определены уровни развития колористических навыков у детей младшего школьного возраста.
Подводя итог констатирующего эксперимента, мы убедились, что для успешного развития колористических навыков необходима серия соответствующих занятий, которая будет использована в педагогической практике учителями изобразительного искусства, а также учителями начальной школы с целью развития уровня колористических навыков.
Разработанная программа позволяет младшему школьнику погрузиться и насладиться творческим процессом, воспринимая знания о цвете во всём многообразии сочетаний в окружающей действительности. Таким образом, перед педагогами-художниками в виде методических рекомендаций стоит вопрос как дальше развивать это интуитивное стремление к красоте, к цвету, приобщить ребёнка к миру культуры и искусства, способствовать развитию и формированию разносторонней личности.


1. Агостон Ж. «Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне», «Мир», М., 1982.- с. 181
2. Алексеев С.С. «О цвете и красках», «Искусство», М., 1962.- с. 51
3. Алексеев С.С. «О колорите», «Изобразительное искусство», М., 1974.- с. 123.
4. Андреев Л.Г. «Импрессионизм», изд. Московского университета, 1980.
5. Беда Г.В. «Тоновые и цветовые отношения в живописи», «Советский художник», М., 1964.- с.77.
6. Бровко Н.В. Творчество. Мышление. Живопись: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Живопись». - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 28 с.
7. Власов В. «Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства» том 3, «лига», С-Петербург, 2000.- с. 847.
8. Волков Н.Н. «Цвет в живописи», 1985.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - С-Пб.: Союз, 1997.
10. Гегель Г.-В.-Ф. «Эстетика», т. 3.
11. Гете Иоганн Вольфганг «Об искусстве», М., «Искусство», 1975.- с. 82.
12. Гомезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей пед. Вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2004.- 512 с.
13. Денвир, Бернард «Импрессионизм: Живопись: Художники и картины: Альбом, 2000.
14. Журнал «Искусство в школе»,№ 2, глав. Ред-ор А.А. Мелик-Пашаев 2005.
15. Журнал «Искусство в школе»,№ 2, глав. Ред-ор А.А. Мелик-Пашаев, статья А. Никитина «Игра и школа», 2003....57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ