Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тема дьявола в трудах схоластов XI-XIII вв.

Работа №163900

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Предпосылки появления схоластики и ее развитие в западноевропейской философии
1.1. Особенности средневековой философии в «досхоластический» период
1.2. Характеристика схоластической философии как особой формы средневекового мышления
Глава II. Эволюция образа дьявола в схоластике на примере трех средневековых философов
2.1. Концепция дьявола как отсутствия Ансельма Кентерберийского
2.2. Анализ основных идей общей дьявологии, составленной Петром Ломбардским
2.3. Соотношение дьявола и морального зла в трудах Фомы Аквинского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность. В христианстве, особенно в Средние века, отношения Добра и Зла приобрели новый характер. Абстрактные понятия получили форму: Бога с одной стороны и дьявола - с другой. Твердо разделив мир на черное и белое, христиане приступили к анализу этих двух сил, управляющих мирозданием. Один из наиболее волновавших их вопросов заключался в первопричинах зла. Откуда оно взялось, и кто за него ответственен? Почему Бог, апофеоз совершенства, создавши мир, допустил существование в нем войн, рака, смерти? Или зло как таковое пришло в данное Божье творение извне, от людей?
До настоящего момента в научной среде не утихают споры о том, где расположена та тонкая невидимая черта, отделяющая зло от добра, черное от белого. Примером этого могут служить различные новые разделы этики, появившиеся на стыке наук: биоэтика, компьютерная этика, экологическая и др. Большая часть исследований сводится к тому, что не существует четких стандартов определения зла. Однако, из этого не следует, что нужно прекращать поиски, поскольку отсутствие точного определения приводит к возникновению суеверий, и здесь мы наталкиваемся на вопрос о религиозных сектах, трактующих добро и зло по-своему. В этом заключается практическая актуальность нашей работы. Исследователи связывают появление религиозных сект с возрождением интереса к дьяволу, поскольку «дьявол укоренен в восприятии ... радикального зла»1, является его абсолютом так же, как Бог является абсолютом добра. Кроме того, дьявол - это персонификация зла, попытка придать абстрактному понятию форму и систему.
Однако, на наш взгляд неверно говорить о современном возрождении интереса к этому средневековому персонажу, потому что дьявол с самого начала своего возникновения в той или иной форме всегда присутствовал как в сознании людей, так и на страницах истории.
Идея дьявола не устарела, как думают многие. Но более важным будет обратиться к вопросу, насколько истинна эта идея2. И здесь мы вплотную подходим к понятию дьявола. «Дьявол есть то, что есть история его понятия»3. Трактовка понятия дьявола тесно связана с исторической теологией. Следует сказать, что историки и теологи имеют разные подходы к одному и тому же исследованию. Историки сосредоточены на изучении исключительно человеческого понимания дьявола. Теологи же кроме всего прочего пытаются соотнести это человеческое понимание с действительностью, стремясь ответить на вопрос, насколько дьявол и представления людей о нем соответствуют реальности4. По этой причине теологические исследования представляют большой интерес.
Одними из первых к поиску ответа на вышеуказанный вопрос приступили схоласты - средневековые философы, пытавшиеся применить правила формальной логики ко всей христианской религии. Схоластическое понимание дьявола интересно еще и по той причине, что впервые за всю историю своего существования дьявол как олицетворение абсолютного зла подвергся критическому анализу, его образ, его роль, его место в христианском вероучении стали разбираться с позиций логики, а не только слепой веры. Схоласты по-другому взглянули на древнейшую проблему Добра и Зла.
Теоретическая актуальность работы заключается в том, что изучение их представлений, касающихся дьявола, и их работ, развивающих данное понятие, поможет историкам (не теологам!) расширить понимание христианского догматизма, пропитывающего всю эпоху Средневековья. Кроме того, у исследователей появится возможность обратиться к истокам дьяволизма и всего, что связано с культом дьявола, а это в свою очередь поможет понять причины расцвета сатанинских культов в наше время.
Источники. Источниковой базой нашего исследования являются труды средневековых схоластов, а именно «Прослогион» (1077-1078), «Падение дьявола» (1085-1090) и «Почему Бог вочеловечился» (1094-1098) Святого Ансельма, «Сентенции» (ок. 1155-1158) Петра Ломбардского, «Сумма против язычников» (1259-1264), «Сумма теологии» (1265-1274) и трактат «De malo» (1266-1267) Фомы Аквинского.
Ансельм Кентерберийский написал несколько сочинений, в которых так или иначе затрагивал проблему дьявола. Среди них «Прослогион» (1077­1078), «Падение дьявола» (1085-1090), «Почему Бог вочеловечился» (1094­1098).
Сочинение «Прослогион» посвящено поиску доказательства бытия Бога. Ансельм Кентерберийский смог достичь поставленной цели, сформулировав так называемый онтологический аргумент бытия Бога, который, несмотря на все опровержения, имел тенденцию воспроизводиться в той или иной форме вплоть до наших дней. Эта ведущая идея, развивающаяся по ходу всего сочинения, включает себя также и тему зла, связанного у философа непосредственно с дьяволом. Он разбирает такие проблемы, как причины существования зла, свобода воли у первых ангелов и человека, степень ответственности Бога за существование зла в мире и многое другое.
В трактате «Падение дьявола» Ансельм подробно разбирает причины падения Люцифера, оценивает его возможности влияния на судьбы людей, пытается понять, что явилось первым толчком, первопричиной ангельского греха, почему все-таки злой ангел не удержал «истинную непорочность»? Не потому ли, что хороший ангел получил настойчивость, потому что Бог дал ее, а злой ангел не получал ее, потому что Бог не давал?
«Почему Бог вочеловечился» - это апологетический трактат, направленный против «возражений неверных», которые смеются над христианской верой и считают, что Бог не мог унизить себя до всего того, что перенес Христос. Исследователи считают трактат своего рода «документом внутреннего пользования» для клира, цель произведения - вооружить клир достойной аргументацией в борьбе с ересью, скептицизмом и неверием. В трактате Ансельм демонстрирует незаурядную для Запада XI века эрудицию. Здесь мы находим цитаты из творений Августина, Амвросия, Илария, Боэция, Беды Достопочтенного. В данном трактате рассматривается множество вопрос, но для нас наиболее интересным стал вопрос о том, в чем смысл господства дьявола над человеком, если он, сам будучи бунтовщиком, не имеет над ним законной власти?
Важным источником является труд Петра Ломбардского (ок.1100-1160) «Четыре книги сентенций», принесший ему славу и известность. Написанный в период с 1155 по 1158 гг., он вплоть до XVI столетия оставался настольной книгой для преподавателей и студентов5. Для соискателей степени теологии стало традицией писать комментарии на данное сочинение. Кроме того, студенты обращались к нему как к наиболее авторитетному справочному, а иногда и учебному пособию6.
«Сентенции» представляют собой обширную энциклопедию изречений по тем или иным теологическим проблемам известных Отцов церкви, а также заключительные комментарии, или сентенции, к ним. В них систематизировано учение Западноевропейской Церкви. Материал, дидактически собранный в «Сентенциях», синтезировал Священное Писание, измышления Отцов Церкви, среди которых Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Беда, Боэций, Григорий Великий, Иоанн Дамаскин и другие, а также идеи знаменитых теологов, в особенности Ансельма Лаонского (ученика Ансельма Кентерберийского) и Петра Абеляра.
Первая часть «Четырех книг Сентенций» (210 глав) «О таинстве Троицы» (De mysterio Trinitatis) посвящена Троице и основным атрибутам Бога. Вторая книга (269 глав) «О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом, к этому относящемся» (De rerum corporalium et spiritualitum creatione et formatione, aliusque pluribus eo pertinentibus) повествует об акте творения и сотворенных существах, в том числе ангелах и демонах, о грехопадении человека и его последствиях. Здесь анализируются проблемы благодати, свободы воли и первородного греха. Третья часть (164 главы) называется «О воплощении Слова» (De incamatione Verbis) и рассказывает о христологии, трех добродетелях (веры, надежды и любви), а также о десяти заповедях. И, наконец, четвертая книга (290 глав) - «О таинствах» (De Sacramentis), - посвящена различиям между таинствами Ветхого и Нового Заветов с изложением семи основных таинств последнего, а завершает ее рассуждение о конце света, Страшном Суде, восхваление праведников и осуждение грешников7.
«Сумма философии» более известна по своему второму названию: «Книга об истине католической веры против язычников», или сокращенно «Сумма против язычников». На ее написание у Фомы Аквинского ушло пять лет, с 1259 по 1264 гг. Это один из основных трудов философа, написанный им под влиянием происходящего в то время активного интеллектуального обмена между христианскими, мусульманскими и иудейскими мыслителями. Данная ситуация привела к тому, что Церкви потребовались аргументы для защиты основных положений своей религии в основном от мусульман, считавшихся язычниками. Такова главная цель «Суммы против язычников».
Этот объемный труд разделен на четыре книги: I. О Боге как таковом; II. О сотворении Богом различных регионов сущего; III. О Боге как о цели всех творений; IV. О Боге, как Он дан в Его Откровении. Для нашего исследования наибольший интерес представляет третья книга, полностью посвященная этической проблематике. В ней подробно рассматривается понятие зла, возможности его существования, проблема свободы воли и свободы выбора, а также различные виды благих и злых деяний.
Фома Аквинский начал писать «Сумму теологии» в 1265 г. и продолжал это делать вплоть до самой смерти в 1274 г., так и не завершив свое дело до конца. Этой произведение рассматривается не только как самое главное в жизни философа, но также как конечный результат, итог его многолетних размышлений. «Сумма теологии» по праву считается одним из лучших образцов средневековой европейской мысли8. Приступая к написанию этого масштабного труда, Фома Аквинский планировал составить лишь краткое руководство для начинающих богословов, в котором под одной обложкой были бы собраны все основные церковные течения и учения своего времени. Однако, в конечном итоге «Сумма теологии» явилась фундаментальным сводом практически всех проблем христианской западной религии, подвергнутых философом скрупулезному схоластическому анализу. В данном труде имеется множество ссылок на Августина Блаженного, Аристотеля и многих других видных христианских, арабских и языческих мыслителей9.
Труд состоит из трех масштабных частей. Первая часть полностью посвящена Богу и Его актам. Здесь подробно рассматривается священное учение, атрибуты и имена Бога, проблема Троицы. Кроме того, именно в этой части Фома приводит свои знаменитые пять доказательств бытия Бога: от начала движения, от причины, от необходимости, от совершенства, от целесообразности. Во второй, наиболее значимой для данного исследования части говорится о Божьем подобии, т.е. о человеке, и поднимаются такие вопросы, как мораль и этика, тема счастья, воли и страстей. Третья незаконченная часть посвящена идее спасения.
Кроме написания сочинений Ангелический Доктор занимался преподаванием в Парижском университете. Основным видом преподавания в средневековых университетах были диспуты, самые значимые из которых подробно документировались. В качестве результата подобного диспута появился трактат «De malo», или «О зле» (1266-1267). Он пока не переведен на русский язык, а на английском доступен лишь отрывками. В нем Фома Аквинский в споре с оппонентами подробно анализирует природу зла, его происхождение, возможности влияния на человека и бессмертную душу, происхождение и т.д. Но самое главное, чем интересен данный трактат, заключается в том, что в нем философ пытается ответить на вопрос, почему существует зло и кто за него ответственен.
Степень изученности темы. Проблема дьявола не получила большого освещения в отечественной научной литературе. Наиболее часто феномен Люцифера рассматривается в современной религиозной литературе, где, однако же, отсутствуют ссылки на анализ, проведенный схоластами либо любыми другими западными средневековыми мыслителями. Дьявол в таких трудах - полностью антропоморфное существо, имеющее достаточно большую власть над людьми, пребывающее в подземном мире, откуда посылает своих демонов, чтобы те искушали человека, вводя его в состояние греха.
К серьезным научным исследованиям можно отнести монографии А.Е. Махова «Hortus daemonum. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения» и «Hostis Antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии». Александр Евгеньевич Махов - доктор филологических наук, старший научный сотрудник отдела литературоведения ИНИОН РАН, профессор кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ. В круг его научных интересов входит в том числе и культура Средневековья. В указанных выше трудах автор подробно анализирует основные категории, мотивы и образы средневековой христианской демонологии. Его критическому анализу подвергается и история падшего ангела Люцифера. Однако, данные работы все-таки относятся к области филологических исследований. Махов показывает, как в демонологических текстах проявляются характерные особенности средневекового мышления: пристрастие к обратно-симметричным построениям, постоянное сопоставление Божественного и дьявольского. Кроме того, сравнению подвергаются судьбы дьявола и человека, указывается, что космическая судьба дьявола имеет вектор, обратный вектору человеческой судьбы. Схоласты и их вклад в дьявологию упоминаются в данных исследованиях лишь отчасти. Большой упор в таких упоминаниях делается на Фому Аквинского. Ансельм Кентерберийский, который, безусловно, внес большой вклад в разработку проблемы дьявола, обойден исследователем стороной.
Интерес представляют работы К. В. Бандуровского - российского поэта, ученого, историка философии, переводчика. Среди его многочисленных статей нами были использованы «Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского» и «Демонология Фомы Аквинского». Думается, название работы красноречиво свидетельствует о том, какому именно схоласту они посвящены. Однако, анализ, проведенный Бандуровским, помог добавить новые детали к разбору взглядов Фомы на дьявола и зло.
Много полезной информации дает работа «Сатана» филолога, культуролога, библеиста, переводчика С. С. Аверинцева. В ней подробно рассматриваются место и роль дьявола в Библии, а отношение к моральному злу в некоторых других религиях. Имеется много связей и отсылок к литературе, как древней, так и современной. Однако, в данной работе, как и у Махова, больше анализируется филолого-культурологическая функция дьявола. Его морально-этический дискурс не затрагивается вовсе.
Среди полезных трудов можно назвать интересную монографию А.В. Амфитеатрова и М.А. Орлова «Дьявол. История сношений человека с дьяволом», а также работу Е.Ю. Ивановой «Мифология добра и зла». В них имеются отсылки к схоластическому анализу данного мифологического персонажа. Есть упоминания Петра Ломбардского и Фомы Аквинского. Но в основном данные труды посвящены анализу процесса мифологизации дьявола и структуре связанных с ним суеверий.
Монография Ю.А. Сандулова «Дьявол. Исторический и культурный феномен», а также похожая монография Фетисова В.П. «Добро и зло. Опыт историко-философского анализа», рассматривают Люцифера уже не с мифолого-культурологической, а с историко-философской точки зрения. Дается достаточно детальный анализ различных философских подходов к определению зла и дьявола как его олицетворения, выполняющего антропоморфизацию зла. Среди прочего указан вклад схоластов, в частности Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского, в изучение данной теологической проблемы. Петр Ломбардский не упоминается.
Наконец, еще одной важной работой стала монография Шейнмана М.М. «Вера в дьявола в истории религии». Она носит религоведческий характер. В ней подробно рассматривается зарождение веры в дьявола, постепенное его очеловечивание, факторы, влияющие на изменение отношения людей к моральному злу и т.д. Отдельная глава посвящена схоластам, в частности Фоме Аквинскому, и их вкладу в изучение данной стороны проблемы сатаны.
Среди зарубежных авторов на первом месте стоят исследования американского историка и выдающегося философа Дж. Б. Рассела «Люцифер. Дьявол в Средние века» и «Князь тьмы. Добро и зло в истории человечества». Это не единственные его работы, посвященные теме дьявола, но они явились наиболее важными для нашего исследования. Основной проблематикой книги «Люцифер. Дьявол в Средние века» является развитие исторического представления о дьяволе в различных цивилизациях, которое исследуется при помощи сравнительного метода, позволяющего проследить, каким образом зло персонифицируется через различное преломление своей негативной сущности. В книге рассматриваются средневековые учения о дьяволе, возникшие на православном Востоке, католическом Западе и в исламском мире. Отдельная глава посвящена анализу данной проблемы у схоластов. Имеются цитаты и выдержки из таких сочинений, как «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» Фомы Аквинского, «Падение дьявола» и «Почему Бог вочеловечился» Ансельма Кентерберийского. Однако, при всех достоинствах этой работы большая ее часть посвящена, как и у российских исследователей, мифологической характеристике дьявола. Рассел поднимает огромный пласт различных западных верований, связанных с Люцифером, подробно рассматривая роль очеловеченного сатаны в культуре, литературе и театре. Другая его книга «Князь тьмы. Добро и зло в истории человечества», по словам самого автора, имеет цель разъяснить проблему существования зла. В своих других книгах о дьяволе философ попытался достичь определенного понимания этой проблемы через изучение истории представлений о дьяволе как об одним из самых могущественных символов зла. Вторая рассмотренная нами монография представляет собой общий контур истории этих представлений, изложенный в одном томе. Автор ставит себе задачей изложить в обобщающем труде историю Дьявола в западном мире от самого начала и до наших дней, ориентируясь при этом не только и не столько на академическую, сколько на самую широкую публику. В книге подробно анализируется роль дьявола в истории Церкви, в связи с чем учитываются схоластический разбор проблемы Фомы Аквинским и Ансельмом Кентерберийским.
Интересный научно-популярный труд, написанный Р Мюшембле, «Очерки по истории дьявола: XII-XX вв.» исследует сферу ментальных представлений человека Запада или, как говорит сам автор, мир его воображаемого. Достаточно подробно анализируются работы Фомы Аквинского и его вклад в распространение представлений о дьяволе- человеке. Однако, следует учитывать, что данная работа носит научно­популярный характер. В ней зачастую отсутствуют ссылки на какие-либо источники, имеется ярко выраженная склонность к мифологизации и художественному преувеличению.
Более полезной работой стала монография английского историка- богослова Г.А. Келли «Сатана. Биография». Во-первых, в ней рассматривается история дьявола с самого его рождения, т.е. с библейских текстов. Во-вторых, целые главы, посвященные схоластам (всем, проанализированным нами), достаточно детально знакомят нас с их трудами, взглядами и теориями касательно морального зла, а также Люцифера.
Труд историка А. Шлипера «Трактат Сатаны. История Дьявола, рассказанная им самим» дает много сведений о том, как формировались определенные понятийные связи, связанные с различными именами персонифицированного дьявола: Люцифер, Сатана, Вельзевул и т.д.
Особенность этой книги заключается в том, что все описываемые события излагаются с точки зрения самого дьявола. Можно сказать, книга представляет собой Библию наоборот. Несмотря на необычность данного эксперимента, в ней есть много полезных сведений как по восприятию дьявола средневековой Церковью (в том числе и схоластами), так и по морально-этической стороне этого персонажа
Кроме данных работ, нам помогли труды таких исследователей, как Э. Жильсон, Ф. Коплстон, А. Реймон, Ф.Х. Кессиди и др.
Подводя итог историографическому обзору, можно сказать, что большинство работ как в отечественной, так и в зарубежной науке, касающейся темы дьявола и морального зла у схоластов, носит достаточно общий характер. Исследователи посвящают данной проблеме одну главу или упоминание вскользь в своих трудах. Из источников редко рассматривается «Прослогион» Ансельма Кентерберийского, «Сентенции» Петра Ломбардского и трактат «De malo» Фомы Аквинского.
Проблема. Исследований, посвященных теме зла и дьявола в трудах схоластов, практически нет. Эта ситуация характерна как для отечественных, так и для зарубежных специалистов.
Цель исследования заключается в разработке общей целостной концепции восприятия Дьявола средневековыми схоластами с помощью анализа трудов Ансельма Кентерберийского, Петра Ломбардского и Фомы Аквинского.
Достижение поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
1. Кратко показать и охарактеризовать периоды средневековой философии, предшествовавшие схоластике;
2. Показать предпосылки и особенности схоластики;
3. Изучить и обосновать концепцию Дьявола как отсутствия, опираясь на труды Святого Ансельма;
4. Изучить и проанализировать обобщение взглядов всех схоластов, проведенное Петром Ломбардским;
5. Определить точку зрения Фомы Аквинского на Зло и Дьявола с
опорой на его труды.
Гипотеза: детальный анализ схоластических теорий XI-XIII вв., посвященных дьяволу и злу, поможет углубить и расширить наши представления о важнейших понятиях в морали и этике, а именно о добре, зле, свободе воли, свободе выбора и т.д.
Объект исследования: схоластическая философия западноевропейского средневековья.
Предмет исследования: концепции Дьявола в трудах
западноевропейских схоластов XI-XIII вв.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в настоящей работе рассмотрены, проанализированы и четко структурированы основные концепции западноевропейских схоластов XI­XIII, чьи труды оказали решающее влияние на формирование и развитие новых представлений о дьяволе. В данной работе концепции изучаются в тесной взаимосвязи друг с другом, в следствие чего происходит выявление точек их соприкосновения, а также различий, анализ которых помогает понять эволюцию представлений о роли и месте дьявола в существующей реальности. Новаторским результатом исследования стала также реконструкция системы взглядов и идей западноевропейских средневековых мыслителей о морально-этических проблемах определения понятий Добра и Зла, первоистоках обеих категорий, их соотношении и взаимодействии. Данные результаты помогут путем сопоставления антонимичных понятий углубить наши представления о морально-нравственных ценностях, яснее увидеть границу, отделяющую одно от другого, а также внесут определенный вклад в этику как науку, расширив и детализировав понятия Добра и Зла. Кроме того, научная новизна исследования состоит в обосновании глубокой теоретико-философской значимости трудов западноевропейских схоластов XI-XIIIbb., отмечена их социальная актуальность и пригодность для использования в качестве отправной точки для дальнейших критических исследований в данной области.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут использоваться для более глубокого и всеобъемлющего представления морально-этических понятий на уроках религиозной культуры и светской этики, занятиях по философии, этике, религиоведении. Кроме того, материал исследования будет полезен педагогам при подготовке элективных курсов и факультативных занятий по истории средневековой культуры, средневековой философии, истории религии и т.д.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В средние века философия была неотделима от теологии. Однако, данная связь включала в себя не только отношения подчинения, но и включенность философии в богословские споры и диспуты. Философская аргументация и терминология часто использовались в христианской полемике. С помощью нее опровергались и защищались основные догматы христианского вероучения.
Философия была неоднородна и изменялась на протяжении всей истории Средневековья.
Изначально она была представлена учением так называемых апологетов - раннехристианских авторов II-IV вв. При сохранении господства древних культов и античных школ они вынуждены были разработать целостную философскую систему для защиты своей религии. Апологетика внесла существенный вклад в формирование языка философии средневековья.
Следующим этапом стала патристика, названная так потому, что ее представители в своих трудах опирались на философские и богословские учения отцов Церкви. В данный период складываются три направления средневековой философии: креационизм, теоцентризм и провиденциализм.
Креационизм утверждает, что Бог сотворил всю материю, как живую, так и неживую, из ничего за ограниченный промежуток времени. Согласно принципу теоцентризма, единственным источником и причиной всего сущего выступает Бог. Суть провиденциализма заключается в том, что свободы воли человека не существует, поскольку все, начиная со всей истории человечества и заканчивая отдельными поступками людей, подчинено некоему высшему началу - Божественному Провидению.
Начиная с апологетики и патристики, средневековая философия в XI в. пришла в своем развитии к такому типу мышления, который впоследствии назовут главенствующим способом средневекового мировидения, а именно к схоластике. Схоластика, в отличие от апологетики и патристики, рациональным подходом к решению проблем. В какой-то мере ее можно назвать «школьной» философией из-за ее стремлений к различного рода нравоучениям и упорядочиванию всего сущего, созданию жестких иерархий. В схоластике столкнулись рационализм Античности и проблематика раннехристианских мыслей, что привело к рождению качественно нового образа мышления, типа философствования.

Схоластика не возникла спонтанно, а имела ряд обусловивших ее появление предпосылок. Среди них можно назвать следующие:
• изменение общественной и мыслительной парадигмы, в результате которого формируется новый тип людей, именуемых интеллектуалами;
• появление наряду с монастырскими школами мирских образовательных учреждений, а также появление и развитие первых университетов, привело к росту уровня образованности общества;
• диспуты, возникшие в стенах университета, вскоре перешли и в схоластику, вооружив ее мощным логическим и методологическим инструментарием;
• становление и развитие схоластики во многом было обусловлено признанием авторитета Аристотеля в качестве ведущего философа прошлого.
Отличительными особенностями схоластики являются:
• составление сумм,
• предпочтительная форма оппонирования - диспут или дискуссия;
• строгое следование логике;
• систематичность;
• дидактичность;
• рациональный подход к решению проблем;
• главная проблема схоластической философии - проблема универсалий.
Одной из ведущих проблем, волновавших людей с самых ранних веков христианства, стала проблема дьявола. Она включала в себя множество граней, «подвопросов», постепенно дополняясь новыми и новыми затруднениями. Среди наиболее проблематичных из них можно назвать следующие: если Бог всемогущ и вседобр, почему он допускает существование зла в мире; если Бог всемилостив, почему он при сотворении мира позволил возникнуть злу; что такое зло, какова его роль, сила, имеет ли оно сущность и т.д. В средние века представления о зле прочно скрепились в человеческом сознании с фигурой дьявола как главного оппонента Бога.
Одними из первых, кто в той или иной степени подошли аналитически к теме дьявола и морального зла были схоласты. Их решения древних проблем дьявологии были очень оригинальными. Здесь абстракции парадоксальным образом соседствуют с деталями.
Наиболее видными авторитетами по проблемам, связанным с дьяволом, были Ансельм Кентерберийский, выдвинувший концепция зла как отсутствия, Петр Ломбардский, составивший полную энциклопедию схоластических представлений о зле, существовавших на момент его жизни, и Фома Аквинский, наиболее последовательный из всех схоластов по морально-этическим вопросам.
Святой Ансельм под злом понимал отсутствие добра, и, хотя концепция отсутствия существовала у более ранних философов, Ансельм внес в нее важные дополнения. Кроме того, его рассуждения на долгие годы использовались теологами в качестве оправдания Бога за существование зла в мире. Взгляды Ансельма дополнили теорию сатисфакции и открыли новые грани места дьявола в общей идее спасения. Его работы с одной стороны способствовали уменьшению роли дьявола в христианстве, с другой - способствовали решению проблем, вызванных существованием зла в мире, созданным вседобрейшим Творцом.
Петр Ломбардский достиг определенных успехов не только тем, что собрал, проанализировал и прокомментировал большую часть существующих рассуждений по дьявольской теме, но и тем, что он смог привнести новые идеи, которые стали превосходным интеллектуальным оружием Церкви против еретиков и других противников истинной религии. Авторитет «Четырех книг сентенций» был настолько велик, что в последующем каждый уважающий себя теолог считал священной обязанностью написать свой комментарий на это сочинение.
Так сделал Фома Аквинский, который и в других своих сочинениях неоднократно ссылается на это произведение. Он, как и все остальные схоласты, пытался доказать управление Вселенной добрым Божественным началом, несмотря на наличие зла в мире. Учение о дьяволе и зле у него тесно связано с теодицеей и концепцией блага. Аквинский стремится показать, что даже наличие в мире демонов не могло бы поколебать фундаментальную благость мира и его Творца в силу того, что Бог всегда направляет и использует злые деяния демонов к добру, и в силу того, что даже демоны были изначально сотворены благими.
Общую целостную концепцию восприятия дьявола средневековыми схоластами можно свести к следующим положениям:
1 Бог не несет ответственности за появление дьявола, а вместе с ним и зла, в мире. Свобода воли, присущая всем созданным им существам изначально, возлагает вину за падение Люцифера на самого Люцифера.
2 Грех дьявола заключался не в том, что он захотел стать подобным Богом. Дьявол понимал всю невозможность осуществления такого желания, так как обладал совершенным умом, подобно другим ангелам. Скорее, он хотел обрести богоподобие в том смысле, чтобы быть абсолютно свободным, самому определять путь совершенствования и достигать счастья собственными силами в тот момент, когда он этого захочет. Дьявол захотел независимости от Бога, и в этом состоял его грех.
3 Власть дьявола над людьми сильно ограничена. Согласно же Ансельму Кентерберийскому, дьявол вообще не имеет над нами власти. Сатана и его демоны могут лишь вводить человека в искушение, но заставить его делать зло не в их силах.
4 Люди имеют как минимум два неоспоримых преимущества перед дьяволом и его армией, а именно постоянно имеющаяся свобода выбора и возможность спасения (т.н. «теория сатисфакции», подробно рассмотренная и дополненная Ансельмом Кентерберийским). Дьявол, выступив против Бога, окончательно утратил свою свободу выбора и теперь обречен быть его вечным оппонентом. Когда на земле наступит Царство Божие, единственным, на кого не распространится благость Творца и кто не получит спасение, будет дьявол, поскольку его грех слишком велик и его невозможно искупить.
5 Дьявол - не абстрактное понятие и ни в коей мере не мифологическое существо. Схоласты придавали понятию дьявол четко определенный смысл. Это воплощение зла, его форма.
6 Дьявол является воплощением любого вида зла, существующего в мире. Сюда входит абсолютное зло, метафизическое, физическое и моральное зло, оно же грех.
7 Дьявол, а вместе с ним и зло, есть не что иное, как отсутствие добра, которое, однако, Фома Аквинский раскрывал несколько шире, чем Святой Ансельм. Но общие положения концепции отсутствия имелись у всех схоластов.
8 Всеми схоластами рассматривался вопрос, почему после падения дьявола всемогущий Бог позволяет злу существовать, почему он не искоренит его из мира, вернув туда гармонию и совершенство. Ответ схоластов в той или иной форме был один: зло необходимо для большего торжества добра. Несовершенства и недостатки творений нужны для того, чтобы в полной мере выразить все совершенство и величие Творца. Мир, в котором все совершенно, был бы статичным и нерушимым, и такой мир сложно было бы создать и поддерживать, не допуская при этом недостаточности, несовершенств и страданий.
Опасаясь, что в мире может укорениться представление об отсутствии четкого выбора между добром и злом, схоластика стремится утвердить идею благости всего творения, причем даже в тех областях бытия, которые пребывают в тени. Поэтому она с такой тщательностью и скрупулезностью подходит к решению проблемы дьявола, анализируя и изучая данную фигуру со всех сторон.


1) Рассел, Дж. Б. Люцифер. Дьявол в Средние века / пер. с англ. Т. Антонова. - М.: Евразия, - 2001, 448 стр.
2) Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / пер. с франц. Н.И. Озерской. - М.: Вече, - 2014, 384 стр.
3) Лепин, С. А. Петр Ломбардийский / С.А. Лепин // Новейший философский словарь / Глав. науч. редактор и сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 стр.
4) Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. III, Н-С / Ин-т философии Российской акад. наук; Гл. ред. В. С. Степин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 2010. - 692 стр.
5) Неретина С. С. К истории средневековой философии / С. С. Неретина. - Архангельск: Издательство Поморского педагогического университета, 2009. - 386 стр.
6) Философия западноевропейского средневековья: Учебное пособие / отв. ред. Д. В. Шмонин. - СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. - 299 с.
7) Соколов, В.В. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. Школа, 1979. - 448 с., ил.
8) Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. — М.: Высш. Школа, 1991. —512 с.
9) Философия. / Под общей редакцией проф. Ю. А. Харина. - Минск: Наука, 2011. - 486с.
10) Столяров А.А. Проблема универсалий / История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. - М.: Греко-латинский кабинет, 1995 - с.341-346
11) Шмонин Дмитрий Викторович. Вторая схоластика, XVI - начало XVII в.: Культурный контекст, метафизические основания, место в истории мысли: диссертация ... доктора философских наук: 09.00.03. - Санкт- Петербург, 2003. - 429 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-9/87-X
12) Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. - М.: АСТ, 2010. - 832 с.
13) Жильсон, Э. Философ и теология / перевод с франц. К Демидова. - М.: Гнозис, 1995. - 192 с.
14) Купреева, И.В. Ансельм Кентерберийский. Биографический очерк / И.В. Купреева // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. - М.: Канон, 1995. - С. 273-305 - (История христианской мысли в памятниках)
15) Шаповалов, В.Ф. Философия. Общение. Человек. Прошлое и настоящее / В.Ф. Шаповалов. - М.: Амрита, 2011. - 640 с....53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ
Loading...