ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Предпосылки появления схоластики и ее развитие в западноевропейской философии
1.1. Особенности средневековой философии в «досхоластический» период
1.2. Характеристика схоластической философии как особой формы средневекового мышления
Глава II. Эволюция образа дьявола в схоластике на примере трех средневековых философов
2.1. Концепция дьявола как отсутствия Ансельма Кентерберийского
2.2. Анализ основных идей общей дьявологии, составленной Петром Ломбардским
2.3. Соотношение дьявола и морального зла в трудах Фомы Аквинского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. В христианстве, особенно в Средние века, отношения Добра и Зла приобрели новый характер. Абстрактные понятия получили форму: Бога с одной стороны и дьявола - с другой. Твердо разделив мир на черное и белое, христиане приступили к анализу этих двух сил, управляющих мирозданием. Один из наиболее волновавших их вопросов заключался в первопричинах зла. Откуда оно взялось, и кто за него ответственен? Почему Бог, апофеоз совершенства, создавши мир, допустил существование в нем войн, рака, смерти? Или зло как таковое пришло в данное Божье творение извне, от людей?
До настоящего момента в научной среде не утихают споры о том, где расположена та тонкая невидимая черта, отделяющая зло от добра, черное от белого. Примером этого могут служить различные новые разделы этики, появившиеся на стыке наук: биоэтика, компьютерная этика, экологическая и др. Большая часть исследований сводится к тому, что не существует четких стандартов определения зла. Однако, из этого не следует, что нужно прекращать поиски, поскольку отсутствие точного определения приводит к возникновению суеверий, и здесь мы наталкиваемся на вопрос о религиозных сектах, трактующих добро и зло по-своему. В этом заключается практическая актуальность нашей работы. Исследователи связывают появление религиозных сект с возрождением интереса к дьяволу, поскольку «дьявол укоренен в восприятии ... радикального зла»1, является его абсолютом так же, как Бог является абсолютом добра. Кроме того, дьявол - это персонификация зла, попытка придать абстрактному понятию форму и систему.
Однако, на наш взгляд неверно говорить о современном возрождении интереса к этому средневековому персонажу, потому что дьявол с самого начала своего возникновения в той или иной форме всегда присутствовал как в сознании людей, так и на страницах истории.
Идея дьявола не устарела, как думают многие. Но более важным будет обратиться к вопросу, насколько истинна эта идея2. И здесь мы вплотную подходим к понятию дьявола. «Дьявол есть то, что есть история его понятия»3. Трактовка понятия дьявола тесно связана с исторической теологией. Следует сказать, что историки и теологи имеют разные подходы к одному и тому же исследованию. Историки сосредоточены на изучении исключительно человеческого понимания дьявола. Теологи же кроме всего прочего пытаются соотнести это человеческое понимание с действительностью, стремясь ответить на вопрос, насколько дьявол и представления людей о нем соответствуют реальности4. По этой причине теологические исследования представляют большой интерес.
Одними из первых к поиску ответа на вышеуказанный вопрос приступили схоласты - средневековые философы, пытавшиеся применить правила формальной логики ко всей христианской религии. Схоластическое понимание дьявола интересно еще и по той причине, что впервые за всю историю своего существования дьявол как олицетворение абсолютного зла подвергся критическому анализу, его образ, его роль, его место в христианском вероучении стали разбираться с позиций логики, а не только слепой веры. Схоласты по-другому взглянули на древнейшую проблему Добра и Зла.
Теоретическая актуальность работы заключается в том, что изучение их представлений, касающихся дьявола, и их работ, развивающих данное понятие, поможет историкам (не теологам!) расширить понимание христианского догматизма, пропитывающего всю эпоху Средневековья. Кроме того, у исследователей появится возможность обратиться к истокам дьяволизма и всего, что связано с культом дьявола, а это в свою очередь поможет понять причины расцвета сатанинских культов в наше время.
Источники. Источниковой базой нашего исследования являются труды средневековых схоластов, а именно «Прослогион» (1077-1078), «Падение дьявола» (1085-1090) и «Почему Бог вочеловечился» (1094-1098) Святого Ансельма, «Сентенции» (ок. 1155-1158) Петра Ломбардского, «Сумма против язычников» (1259-1264), «Сумма теологии» (1265-1274) и трактат «De malo» (1266-1267) Фомы Аквинского.
Ансельм Кентерберийский написал несколько сочинений, в которых так или иначе затрагивал проблему дьявола. Среди них «Прослогион» (10771078), «Падение дьявола» (1085-1090), «Почему Бог вочеловечился» (10941098).
Сочинение «Прослогион» посвящено поиску доказательства бытия Бога. Ансельм Кентерберийский смог достичь поставленной цели, сформулировав так называемый онтологический аргумент бытия Бога, который, несмотря на все опровержения, имел тенденцию воспроизводиться в той или иной форме вплоть до наших дней. Эта ведущая идея, развивающаяся по ходу всего сочинения, включает себя также и тему зла, связанного у философа непосредственно с дьяволом. Он разбирает такие проблемы, как причины существования зла, свобода воли у первых ангелов и человека, степень ответственности Бога за существование зла в мире и многое другое.
В трактате «Падение дьявола» Ансельм подробно разбирает причины падения Люцифера, оценивает его возможности влияния на судьбы людей, пытается понять, что явилось первым толчком, первопричиной ангельского греха, почему все-таки злой ангел не удержал «истинную непорочность»? Не потому ли, что хороший ангел получил настойчивость, потому что Бог дал ее, а злой ангел не получал ее, потому что Бог не давал?
«Почему Бог вочеловечился» - это апологетический трактат, направленный против «возражений неверных», которые смеются над христианской верой и считают, что Бог не мог унизить себя до всего того, что перенес Христос. Исследователи считают трактат своего рода «документом внутреннего пользования» для клира, цель произведения - вооружить клир достойной аргументацией в борьбе с ересью, скептицизмом и неверием. В трактате Ансельм демонстрирует незаурядную для Запада XI века эрудицию. Здесь мы находим цитаты из творений Августина, Амвросия, Илария, Боэция, Беды Достопочтенного. В данном трактате рассматривается множество вопрос, но для нас наиболее интересным стал вопрос о том, в чем смысл господства дьявола над человеком, если он, сам будучи бунтовщиком, не имеет над ним законной власти?
Важным источником является труд Петра Ломбардского (ок.1100-1160) «Четыре книги сентенций», принесший ему славу и известность. Написанный в период с 1155 по 1158 гг., он вплоть до XVI столетия оставался настольной книгой для преподавателей и студентов5. Для соискателей степени теологии стало традицией писать комментарии на данное сочинение. Кроме того, студенты обращались к нему как к наиболее авторитетному справочному, а иногда и учебному пособию6.
«Сентенции» представляют собой обширную энциклопедию изречений по тем или иным теологическим проблемам известных Отцов церкви, а также заключительные комментарии, или сентенции, к ним. В них систематизировано учение Западноевропейской Церкви. Материал, дидактически собранный в «Сентенциях», синтезировал Священное Писание, измышления Отцов Церкви, среди которых Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Беда, Боэций, Григорий Великий, Иоанн Дамаскин и другие, а также идеи знаменитых теологов, в особенности Ансельма Лаонского (ученика Ансельма Кентерберийского) и Петра Абеляра.
Первая часть «Четырех книг Сентенций» (210 глав) «О таинстве Троицы» (De mysterio Trinitatis) посвящена Троице и основным атрибутам Бога. Вторая книга (269 глав) «О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом, к этому относящемся» (De rerum corporalium et spiritualitum creatione et formatione, aliusque pluribus eo pertinentibus) повествует об акте творения и сотворенных существах, в том числе ангелах и демонах, о грехопадении человека и его последствиях. Здесь анализируются проблемы благодати, свободы воли и первородного греха. Третья часть (164 главы) называется «О воплощении Слова» (De incamatione Verbis) и рассказывает о христологии, трех добродетелях (веры, надежды и любви), а также о десяти заповедях. И, наконец, четвертая книга (290 глав) - «О таинствах» (De Sacramentis), - посвящена различиям между таинствами Ветхого и Нового Заветов с изложением семи основных таинств последнего, а завершает ее рассуждение о конце света, Страшном Суде, восхваление праведников и осуждение грешников7.
«Сумма философии» более известна по своему второму названию: «Книга об истине католической веры против язычников», или сокращенно «Сумма против язычников». На ее написание у Фомы Аквинского ушло пять лет, с 1259 по 1264 гг. Это один из основных трудов философа, написанный им под влиянием происходящего в то время активного интеллектуального обмена между христианскими, мусульманскими и иудейскими мыслителями. Данная ситуация привела к тому, что Церкви потребовались аргументы для защиты основных положений своей религии в основном от мусульман, считавшихся язычниками. Такова главная цель «Суммы против язычников».
Этот объемный труд разделен на четыре книги: I. О Боге как таковом; II. О сотворении Богом различных регионов сущего; III. О Боге как о цели всех творений; IV. О Боге, как Он дан в Его Откровении. Для нашего исследования наибольший интерес представляет третья книга, полностью посвященная этической проблематике. В ней подробно рассматривается понятие зла, возможности его существования, проблема свободы воли и свободы выбора, а также различные виды благих и злых деяний.
Фома Аквинский начал писать «Сумму теологии» в 1265 г. и продолжал это делать вплоть до самой смерти в 1274 г., так и не завершив свое дело до конца. Этой произведение рассматривается не только как самое главное в жизни философа, но также как конечный результат, итог его многолетних размышлений. «Сумма теологии» по праву считается одним из лучших образцов средневековой европейской мысли8. Приступая к написанию этого масштабного труда, Фома Аквинский планировал составить лишь краткое руководство для начинающих богословов, в котором под одной обложкой были бы собраны все основные церковные течения и учения своего времени. Однако, в конечном итоге «Сумма теологии» явилась фундаментальным сводом практически всех проблем христианской западной религии, подвергнутых философом скрупулезному схоластическому анализу. В данном труде имеется множество ссылок на Августина Блаженного, Аристотеля и многих других видных христианских, арабских и языческих мыслителей9.
Труд состоит из трех масштабных частей. Первая часть полностью посвящена Богу и Его актам. Здесь подробно рассматривается священное учение, атрибуты и имена Бога, проблема Троицы. Кроме того, именно в этой части Фома приводит свои знаменитые пять доказательств бытия Бога: от начала движения, от причины, от необходимости, от совершенства, от целесообразности. Во второй, наиболее значимой для данного исследования части говорится о Божьем подобии, т.е. о человеке, и поднимаются такие вопросы, как мораль и этика, тема счастья, воли и страстей. Третья незаконченная часть посвящена идее спасения.
Кроме написания сочинений Ангелический Доктор занимался преподаванием в Парижском университете. Основным видом преподавания в средневековых университетах были диспуты, самые значимые из которых подробно документировались. В качестве результата подобного диспута появился трактат «De malo», или «О зле» (1266-1267). Он пока не переведен на русский язык, а на английском доступен лишь отрывками. В нем Фома Аквинский в споре с оппонентами подробно анализирует природу зла, его происхождение, возможности влияния на человека и бессмертную душу, происхождение и т.д. Но самое главное, чем интересен данный трактат, заключается в том, что в нем философ пытается ответить на вопрос, почему существует зло и кто за него ответственен.
Степень изученности темы. Проблема дьявола не получила большого освещения в отечественной научной литературе. Наиболее часто феномен Люцифера рассматривается в современной религиозной литературе, где, однако же, отсутствуют ссылки на анализ, проведенный схоластами либо любыми другими западными средневековыми мыслителями. Дьявол в таких трудах - полностью антропоморфное существо, имеющее достаточно большую власть над людьми, пребывающее в подземном мире, откуда посылает своих демонов, чтобы те искушали человека, вводя его в состояние греха.
К серьезным научным исследованиям можно отнести монографии А.Е. Махова «Hortus daemonum. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения» и «Hostis Antiquus: Категории и образы средневековой христианской демонологии». Александр Евгеньевич Махов - доктор филологических наук, старший научный сотрудник отдела литературоведения ИНИОН РАН, профессор кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ. В круг его научных интересов входит в том числе и культура Средневековья. В указанных выше трудах автор подробно анализирует основные категории, мотивы и образы средневековой христианской демонологии. Его критическому анализу подвергается и история падшего ангела Люцифера. Однако, данные работы все-таки относятся к области филологических исследований. Махов показывает, как в демонологических текстах проявляются характерные особенности средневекового мышления: пристрастие к обратно-симметричным построениям, постоянное сопоставление Божественного и дьявольского. Кроме того, сравнению подвергаются судьбы дьявола и человека, указывается, что космическая судьба дьявола имеет вектор, обратный вектору человеческой судьбы. Схоласты и их вклад в дьявологию упоминаются в данных исследованиях лишь отчасти. Большой упор в таких упоминаниях делается на Фому Аквинского. Ансельм Кентерберийский, который, безусловно, внес большой вклад в разработку проблемы дьявола, обойден исследователем стороной.
Интерес представляют работы К. В. Бандуровского - российского поэта, ученого, историка философии, переводчика. Среди его многочисленных статей нами были использованы «Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского» и «Демонология Фомы Аквинского». Думается, название работы красноречиво свидетельствует о том, какому именно схоласту они посвящены. Однако, анализ, проведенный Бандуровским, помог добавить новые детали к разбору взглядов Фомы на дьявола и зло.
Много полезной информации дает работа «Сатана» филолога, культуролога, библеиста, переводчика С. С. Аверинцева. В ней подробно рассматриваются место и роль дьявола в Библии, а отношение к моральному злу в некоторых других религиях. Имеется много связей и отсылок к литературе, как древней, так и современной. Однако, в данной работе, как и у Махова, больше анализируется филолого-культурологическая функция дьявола. Его морально-этический дискурс не затрагивается вовсе.
Среди полезных трудов можно назвать интересную монографию А.В. Амфитеатрова и М.А. Орлова «Дьявол. История сношений человека с дьяволом», а также работу Е.Ю. Ивановой «Мифология добра и зла». В них имеются отсылки к схоластическому анализу данного мифологического персонажа. Есть упоминания Петра Ломбардского и Фомы Аквинского. Но в основном данные труды посвящены анализу процесса мифологизации дьявола и структуре связанных с ним суеверий.
Монография Ю.А. Сандулова «Дьявол. Исторический и культурный феномен», а также похожая монография Фетисова В.П. «Добро и зло. Опыт историко-философского анализа», рассматривают Люцифера уже не с мифолого-культурологической, а с историко-философской точки зрения. Дается достаточно детальный анализ различных философских подходов к определению зла и дьявола как его олицетворения, выполняющего антропоморфизацию зла. Среди прочего указан вклад схоластов, в частности Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского, в изучение данной теологической проблемы. Петр Ломбардский не упоминается.
Наконец, еще одной важной работой стала монография Шейнмана М.М. «Вера в дьявола в истории религии». Она носит религоведческий характер. В ней подробно рассматривается зарождение веры в дьявола, постепенное его очеловечивание, факторы, влияющие на изменение отношения людей к моральному злу и т.д. Отдельная глава посвящена схоластам, в частности Фоме Аквинскому, и их вкладу в изучение данной стороны проблемы сатаны.
Среди зарубежных авторов на первом месте стоят исследования американского историка и выдающегося философа Дж. Б. Рассела «Люцифер. Дьявол в Средние века» и «Князь тьмы. Добро и зло в истории человечества». Это не единственные его работы, посвященные теме дьявола, но они явились наиболее важными для нашего исследования. Основной проблематикой книги «Люцифер. Дьявол в Средние века» является развитие исторического представления о дьяволе в различных цивилизациях, которое исследуется при помощи сравнительного метода, позволяющего проследить, каким образом зло персонифицируется через различное преломление своей негативной сущности. В книге рассматриваются средневековые учения о дьяволе, возникшие на православном Востоке, католическом Западе и в исламском мире. Отдельная глава посвящена анализу данной проблемы у схоластов. Имеются цитаты и выдержки из таких сочинений, как «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» Фомы Аквинского, «Падение дьявола» и «Почему Бог вочеловечился» Ансельма Кентерберийского. Однако, при всех достоинствах этой работы большая ее часть посвящена, как и у российских исследователей, мифологической характеристике дьявола. Рассел поднимает огромный пласт различных западных верований, связанных с Люцифером, подробно рассматривая роль очеловеченного сатаны в культуре, литературе и театре. Другая его книга «Князь тьмы. Добро и зло в истории человечества», по словам самого автора, имеет цель разъяснить проблему существования зла. В своих других книгах о дьяволе философ попытался достичь определенного понимания этой проблемы через изучение истории представлений о дьяволе как об одним из самых могущественных символов зла. Вторая рассмотренная нами монография представляет собой общий контур истории этих представлений, изложенный в одном томе. Автор ставит себе задачей изложить в обобщающем труде историю Дьявола в западном мире от самого начала и до наших дней, ориентируясь при этом не только и не столько на академическую, сколько на самую широкую публику. В книге подробно анализируется роль дьявола в истории Церкви, в связи с чем учитываются схоластический разбор проблемы Фомы Аквинским и Ансельмом Кентерберийским.
Интересный научно-популярный труд, написанный Р Мюшембле, «Очерки по истории дьявола: XII-XX вв.» исследует сферу ментальных представлений человека Запада или, как говорит сам автор, мир его воображаемого. Достаточно подробно анализируются работы Фомы Аквинского и его вклад в распространение представлений о дьяволе- человеке. Однако, следует учитывать, что данная работа носит научнопопулярный характер. В ней зачастую отсутствуют ссылки на какие-либо источники, имеется ярко выраженная склонность к мифологизации и художественному преувеличению.
Более полезной работой стала монография английского историка- богослова Г.А. Келли «Сатана. Биография». Во-первых, в ней рассматривается история дьявола с самого его рождения, т.е. с библейских текстов. Во-вторых, целые главы, посвященные схоластам (всем, проанализированным нами), достаточно детально знакомят нас с их трудами, взглядами и теориями касательно морального зла, а также Люцифера.
Труд историка А. Шлипера «Трактат Сатаны. История Дьявола, рассказанная им самим» дает много сведений о том, как формировались определенные понятийные связи, связанные с различными именами персонифицированного дьявола: Люцифер, Сатана, Вельзевул и т.д.
Особенность этой книги заключается в том, что все описываемые события излагаются с точки зрения самого дьявола. Можно сказать, книга представляет собой Библию наоборот. Несмотря на необычность данного эксперимента, в ней есть много полезных сведений как по восприятию дьявола средневековой Церковью (в том числе и схоластами), так и по морально-этической стороне этого персонажа
Кроме данных работ, нам помогли труды таких исследователей, как Э. Жильсон, Ф. Коплстон, А. Реймон, Ф.Х. Кессиди и др.
Подводя итог историографическому обзору, можно сказать, что большинство работ как в отечественной, так и в зарубежной науке, касающейся темы дьявола и морального зла у схоластов, носит достаточно общий характер. Исследователи посвящают данной проблеме одну главу или упоминание вскользь в своих трудах. Из источников редко рассматривается «Прослогион» Ансельма Кентерберийского, «Сентенции» Петра Ломбардского и трактат «De malo» Фомы Аквинского.
Проблема. Исследований, посвященных теме зла и дьявола в трудах схоластов, практически нет. Эта ситуация характерна как для отечественных, так и для зарубежных специалистов.
Цель исследования заключается в разработке общей целостной концепции восприятия Дьявола средневековыми схоластами с помощью анализа трудов Ансельма Кентерберийского, Петра Ломбардского и Фомы Аквинского.
Достижение поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
1. Кратко показать и охарактеризовать периоды средневековой философии, предшествовавшие схоластике;
2. Показать предпосылки и особенности схоластики;
3. Изучить и обосновать концепцию Дьявола как отсутствия, опираясь на труды Святого Ансельма;
4. Изучить и проанализировать обобщение взглядов всех схоластов, проведенное Петром Ломбардским;
5. Определить точку зрения Фомы Аквинского на Зло и Дьявола с
опорой на его труды.
Гипотеза: детальный анализ схоластических теорий XI-XIII вв., посвященных дьяволу и злу, поможет углубить и расширить наши представления о важнейших понятиях в морали и этике, а именно о добре, зле, свободе воли, свободе выбора и т.д.
Объект исследования: схоластическая философия западноевропейского средневековья.
Предмет исследования: концепции Дьявола в трудах
западноевропейских схоластов XI-XIII вв.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в настоящей работе рассмотрены, проанализированы и четко структурированы основные концепции западноевропейских схоластов XIXIII, чьи труды оказали решающее влияние на формирование и развитие новых представлений о дьяволе. В данной работе концепции изучаются в тесной взаимосвязи друг с другом, в следствие чего происходит выявление точек их соприкосновения, а также различий, анализ которых помогает понять эволюцию представлений о роли и месте дьявола в существующей реальности. Новаторским результатом исследования стала также реконструкция системы взглядов и идей западноевропейских средневековых мыслителей о морально-этических проблемах определения понятий Добра и Зла, первоистоках обеих категорий, их соотношении и взаимодействии. Данные результаты помогут путем сопоставления антонимичных понятий углубить наши представления о морально-нравственных ценностях, яснее увидеть границу, отделяющую одно от другого, а также внесут определенный вклад в этику как науку, расширив и детализировав понятия Добра и Зла. Кроме того, научная новизна исследования состоит в обосновании глубокой теоретико-философской значимости трудов западноевропейских схоластов XI-XIIIbb., отмечена их социальная актуальность и пригодность для использования в качестве отправной точки для дальнейших критических исследований в данной области.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут использоваться для более глубокого и всеобъемлющего представления морально-этических понятий на уроках религиозной культуры и светской этики, занятиях по философии, этике, религиоведении. Кроме того, материал исследования будет полезен педагогам при подготовке элективных курсов и факультативных занятий по истории средневековой культуры, средневековой философии, истории религии и т.д.
В средние века философия была неотделима от теологии. Однако, данная связь включала в себя не только отношения подчинения, но и включенность философии в богословские споры и диспуты. Философская аргументация и терминология часто использовались в христианской полемике. С помощью нее опровергались и защищались основные догматы христианского вероучения.
Философия была неоднородна и изменялась на протяжении всей истории Средневековья.
Изначально она была представлена учением так называемых апологетов - раннехристианских авторов II-IV вв. При сохранении господства древних культов и античных школ они вынуждены были разработать целостную философскую систему для защиты своей религии. Апологетика внесла существенный вклад в формирование языка философии средневековья.
Следующим этапом стала патристика, названная так потому, что ее представители в своих трудах опирались на философские и богословские учения отцов Церкви. В данный период складываются три направления средневековой философии: креационизм, теоцентризм и провиденциализм.
Креационизм утверждает, что Бог сотворил всю материю, как живую, так и неживую, из ничего за ограниченный промежуток времени. Согласно принципу теоцентризма, единственным источником и причиной всего сущего выступает Бог. Суть провиденциализма заключается в том, что свободы воли человека не существует, поскольку все, начиная со всей истории человечества и заканчивая отдельными поступками людей, подчинено некоему высшему началу - Божественному Провидению.
Начиная с апологетики и патристики, средневековая философия в XI в. пришла в своем развитии к такому типу мышления, который впоследствии назовут главенствующим способом средневекового мировидения, а именно к схоластике. Схоластика, в отличие от апологетики и патристики, рациональным подходом к решению проблем. В какой-то мере ее можно назвать «школьной» философией из-за ее стремлений к различного рода нравоучениям и упорядочиванию всего сущего, созданию жестких иерархий. В схоластике столкнулись рационализм Античности и проблематика раннехристианских мыслей, что привело к рождению качественно нового образа мышления, типа философствования.
Схоластика не возникла спонтанно, а имела ряд обусловивших ее появление предпосылок. Среди них можно назвать следующие:
• изменение общественной и мыслительной парадигмы, в результате которого формируется новый тип людей, именуемых интеллектуалами;
• появление наряду с монастырскими школами мирских образовательных учреждений, а также появление и развитие первых университетов, привело к росту уровня образованности общества;
• диспуты, возникшие в стенах университета, вскоре перешли и в схоластику, вооружив ее мощным логическим и методологическим инструментарием;
• становление и развитие схоластики во многом было обусловлено признанием авторитета Аристотеля в качестве ведущего философа прошлого.
Отличительными особенностями схоластики являются:
• составление сумм,
• предпочтительная форма оппонирования - диспут или дискуссия;
• строгое следование логике;
• систематичность;
• дидактичность;
• рациональный подход к решению проблем;
• главная проблема схоластической философии - проблема универсалий.
Одной из ведущих проблем, волновавших людей с самых ранних веков христианства, стала проблема дьявола. Она включала в себя множество граней, «подвопросов», постепенно дополняясь новыми и новыми затруднениями. Среди наиболее проблематичных из них можно назвать следующие: если Бог всемогущ и вседобр, почему он допускает существование зла в мире; если Бог всемилостив, почему он при сотворении мира позволил возникнуть злу; что такое зло, какова его роль, сила, имеет ли оно сущность и т.д. В средние века представления о зле прочно скрепились в человеческом сознании с фигурой дьявола как главного оппонента Бога.
Одними из первых, кто в той или иной степени подошли аналитически к теме дьявола и морального зла были схоласты. Их решения древних проблем дьявологии были очень оригинальными. Здесь абстракции парадоксальным образом соседствуют с деталями.
Наиболее видными авторитетами по проблемам, связанным с дьяволом, были Ансельм Кентерберийский, выдвинувший концепция зла как отсутствия, Петр Ломбардский, составивший полную энциклопедию схоластических представлений о зле, существовавших на момент его жизни, и Фома Аквинский, наиболее последовательный из всех схоластов по морально-этическим вопросам.
Святой Ансельм под злом понимал отсутствие добра, и, хотя концепция отсутствия существовала у более ранних философов, Ансельм внес в нее важные дополнения. Кроме того, его рассуждения на долгие годы использовались теологами в качестве оправдания Бога за существование зла в мире. Взгляды Ансельма дополнили теорию сатисфакции и открыли новые грани места дьявола в общей идее спасения. Его работы с одной стороны способствовали уменьшению роли дьявола в христианстве, с другой - способствовали решению проблем, вызванных существованием зла в мире, созданным вседобрейшим Творцом.
Петр Ломбардский достиг определенных успехов не только тем, что собрал, проанализировал и прокомментировал большую часть существующих рассуждений по дьявольской теме, но и тем, что он смог привнести новые идеи, которые стали превосходным интеллектуальным оружием Церкви против еретиков и других противников истинной религии. Авторитет «Четырех книг сентенций» был настолько велик, что в последующем каждый уважающий себя теолог считал священной обязанностью написать свой комментарий на это сочинение.
Так сделал Фома Аквинский, который и в других своих сочинениях неоднократно ссылается на это произведение. Он, как и все остальные схоласты, пытался доказать управление Вселенной добрым Божественным началом, несмотря на наличие зла в мире. Учение о дьяволе и зле у него тесно связано с теодицеей и концепцией блага. Аквинский стремится показать, что даже наличие в мире демонов не могло бы поколебать фундаментальную благость мира и его Творца в силу того, что Бог всегда направляет и использует злые деяния демонов к добру, и в силу того, что даже демоны были изначально сотворены благими.
Общую целостную концепцию восприятия дьявола средневековыми схоластами можно свести к следующим положениям:
1 Бог не несет ответственности за появление дьявола, а вместе с ним и зла, в мире. Свобода воли, присущая всем созданным им существам изначально, возлагает вину за падение Люцифера на самого Люцифера.
2 Грех дьявола заключался не в том, что он захотел стать подобным Богом. Дьявол понимал всю невозможность осуществления такого желания, так как обладал совершенным умом, подобно другим ангелам. Скорее, он хотел обрести богоподобие в том смысле, чтобы быть абсолютно свободным, самому определять путь совершенствования и достигать счастья собственными силами в тот момент, когда он этого захочет. Дьявол захотел независимости от Бога, и в этом состоял его грех.
3 Власть дьявола над людьми сильно ограничена. Согласно же Ансельму Кентерберийскому, дьявол вообще не имеет над нами власти. Сатана и его демоны могут лишь вводить человека в искушение, но заставить его делать зло не в их силах.
4 Люди имеют как минимум два неоспоримых преимущества перед дьяволом и его армией, а именно постоянно имеющаяся свобода выбора и возможность спасения (т.н. «теория сатисфакции», подробно рассмотренная и дополненная Ансельмом Кентерберийским). Дьявол, выступив против Бога, окончательно утратил свою свободу выбора и теперь обречен быть его вечным оппонентом. Когда на земле наступит Царство Божие, единственным, на кого не распространится благость Творца и кто не получит спасение, будет дьявол, поскольку его грех слишком велик и его невозможно искупить.
5 Дьявол - не абстрактное понятие и ни в коей мере не мифологическое существо. Схоласты придавали понятию дьявол четко определенный смысл. Это воплощение зла, его форма.
6 Дьявол является воплощением любого вида зла, существующего в мире. Сюда входит абсолютное зло, метафизическое, физическое и моральное зло, оно же грех.
7 Дьявол, а вместе с ним и зло, есть не что иное, как отсутствие добра, которое, однако, Фома Аквинский раскрывал несколько шире, чем Святой Ансельм. Но общие положения концепции отсутствия имелись у всех схоластов.
8 Всеми схоластами рассматривался вопрос, почему после падения дьявола всемогущий Бог позволяет злу существовать, почему он не искоренит его из мира, вернув туда гармонию и совершенство. Ответ схоластов в той или иной форме был один: зло необходимо для большего торжества добра. Несовершенства и недостатки творений нужны для того, чтобы в полной мере выразить все совершенство и величие Творца. Мир, в котором все совершенно, был бы статичным и нерушимым, и такой мир сложно было бы создать и поддерживать, не допуская при этом недостаточности, несовершенств и страданий.
Опасаясь, что в мире может укорениться представление об отсутствии четкого выбора между добром и злом, схоластика стремится утвердить идею благости всего творения, причем даже в тех областях бытия, которые пребывают в тени. Поэтому она с такой тщательностью и скрупулезностью подходит к решению проблемы дьявола, анализируя и изучая данную фигуру со всех сторон.
1) Рассел, Дж. Б. Люцифер. Дьявол в Средние века / пер. с англ. Т. Антонова. - М.: Евразия, - 2001, 448 стр.
2) Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / пер. с франц. Н.И. Озерской. - М.: Вече, - 2014, 384 стр.
3) Лепин, С. А. Петр Ломбардийский / С.А. Лепин // Новейший философский словарь / Глав. науч. редактор и сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 стр.
4) Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. III, Н-С / Ин-т философии Российской акад. наук; Гл. ред. В. С. Степин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 2010. - 692 стр.
5) Неретина С. С. К истории средневековой философии / С. С. Неретина. - Архангельск: Издательство Поморского педагогического университета, 2009. - 386 стр.
6) Философия западноевропейского средневековья: Учебное пособие / отв. ред. Д. В. Шмонин. - СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. - 299 с.
7) Соколов, В.В. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. Школа, 1979. - 448 с., ил.
8) Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. — М.: Высш. Школа, 1991. —512 с.
9) Философия. / Под общей редакцией проф. Ю. А. Харина. - Минск: Наука, 2011. - 486с.
10) Столяров А.А. Проблема универсалий / История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья. - М.: Греко-латинский кабинет, 1995 - с.341-346
11) Шмонин Дмитрий Викторович. Вторая схоластика, XVI - начало XVII в.: Культурный контекст, метафизические основания, место в истории мысли: диссертация ... доктора философских наук: 09.00.03. - Санкт- Петербург, 2003. - 429 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-9/87-X
12) Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. - М.: АСТ, 2010. - 832 с.
13) Жильсон, Э. Философ и теология / перевод с франц. К Демидова. - М.: Гнозис, 1995. - 192 с.
14) Купреева, И.В. Ансельм Кентерберийский. Биографический очерк / И.В. Купреева // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. - М.: Канон, 1995. - С. 273-305 - (История христианской мысли в памятниках)
15) Шаповалов, В.Ф. Философия. Общение. Человек. Прошлое и настоящее / В.Ф. Шаповалов. - М.: Амрита, 2011. - 640 с....53