Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование умения сравнивать у учащихся на уроке истории в общеобразовательной школе (Ивановский Государственный Университет)

Работа №163899

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы31
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………….…………………………
Глава 1. Теоретические основы формирования умения сравнивать на уроках истории в общеобразовательной школе...
1.1. Предметные умения по истории: характеристика и классификация...
1.2. Сущность сравнительно-исторического метода в изучении истории ...
Глава 2. Применение приема сравнения на уроках истории в общеобразовательной школе
2.1. Виды и приемы сравнения...
2.2. Этапы формирования умения сравнивать (5-11 классы)...............
Заключение….
Список литературы………..……………………………….

Развитие критического мышления и умения анализировать информацию представляют собой ключевые компетенции, необходимые для успешной адаптации в современном мире. Одной из областей, где развитие этих навыков особенно важно, является предмет истории.
История, будучи многогранной и сложной наукой, требует от учащихся способности к сравнительному анализу и обобщению данных. Важно, чтобы учащиеся умели находить общие и отличительные черты событий, персонажей и процессов исторического прошлого. Однако часто ученикам трудно оценить и сравнить разные аспекты исторических явлений.
Развитие у школьников навыков и соответствующих им умений мыслительной деятельности и учебной работы невозможно без целенаправленной деятельности преподавателя. В этом процессе значительное место занимает учебная работа учащихся с использованием сравнительно-исторического метода.
Формирование у учащихся умений сравнивать является одной из актуальных проблем современной педагогической науки. Решение этой проблемы открывает возможности для глубокого осмысления учащимися ключевых вопросов исторического развития и формирования приемов сравнительно-исторического метода.
Актуальность темы обусловлена необходимостью улучшения качественного уровня обучения учащихся в процессе преподавания истории. Важна разработка эффективных методик формирования умения сравнивать у учащихся на уроках истории в общеобразовательной школе
Умение сравнивать играет ключевую роль в процессе обучения истории в общеобразовательной школе. Однако его значение в методической науке и практике до сих пор остается неоднозначным. Актуальность данной темы подчеркивается также тем, что важно, насколько учителю истории удастся использовать учебный потенциал умения сравнивать для формирования мировоззрения своих учеников.
В современном мире обычному человеку часто предоставляется обработанная информация. СМИ выполняют основную работу за нас, представляя информацию в удобной для них форме. Однако любое историческое событие можно рассмотреть с различных точек зрения. Именно поэтому особенно важно формирование у учеников навыков сравнивать информацию из исторических источников.
Проблемой формирования и развития умений на уроках истории занимались многие авторы. Исследования можно разделить на работы советского периода и современных педагогов.
В советский период значительный вклад в изучение данной проблемы внесли Н.И. Запорожец, предложивший различные технологии формирования и развития умений у обучающихся, а также Е.Н. Кабанова-Меллер, автор учебных пособий по данному вопросу. В 1990-е гг. исследованием этой темы занимались Е.Е. Вяземский, А.Т. Степанищев и М.Т. Студеникин. Последний предложил ряд технологий для изучения исторических источников на уроках в общеобразовательной школе. Среди современных авторов можно отметить О.Н. Журавлёву и Н.Н. Лазукову.
Следует отметить, что методической литературы по формированию предметных умений достаточно. Существуют статьи по данной тематике, но фундаментальные труды, изучающие проблематику предметных умений не решают проблем формирования умения сравнивать при изучении истории в общеобразовательной школе. Например, Е.Е. Вяземский, М.Т. Студеникин, А.Т. Степанищев раскрывают основные понятия, характеристики, методы работы учителя на уроках истории в школе.
Целью данной курсовой работы является исследование различных подходов и методов формирования умения сравнивать у учащихся на уроках истории в общеобразовательной школе, а также выявление и анализ их эффективности.
Для достижения указанной цели будут рассмотрены различные научные источники, методики и практические работы, посвященные проблеме формирования умения сравнивать у учащихся на уроках истории. Также будет проведен анализ опыта педагогов, работающих в общеобразовательных школах.
Задачи:
1) Проанализировать теоретические знания и методы по теме «Формирование умения сравнивать у учащихся на уроках истории в общеобразовательных школах».
2) Определить место умения сравнивать среди других учебных действий.
3) Изучить процесс формирования умения сравнивать у школьников 5-7 классов и старших классов
Объектом исследования являются учебные умения учащихся, формируемые ими в ходе образовательного процесса.
Предмет исследования - формирование умения сравнивать у учащихся общеобразовательных школ. Исследование будет фокусироваться на том, какие методики и подходы наиболее эффективны для формирования умения сравнивать у этих учащихся.
Методы исследования:
1. Обзор литературы: Изучение научных исследований, статей и публикаций, связанных с темой курсовой работы, позволит ознакомиться с существующими методиками и подходами к формированию умения сравнивать у учащихся на уроках истории.
2. Анализ применения приемов сравнения на уроках истории в общеобразовательной школе.
Структура курсовой работы: состоит из введения, основной части, которая включает две главы, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта важно не столько дать ученикам конкретные предметные умения и навыки в рамках отдельных дисциплин, а научить пользоваться универсальными способами действий, которые помогут развиваться и совершенствоваться в постоянно меняющемся обществе, сознательно и активно осваивая новый социальный опыт.
В связи с этим урок, отвечающий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, должен воспитывать мыслящего интеллектуального ученика, развивать творческое мышление у детей, содержать различные виды деятельности, обеспечивать благоприятный психологический климат. Главное – это результаты, которых должны достичь школьники.
Учащиеся должны развиваться от цели овладения конкретными предметными знаниями, умениями и навыками в рамках отдельных учебных дисциплин до цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников. Задача преподавателя в таком случае: обеспечить их ключевой компетенцией, как способность к обучению и способствующей их саморазвитию и самосовершенствованию.
Проблема эффективного формирования умения сравнивать является актуальной проблемой современной педагогики. Она отражает потребность общества, которая выражена в образовательном заказе для учащихся, способных к самореализации, самостоятельному приобретению знаний и эффективному осуществлению различных видов деятельности; она показывает заинтересованность ученых в поиске путей формирования сверхпредметных действий школьников. Современная школьная система с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением не готова справиться с объективными факторами, определяющими формирование общепризнанных действий обучающихся, на научной основе обеспечить формирование сверхпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности. На основе анализа научной и методической литературы по исследуемой проблеме, изучения современного состояния образовательной практики определены теоретические предпосылки формирования предметных результатов школьников. Исследование показало значимость проблемы и указало, что эта тема недостаточно изучена в теории и практике современного образования.
История как школьный предмет играет особую роль, она является объектом изучения, формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности. Для этого важно развитие у учащихся навыков исторического сравнения. Освоив эти умения, школьники могут не только получать необходимую информацию из различных исторических (и не только) источников, но и использовать ее в практике, например, при сдаче единого государственного экзамена.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
2. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш..учеб. заведений / [В.И.Загвязинский, А.Ф.Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
3. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987. - C. 162.
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010.
5. Иванов В.В. Методология исторической науки. М. 1985. С.170.
6. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М. 1982. С.69
7. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России : Справочно-методическое пособие. М. : Русское слово, 1997. С.217
8. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории в школе : Учебник для студентов. М. : Владос, 2003. С.384.
9. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст]/ под ред. Д.Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1966. – С.213.
10. Выготский Л. С. Педагогика подростка. – М.: Профит, 1994. – С.94.
11. Выготский JI. C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для 70 студентов пед. ин-тов / Сост. В. В. Мироненоко; Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, – 1601987. – С. 377-383.
12. Выготский JI. C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. С.480.
13. Вяземский Е. Е. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. / Е.Е. Вяземский – М.: Эксмо, 2000. – С.298
14. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – [Текст] М.: МГУ, 1985. – С.82.
15. Гликман И. З. Методика или технология [Текст] / И.З. Гликман //Методист. – 2007. – №3. – С. 59-62.
16. Головизнина Н. Л. Исследовательские умения как средство развития самодеятельности старшеклассников [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Л. Головизнина; Вят. гос. гуманитар. ун-т. – Киров, 2005. – С.186.
17. Громова Т. И. Критерии сформированности исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общ. ред. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С.612.
18. Гузеев В. В. Образовательная технология: от проблемы до философии / В.В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 1996. – С.112.
19. Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий [Текст] / В.В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 2006. – С.192.
20. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Иятор, 1996. – С.542
21. Елекенова Л. З. Сущностная характеристика понятия «Исследовательская деятельность школьников» [Электронный ресурс] / Л.З. Елекенова // Вестник ПГУ. – № 4. – 2010. – С. 45-55. – (http://elibrary.kz /download/zhurnal_st/st2681.pdf)
22. Зимняя И. А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика, организация и проведение [Текст]: экспериментальная учебная авторская программа / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – С. 24.
23. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности.- Ижевск: ИЦПКПС, 2001
24. Ивашова О. А. Педагогическая технология новой образовательной парадигмы [Текст]/ Г.Л. Ильин // Образовательная технология. – 2008. – №3. – С. 110-119.
25. Калачихина О. Д. Создание личностно-ориентированной образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся [Текст]/ О. Д. Калачихина // Школьные технологии. – 2007. – №4. – С.112-115.
26. Карнаухова И. Б. Формирование творческой самостоятельности как профессионально важного качества специалиста [Текст] / И.Б. Карнаухова // Дополнительное образовании. – 2001. – № 4. – С. 11.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ