Введение 3
1. Теоретические основы использования кроссворда как средства
формирования лексического навыка 8
1.1. Формирование лексического навыка 8
1.3. Кроссворд, его виды и онлайн сервисы для создания кроссвордов 15
1.4. Кроссворд как метод обучения и контроля на уроках английского
языка 18
1.5. Лингвистический термин и пути овладения им в школе 23
1.6. Кроссворд на уроке изучения лингвистического материала в 5-9
классах 26
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию иноязычного
лексического навыка обучающихся начальной школы с помощью игровых технологий 29
2.1. Анализ УМК «Spotlight 6» (Авторы: Ю.Е. Ваулина, О. Е. Подоляко, Д.
Дули) 29
2.2. Методическая разработка упражнений с применением кроссворда как
средства контроля на уроках английского языка 30
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А 48
Приложение Б 50
Не секрет, что разгадывание кроссвордов является одним из самых популярных в мире хобби. Игра в слова имеет большую историю. Исследователям встречались находки, похожие на кроссворд, датированные еще 1—4 вв. н. э. В частности, во время раскопок, производимых в Помпеях, была обнаружена головоломка, удивительно напоминающая современный кроссворд. Кроссворды стали популярны в середине 1920-х годов.
Само слово «кроссворд» переводится с английского языка как «пересечение слов». Это игра - задача, в которой нужно заполнить пропуски буквами по горизонтали и вертикали таким образом, чтобы при их пересечении получились слова - ответы на вопросы. Это увлекательное времяпровождение, которое любят как взрослые, так и дети.
Учителя используют в своей работе кроссворды в качестве наглядного обучающего материала. Для них тематические кроссворды являются одним из способов эффективного введения и закрепления лексического материала в игровой форме, а также расширения кругозора и повышения мотивации учащихся в изучении иностранного языка. Решая тематические кроссворды, дети не только пополняют свой лексический запас, но и стараются как можно больше узнать об изучаемых объектах кроссворда. Наибольший интерес у учащихся начальной школы вызывают игры, требующих от них сообразительности, выдумки. Решение кроссворда превращается для них в увлекательное путешествие по миру книг и словарей, учит их мыслить логическим образом, прививает навыки поиска информации. В них просыпается азарт и творчество. Такой обучающий процесс, согласитесь, не может быть утомительным или рутинным, а наоборот, становится эффективным инструментом в работе учителя. У него появляется возможность узнать каждого ученика, оценить его индивидуальные способности.
Начиная работать с кроссвордами, я объясняю ученикам, как нужно их решать. Я считаю, что лучше всего это делать сначала вместе, постепенно предоставляя им большую самостоятельность.
Сейчас в интернете можно найти кроссворды на любую тему, которые служат подспорьем в работе учителя. А вот придумать идею, самим сконструировать и проиллюстрировать кроссворд является захватывающим процессом даже для старшеклассников. Кроссворды можно приурочить к любой теме учебного процесса. Главное, какую цель при этом преследовать. Ведь можно составить кроссворд с целью контроля усвоения лексического материала, а можно провести командное соревнование, тогда и настрой на уроке будет другой, а несколько минут отдыха от сложных заданий никому не повредят. Ведь учебный процесс тоже требует разрядки, особенно, когда Вы почувствовали, что дети уже не могут воспринимать большое количество информации.
Прежде чем предложить детям кроссворд по теме «Животные» или «Фрукты», необходимо повторить пройденную лексику или ввести новую, в зависимости от цели урока. Только зная слова, они смогут с успехом выполнить задание. При помощи кроссвордов можно изучать цвета, числа, одежду и другую лексику на различные темы. Тематический кроссворд «Деревья» поможет сформировать у детей знания о значении леса в жизни человека. Кроссворд «Экология» поможет задуматься об экологических проблемах.
В работе используется такая форма, как иллюстрированные кроссворды, в которых иллюстрации являются ключом к разгадке. Это довольно сложное задание, так как дети иногда не знают, что за предмет изображен на картинке, т.к. никогда его не видели. Для облегчения задания я предварительно составляю тематический словарь с транскрипцией и переводом, которым дети могут пользоваться при выполнении поставленной задачи. Процесс захватывает их настолько, что ни одна из клеточек не остается свободной. Когда отгадано последнее слово - радости нет предела. Ведь успешное решение кроссворда - это стимул на дальнейшую мыслительную деятельность, на преодоление нового уровня.
Кроссворд можно составить так, чтобы, например, заданное слово получилось по вертикали или вынесено в отдельную строку. Кроссворды могут быть на знание достопримечательностей, архитектурных памятников или о выдающихся личностях того или иного времени, связанных с историей англоговорящих стран. При этом в заданиях могут быть собраны термины и понятия не только из одной или нескольких тем, а из целого раздела учебника. В этом случае выполнение таких заданий будет направлено на обобщение пройденного материала. Проводя уроки закрепления лексических единиц, в качестве дополнительных заданий для школьников может быть предложено составление тематического кроссворда. При этом учитывается степень подготовленности, уровень знаний и умений каждого ученика. В связи с этим на одну и ту же тему предусматривается несколько кроссвордов, разного уровня сложности, которые могут составлять сами ученики.
В данной работе мы используем кроссворды, как для фронтальной, так и индивидуальной работы. Логические задания подбираю с учетом возрастных и психологических особенностей. «Кроссворды - антонимы» помогают детям в игровой форме подобрать слова с противоположным значением, запомнить сложную лексику и с успехом использовать ее в учебных моделях. «Кроссворды - определения» помогают развить логику, мышление и языковую догадку. «Кроссворды - сканворды» увлекательным и наглядным образом демонстрируют детям значение слова. «Фото кроссворды» помогают узнать известных людей.
Кроссворд является универсальным средством в обучении, которым можно воспользоваться в качестве домашнего задания. В случае разгадывания кроссворда дома, он служит для закрепления лексики и одновременно игрой. Его можно разгадывать всей семьей. Это отличное средство для того, чтобы всем вместе скоротать время, оно отвлечет от тяжелого рабочего дня и снимет накопившуюся за день усталость.
Актуальность данной темы заключается в том, с одной стороны, эффективное обучение нормам русского языка и развитие речи школьников невозможно без однозначной квалификации изучаемых явлений, установления точной связи между языковыми явлениями и их номинациями в учебной и научной литературе; с другой стороны, представляя собой совокупность абстрактной лексики, лингвистические термины трудно поддаются изучению школьниками, что требует применения современных и эффективных форм и методов обучения.
Наиболее эффективным и удобным в использовании для формирования терминологической грамотности обучающихся является кроссворд. Кроссворд - это игровая методика, сущность которой заключается в разгадывании слов по приведенным определениям.
Каждый учебный предмет выдвигает свою классификацию кроссвордов, и это вытекает из своеобразия данной учебной дисциплины. Поэтому проще за основу взять главную обучающую цель занятия.
Кроссворд помогает: организовать самостоятельную работу; вызвать интерес к изучаемой теме; формированию терминологической грамотности, то есть более прочному усвоению терминологический аппарата учебной дисциплины.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку в средней школе.
Предмет исследования - методика применения кроссворда как способа овладения лексикой на среднем этапе обучения.
Цель исследования - разработать методические пути использования кроссворда как средства овладения лингвистической терминологией на уроках английского языка.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
• дать определение содержанию понятия кроссворд, представить разные виды кроссвордов;
• описать потенциал кроссворда как метода обучения английскому языку;
• определить содержание понятия «термин» и выявить признаки лингвистической терминологии;
• разработать методические пути использования кроссворда при
изучении лингвистического материала в 5 - 9 классах;
• разработать упражнения с применением кроссворда как средства
контроля на уроках английского языка и внедрить их в учебный процесс.
Методической базой исследования являются теоретические методы: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сбор информации и обобщение; наблюдение, опрос, языковое тестирование, статистический анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса дидактических средств, составленных с применением кроссвордов и апробации дидактического материала в учебном процессе среди обучающихся 6 класса на базе учебного центра английского языка «Oxbridge».
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Английский язык среди всех школьных предметов занимает одно из важных мест, потому что является не только объектом, но и средством обучения. Изучая английский язык на уроке, школьники получают навыки и умения, которые им понадобятся в дальнейшем для овладения знаниями по другим учебным предметам. Изучение лингвистической терминологии с образовательно-познавательной точки зрения создает условия для системного подхода в усвоении лексических понятий, способствует знакомству учащихся с термином как единицей лексической системы, со значением слова. Учителю необходимо осуществлять поиск таких условий, при которых изучение лексической терминологии школьниками будет наиболее эффективным, поскольку для формирования понятий необходим определенный уровень развития абстрактного мышления. Он создается в процессе обучения и требует специальных упражнений.
Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. У школьников наблюдается:
• ограниченность специального словарного запаса,
• трудности понимания значения и актуализации слов-терминов,
• неумение выделять основные семантические признаки в структуре значения рассматриваемых слов,
• трудность самостоятельного использования терминов в рамках
речевого высказывания. Одним из методов эффективного усвоения
• терминов является кроссворд.
Преимущества кроссворда как метода обучения:
1. Позволяет детализировать конкретные разделы и сложные темы учебной дисциплины.
2. В кроссворде, отгадываемые единицы (термины), должны быть однозначными, лаконичными и конкретными. За счет этого и обеспечивается быстрое запоминание термина и его значения.
3. Активизируется внимание, память, логическое мышление, речь.
В моей работе разобраны разные виды кроссвордов для изучения лингвистической терминологии на уроках английского языка по разделам «Фонетика», Лексика и фразеология», «Морфология», «Синтаксис».
4. Такая форма работы активизирует мыслительную деятельность учащихся, помогает учителю быстро и результативно проверить уровень владения учащимися лингвистической терминологией в игровой форме.
5. Кроссворд имеет еще одно преимущество, что представляет информацию в графической форме, что тоже становится ярким зрительным средством наглядности, способствует запоминанию учащимися и определения понятия, и само лингвистическое понятие.
Проведенная в рамках исследования опытно-экспериментальная работа на уроках в 6 классах, доказала эффективность использования кроссвордов. На формирующем этапе обучающего эксперимента были апробированы тематические кроссворды, направленные на отработку лексического материала. Анализ результатов контрольного тестирования, показал, что по окончании серии уроков с включением упражнений в форме кроссвордов обучающиеся качественно усвоили лексический материал и получили более высокие оценки в сравнении с входным тестированием.
Результаты исследования доказывают, что по сравнению с традиционным обучением, кроссворды значительно улучшают степень понимания и усвоения учебного материала обучающимися, вызывают у учащихся интерес, стимулируют их на умственную и речевую активность, направленную на закрепление лексического материала.
1. Баранов, М. Т. Методика преподавания английского языка в школе: учебник для высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
• 368с.
2. Даниленко, В. П. Английская терминология: Опыт лингвистического описания / В. П. Даниленко. - М.: Наука, 1977. - 246 с.
3. Добрынина, Л.Н. Методическая разработка «Учимся с удовольствием! Решение кроссвордов как способ проверки знаний по дисциплинам «Английский язык» [Электронный ресурс] / Л.Н. Добрынина. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-uchimsia-s-udovol-stvi.html
4. Ермолаева, Ж.Е. Учебный кроссворд: как и где составить [Электронный ресурс] / Ж.Е. Ермолаева. - Режим доступа: https://www.eduneo.ru/uchebnyj-krossvord- kak-i-gde-sostavit/
5. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. - 2-е изд., доп. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 709 с.
6. Логический словарь-справочник /главный редактор: Кондаков Н.И. - М.: Наука, 1975. - 721 с.
7. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений - 4-е изд., дополненное, _ М.: Азбуковник, 1999.
• 944 с.
8. Английский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 2018. - 194 с.
9. Английский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 2018. - 191 с.
10. Английский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 2018. - 223 с.
11. Английский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Т.А. Ладыженской. - Просвещение, 2018. - 272 с.
12. Английский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 2018. - 208 с.
13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. - 553 с.
14. Сенькина, Е.В. Кроссворд как средство повышения мотивации и качества обучения [Электронный ресурс] / Е.В. Сенькина. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe- obobshchenie/library/2014/03/25/krossvord-kak-sredstvo-povysheniya
15. Сохин, Ф. А. Изучение грамматического строя у детей. — М.: Наука, 2014.
• 341 с....29