ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. Вопросы физиологии дыхания в школьном курсе биологии 5
1.1. Анализ учебной литературы по теме «Дыхание» 5 1.2 Представленность заданий по теме «Дыхание» в материалах всероссийских проверочных работ (ВПР) и основного государственного
экзамена (ОГЭ) 8
Раздел 2.Тематический тренинг как вид внеурочной работы 9
2.1. Теория и методика проведения тренинга 9
2.2. Программа тематического тренинга по теме «Дыхание» 14
Раздел 3. Методические материалы к проведению занятий 20
3.1. Теоретические сведения 20
3.2. Примеры использования проверочных заданий и практических работ на
занятиях тренинга 36
Заключение 44
Выводы 45
Библиографический список 46
Тематический тренинг — относительно новый вид внеурочной работы. Тренинг вначале практиковался в практической психологии, в связи с этим на тренинге активно используется групповой формат работы, ориентация на максимально полное погружение в тему, которая вынесена на обучение, сосредоточенность всех участников тренинга на одной цели, определяющей все задания и формы работы на тренинге. Эти особенности тренинга позволили ряду авторов рекомендовать его как эффективную форму работы для подготовки к экзаменам и олимпиадам, для расширения и углубления знаний.
В школьном курсе биологии многие вопросы анатомии и физиологии, с одной стороны, привлекают интерес школьников своей практической направленностью, с другой стороны относятся к сложным для усвоения. Это подтверждают и результаты основного государственного экзамена в 9 классе — ошибки при работе с иллюстрациями органов человека, при выполнении заданий по механизмам легочной вентиляции, кровообращению, нервно-гуморальной регуляции. Система внешнего дыхания является важнейшей функциональной системой, участвующей в энергообеспечении организма. По мере реализации индивидуальной онтогенетической программы в этой системе происходят количественные и качественные изменения, характер и выраженность которых определяются целым рядом эндогенных экзогенных факторов. Формируемые знания о системе дыхания пересекаются с межпредметным и предметным содержанием курса «Биология человека». Кроме того, знания физиологических основ дыхания направлены на сохранение здоровья человека, ведь безопасность и здоровье граждан важный критерий стабильности государства. Ролью общеобразовательных учреждений является просвещение начальных основ физиологических параметров дыхания, а также здоровому образу жизни в школьных программах, не перегружая их, соблюдая закон РФ «Об образовании» статьи: №28 - Компетенция, права,
обязанности и ответственность образовательной организации; №41 - Охрана
здоровья обучающихся, воспитанников «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников» [25].
Целью выпускной квалификационной работы была разработка тематического тренинга по физиологии дыханию для обучающихся основной общеобразовательной школы.
Задачи:
^Проанализировать содержание материалов по физиологии дыхания в учебных пособиях для основной общеобразовательной школы, в комплектах измерительных материалов для основного государственного экзамена по биологии.
2. Рассмотреть возможности тематического тренинга как вида внеурочной работы для расширения знаний, подготовки обучающихся к экзамену.
3. Разработать тематический план и методические материалы к проведению занятий тренинга по физиологии дыхания.
1. Сравнительный анализ учебников биологии для 5-9 классов и контрольных измерительных материалов к основному государственному экзамену показывает, что учебная литература последовательно, с учетом возрастных психофизиологических особенностей формирует все необходимые знания о механизмах и регуляции легочной вентиляции, газообмене в легких и транспорте газов кровью для успешного освоения темы и успешной подготовки к экзамену по биологии. Затрудняет усвоение этих знаний ограниченное количество времени, выделенного на их изучение в учебном плане.
2. Тематический тренинг - вид внеурочной работы, обеспечивающий максимально активную вовлеченность всех участников группы в освоение изучаемой темы путем использования активных и пассивных методов обучения, упражнений, ролевых игр. Тренинг по физиологии дыхания систематизирует материал по темам, изученным в школьном курсе, учит выполнять задания, аналогичные экзаменационным, необходимости беречь свое здоровье, освоить знания о различных видах дыхания, выработать умения и навыки его контроля
3. Разработана программа тренинга с комплектами заданий по изучаемым разделам. Задания включают тестовые задания, ситуативные задачи, практические задания, задания по здоровьесбережению.