ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. Вопросы физиологии дыхания в школьном курсе биологии 5
1.1. Анализ учебной литературы по теме «Дыхание» 5 1.2 Представленность заданий по теме «Дыхание» в материалах всероссийских проверочных работ (ВПР) и основного государственного
экзамена (ОГЭ) 8
Раздел 2.Тематический тренинг как вид внеурочной работы 9
2.1. Теория и методика проведения тренинга 9
2.2. Программа тематического тренинга по теме «Дыхание» 14
Раздел 3. Методические материалы к проведению занятий 20
3.1. Теоретические сведения 20
3.2. Примеры использования проверочных заданий и практических работ на
занятиях тренинга 36
Заключение 44
Выводы 45
Библиографический список 46
Тематический тренинг — относительно новый вид внеурочной работы. Тренинг вначале практиковался в практической психологии, в связи с этим на тренинге активно используется групповой формат работы, ориентация на максимально полное погружение в тему, которая вынесена на обучение, сосредоточенность всех участников тренинга на одной цели, определяющей все задания и формы работы на тренинге. Эти особенности тренинга позволили ряду авторов рекомендовать его как эффективную форму работы для подготовки к экзаменам и олимпиадам, для расширения и углубления знаний.
В школьном курсе биологии многие вопросы анатомии и физиологии, с одной стороны, привлекают интерес школьников своей практической направленностью, с другой стороны относятся к сложным для усвоения. Это подтверждают и результаты основного государственного экзамена в 9 классе — ошибки при работе с иллюстрациями органов человека, при выполнении заданий по механизмам легочной вентиляции, кровообращению, нервно-гуморальной регуляции. Система внешнего дыхания является важнейшей функциональной системой, участвующей в энергообеспечении организма. По мере реализации индивидуальной онтогенетической программы в этой системе происходят количественные и качественные изменения, характер и выраженность которых определяются целым рядом эндогенных экзогенных факторов. Формируемые знания о системе дыхания пересекаются с межпредметным и предметным содержанием курса «Биология человека». Кроме того, знания физиологических основ дыхания направлены на сохранение здоровья человека, ведь безопасность и здоровье граждан важный критерий стабильности государства. Ролью общеобразовательных учреждений является просвещение начальных основ физиологических параметров дыхания, а также здоровому образу жизни в школьных программах, не перегружая их, соблюдая закон РФ «Об образовании» статьи: №28 - Компетенция, права,
обязанности и ответственность образовательной организации; №41 - Охрана
здоровья обучающихся, воспитанников «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников» [25].
Целью выпускной квалификационной работы была разработка тематического тренинга по физиологии дыханию для обучающихся основной общеобразовательной школы.
Задачи:
^Проанализировать содержание материалов по физиологии дыхания в учебных пособиях для основной общеобразовательной школы, в комплектах измерительных материалов для основного государственного экзамена по биологии.
2. Рассмотреть возможности тематического тренинга как вида внеурочной работы для расширения знаний, подготовки обучающихся к экзамену.
3. Разработать тематический план и методические материалы к проведению занятий тренинга по физиологии дыхания.
1. Сравнительный анализ учебников биологии для 5-9 классов и контрольных измерительных материалов к основному государственному экзамену показывает, что учебная литература последовательно, с учетом возрастных психофизиологических особенностей формирует все необходимые знания о механизмах и регуляции легочной вентиляции, газообмене в легких и транспорте газов кровью для успешного освоения темы и успешной подготовки к экзамену по биологии. Затрудняет усвоение этих знаний ограниченное количество времени, выделенного на их изучение в учебном плане.
2. Тематический тренинг - вид внеурочной работы, обеспечивающий максимально активную вовлеченность всех участников группы в освоение изучаемой темы путем использования активных и пассивных методов обучения, упражнений, ролевых игр. Тренинг по физиологии дыхания систематизирует материал по темам, изученным в школьном курсе, учит выполнять задания, аналогичные экзаменационным, необходимости беречь свое здоровье, освоить знания о различных видах дыхания, выработать умения и навыки его контроля
3. Разработана программа тренинга с комплектами заданий по изучаемым разделам. Задания включают тестовые задания, ситуативные задачи, практические задания, задания по здоровьесбережению.
1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка):учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — 3-е издание., стер. - М.: Издательский центр«Академия», 2008. — 416 с.
2. Деревнина А.Ю., Кошелев М.Б., Семикин В.А. Принципы создания
электронных учебников // Открытое образование. 2001. № 2. С. 14-17 //
Дистанционное и виртуальное обучение. - 2001. - № 10. - С. 8.
3. Константинова И.Ю. Поурочные разработки по биологии, 8 класс. М.: ВАКО, 2019. - 448 с.
4. Пасечник В.В. Биология. 5-6 классы : учеб. для общеобразоват. организаций. / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк] ; под ред. В. В. Пасечника; - 3-е изд. M. : B. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Просвещение, 2014. - 160 с.
5. Пасечник В.В. Биология. 7 класс : учебник для общеобразоват, организаций / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова; под 1. ред. В. В. Пасечника. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014. 256 с.
6. Пасечник В.В. Биология. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений B. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов под ред. B. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2010. - 255 с.
7. Синельникова Е.В. Вегетативный статус организма при резистивной нагрузке на дыхание / Е.В. Синельникова, А.А. Артеменков. Ю.П. Пушкарев // Пути оптимизации функции дыхания при нагрузках, в патологии и в экстремальных состояниях. - Тверь, 1997.- С. 100-103
8. Сонин Н.И. Биология. Живой организм, 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин. -- 5-е изд. , стереотип. M. : Дрофа, 2011 174, [2]с.
9. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. - 5-е изд. , стереотип. M. : Дрофа, 2012. - 287. [1] с.
10. Трофимова, А.Л. Взаимосвязь видов деятельности школьников и ее влияние на
информатизацию образования / А. Л. Трофимова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и
информатизация образования. - 2003. - № 1. - С. 113-116
11. Downey R. Anatomy of the normal diaphragm. Thorac Surg Clin. 2011. V. 21 P. 273-279.
12. De Troyer A, Wilson TA. Action of the diaphragm on the rib cage. J Appl Physiol 2016; 121: 391-400.
13. Brochard L. Transdiaphragmatic Pressure. In: Benito S, Net A, eds. Pulmonary Function in Mechanically Ventilated Patients. Berlin, Springer Berlin Heidelberg, 1991; pp. 52-61.
14. De Troyer A, Boriek AM. Mechanics of the respiratory muscles. Compr Physiol 2011; 1: 1273-1300.
15. Vostatek P, Novak D, Rychnovsky T, et al. Diaphragm postural function analysis using magnetic resonance imaging. PloS One 2013; 8: e56724....37