Введение 3
1. Теоретические основы использования информационнокоммуникационных технологий в процессе обучения 7
1.1 Информатизация образования как основа внедрения информационных
технологий в процесс обучения иностранному языку 7
1.2 Использование социальных сетей в процессе обучения иностранному
языку 11
1.3 Роль интерактивных технологий на уроках английского языка на этапе
основного общего образования 15
1.4 Лексико-грамматический компонент иноязычной коммуникативной
компетенции учащихся на этапе основного общего образования 19
2. Практические основы дидактического применения социальной сети
Instagram на уроке английского языка в 9 классе 27
2.1 Анализ УМК «New Millennium English 9» 27
2.2 Дидактические условия применения социальной сети Instagram в
процессе обучения английскому языку в 9 классе на основе УМК «New
Millennium English» 30
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложение А 47
Приложение Б 51
Приложение В 52
Приложение Г 53
Приложение Д 54
Приложение Е 55
Современный мир стремительно развивается, поэтому XXI век считается веком технологий. Технологии влияют на все сферы деятельности современного общества, естественным базисом которого является, прежде всего, образование. Вследствие этого процесс модернизации системы образования должен по своим темпам не только соответствовать, но и опережать развитие всего общества в целом.
Модернизация современного образования тесно связана с внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий. Внедрение ИКТ помогает разнообразить и обогатить учебный процесс, а также дает возможность воспользоваться интерактивными мультимедийными технологиями, социальными сетями, взаимодействующими с миллионами образовательных сайтов: ссылки на статьи, кнопки отправки информации в социальные сети, способы комментирования и многое другое. Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и ИКТ в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий качество новых результатов образования.
В последние годы в мировом педагогическом сообществе бурно обсуждаются вопросы применения социальных сетей в образовании. Многие методисты скептически относятся к возможности использования сетей как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени и развлечения. Однозначно, социальные сети не могут быть единственным средством обучения, но, и их образовательные возможности недостаточно изучены. Интерес к социальным сетям связан с необходимостью для образовательных заведений установить прямую эффективную коммуникацию с участниками образовательного процесса и потребителями образовательных услуг. Размещение образовательного ресурса на базе социальных сетей автоматически устанавливает прямую эффективную коммуникацию между преподавателем и учеником, между учеником и учеником. При серьезном и грамотном подходе к организации образовательной деятельности посредством социальных сетей можно нивелировать их недостатки и сделать обучение более эффективным, значительно повысить мотивацию учеников к изучению предметов, в частности иностранного языка.
Сегодня глобальная сеть Интернет насчитывает большое количество социальных сетей и сетевых сообществ. Значительной популярностью пользуется социальная сеть Instagram, интегрирование которой в учебный процесс на уроке иностранного языка, может повысить заинтересованность подростков в изучении языка, а значит, улучшит процесс усвоения ими знаний, а также изменит роль самого учителя по отношению к учащимся, а именно его функций в управлении и организации учебного процесса.
Использование возможности интернет технологий в качестве эффективного средства обучения способствует формированию информационно-образовательной среды, которая позволяет в полной мере реализовать современные технологии обучения. В этих условиях использование социальных сетей как педагогического инструмента становится крайне актуальной областью исследования, что подтверждает необходимость интегрирования в образование технических инноваций и нахождения эффективных путей использования социальных сетей для изучения английского языка.
Объектом данного исследования являются информационнокоммуникационные технологии обучения иностранному языку в 9 классе.
Предметом данного исследования является использование приложения Instagram как дидактического средства обучения иностранному языку в 9 классе.
Цель исследования - теоретически обосновать возможность дидактического применения приложения Instagram в обучении иностранному языку, разработать и применить на практике комплекс дидактических средств с использованием приложения Instagram на уроке английского языка в 9 классе.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
• изучить имеющуюся научно-методическую литературу по внедрению современных технологий в процесс обучения иностранному языку;
• исследовать дидактические возможности использования интернет технологий на уроках иностранного языка;
• проанализировать учебно-методический комплект «New Millennium English», 9 класс и определить возможности дидактического применения Instagram на изучаемом материале;
• разработать систему уроков с применением интернет технологий в процессе обучения английскому языку в 9 классе;
• создать и наполнить контентом страницу в Instagram;
• применить на практике дидактические материалы в интернет - пространстве.
Методологической базой исследования являются труды таких ученых, как: Азимов Э.Г, Бабинская П.К., Бим И.Л., Владимирова Л.П., Гез Н.И., Крыгина Н.В., Пассов Е.И., Щукин А.Н. и др.
Методической базой исследования являются: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сбор информации и обобщение; интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Структура работы определяется ее исследовательскими задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность исследования и его проблематика. В главе 1 рассматриваются теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. Исследуются понятия информатизации, аудиторной и внеаудиторной работы учащихся с использованием сети интернет, рассматриваются лингводидактические преимущества использования социальных сетей при изучении английского языка. Кроме того, в данной главе раскрываются понятия лексического и грамматического компонентов коммуникативной компетенции учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку. В Главе 2 представлены результаты практического применения социальной сети Instagram на уроке английского языка в 9 классе. Проведен анализ УМК New Millennium English для 9 классов, на основе которого разработана серия уроков направленных на развитие лексико-грамматических навыков учащихся. В заключении представлены выводы, сделанные на основании проведенного исследования.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации материала по теме исследования, сравнении и сопоставлении взглядов современных методистов на проблему использования ИКТ в современном процессе обучения английскому языку.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке уроков с применением приложения Instagram и апробации дидактического материала в учебном процессе среди учащихся 9 класса на базе МБОУ СОШ №24 Советского района г. Красноярска. Апробация материалов исследования осуществлялась через выступление с докладом на научно-практической конференции студентов в рамках XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (24 апреля 2019, Красноярск).
В ходе исследования были изучены теоретические и практические аспекты технологии интерактивного обучения иностранным языкам посредством приложения Instagram и сделаны следующие выводы.
Информатизация в образовании привнесла изменения в образовательные стандарты, затронув процесс обучения иностранному языку, что требует от современных учителей внедрения в процесс преподавания различных ИКТ. Тенденция оптимизации самостоятельной работы обучающихся является в современном мире особенно важной и применение ИКТ позволяет реализовать данную тенденцию при обучении иностранному языку.
В современном мире существует целый арсенал интерактивных подходов таких как: метод проектов, ролевые игры, использование видеоматериалов на уроках, творческие задания и, конечно же, применение сети Интернет. Урок иностранного языка являет собой погружение в среду изучаемого языка. Однако, одного мастерства и творческого подхода недостаточно, чтобы реализовать поставленную задачу. Необходимы дополнительные ресурсы -помощники, которые бы воссоздали в классе такой эффект погружения.
Решением данной проблемы может стать введение в обучение иностранному языку социальных сетей. В данной работе были рассмотрены некоторые виды социальных сетей и выделена социальная сеть Instagram, как играющая наиболее важную роль в исследовании.
Необходимо отметить, что в 9 классе - на завершающем этапе основного общего образования, идет акцент на обучение лексическим и грамматическим навыкам, подробное описание которых занимает значительную часть исследования. Социальная сеть Instagram может стать непосредственно помощником в отработке и изучении необходимого для формирования коммуникативной компетенции количества лексических и грамматических единиц.
На основании проделанного исследования можно сделать следующие выводы. Социальные сети не могут быть единственным ресурсом в обучении английскому языку, однако они могут стать помощником, необходимо лишь правильно организовать самостоятельную или групповую, аудиторную и внеаудиторную работу учащихся. Социальные сети содержат большое количество полезной информации, которая может быть необходимой в изучении английского языка. Использование языковых социальных сетей в изучении английского языка делают процесс обучения интересным и захватывающим. Более того, они повышают мотивацию учащихся к изучению английского языка как на уроках в классе, так и дома, что открывает новые перспективы для развития самостоятельной работы.
В практической части работы представлены варианты организации урока с применением социальной сети Instagram, направленные на достижение поставленных целей. В ходе уроков приложение Instagram применялось различными способами, каждый из которых был направлен на развитие лексико - грамматических навыков обучающихся: совместно с ними мы анализировали страницы носителей языка, обсуждали глобальные проблемы, используя соответствующий контент, использовали данную социальную сеть не только во время уроков, но и дома.
Совместное с учениками создание страницы в данной социальной сети привело к повышению мотивации к изучению языка, а задания, выполняемые дома были наполнены новыми лексическими и грамматическими структурами, что подтверждает эффективность дидактического применения Instagram на уроках иностранного языка в 9 классе.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. А35 Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Алексеева С. Ю. Использование интерактивных методов и приемов на современном уроке английского языка // Молодой ученый. - 2016. - №7.5. - С. 3435. URL [https://moluch.ru/archive/111/27892/] (дата обращения: 27.05.2019).
3. Ахмедова А. Т. Интеграция социальных сетей в процесс обучения //
Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. 2013 г. № 6(6). URL:
https://nauchforum.ru/archive/MNF humanities/6(6).pdf (дата обращения:
19.12.2018г.)
4. Бабинская П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. - 3-е изд., дополн. и перераб. - Мн.: ТетраСистемс, 2009. - 288 с.
5. Бартош Д.К., Харламова Н.В. Социальные сети как средство развития речевой культуры школьников в обучении иностранному языку. Москва. 2017г. - с.9-14.
6. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языка //ИЯШ - 2013. - №2 - с.61-64.
7. Болбаков Р.Г. Мультимедийные образовательные технологии // Управление образованием: Теория и практика. 2015. №17. С. 159.
8. Букаева А.А., Магзумова А.Т. Использование социальных сетей в образовательном процессе. Инновации в науке / Сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. - №2(39). - Новосибирск: СибАК, 2015 - 180 с.
9. Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка / Л.П. Владимирова // Иностранные языке в школе. 2005. - № 3. - С. 39-41.
10. Гез Н.И., Фролова Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. Москва: Академия, 2014.
11. Гроза О.Л. Английский язык: Английский язык нового тысячелетия / New Millennium English: Учебник англ. яз. Для 9 кл. общеобраз. учрежд. ФГОС / О.Л. Гроза, Н.К. Казырбаева, В.В. Клименко, Н.В. Новикова, Т.Н.Рыжкова, Е.Ю.Шалимова. - Обнинск: Титул, 2016. Издание второе, исправленное - 192 с.
12. Ильина О.В. Оптимизация самостоятельной работы студентов по овладению иноязычной речевой деятельностью с помощью компьютерных технологий: - Смоленск, 2002 -166 с.
13. Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах / Т.В. Карамышева. СПб.: Союз, 2001. - 192 с.
14. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. - Мн.:
Белорусский верасень, 2005. 176 с.
15. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник
мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 3....31