Введение 3
Глава 1. Толерантность как социально-психологическая проблема создания эффективного взаимодействия 12
1.1 Социально-психологические проблемы толерантности во
взаимодействии 12
1.2 Влияние толерантности (интолерантности) на взаимодействия в трудовом
коллективе 34
1.3 Проблемы толерантных отношений в коллективе 40
Выводы по первой главе 43
Глава 2. Формирование толерантности как условия эффективных взаимодействий в коллективе 46
2.1 Критерии и показатели эффективного взаимодействия в трудовом коллективе 46
2.2 Коммуникативные практики формирования толерантных взаимодействий в
трудовом коллективе 53
2.3 Апробация коммуникативных практик формирования толерантности в
трудовом коллективе 74
Выводы по второй главе 77
Заключение 78
Библиографический список 84
Приложение А 91
Приложение Б 101
Приложение В 105
В последние годы тема толерантности в социуме стала одной из наиболее актуальных тем, разрабатываемых в современных гуманитарных науках. В контексте проблем, связанных с межличностными и межгрупповыми отношениями, толерантность разрабатывается в социальной психологии.
Толерантное отношение к другой личности предполагает признание и понимание того, что личность не просто другая, но и имеет право быть другой. Выражение толерантного и уважительного отношения к иной личности способствует свободному и открытому диалогу, достижению согласия в обществе и, как указывается в Декларации принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года), является «необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов». Присутствие в обществе толерантных отношений ведет к непринуждающему, естественному сотрудничеству, сплочению людей разных культур. Непризнание и непринятие других национальных групп, религиозных институтов есть проявление интолерантного отношения. Оно обусловливается возникновением конфликтов, ксенофобии, отчуждения, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, дискриминации и маргинализации.
В социуме возникает проблема построения толерантных взаимодействий, так как общество декларирует необходимость быть толерантными во взаимодействии в трудовом коллективе, однако существуют затруднения в понимании сути толерантности и поиске форм толерантного взаимодействия в конкретном коллективе. Проявление коммуникации как явления лежит в основе социального взаимодействия и служит главным механизмом функционирования культуры и общества.
Социальная коммуникация - это взаимный обмен между субъектами коммуникации (автором) смысловой и оценочной социально значимой информации, которая оказывает влияние и на самих авторов социального взаимодействия, и на общество в целом. В процессе социальной коммуникации человек осваивает, воспроизводит, транслирует и творит культуру. Именно социальная коммуникация лежит в основе существования любой культуры и любого общества. Коллективная коммуникация необходима и является ключевым компонентом любого производства, выступающим средством для получения результата функционирования профессиональной деятельности.
Осуществление эффективной профессиональной коммуникации между членами современного трудового коллектива становится все более сложной задачей. Усиливающиеся тенденции дифференциации, плюрализации и индивидуализации во всех сферах социальной жизни, определяющие направление и динамику развития общества, создают дополнительные препятствия на пути осуществления социальной коммуникации. Множественность и разнообразие - этническое, культурное, конфессиональное, стилевое - являющиеся основными характеристиками общества, затрудняют процесс социальной коммуникации. При изменении структуры культурного пространства сторону большей дискретности, фрагментарности, нестабильности, неопределенности, осложняется социальная коммуникация. Социальная коммуникация все чаще оказывается неэффективной, а, подчас, и невозможной. В этих условиях толерантность во всех сферах социального взаимодействия обеспечивает саму возможность осуществления социальной коммуникации. Толерантность, в том числе и межэтническая, становится одной из основ существования современного общества, необходимой гарантией социальной безопасности.
Толерантность является признаком высокого интеллектуального и духовного развития личности, общества в целом. В настоящий момент проблема формирования данного качества в социуме поднимается особенно остро. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии. Её актуальность объясняется рядом причин: глобализация, экономическое, социальное и политическое неравенства, что ведет к росту нетерпимости, обострению межнациональных отношений, развитию религиозного экстремизма, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев.
Толерантность характеризуется как стремление к поддержке взаимодействия между людьми, народами, с разными принципами, взглядами, убеждениями, обычаями, вероисповеданиями, но не подразумевает подавление и подмену одних убеждений и ценностей другими.
В современном трудовом коллективе толерантность как практическое основание в культуре профессионального общения является, прежде всего, основой терпимости и безопасности. Всевозможные межнациональные и межличностные конфликты образуются вследствие непонимания, поэтому в современном мире развитие толерантности как основополагающего принципа в культуре профессионального общения является остро необходимым.
В современной ситуации культура выживания - это культура уважения и терпимости. Данная культура еще проходит процесс становления, она формируется постепенно, весьма трудно на протяжении тысячелетий, которые были заполнены самого разного масштаба войнами, конфликтами и кризисами. В настоящее время ни один народ не может быть искусственно изолирован от других, единственной основой, способной объединить разные интересы, расы, классы и позволить людям заняться трудом по переустройству мира, может быть толерантность. Исходя из этого, возникают противоречия между стремлением социума к пониманию, согласию и отсутствием установок толерантности во взаимодействии людей; между пониманием того, что именно согласие в коллективе является основой для достижения требуемого результата
коллективной деятельности; между предполагаемым результатом коллективной деятельности и способами достижения согласия и понимания в коллективе.
В соответствии с этим сформулирована тема исследования: «Толерантность как условие эффективности взаимодействий в производственном коллективе».
Объект исследования: взаимодействия в трудовом коллективе.
Предмет исследования: процесс формирования толерантности во
взаимодействиях в трудовом коллективе.
Цель исследования: теоретически обосновать организационно-педагогические условия создания эффективного взаимодействия в трудовом коллективе, разработать критерии и показатели сформированное™ толерантности, коммуникативные практики формирования толерантности в трудовом коллективе.
Гипотеза: процесс формирования толерантности в трудовом коллективе будет эффективным, если:
• на теоретическом уровне будут исследованы понятия толерантность, интолерантность, социальные основы взаимодействий;
• на практическом уровне будут подобраны и применены коммуникативные практики формирования толерантности работников в трудовом коллективе.
Задачи исследования состоят в следующем:
1. Уточнить понятие толерантности и выявить способы ее формирования в теоретических исследованиях.
2. Выявить влияние толерантности (интолерантности) на эффективность взаимодействий в трудовом коллективе
4. Определить критерии и показатели проявления толерантности (интолерантности) личности в трудовом коллективе.
5. Подобрать коммуникативные практики формирования толерантности в трудовом коллективе.
Основой исследования являются:
• личностно-ориентированный подход, предполагающий сопровождение формирования толерантной личности (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);
• деятельностный подход, раскрывающий формы и способы формирования толерантной личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.);
Теоретическую основу исследования составили:
• труды в области психологии взаимодействия в коллективе (А.Г. Асмолов, В.В. Бойко, Г.У. Солдатова);
• труды в области социологии, положения о построении взаимодействий в социуме (А.В. Железнякова, А.А. Шабанова, И.Н. Левченко);
• теоретические основы разработки практик формирования толерантных взаимодействий в коллективе (В.В. Бойко, С.Л. Братченко, Е.Г.Виноградова, И.Б.Гриншпун, В. А. Лекторский, В.Д.Менделевич, М.С. Мириманова, Ю.Р. Мухина, Г. Оллпорт);
Методы исследования:
Исследование строится на общенаучных методах познания: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей. Основными методами эмпирического исследования стали наблюдение, описание, качественный анализ результатов. Из конкретных методик использовались: Тест Бойко (Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко), Экспресс-опросник "Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова), тест «Насколько Вы терпимы» (автор О.И. Тушканова).
Обработка эмпирических данных осуществлялась качественными методами (описание, категоризация, классификация и типо-логизация).
Теоретическая значимость исследования: выявлены понятия и сущность толерантности, взаимодействия, интолерантности, раскрыты социальный и психологические аспекты толерантности , выявлены критерии создания эффективного взаимодействия в коллективе; результаты, полученные в ходе исследования, дополняют имеющиеся, теоретические представления о толерантности относительно трудового коллектива.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в реализации педагогами, психологами социально-психологических образовательных программ по развитию толерантности в трудовом коллективе; для чтения курсов лекций людям, занимающих руководящие должности, психологам или педагогам на курсах повышения квалификации, при подготовке студентов педагогических вузов; в управлении производственными, трудовыми коллективами для создания благоприятной психологической атмосферы.
Апробация и внедрение результатов: исходя из подобранных
коммуникативных практик повышения толерантности в трудовом коллективе, выявлены и обозначены ситуации проявления интолерантности в коллективе, руководитель принял предложения по возможным изменениям и нововведениям, после этого произошло исключение интолерантности и проявление терпимости в коллективе. Работать с бригадирами стало легче, так как они освоили русский язык, повысился профессиональный уровень работников данного коллектива, исключились срывы и ошибки в работе, а их сдача стала своевременной. Люди приобрели практику, а значит произошли изменения по тесту определения уровня толерантности личности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Взаимодействие - это процесс взаимного воздействия людей (групп) друг на друга, каждые действия которых обусловлены как предыдущими действиями, так и ожидаемыми результатами со стороны других людей. Любые взаимодействия предусматривают по меньшей мере двух участников — интерактантов. Таким образом, взаимодействия выступают разновидностями действий, их отличительной чертой является направленность на других людей.
Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками: оно предметно, внешне выражено, ситуативно, выражает субъективные
намерения участников.
В соответствии с тем, как выполняется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре главных вида социального взаимодействия: физическое; вербальное (словесное); невербальное (мимика, жесты); мысленное, выражающееся в основном исключительно во внутренней речи.
2. Толерантность - это интегративная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой в целях восстановления личного нервнопсихического состояния, недопущения конфронтации и успешной адаптации, а так же развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром. При возникновении сложных и кризисных ситуаций адаптивное взаимодействие живых систем с внешней средой происходит при помощи существования устойчивых свойств и отношений этой живой системы.
3. Интолерантность - это качество личности, характеризующееся негативным, враждебным отношением к особенностям культуры какой-либо социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп. Она основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других, неспособности принимать другого за то, что он выглядит, думает, действует иначе.
4. Социальный аспект толерантности: рассматривается поведение людей, возникающие в социальных взаимодействиях, в группах. Общество рассматривается как целостная система об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах. Исследуются человеческие взаимоотношения и социальные группы.
Психологический аспект толерантности: психика является высшим
продуктом процессов самоорганизации природы и выступает в качестве посредника между объективным внешним миром и человеческим, субъективным, обеспечивая мощный взлет эффективности человеческой деятельности по преобразованию окружающей природной и социальной среды.
Поэтому главное место отдается изучению личности, большое внимание уделяется личностным особенностям, качествам личности, ее способности соответственно поступать в кризисных и проблемных ситуациях, основываясь на ее эмоциональном восприятии окружающей действительности. Характеризуется терпимым отношением личности к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к другим взглядам, нравам, привычкам.
5. Целями воспитания толерантности являются:
• обширное и углубленное овладение собственной народной культурой, как обязательного условия интеграции в другие культуры;
• становление представлений о многообразии мировых культур и воспитание положительного отношения к особенностям различных культур;
• становление навыков и умений эффективно взаимодействовать с представителями разного рода культур;
• воспитание в духе мира, терпимости и гуманного отношения к различным нациям.
6. Основным образовательным принципом в достижении целей служит принцип диалога: соединение в мышлении и деятельности людей различных, не связывающихся между собой культуры (диалог культур), формы поведения и деятельности, ценностные ориентации.
7. В производственном коллективе формируются следующие отношения: «индивид-индивид», «индивид-группа», «группа-группа». Они обусловлены объективно, являются отношениями между социальными группами или представителями социальных групп, и сущность их являет взаимодействие социальных ролей
8. Взаимодействия в производственных коллективах:
8.1 строятся на принципах конвенциональности, прагматизма, продвижения;
8.2 обеспечиваются:
• иерархическими коммуникациями через нормативные акты, предписывающие цели и задачи процесса, организующие совместную деятельность субъектов производственного процесса;
• коммуникациями, предполагающими равнозначимые позиции различных субъектов процесса развития коммуникативного потенциала сотрудника, диалоговое взаимодействие, наличие взаимопонимания в совместной деятельности и обратной связи.
9. Основными продуктивными стратегиями социального взаимодействия являются сотрудничество, партнерство, кооперация.
10. Отношения между субъектами взаимодействий в производственном коллективе строятся: по возрастному принципу; по статусу (статусные); национальной принадлежности; конфессиональной принадлежности.
11. Выявлены критерии определения толерантности личности в трудовом коллективе: знание, умение, владение.
12. Разработан портрет толерантной личности работника и уровни его сформированности: недопустимый, допустимый, достаточный.
13. Подобраны тестовые методики определения толерантности личности:
• Тест «Насколько Вы терпимы» (автор О.И. Тушканова) (Приложение А),
• Методика экспресс-опросника "Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова) (Приложение А),
• Опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко (Тест Бойко) (Приложение А).
Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список
использованной и цитируемой литературы (82 наименования), 3 приложения. Общий объем диссертации - 107 страниц.
В последние годы тема толерантности в социуме стала одной из наиболее актуальных тем, разрабатываемых в современных гуманитарных науках. В контексте проблем, связанных с межличностными и межгрупповыми отношениями, толерантность разрабатывается в социальной психологии.
В соответствии с обозначенной проблемой была сформулирована тема исследования: «Толерантность как условие эффективности взаимодействий в производственном коллективе», объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования.
В результате исследования данной работы были:
• теоретически обоснованы организационно-педагогические условия создания эффективного взаимодействия в трудовом коллективе;
• исследованы понятия толерантность, интолерантность, социальные основы взаимодействий;
• уточнено понятие толерантности и выявлены способы ее формирования в теоретических исследованиях;
• выявлено влияние толерантности (интолерантности) на эффективность взаимодействий в трудовом коллективе;
• определены критерии и показатели проявления толерантности (интолерантности) личности в трудовом коллективе;
• подобраны и реализованы коммуникативные практики формирования толерантности в трудовом коллективе.
Нами выявлены следующие понятия по теме:
Взаимодействие - это процесс, в котором люди и группы воздействуют друг на друга, каждые действия которых обусловлены как предыдущими действиями, так и ожидаемыми результатами со стороны других людей. Любые взаимодействия предполагают минимум двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействия представляют собой разновидности действий, отличительными чертами которых являются направленность на других людей.
Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками: оно предметно, внешне выражено, ситуативно, выражает субъективные
намерения участников.
В соответствии с тем, как выполняется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия: физическое; вербальное, или словесное; невербальное (мимика, жесты); мысленное, которое выражается только во внутренней речи.
Толерантность - это интегративная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой в целях восстановления своего нервнопсихического состояния, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром. При возникновении сложных и кризисных ситуаций адаптивное взаимодействие живых систем с внешней средой происходит при помощи существования устойчивых свойств и отношений этой живой системы.
Интолерантность - это качество личности, характеризующееся негативным, враждебным отношением к особенностям культуры какой-либо социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп. Она основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. В основе интолерантности лежит неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе.
Социальный аспект толерантности: рассматривается поведение людей, возникающие в социальных взаимодействиях, в группах. Общество рассматривается как целостная система об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах. Исследуются человеческие взаимоотношения и социальные группы.
Психологический аспект толерантности: психика является высшим
продуктом процессов самоорганизации природы и выступает в качестве посредника между субъективным, человеческим и объективным, внешним миром, обеспечивая мощный взлет эффективности человеческой деятельности по преобразованию окружающей природной и социальной среды.
Поэтому главное место отдается изучению личности, большое внимание уделяется личностным особенностям, качествам личности, ее способности соответственно поступать в кризисных и проблемных ситуациях, основываясь на ее эмоциональном восприятии окружающей действительности. Характеризуется терпимым отношением личности к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к другим взглядам, нравам, привычкам.
Целями воспитания толерантности являются:
• обширное и углубленное овладение собственной народной культурой, как обязательного условия интеграции в другие культуры;
• становление представлений о многообразии мировых культур и воспитание положительного отношения к особенностям различных культур;
• становление навыков и умений эффективно взаимодействовать с представителями разного рода культур;
• воспитание в духе мира, терпимости и гуманного отношения к различным нациям.
Основным образовательным принципом в достижении целей служит принцип диалога: соединение в мышлении и деятельности людей различных, не
связывающихся между собой культуры (диалог культур), формы поведения и деятельности, ценностные ориентации.
В производственном коллективе формируются следующие отношения: «индивид-индивид», «индивид-группа», «группа-группа». Они обусловлены объективно, являются отношениями между социальными группами или представителями социальных групп, и сущность их являет взаимодействие социальных ролей
Взаимодействия в производственных коллективах:
1. строятся на принципах конвенциональности, прагматизма, продвижения;
2. обеспечиваются:
• иерархическими коммуникациями через нормативные акты, предписывающие цели и задачи процесса, организующие совместную деятельность субъектов производственного процесса;
• коммуникациями, предполагающими равнозначимые позиции различных субъектов процесса развития коммуникативного потенциала сотрудника,
диалоговое взаимодействие, наличие взаимопонимания деятельности и обратной связи.
Основными продуктивными стратегиями социального взаимодействия
являются сотрудничество, партнерство, кооперация.
Отношения между субъектами взаимодействий в производственном коллективе строятся: по возрастному принципу; по статусу (статусные); национальной принадлежности; конфессиональной принадлежности.
Выявлены критерии определения толерантности личности в трудовом
коллективе: знание, умение, владение.
Разработан портрет толерантной личности работника и уровни его
сформированности: недопустимый, допустимый, достаточный.
Подобраны тестовые методики определения толерантности личности (Приложение А).
Разработаны коммуникативные практики для достижения толерантности в трудовом коллективе: Практические семинары (установочные и анализа хода взаимодействий, складывающихся в коллективе); консультации (совместные занятия трудового коллектива); упражнения (индивидуальные, коллективные); тренинги коммуникативной компетенции и собеседования.
Применение практик производилось: проведением консультаций и приемов (Отдел кадров); консультациями психолога, выполнением упражнений на корпоративных праздниках; приглашение тренеров и психологов для работы с коллективом.
Оценка применения коммуникативных практик и уровня толерантности в коллективе осуществлялась с помощью тестовых методик (Тест «Насколько Вы терпимы», экспресс-опросник "Индекс толерантности», опросник
коммуникативной толерантности В.В. Бойко (Тест Бойко) (Приложение А).
Разработанные критерии и включенные в деятельность коллектива повлекли за собой изменения в отношениях сотрудников организации, усилилось взаимное доверие, взаимодействия в большей степени стали строиться на стратегиях сотрудничества и партнерства, коллеги стали лучше понимать и уважительно относиться друг к другу.
Была опубликована статья «Коммуникативные проблемы в процессе повышения квалификации работников» на XI Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе», 2018 год.
Задачи решены, гипотеза доказана и цель реализована.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
3. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: психология и право. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007. 256 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического
анализа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 367 с.
5. Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности. // На пути
к толерантному сознанию. М.: 2000.
6. Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России. М.: ИЭАРАЮ, 1998.
7. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. Мн.: Новое знание, 2001. 205 с.
8. Барахович И.И. Коммуникация как социальный феномен: функциональный аспект // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета им. Н.Г. Чернышевского; Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, 2010. №5. С. 5-10.
9. Барахович И.И. Коммуникативный аспект стандарта профессиональной деятельности // Философия образования. 2011. № 2. С. 253-260.
10. Барахович И.И. Воспитание толерантности: хрестоматия; сост. И.И. Барахович, В.П. Калинина; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 214 с.
11. Барахович И.И. Коммуникативный потенциал педагога: прогнозный сценарий развития:монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 408 с.
12. Батурина О.С., Корниенко А.Ф. Соотношение понятий «толерантность» и «терпимость» / Материалы IV Всероссийского съезда РПО 18-21 сентября 2007 года. Т.1. Психология - будущему России. М. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Кредо», 2007. С. 84-85.
13. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. — Екатеринбург, 2000. — 57 с.
14. Белая Е.Н. Теория и практика межкультурной коммуникации: учебное пособие. М.: ФФОРЦИ, 2011. 208 с.
15. Белая О.П., Горовая В.И. Инновационное образовательное пространство и
инновационная культура общества: диалектика взаимовлияния. Вестник
Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Т.1. Психлолого-педагогические науки. 2011. № 3 (17); Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2011. 316 с....82