Реферат
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников организации среднего профессионального образования
1.1. Содержание понятий управления развитием профессиональных
компетенций педагогических работников среднего профессионального образования
1.2. Требования к профессиональным компетенциям педагогических
работников организации среднего профессионального образования
1.3. Факторы, влияющие на процесс управления развитием
профессиональных компетенций педагогических работников организации среднего профессионального образования
Глава 2. Анализ существующей системы управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников Красноярского филиала Финуниверситета
2.1. Характеристика Красноярского филиала Финуниверситета
2.2. Анализ системы управления развитием профессиональных
компетенций педагогических работников Красноярского филиала Финуниверситета
2.3. Диагностика развития профессиональных компетенций педагогических работников Красноярского филиала Финуниверситета
Глава 3. Совершенствование управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников Красноярского филиала Финуниверситета
3.1. Мероприятия по совершенствованию управления развитием
профессиональных компетенций педагогических работников Красноярского филиала Финуниверситета
3.2. Методические рекомендации по внедрению мероприятий по
совершенствованию управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников Красноярского филиала Финуниверситета
3.3. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию
управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников Красноярского филиала Финуниверситета
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
В нормативно-правовой документации по реализации программ подготовки специалистов среднего звена предусмотрено использование образовательной организацией компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся [9]. Очень много публикаций по применению компетентностного подхода в российских образовательных организациях посвящена развитию профессиональных компетенций обучающихся. Но и в документах международных организаций, и в отечественных законодательных и нормативных актах, посвященных вопросам высшего и среднего профессионального образования, отмечается ключевая роль педагогических кадров в образовательном процессе. Таким образом, рассмотрение профессиональных компетенций педагогических работников организаций СПО, способных обеспечить получение необходимых компетенций обучающимися, является важным и очень актуальным.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы [11] одной из задач определяет модернизацию содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения, что должно привести к повышению глобальной конкурентоспособности профессионального образования и обеспечению востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося.
В современное время наблюдаются несоответствия между требованиями законодательства и положением дел в управлении в образовательной практике. Таким образом, большую практическую значимость будет иметь магистерская диссертация по теме «Управление развитием профессиональных компетенций педагогических работников организаций среднего профессионального образования».
Различные аспекты компетентностного подхода рассматривают Л.Гребнева, Ю. Давыдова, И.А. Зимней, О.Г. Ларионовой, В.Митрохина, Д.А.Мохотина, А. Петрова. В научных исследованиях подход включает в себя не только совокупность определенных принципов и теоретических положений, но и соответствующие им способы деятельности.
В отечественной литературе вопросы профессиональных компетенций и профессиональной компетентности рассматриваются в трудах В.И. Байден- ко, А.Г. Бермуса, О.К. Битюцких, Н.М. Борытко, В.Н. Введенского, Б.С. Гершунского, Э.Ф.Зеера, И.А. Зимней, В.А. Козырева, Н.В. Кульминой, А.К. Марковой, Н.С. Розова, В.В. Серикова, В.А. Сластениной, А.И. Субетто, А.П. Тряпицыной, Ю.В. Фролова, А.В.Хуторского.
Структура профессиональных компетенций рассмотрена в трудах А.К.Марковой, Л.М. Митиной, В.И. Байденко, И.А.Зимней, Л.Г. Семушиной, А.В. Хуторского и др.
Целью магистерской диссертации является совершенствование управления развития профессиональных компетенций педагогических работников среднего профессионального образования.
Объектом исследования являются профессиональные компетенции педагогических работников среднего профессионального образования.
Предметом исследования является управление развитием профессиональных компетенций педагогических работников среднего профессионального образования.
Много публикаций по применению компетентностного подхода в российских образовательных организациях посвящена развитию профессиональных компетенций обучающихся. Но развитие профессиональных компетенций педагогических работников среднего профессионального образования, соответствующих положениям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», требованиям ФГОС СПО, изучено мало. В связи с этим можно выделить следующие противоречия, влияющие на обеспечение высокого качества подготовки обучающихся:
• между существующими образовательными программами, направленными, в первую очередь, на профессиональное развитие человека в соответствии с запросами государства, общества, работодателей и потребностями личности в углублении и расширении образования, повышении интеллектуального и культурного уровня;
• между новыми требованиями к результатам образования и уровнем компетентности педагогических работников в реальной образовательной деятельности.
Можно выдвинуть следующую гипотезу: управление развитием профессиональных компетенций педагогических работников среднего профессионального образования будет соответствовать требованиям и осуществляться эффективнее, если будут обеспечены и соблюдены следующие условия:
• если будут раскрыты теоретические основы управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников среднего профессионального образования;
• если будет проведен анализ существующей системы управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников Красноярского филиала Финуниверситета;
• если будут разработаны мероприятия и методические рекомендации по совершенствованию процесса управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников Красноярского филиала Финуниверситета.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть содержание понятий управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников организации;
• определить требования к профессиональным компетенциям педагогических работников организации СПО;
• провести анализ существующей системы управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников Красноярского филиала Финуниверситета;
• осуществить диагностику развития профессиональных компетенций педагогических работников Красноярского филиала Финуниверситета;
• разработать мероприятия по совершенствованию управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников среднего профессионального образования;
• разработать методические рекомендации по внедрению мероприятий по совершенствованию управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников Красноярского филиала Финуниверситета;
• провести оценку эффективности внедрения предложенных мероприятий в Красноярском филиале Финуниверситета.
Методы исследования: системный анализ, синтез, абстракция и аналогия, обобщение и классификация, SWOT-анализ, методы эмпирического исследования (анкетирование). Применение указанных методов позволило получить обоснованные и достоверные выводы и результаты диссертационного исследования.
Подводя итоги можно сказать о том, что управление развитием профессиональных компетенций педагогических работников среднего профессионального образования является элементом процесса развития образовательной организации, наличие которого позволяет повысить качество образовательной деятельности.
В процессе исследования выявлены профессиональные компетенций педагогических работников среднего профессионального образования на основе анализа научной литературы, требований нормативно-правовых актов и собственного педагогического опыта. Для определения перечня профессиональных компетенций соотнесли профессиональные компетенции из ФГОС ВО уровень высшего образования «Бакалавриат», направление подготов- ки44.03.05 «Педагогическое образование» с Профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» с помощью категорий «необходимые навыки» и «необходимые знания», «трудовые действия».
Разработаны профессиональные компетенции для следующих тудовых действий:
• текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
• контроль и оценка результатов освоения учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в процессе промежуточной аттестации (самостоятельно и(или) в составе комиссии);
• оценка освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации в составе экзаменационной комиссии;
• разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) программ СПО, профессионального обучения и(или) ДНИ, в том числе оценочных средств для проверки результатов их освоения;
- ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, профессионального обучения и(или) ДНИ.
Экспериментальной базой для совершенствования управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников и апробации результатов научно-исследовательской работы послужил Красноярский филиал Финуниверситета.
Анализ основных показателей деятельности филиала, результаты анкетирования «Преподаватель глазами студентов» в Красноярском финансовоэкономическом колледже - филиале ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и проведенный SWOT-анализ обозначили развитие компетенций педагогических работников как одно из приоритетных направлений развития образовательной организации.
Периодическая оценка уровня сформированности компетенций у преподавателей осуществляется в форме аттестации. Мониторинг развития компетенций, использования полученных знаний, технологий, методик работы проводится периодически, в рамках отслеживания результатов методической, педагогической, научно-исследовательской деятельности.
Управление развитием профессиональных компетенций педагогических работников Красноярского филиала Финуниверситета предложено осуществлять с использованием модели управления по результату. Для каждого из этапов управления разработаны мероприятия, реализация которых в циклической форме позволит непрерывно совершенствовать управление развитием профессиональных компетенций педагогических работников.
Определены три уровня освоения профессиональных компетенций: пороговый, базовый и продвинутый. Для каждого уровня освоения каждой профессиональной компетенции разработаны способы диагностики и способы их развития.
По результатам диагностики уровня развития профессиональных компетенций педагогических работников среднего профессионального образования с применением статистического анализа данных с помощью критерия Стьюдента установлено наличие статистически достоверных различий (р<0.05) между преподавателями высшей квалификационной категории и преподавателями других квалификационных категорий в уровне развития профессиональных компетенций по следующим их видам: ПК 19 Способность осуществлять учебно-методическую деятельность; ПК 4 Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов; ПК 18 Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для оценки освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации.
Диагностика уровня развития профессиональных компетенций педагогических работников среднего профессионального образования, выявление мотивирующего фактора, влияющего на формирование профессиональных целей, направленности личности на достижение успехов, являются основой для определения недостаточно развитых профессиональных компетенций.
Проведен анализ эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию процесса управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников КФЭК - филиала Финуниверситета. Использование. Следуя из расчетов, уровень развития профессиональных компетенций педагогических работников Красноярского филиала Финуниверситета на начало ниже, чем в ходе реализации мероприятий усовершенствованию управления развитием профессиональных компетенций.
Таким образом, разработав структуру профессиональных компетенций педагогических работников среднего профессионального образования, соответствующую требованиям нормативно-правовых актов, разработав уровни освоения профессиональных компетенций становится возможным отслеживать уровень развития профессиональных компетенций для каждого педагогического работника.
В результате реализации мероприятий по совершенствованию управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников можно будет наблюдать:
• повышение качества процесса обучения;
• увеличение удовлетворенности качеством обучения непосредственных участников образовательного процесса;
• рост показателей, характеризующих деятельность организации среднего профессионального образования;
• совершенствование структуры квалифицированных кадров.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации - 2012. - ст.46, ст. 48, ст. 49(с изм.).
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8.09.2015 г. №608н об утверждении Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 февраля 2016 г. № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготов- ки)(уровень бакалавриата)».
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» .
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н«Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта».
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № ВК-1032/06«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов»).
9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (вместе с «Положением о Координационном совете при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», утв. распоряжением Министерства образования и наукиРоссий- ской Федерации от 06.07.2010 № НД-1/03)».
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 №23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы».
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
13. Абакумова Ю.Г.Критерии и уровни сформированности здоровьесберегающей компетентности будущего педагога //Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - № 9 (197). - С. 3-7.
14. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 335 с.
15. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога //Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 38-41....151