Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У СЛЕПЫХ ПОДРОСТКОВ

Работа №163856

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проекта «Сделай сам!» 8
1.1. Формирование бытовых навыков у детей в онтогенезе 8
1.2. Особенности освоения навыков гигиены у слепых подростков 12
1.3. Проведение и анализ предпроектного исследования 20
Выводы по главе I 32
Глава II. Описание проекта «Сделай сам!» 34
2.1. Паспорт и жизненный цикл проекта 34
2.2. Описание продукта проекта 36
2.3. Результаты апробация проекта 43
2.4. Методические рекомендации 48
Выводы по главе П 71
Заключение 73
Список использованных источников 75
Приложение А 80
Приложение Б 82

Актуальность проектной работы.
Нарушения зрения, в зависимости от их тяжести, приводят к возникновению определенных проблем, связанных с самостоятельностью человека в бытовой сфере.
Привычные навыки гигиены, бытового обслуживания, которые формируются в процессе взросления у детей с нормальным зрением, у их же сверстников с нарушением зрения либо сильно затруднены, либо не развиваются вообще.
Зачастую ребенок с нарушением зрения или полным его отсутствием подвергается гиперопеке со стороны своей семьи. В таких условиях у него нет возможности развить самостоятельность в бытовой сфере.
Недооценка развития у ребенка навыков самообслуживания ведет к тому, что к определенному возрасту у человека не вырабатывается достаточно навыков для самостоятельной жизни. Недооценка умений, которые бы позволили слепому человеку осуществлять бытовую деятельность, приводит к серьезной социальной депривации, неподготовленности к жизни.
Об актуальности данной проблемы свидетельствует тот факт, что количество детей с нарушением зрения в России стремительно растет. Согласно информационным данным Министерства просвещения России в учреждениях дошкольного образования обучается 6,8% детей с ограниченными возможностями (далее - ОВЗ) от общего количества воспитанников.
Заболевания глаз есть более чем у 19 миллионов детей. В России количество незрячих и слабовидящих превышает 210 тысяч человек. Ежегодно примерно 45 тысяч человек становятся инвалидами из -за проблем со зрением. Из них более половины - дети и подростки в возрасте до 18 лет.
На фоне роста количества детей с нарушением зрения, проблемы обучения детей с ОВЗ стали активно освещаться на законодательном уровне такими нормативными документами, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В федеральном государственном образовательном стандарте (далее - ФГОС) школьного образования принцип индивидуализации, определяет «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».
Немногие отечественные исследователи занимались проблемой столь узкой направленности, как социально-бытовая ориентировка слепых подростков. Однако следующие исследователи: Л.С. Выготский, А.Л. Лурия, В.З. Денискина, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина - делали акцент на развитии бытовых навыков у детей с нарушением зрения.
Таким образом, актуальность этой проблемы очевидна и бесспорна - наличие адекватных бытовых навыков является необходимым фактором успешной социализации и самостоятельной жизни слепого ребенка. Актуальность регламентируется законодательными актами, а также подтверждается наличием исследовательских работ по данной теме.
Объект проектной работы: социально-бытовые навыки слепых подростков.
Предмет проектной работы: содержание коррекционной работы по формированию социально-бытовых навыков у слепых подростков.
Проектная идея ориентирована на формирование социально-бытовых навыков у слепых подростков посредством комплекса упражнений в условиях проекта «Сделай сам!», содержащего алгоритмы и конспекты занятий, направленных на развитие социально-бытовых навыков, выстроенных согласно увеличению сложности и реализуемых поэтапно.
Цель проектной работы: разработать и апробировать содержание коррекционной работы, направленной на формирование социально-бытовых навыков у слепых подростков.
Задачи проектной работы:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме развития социально-бытовых навыков слепых подростков.
2. Провести предпроектное исследование, направленное на выявление особенностей формирования социально-бытовых навыков слепых подростков.
3. Разработать проект «Сделай сам!» по формированию социально­бытовых и гигиенических навыков.
4. Апробировать и проанализировать результаты реализации проекта «Сделай сам!».
Ожидаемые результаты: повышение уровня сформированности бытовых и гигиенических навыков у слепых подростков.
Теоретическую основу исследования составили:
• идеи культурно-исторической теории развития психики человека в дефектологии (Л.С. Выготский);
• труды отечественных тифлопедагогов и тифлопсихологов, посвященные проблемам психолого-педагогической коррекции, социальной адаптации детей с нарушениями зрения (В.З. Денискина, М.И. Земцова, А.Г. Литвак).
• труды отечественных тифлопедагогов, которые занимались изучением социально-бытовых навыков у слепых подростков (Л.С. Выготский, А.Л. Лурия, В.З. Денискина, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина).
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации, обобщении и уточнении материала по проблеме особенностей социально - бытовых навыков у слепых подростков.
Практическая значимость проектной работы в профессиональной деятельности выпускника состоит в том, что разработанный продукт проекта может быть использован в коррекционном процессе, качественно повышая его эффективность, а апробация содержания коррекционной работы по формированию бытовых и гигиенических навыков у слепых подростков позволит довести до совершенства профессиональные навыки грамотного и результативного коррекционного воздействия в указанном направлении.
Методологическая основа проектной работы была выбрана в соответствии с целью и задачами проекта. В процессе работы над выпускной квалификационной работой проектного типа применялись общенаучные и специальные научные методы теоретического и эмпирического исследования:
1. Теоретические методы исследования - изучение и анализ психолого-педагогический и специальной научно -методической литературы по теме исследования; анализ состояния дидактического обеспечения конкретных образовательных учреждений по проблеме формирования бытовых навыков слепых подростков.
2. Эмпирические методы исследования - изучение
психолого-педагогической и медицинской документации, беседы со специалистами в области детского развития (психологи, дефектологи) на базе конкретных образовательных учреждений, педагогический эксперимент, состоящий из двух этапов:
• предпроектного исследования (исследование уровня
сформированности бытовых навыков слепых подростков, с целью создания группы участников эксперимента);
• реализации проекта (апробация содержания коррекционной работы, направленной на формирование бытовых навыков слепых подростков);
3. Статистические методы исследования - статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Краевое государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 10».
Структура проектной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников, включающих 60 наименований, и приложения. Объем работы (без приложений) составляет 79 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с целью данного исследования нами были теоретически и экспериментально изучены особенности развития пространственных представлений слепых школьников, а также решены следующие задачи:
1. Проанализирована литература по проблеме исследования. В работах авторов отмечается, что у слепых, по сравнению с нормальновидящими сверстниками, формирование бытовых навыков протекает значительно медленнее, так как данный процесс требует участия всех психических процессов.
2. В рамках диагностического этапа мы разработали методику обследования и провели диагностику детей, которая показала, что у детей подросткового возраста уровень сформированности бытовых и гигиенических навыков преимущественно низкий.
Мы обнаружили множественные нарушения координации движений, отсутствие самостоятельности при выполнении гигиенических и бытовых действий, медлительность при их выполнении, низкую заинтересованность в процессе самообслуживания.
В ходе предпроектного исследования, мы пришли к выводу, что необходимо создать продукт, направленный на развитие бытовых и гигиенических навыков, направленных на группу детей, представленную слепыми подростками.
Таким образом, был разработан продукт коррекционных упражнений, представленных в виде алгоритмов по работе над СБО с детьми, слепых подросткового возраста «Сделай сам!».
3. В ходе апробации нами был проведён цикл занятий, включающий в себя использование алгоритмов бытовых и гигиенических действий.
Внедрение продукта показало, что в действии он решает ряд поставленных задач.
Таким образом, нами была выявлена положительная динамика развития бытовых и гигиенических навыков: дети научились
последовательности действий при выполнении гигиенических и бытовых задач, улучшилась координация движений, увеличилась скорость и самостоятельность выполнения гигиенических и бытовых задач, появилась мотивация к самообслуживанию.
4. По завершении периода апробации представители образовательной организации представили «Акт внедрения», согласно которым проект получил положительную оценку.
В заключение работы отмечаем, что нам удалось успешно составить проект «Сделай сам!», направленный на развитие бытовых и гигиенических навыков у слепых подростков.
Таким образом, мы достигли цели нашей работы. Разработка настоящего проекта помогла нам решить ряд теоретических и практико - ориентированных задач, которые реализовывались на протяжении всего времени, а именно на этапе предпроектного исследования, на этапе создания продукта проекта и при его апробации.


1. Бейкер Брюс Л., Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. М.: Теревинф, 2000. 320 с.
2. Буре Р.С., Воспитатель и дети. М.: Просвещение, 2011. 121 с.
3. Власова Т.А., Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967. 123 с.
4. Выготский Л.С., Детская психология. М.: ВЛАДОС, 2007. 302 с.
5. Ерастова Е.А., Воспитание слепых детей в семье. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 234 с.
6. Земцова М.И., Дети с глубокими нарушениями зрения. М.: Педагогика, 1976. 271 с.
7. Зыкова Т.С., Социально - бытовая ориентировка спец. образ. учр.. М.: «Владос», 2004. 200 с.
8. Иващенко Г.М., Об опыте работы по социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты 1». //
Президентская программа «Дети России». М., 1998. 105 с.
9. Каплан А.И., Если ребенок плохо видит. М.: Педагогика, 1969. 390 с.
10. Коваленко Б.И., Тифлопедагогика. М.: Педагогика, 1962. 256 с.
11. Ковальчук Я.И., Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М.: Просвещение, 1985. 172 с. 34.
12. Козлова С.А., Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2019. 330 с.
13. Кондратьева С.И., Содержание и методы коррекционных занятий со слепыми детьми в часы коррекции. М.: ВОС, 1990.93 с. 35.
14. Копцева Т.Г., Психолого-педагогическая характеристика незрячих и слабовидящих детей. Лаишево, 2018. 154 с.
15. Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Ростов-на-Дону, 2017. 53 с....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ