УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХMKQB ОБЛАСТИ СЛОВ-СОВЕТИЗМОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕКСИЧЕСКОМ РАБОТЫ
|
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения словарного запаса младшего школьника 6
1.1. Лексическая система русского языка в динамическом аспекте 6
1.2. Советизмы как отдельная группа пассивного запаса русской лексики 14
1.3. Психолого-педагогические основы формирования словарного запаса
младшего школьника 22
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Методические основы лексической работы младших школьников в области слов-советизмов 38
2.1. Экспериментальное исследование по выявлению уровня знаний советизмов
у младшего школьника 38
2.2. Лексическая работа по уточнению словарного запаса младших школьников в
области слов-советизмов 47
Выводы по главе 2 54
Заключение 55
Список литературы 57
Приложение А Упражнения по выявлению уровня знаний советизмов у младшего
школьника 63
Приложение Б Результаты выполнения упражнений по выявлению уровня знаний советизмов у младшего школьника 65
Приложение В Лексика современного русского языка 70
Приложение Г Предпосылки появления советизмов 71
Приложение Д Тексты для лексической работы с советизмами 72
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения словарного запаса младшего школьника 6
1.1. Лексическая система русского языка в динамическом аспекте 6
1.2. Советизмы как отдельная группа пассивного запаса русской лексики 14
1.3. Психолого-педагогические основы формирования словарного запаса
младшего школьника 22
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Методические основы лексической работы младших школьников в области слов-советизмов 38
2.1. Экспериментальное исследование по выявлению уровня знаний советизмов
у младшего школьника 38
2.2. Лексическая работа по уточнению словарного запаса младших школьников в
области слов-советизмов 47
Выводы по главе 2 54
Заключение 55
Список литературы 57
Приложение А Упражнения по выявлению уровня знаний советизмов у младшего
школьника 63
Приложение Б Результаты выполнения упражнений по выявлению уровня знаний советизмов у младшего школьника 65
Приложение В Лексика современного русского языка 70
Приложение Г Предпосылки появления советизмов 71
Приложение Д Тексты для лексической работы с советизмами 72
Словарный состав языка непосредственно связан с внеязыковой действительностью, он является наиболее чутким и чувствительным в языковой системе к общественным переменам. Анализируя лексику того или иного периода, всегда можно сказать, что происходило в стране и мире, как к этому относились люди.
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, среди которых - «любящий свой народ, свой край и свою Родину». Планируемые предметные результаты по дисциплине русский язык предполагают «понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры ...» [1].
Знание истории народа предполагает, в том числе, знание истории языка. Характеристика любого из исторических этапов развития общества происходит с опорой на тот лексический пласт языка, который был свойственен этому историческому этапу и который может быть неактуальным с точки зрения современных его носителей. Об актуальности изучения школьниками не только активного словарного запаса языка, но и лексики, которая маркирует определенную эпоху, указывают многие исследователи: Н.М. Шанский, Э.В. Кузнецова, Д.Н. Шмелев, Е.А. Земская, М.И. Фомина, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, Е.И. Зиновьева и др.
Актуальность нашего исследования, с одной стороны, определяется необходимостью поиска и проверки на практике реальных путей и эффективных методик формирования культуроведческой компетенции младших школьников, укрепления их интереса к истории и культуре своей страны, воспитания патриотических чувств в процессе изучения русского языка в начальной школе, устранения языковых барьеров между поколениями, с другой стороны, актуальность обусловлена бурными социолингвистическими процессами, пополняющими пассивный словарный состав языка лексемами, работа над которыми может вызывать трудности как у учащихся, так и у учителя. В частности, такими лексемами являются слова, получившие в лингвистической литературе название «советизмы».
Исходя из этого, целью работы является: проектирование заданий для лексической работы по уточнению словарного запаса младшего школьника в области слов-советизмов.
Для реализации данной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. Уточнить значения термина «советизм»;
3. Определить употребляемые в настоящее время советизмы;
4. Выявить способы актуализации советизмов в современном русском языке у младших школьников;
5. Определить критерии и показатели владения учащимися младшего школьного возраста такими лексемами, как слова-советизмы.
6. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня знаний советизмов;
7. Описать и проанализировать получившиеся результаты;
8. Провести отбор текстового материала, содержащего слова-советизмы;
9. Разработать задания для лексической работы с этими словами.
Объект исследования: актуальный уровень знаний советизмов младшими школьниками.
Предмет исследования: лексическая работа по уточнению словарного запаса в области советизмов на основе произведений детской литературы.
Гипотеза: мы предполагаем, что задания для лексической работы будут способствовать уточнению словарного запаса младших школьников в области слов-советизмов, если:
1) в качестве материала для заданий использовать советизмы, актуальные для речи учащихся младшего школьного возраста;
2) включить задания, предполагающие работу с толковыми словарями.
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, среди которых - «любящий свой народ, свой край и свою Родину». Планируемые предметные результаты по дисциплине русский язык предполагают «понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры ...» [1].
Знание истории народа предполагает, в том числе, знание истории языка. Характеристика любого из исторических этапов развития общества происходит с опорой на тот лексический пласт языка, который был свойственен этому историческому этапу и который может быть неактуальным с точки зрения современных его носителей. Об актуальности изучения школьниками не только активного словарного запаса языка, но и лексики, которая маркирует определенную эпоху, указывают многие исследователи: Н.М. Шанский, Э.В. Кузнецова, Д.Н. Шмелев, Е.А. Земская, М.И. Фомина, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, Е.И. Зиновьева и др.
Актуальность нашего исследования, с одной стороны, определяется необходимостью поиска и проверки на практике реальных путей и эффективных методик формирования культуроведческой компетенции младших школьников, укрепления их интереса к истории и культуре своей страны, воспитания патриотических чувств в процессе изучения русского языка в начальной школе, устранения языковых барьеров между поколениями, с другой стороны, актуальность обусловлена бурными социолингвистическими процессами, пополняющими пассивный словарный состав языка лексемами, работа над которыми может вызывать трудности как у учащихся, так и у учителя. В частности, такими лексемами являются слова, получившие в лингвистической литературе название «советизмы».
Исходя из этого, целью работы является: проектирование заданий для лексической работы по уточнению словарного запаса младшего школьника в области слов-советизмов.
Для реализации данной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. Уточнить значения термина «советизм»;
3. Определить употребляемые в настоящее время советизмы;
4. Выявить способы актуализации советизмов в современном русском языке у младших школьников;
5. Определить критерии и показатели владения учащимися младшего школьного возраста такими лексемами, как слова-советизмы.
6. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня знаний советизмов;
7. Описать и проанализировать получившиеся результаты;
8. Провести отбор текстового материала, содержащего слова-советизмы;
9. Разработать задания для лексической работы с этими словами.
Объект исследования: актуальный уровень знаний советизмов младшими школьниками.
Предмет исследования: лексическая работа по уточнению словарного запаса в области советизмов на основе произведений детской литературы.
Гипотеза: мы предполагаем, что задания для лексической работы будут способствовать уточнению словарного запаса младших школьников в области слов-советизмов, если:
1) в качестве материала для заданий использовать советизмы, актуальные для речи учащихся младшего школьного возраста;
2) включить задания, предполагающие работу с толковыми словарями.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успешной личности. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словарного запаса младшего школьника.
Состав словарного запаса младшего школьника во многом определяется содержанием школьного обучения, так как ребенок усваивает новые значения не только из своего практического опыта и непосредственного общения со взрослыми, но и на основе закрепленного в учебных предметах опыта.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы, нами были изучены способы по обогащению и уточнению словарного запаса обучающихся школьного возраста.
На основании литературы советского времени (учебники, дидактические материалы) нами был разработан собственный комплекс по выявлению незнания в области устаревшей лексики, в частности, в области советизмов.
По результатам констатирующего эксперимента низкий уровень знаний в области лексики советского периода имеют 8, 3%, средний — 20, 83%, высокий — 45,83% и очень высокий — 25% обучающихся.
Полученные данные подтвердили, что у учащихся имеются не полные представления о предметах советского времени, а представления, сформировавшиеся стихийно.
Основываясь на полученных данных, мы определили советизмы, актуальные для речи младшего школьника, которые вызвали трудности в понимании у учащихся, подобрали тексты, в которых используются данные советизмы, в частности, цикл рассказов В.Ю. Драгунского «Денискины рассказы». На основе текстов мы разработали задания, включающие в себя лексическую работу, направленную на уточнение словарного запаса младших школьников. Задания предполагают работу с этимологическим и толковым словарями, что способствует уточнению словарного запаса младших школьников.
Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успешной личности. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словарного запаса младшего школьника.
Состав словарного запаса младшего школьника во многом определяется содержанием школьного обучения, так как ребенок усваивает новые значения не только из своего практического опыта и непосредственного общения со взрослыми, но и на основе закрепленного в учебных предметах опыта.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы, нами были изучены способы по обогащению и уточнению словарного запаса обучающихся школьного возраста.
На основании литературы советского времени (учебники, дидактические материалы) нами был разработан собственный комплекс по выявлению незнания в области устаревшей лексики, в частности, в области советизмов.
По результатам констатирующего эксперимента низкий уровень знаний в области лексики советского периода имеют 8, 3%, средний — 20, 83%, высокий — 45,83% и очень высокий — 25% обучающихся.
Полученные данные подтвердили, что у учащихся имеются не полные представления о предметах советского времени, а представления, сформировавшиеся стихийно.
Основываясь на полученных данных, мы определили советизмы, актуальные для речи младшего школьника, которые вызвали трудности в понимании у учащихся, подобрали тексты, в которых используются данные советизмы, в частности, цикл рассказов В.Ю. Драгунского «Денискины рассказы». На основе текстов мы разработали задания, включающие в себя лексическую работу, направленную на уточнение словарного запаса младших школьников. Задания предполагают работу с этимологическим и толковым словарями, что способствует уточнению словарного запаса младших школьников.
Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.





