Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХMKQB ОБЛАСТИ СЛОВ-СОВЕТИЗМОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕКСИЧЕСКОМ РАБОТЫ

Работа №163853

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения словарного запаса младшего школьника 6
1.1. Лексическая система русского языка в динамическом аспекте 6
1.2. Советизмы как отдельная группа пассивного запаса русской лексики 14
1.3. Психолого-педагогические основы формирования словарного запаса
младшего школьника 22
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Методические основы лексической работы младших школьников в области слов-советизмов 38
2.1. Экспериментальное исследование по выявлению уровня знаний советизмов
у младшего школьника 38
2.2. Лексическая работа по уточнению словарного запаса младших школьников в
области слов-советизмов 47
Выводы по главе 2 54
Заключение 55
Список литературы 57
Приложение А Упражнения по выявлению уровня знаний советизмов у младшего
школьника 63
Приложение Б Результаты выполнения упражнений по выявлению уровня знаний советизмов у младшего школьника 65
Приложение В Лексика современного русского языка 70
Приложение Г Предпосылки появления советизмов 71
Приложение Д Тексты для лексической работы с советизмами 72

Словарный состав языка непосредственно связан с внеязыковой действительностью, он является наиболее чутким и чувствительным в языковой системе к общественным переменам. Анализируя лексику того или иного периода, всегда можно сказать, что происходило в стране и мире, как к этому относились люди.
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, среди которых - «любящий свой народ, свой край и свою Родину». Планируемые предметные результаты по дисциплине русский язык предполагают «понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры ...» [1].
Знание истории народа предполагает, в том числе, знание истории языка. Характеристика любого из исторических этапов развития общества происходит с опорой на тот лексический пласт языка, который был свойственен этому историческому этапу и который может быть неактуальным с точки зрения современных его носителей. Об актуальности изучения школьниками не только активного словарного запаса языка, но и лексики, которая маркирует определенную эпоху, указывают многие исследователи: Н.М. Шанский, Э.В. Кузнецова, Д.Н. Шмелев, Е.А. Земская, М.И. Фомина, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, Е.И. Зиновьева и др.
Актуальность нашего исследования, с одной стороны, определяется необходимостью поиска и проверки на практике реальных путей и эффективных методик формирования культуроведческой компетенции младших школьников, укрепления их интереса к истории и культуре своей страны, воспитания патриотических чувств в процессе изучения русского языка в начальной школе, устранения языковых барьеров между поколениями, с другой стороны, актуальность обусловлена бурными социолингвистическими процессами, пополняющими пассивный словарный состав языка лексемами, работа над которыми может вызывать трудности как у учащихся, так и у учителя. В частности, такими лексемами являются слова, получившие в лингвистической литературе название «советизмы».
Исходя из этого, целью работы является: проектирование заданий для лексической работы по уточнению словарного запаса младшего школьника в области слов-советизмов.
Для реализации данной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. Уточнить значения термина «советизм»;
3. Определить употребляемые в настоящее время советизмы;
4. Выявить способы актуализации советизмов в современном русском языке у младших школьников;
5. Определить критерии и показатели владения учащимися младшего школьного возраста такими лексемами, как слова-советизмы.
6. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня знаний советизмов;
7. Описать и проанализировать получившиеся результаты;
8. Провести отбор текстового материала, содержащего слова-советизмы;
9. Разработать задания для лексической работы с этими словами.
Объект исследования: актуальный уровень знаний советизмов младшими школьниками.
Предмет исследования: лексическая работа по уточнению словарного запаса в области советизмов на основе произведений детской литературы.
Гипотеза: мы предполагаем, что задания для лексической работы будут способствовать уточнению словарного запаса младших школьников в области слов-советизмов, если:
1) в качестве материала для заданий использовать советизмы, актуальные для речи учащихся младшего школьного возраста;
2) включить задания, предполагающие работу с толковыми словарями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников.
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успешной личности. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словарного запаса младшего школьника.
Состав словарного запаса младшего школьника во многом определяется содержанием школьного обучения, так как ребенок усваивает новые значения не только из своего практического опыта и непосредственного общения со взрослыми, но и на основе закрепленного в учебных предметах опыта.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы, нами были изучены способы по обогащению и уточнению словарного запаса обучающихся школьного возраста.
На основании литературы советского времени (учебники, дидактические материалы) нами был разработан собственный комплекс по выявлению незнания в области устаревшей лексики, в частности, в области советизмов.
По результатам констатирующего эксперимента низкий уровень знаний в области лексики советского периода имеют 8, 3%, средний — 20, 83%, высокий — 45,83% и очень высокий — 25% обучающихся.
Полученные данные подтвердили, что у учащихся имеются не полные представления о предметах советского времени, а представления, сформировавшиеся стихийно.
Основываясь на полученных данных, мы определили советизмы, актуальные для речи младшего школьника, которые вызвали трудности в понимании у учащихся, подобрали тексты, в которых используются данные советизмы, в частности, цикл рассказов В.Ю. Драгунского «Денискины рассказы». На основе текстов мы разработали задания, включающие в себя лексическую работу, направленную на уточнение словарного запаса младших школьников. Задания предполагают работу с этимологическим и толковым словарями, что способствует уточнению словарного запаса младших школьников.
Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). URL: йИ:р://минобрнауки.рф/документы/922 (Дата обращения: 4.05.2017).
2. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. / Л.И. Айдарова. - М.: Педагогика, 1998. - 144 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и
обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.:
Академия, 2000. - 400 с.
4. Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 202 с.
5. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. / М.Т. Баранов, Н.А Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов - М.: Академия, 2001. - 368 с.
6. Баранов, М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка в IV-VIII классах: дис. докт. пед. наук / М.Т. Баранов. - М., 1985. - 497 с.
7. Барлас, Л.Г. Русский язык. Стилистика: пособие для учителей / Л.Г. Барлас. - М.: Просвещение, 1978. - 256 с.
8. Баскакова, В.М. К определению термина «советизм» как единицы перевода на иностранные языки / В.М. Баскакова // Древняя и Новая Романия. - 2015. - № 15. - С. 584-590.
9. Басовская Е.Н. Внимание, советизмы! (семантический, стилистический, лингводидактический аспект) / Е.Н. Басовская // Проблемы современной лингводидактики. - 2016. - с. 424-427.
10. Бутаев, Ш.Т. О методике совершенствования работы со словарем / Ш.Т. Бутаев // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 326-328.
11. Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. -М.: Индрик, 2005. - 1040 с.
12. Влахов, С.И. Непереводимое в переводе / С.И. Влахов, С.П. Флорин. - М.: Международные отношения, 1980. - 343 с.
13. Вороничев, О.Е. Методы изучения разнотипной устаревшей лексики на начальном этапе лингвистического анализа историко-художественных произведений / О.Е. Вороничев // Русский язык в школе. - 2000. - № 3. - С. 75­79.
14. Денисов, П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания / П.Н. Денисов. - М.: Рус. яз. - 1993. - 245 с.
15. Ермакова, О.П. Жизнь российского города в лексике 30 - 40-х годов XX века: Краткий толковый словарь ушедших и уходящих слов и значений / О.П. Ермакова. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 192 с....55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ