Введение 4
1 Теоретическое осмысление способов репрезентации социокультурных
компонентов 7
1.1 Историческая и социальная память: соотношение понятий 7
1.1.1 Формирование человеческой памяти и ее соотношение с
историческими событиями 8
1.1.2 Коммуникативная и культурная память: способ репрезентации
прошлого 11
1.1.3 Полуостров Крым как пространство социального восприятия 13
1.2 Способы интерпретация времени в контексте памяти 16
1.2.1 Темпоральная семантическая модель 16
1.2.2 Прецедентные феномены как репрезентанты концептов отношений 18
1.3 Цифровые технологии как способ репрезентации историке -
социальных проблем 20
1.3.1 Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление 21
1.3.2 Инструментарий и форматы мультимедийного проекта 23
2 Исследовательский проект: картина воспоминаний жителей Крыма о
полуострове через призму личных историй 26
2.1 Подготовительная часть исследования: выборка героев, структура
интервью 26
2.2 Семантический анализ ключевых нарративов, интервьюируемых:
опыт разных поколений 28
2.2.1 Возрастная категория 18 - 25 лет 28
2.2.2 Возрастная категория 26 - 41 лет 37
2.2.3 Возрастная категория 42 лет и старше 46
2.3 Создание мультимедийного лонгрида: этапы работы 54
2.3.1 Составление плана проекта: оформление идеи 54
2.3.2 Подготовка материала 55
2.3.3 Верстка и дизайн 56
2.3.4 Публикация итогового лонгрида 56
2.3.5 Работа с фокус-группой 57
2.3.6 Анализ работы над проектом 58
Заключение 60
Список использованных источников 67
Территориальная идентификация является проблемой мирового масштаба. Термин пространственная идентичность в языковом дискурсе ново. В работах И.А. Николайчук, И.А. Янгляевой, М.М. Яковой тема идентичности в информационном обществе описывается как «одна из самых дискуссионных в гуманитарной науке» [Николайчук и др., 2019]. Целый мир локализуется вокруг темы идентификации, так как человека можно рассматривать с двух сторон: мировой человек или локально¬территориальный. Процесс самопознания своей идентификации изучается в виде исторического процесса, который за всю жизнь человека может изменяться. Кроме того, идентичность может влиять на формирование восприятия человека таких явлений как: социальная реальность, расстановка приоритетов между социальными проблемами, а также выбор самой оптимальной стратегии для жизни в связи с социально-политическими изменениями.
В результате этого процесса каждый индивид имеет возможность определиться с группой, к которой он себя относит исходя из своей социальной роли, из своих функций. Он ориентируется на собственные ценности и мотивы.
Геополитическая трансформация является мощным фактором разрушения старых и формирования новых социальных идентичностей. Для этого в государстве создаются национальные образы, происходит изменения вектора культуры, появляются новые социальные реалии. Через этот инструментарий формируется коллективное самопознание в области пространственной идентификации. Поэтому эта сфера вызывает научный интерес. Выбор пространства для исследования пал на полуостров Крым (территории, находящейся в ареале цивилизационного диалога многих этносов - русская, татарская и украинская идентичности), так как этот территориальный субъект имеет богатую историю в области геополитики, чем обуславливается актуальность проведенного исследования.
Исходя из этой точки зрения, можно сказать, что поле исторической памяти жителей полуострова богато и насыщенно. За весь период геополитических изменений крымчане накапливали в совокупности с исторической - так называемую социальную память, функция которой - «помощь человеку в поиске коллективной идентичности, сохранение рецептов опыта выживания общности» [Логунова, 2019].
Кроме того, в подтверждении тезисов, стоит упомянуть работы российских социологов, которые спустя два года после референдума зафиксировали следующие итоги: опросы ВЦИОМ в июле 2016 года, показали, что 90% опрошенных «не разочаровались в решении о воссоединении Крыма с РФ» и 10% процентов выбрали бы «сохранение Крыма в составе Украины, если бы референдум проводился вновь».
Объект исследования - функционирование исторической памяти крымчан. Предмет исследования - сторителлинг, построенный на воспоминаниях персональных историй жителей полуострова.
Цель работы - создать мультимедийный проект, репрезентирующий тенденции в территориальном самоопределении жителей Крыма.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- обозначить понятие «территориальной идентификации»;
- определить инструментарий для создания мультимедийного лонгрида;
- описать значение понятия социальная память;
- найти героев и экспертов в области политологии и истории;
- составить блоки вопросов для интервьюируемых;
- выявить инструменты глубинного интервью;
- сформировать основные нарративы героев;
- спланировать и создать проект.
Методы, использованные в данной дипломной работе: индукция, сравнение, приемы систематизации, семантический анализ, глубинное интервью. Творческие методы: верстка, монтаж аудио и видео, работа со звуком.
Новизна данной работы заключается в создании уникального проекта, повествующего о воспоминаниях жителей полуостров.
В Теоретико-методологическую базу основания исследования легли работы И.А. Николайчук, Т.С. Яковой, М.М. Янгляевой, «Управление прошлым. Массмедиа, мифотворчество, идентичность» [Николайчук и др., 2018]; Л.Г. Егорова «Трансформация медиаполя республики Крым в новых социополитических условиях» [Егорова, 2019], Л.Ю. Логуновой «Историческая и социальная память: парадоксы и смыслы» [Логунова, 2019], Г.В. Алексеевой «Научно-исследовательские традиции технологии визуального сторителлинга» [Алексеева, 2020].
Эмпирическую базу исследования составляют интервью, взятые в период с сентября по май 2022 года. Было проведено 9 полутора часовых интервью.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Промежуточные результаты были апробированы в Ломоносовской конференции в 2020 году, на II Международном форуме языков и культур ИФиЯК СФУ в 2021 году, а также на XIV Международной научно - практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» ИФиЯК СФУ в 2022 году.
Практические навыки создания журналистских проектов были получены на XIV международном медиафоруме молодых журналистов «Диалог культур». Санкт-Петербург в 2019 году.
В результате исследования мы получили следующие результаты: Процентное соотношение упоминаний таких территорий как Украины, Россия, Крыма в определенных темпоральных моделей различается. Семантическая единица «Украина употреблялась преимущественно в контексте прошлого - 65%. Также лексема «Украина» часто использовалась героями в настоящем времени в связи с геополитической ситуацией - 30%. Маркеры будущего времени проявлялись в 5% от всех интервью. В отношении России преобладающим временем используется - настоящее - 60% и прошедшее совершенного вида - 31% в позитивном контексте. В оставшихся 9%лексема «Россия» упоминается в будущем времени как перспектива для развития полуострова. Крым как семантическая единица употребляется в контексте будущего - 55%, но также и настоящего - 35%. Прошлое время в текстах интервью реализуется в 10%, герои упоминают историю региона, сравнивают разные периоды развития полуострова.
В кейс «Украина» входят:
• Экономический прецедент, он реализуется через описание валюты двух государств. Тем самым демонстрируя, положительную оценку периода до референдума в Крыму для российской стороны, так как заметно экономическое превосходство.
• Прецедент этнической и национальной связи; Украина как страна характеризуется героями как территориальный субъект нейтрально, украинские власти рассматриваются в негативном контексте. Жители Крыма у кого близкие родственники из Украины или же сами являются уроженцами Украины, более лояльно относят к периоду правления в Крыму украинских властей и интеграции культуры. Однако если герой родился в России, то его позиция будет исключительно пророссийской.
• Исторические события, направленные на разделения общества на конфликтующие стороны, отвергаются. Период отключения полуострова от воды и электричества - характеризуется героями как «блокада». Кроме военного подтекста негативного, этот период ознаменовывается крымчанами как время объединения всех жителей полуострова.
• Таможня - прецедент ограничения свободы перемещения жителей Крыма при посещении России. Особый досмотр и суровые сроки визового срока со стороны Украины являются, по мнению жителей, не гуманными, вследствие чего у крымчан этот процесс вызывает негативные воспоминания и эмоции.
• Исторические персонажи: жителями полуострова упоминаются образные фигуры «нацисты» при описании некоторого населения западной Украины, президенты Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко - характеризуются как правители, с началом правления которых начался политический дисбаланс и социальный конфликт. Их политика, по мнению героев, было проевропейская, но не прогосударственная. Виктор Янукович - отмечается как последний правитель, при котором ситуация в стране была стабильная.
• Украинские СМИ воспринимаются как источник пропаганды; действие пропаганды хронологически не имеет начала и конца, она была всегда и существует до сих пор. Существует некое давление со стороны украинского население на российское, с целью убеждения и демонстрации превосходства.
• Язык: после присоединение полуострова к Украине происходит внедрение во все сферы социальной жизни украинского языка, однако происходит отторжение.
• Культура: инкорпорирование местных праздников, которые вошли в жизнь крымчан, популяризация местных деятелей искусства, борьба с предметами искусства русского происхождения или же связью с историей России.
• Образование: жители Крыма отмечают изменения в историографии, продвижении идеи государственности.
В кейсе «Россия» мы сформировали следующие ключевые прецедентные смыслы:
• Столица России прецедент величия: безопасная, источник финансирования, здесь высокий уровень образования.
• Разделение людей по возрастной категории, по территориальному признаку «материковые».
• Референдум как историческое событие характеризуется как «праздник» и как добровольное мероприятие, решение российской стороны одобряется жителями. Вызвал больше интереса и расхождений мнений, чем референдум в 90-х.
• Спаситель: Россия ассоциируется с поддержкой, со страной, которая провела электричество, починила дороги. Севастополь особенно поддерживался Россией исторически, в связи, с чем и местных жителей особенная привязанность.
• Источник цивилизации: крымчане ездят в Краснодар, в южные города для того, чтобы закупаться, наличие коммуникаций.
• Культура: российское государство является многонациональным, по этой причине поле культуры масштабно, существуют как национальные праздники, так и новые государственные: праздник «Крымская весна», основным атрибутом которого является российский триколор.
Кейс «Крым» формируется из ниже представленных нарративов:
• Крым характеризуется как участник мировой истории, в частности Второй Мировой войны
• Герои обращаются к региональной истории, Советское время как объединяющее звено территории Украины и России
• Менталитет: отголоски советского менталитета, некоторые интерпретируют этот как «вечно страдающие», некоторые как «радушные», «открытые». Среди героев происходит выделение жителей Крыма как особенной референтной группы.
• Местный ландшафт: молодое поколение не разделяет восхищения местной природой, не уделяет ей должного внимания, характеризует Крым как «лес».
• Крым «большая деревня», за цивилизацией ездят в Россию (из-за украинского развала).
• Язык: так как республика идентифицируется как полиэтническая, язык в многоэтнической картине полуострова разнообразный, однако Крым выделяется как русскоговорящий. Сохраняются товары украинского производства на украинском языке.
• Культура: остаются отголоски украинской культуры: праздники. Также есть локальные праздники и традиции, которые чтят в определённых городах: день ВМФ (военно-морского флота) в Севастополе - российская традиция.
• Города: существуют разделение городов на туристические и индустриальные, также далекие от политических процессов и тех, что находится в центре событий. Особенно выделяется Севастополь как город обособленный от Крыма.
Жители Крыма не соотносят свое будущее с Украиной, но при этом подтверждают этническую связь с территорией - вступление Крыма в состав России оценивают в положительном контексте - герои выделают Республику Крым как самостоятельную территориальную единицу - в составе России полуостров Крым переживает период «расцвета» - Крым идентифицирует свое прошлое в контексте политики и экономики с упадком - крымчане акцентируют внимание на исторической составляющей - основные исторические прецеденты - «Крымский референдум в 2014 и в 1990 году», «советский союз», «оранжевая революция», «Государственные перевороты». Месторасположение героев играет роль в формировании позиции в городах, где идет больше влияния со стороны России, больше патриотизма и отрицания инкорпорирования российской и украинской культур. В зависимости от удалённости городов от центра и расположения на полуострове также зависит настроение местного населения. Статус героев показал, что коренное население больше сопереживает за Крым, чем приезжие. У тех, кто переехал на ПМЖ, Крым вызывает культурный шок, так как они слово возвращаются в Советский союз. Возрастные категории тоже играют роль в формировании территориальных ценностей: молодое поколение - менее привязано к одному территориальному субъекту, их место проживания вызывает привыкание, в зависимости от исторического фона они могут критиковать и давать оценку происходящим событиям, даже если сами не наблюдали эти процессы. Старшее поколение, еще более критично воспринимает действительность. А вот старшее поколение, воспитанное дисциплиной СССР, нейтрально и со спокойствием относятся к происходящими изменениям, апеллируют фактами, а не эмоциями и наблюдениями.
Также два года назад мы проводили исследование на тему идентичности крымчан в призме локальных СМИ. В одной из работ мы рассмотрели медиатексты трех разнонаправленных крымских изданий: национальное, частное и государственное издание, в совокупности период составил охват с 2002 года по 2014 год, которые могут соотноситься с территориальной идентификацией полуострова Крым и включать в свою повестку дня темы России и Украины.
В итоге были выведены такие результаты: семантическое поле модели прошлого в государственном издании в отношении Украины связанно с такими лексемами как, «интеграция», «двойственность», «разрушения», «отсутствие газа», «экономический спад» - общая эмоциональная окраска является негативной. В частном развлекательно издании как оказалась, соблюдается нейтралитет, даже в случае упоминания таких лексем «Майдан», «Оранжевая революция» - демонстрируются две точки зрения. Возвышается роль русского языка, так как существуют крепкая связь с прошлым Крыма, и отказываться от него крымчане не желают. Государство возлагает на полуостров высокие надежды, но фактически само не влияет на исход событий. С точки зрения освещения национального издания, идет активная работа в образовательной сфере: уклон на украинский язык, историю Украины и географию.
Также в ходе анализа была выделена общая тенденция семантического пространства прошлого Крыма, но проявляющаяся с разной силой. Если в национальной газете пропагандируется усиленная политика сепаратизма Крыма, то в других типах газет эта тенденция сглаживается, и реализуется в форме акцентов третирования местных властей, поддержки народа политики административных органов. Модель прошлого демонстрирует туристический застой, с истечением времени ситуация не поменялась.
Также мы рассматривали работу в другом ключе: мы изучали медиатексты двух государственных крымских изданий за пять лет (2014 - 2020), которые соотносятся с территориальной идентификацией полуострова Крым.
При анализе выводов, полученных в предыдущих работах, можно сказать, что некоторые тенденции сохранились:
• республика Крым не соотносит свое будущее с Украиной, повторяется и в этой работе, однако оно проявляется не как данность, а как желание;
• Крым территориально самоидентифицирует себя с Россией с исторической точки зрения;
• Крым желает сохранить статус республики и политический суверенитет;
• Отмечается третирование бывших властей и дискриминация местного народа;
• Крым идентифицирует свое прошлое в контексте политики и экономики с упадком, этот вывод мы выносим как из прошлой работы, так и из настоящей;
• Культурное влияние на полуостров Крым со стороны России. В повестке дня упоминаются праздники, связанные с русскими деятелями;
Новые тенденции и явления:
• Наличие разногласий двух народов;
• Отсутствие развития крымской молодежи вследствие прежнего экономического упадка региона;
• Недовольства в связи с интеграцией украинской культуры;
• Возрастная дифференциация - источник формирования гражданской позиции;
Подводя итог, можно сказать, что цель работы можно считать достигнутой, а задачи, поставленные нами, выполненными.
1 Автаева Н.О., Беиненсон В.А., Болдина К.А., Коданина А.Л., Савинова О.Н. Учебное пособие кафедры журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2020
2 Алексеева Г.В. Научно-исследовательские традиции технологии
визуального сторителлинга // Медиасреда. 2020. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskie-traditsii-tehnologii- vizualnogo-storitellinga(дата обращения: 21.03.2022).
3 Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М. М. Сокольской. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с
4 Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 2008. - 576 с.
5 Белявская Е.Г. Семантическая структура слова в номинативном и коммуникативном аспектах (когнитивные основания семантической структуры слова): Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. - М., 1991
6 Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история и современность / Ю.В. Бромлей. — Москва: Наука, 1987. — 333 с.
7 Буданова Е.А. Методика обучения переводу на основе лингво-когнитивных моделей (начальный этап, языковой вуз): Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2001
8 Бушуева Л.А. Прецедентные феномены как репрезентанты
поступков // Вестник КемГУ. 2020. №3 (83). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7pretsedentnye-fenomeny-kak-reprezentanty- postupkov(дата обращения: 18.04.2022).
9 Веревкина Т.В. Языковая модель времени как одна из основных темпоральных моделей // Вестник ТГУ. 2008. №9. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-model-vremeni-kak-odna-iz-osnovnyh-temporalnyh-modeley
10 Гильфанова, Д. P. Темпоральность художественного текста (на материале английского и татарского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2005
11 Давлетшина С.Р. «Новые медиа» и тенденции развития мультимедийных жанров // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2017. - №2 (25).
12 Егорова Л.Г. Трансформация медиаполя республики крым в новых социополитических условиях // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2019. №1.
13 Егорова Л.Г., Ладинекая А.А. Трансформация медиапространства республики Крым в 2014-2015 годах // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2015. №4.
14 Женченко М. Эволюция терминов «мультимедиа», «кросс¬медиа», «трансмедиа» в развитии цифрового сторителлинга // StudiaMedioznawcze. -2016. - №. 4 (67). - С. 114.
15 Золотова Г. А. Категории времени и вида с точки зрения текста / Г. А. Золотова // Вопросы языкознания. - 2002. - N 3. - С. . 8-29. - Библиогр.: с. 28-29
16 Зубанова Л. Б. Современное медиапространство: подходы к исследованию и принципы интерпретации // Вестник ЧГАКИ. 2008. №2 (14).
17 Караулов Ю.И. Общая и русская идеография. - м. «Наука», 1976, 355 стр., Ю. И. Общая и русская идеография / Ю. И. Караулов. Общая и русская идеография. - м. «Наука», 1976, 355 стр.. - Москва: «Наука», 1976. - 355 с.
18 Кулаков С. В. Территоральная идентичность в условиях постмодернистской информационной революции // Социально-гуманитарные знания. 2019.
19 Лаппо М.А. Лексические средства описания идентичности // Вести. Том.гос. ун-та. Филология. 2011. №2 (14).
20 Лебедев М.В. Стабильность языкового значения. М., 1998. URL: http: //www.philosophy.ru/ texts/stability.html (дата обращения: 28.10.11)
21 Логунова Л.Ю. Историческая и социальная память: парадоксы и
смыслы // Идеи и идеалы. 2019. №1-2. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-i-sotsialnaya-pamyat-paradoksy-i- smysly
22 Малинова О. Ю. Темпоральность и другие свойства
символического в политике // Символическая политика. 2014. №2. Режим доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/temporalnost-i-drugie-svoystva-
simvolicheskogo-v-politike
23 Масленников А.А. Структура темпоральной модели дискретной информационной системы // Известия ИГУ им. В.Г. Белинского. 2010. №22. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-temporalnoy-modeli- diskretnoy-informatsionnoy-sistemy
24 Мохирева С.В. Вариативная множественность интерпретации локативно-темпоральных характеристик события в СМИ // Вестник КемГУ. 2015. №4-4 (64). Режим доступа:https ://cyberleninka.ru/article/n/variativnaya-mnozhestvennost-interpretatsii-lokativno-temporalnyh-harakteristik-sobytiya-v-smi(дата обращения: 15.03.2022)
25 Немирова Н.В. Прецедентные феномены как репрезентанты концептов в русской языковой картине мира // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/pretsedentnye- fenomeny-kak-reprezentanty-kontseptov-v-russkoy-yazykovoy-kartine-mira(дата обращения: 18.04.2022).