Сюжетное рисование по сказкам как средство развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНОГО РИСОВАНИЯ ПО СКАЗКАМ
1.1. Особенности развития монологической речи у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Характеристика сюжетного рисования по сказкам и специфика его
осуществления в старшем дошкольном возрасте 13
1.3. Возможности использования сюжетного рисования по сказкам в
работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНОГО РИСОВАНИЯ ПО СКАЗКАМ
2.1. Диагностика уровня сформированности монологической речи у
детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Содержание работы по развитию монологической речи у детей
старшего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования по сказкам 42
2.3. Анализ и результативность использования сюжетного рисования
по сказкам в качестве средства развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНОГО РИСОВАНИЯ ПО СКАЗКАМ
1.1. Особенности развития монологической речи у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Характеристика сюжетного рисования по сказкам и специфика его
осуществления в старшем дошкольном возрасте 13
1.3. Возможности использования сюжетного рисования по сказкам в
работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНОГО РИСОВАНИЯ ПО СКАЗКАМ
2.1. Диагностика уровня сформированности монологической речи у
детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Содержание работы по развитию монологической речи у детей
старшего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования по сказкам 42
2.3. Анализ и результативность использования сюжетного рисования
по сказкам в качестве средства развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и сверстниками. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных: воспитания звуковой культуры речи; обогащения, закрепления и активизации словаря; совершенствования грамматической правильности речи; формирования разговорной (диалогической) речи; развития связной речи; воспитания интереса к художественному слову; подготовки к обучению грамоте [1].
Монологическая речь, являясь более сложной формой связной речи, демонстрирует все речевые достижения детей, активизирует даже те усвоенные речевые средства, которые не востребованы в диалогической речи. Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста особенно важно для их будущего обучения в школе. Появление новых программ, современных подходов к дошкольному образованию привело к пересмотру задач и содержания работы по развитию монологической речи в ДОО.
Современные программы ДО представляют содержание, адекватное лингвистической характеристике монолога. Оно соответствует существующей типологии монологических высказываний. Задачи развития связной речи предусматривают освоение детьми разных типов монолога: описания, повествования и рассуждения.
Овладение монологической речью - необходимая ступень развития речи дошкольников, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются их речевые умения. Развивая монологическую речь детей, нужно знать характерные черты этой формы речи.
В определении Т.Г. Винокур монолог характеризуется так: «Монолог - это форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная на активную же, сиюминутную словесную реакцию» [2, с. 43].
К методам обучения детей связной монологической речи относят обучение рассказыванию по картинам и серии сюжетных картин. При обучении рассказыванию по картинам может использоваться такое средство развития монологической речи, как сюжетное рисование, которое включает в себя возможность использования сказки для развития речи детей.
Огромное значение уделяется связи рисования и мышления, потому что рисование представляет собой, по сути дела, тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. Речевая деятельность и рисование взаимно стимулируют друг друга, а словесное описание того, что ребенок рисует необходимо поощрять. При простом рассматривании картинок мыслительная деятельность детей активизируется. Ребенок охотно сочиняет по ним целые истории, и при этом развитие сюжета определяется именно рисунком.
Объект исследования - процесс развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - сюжетное рисование по сказкам как средство развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучение эффективности использования сюжетного рисования по сказкам, в качестве средства развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
2) описать особенности развития монологической речи у детей в период старшего дошкольного возраста;
3) охарактеризовать сюжетное рисование по сказкам, его специфику, осуществление в старшем дошкольном возрасте и возможности использования в качестве средства развития монологической речи дошкольников;
4) подобать методику и провести диагностику сформированности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста;
5) определить и апробировать содержание работы по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования по сказкам;
6) изучить результативность использования сюжетного рисования по сказкам в качестве средства развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
- I этап (май-август 2023 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
- II этап (сентябрь 2023 года) предполагал выявление исходного уровня сформированности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста;
- III этап (сентябрь 2023 года - апрель 2024 года) включал эмпирическое исследование, направленное на разработку серии ООД по развитию монологической речи старших дошкольников с помощью сюжетного рисования по сказкам;
- IV этап (май 2024 года) был посвящен определению эффективности проведенной работы.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что использование сюжетного рисования по сказкам способствует эффективному развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования);
2) эмпирические (наблюдение, беседа, анализ речевой деятельности детей);
3) экспериментальные (проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Теоретико-методологическими основами исследования являются труды психологов, педагогов, лингвистов: В.В. Виноградова, Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, А.В. Запорожца, М.М. Кониной, А.А. Леонтьева, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, А.А. Пешковского, С.Л. Рубинштейна, О.И. Соловьевой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флериной, Л.В. Щербы, Д.Б. Эльконина и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут использовать педагоги ДОО в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе филиала №1 «Рябинка» МБДОУ д/с №109 г. Пензы «Планета детства».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения
Монологическая речь, являясь более сложной формой связной речи, демонстрирует все речевые достижения детей, активизирует даже те усвоенные речевые средства, которые не востребованы в диалогической речи. Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста особенно важно для их будущего обучения в школе. Появление новых программ, современных подходов к дошкольному образованию привело к пересмотру задач и содержания работы по развитию монологической речи в ДОО.
Современные программы ДО представляют содержание, адекватное лингвистической характеристике монолога. Оно соответствует существующей типологии монологических высказываний. Задачи развития связной речи предусматривают освоение детьми разных типов монолога: описания, повествования и рассуждения.
Овладение монологической речью - необходимая ступень развития речи дошкольников, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются их речевые умения. Развивая монологическую речь детей, нужно знать характерные черты этой формы речи.
В определении Т.Г. Винокур монолог характеризуется так: «Монолог - это форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная на активную же, сиюминутную словесную реакцию» [2, с. 43].
К методам обучения детей связной монологической речи относят обучение рассказыванию по картинам и серии сюжетных картин. При обучении рассказыванию по картинам может использоваться такое средство развития монологической речи, как сюжетное рисование, которое включает в себя возможность использования сказки для развития речи детей.
Огромное значение уделяется связи рисования и мышления, потому что рисование представляет собой, по сути дела, тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. Речевая деятельность и рисование взаимно стимулируют друг друга, а словесное описание того, что ребенок рисует необходимо поощрять. При простом рассматривании картинок мыслительная деятельность детей активизируется. Ребенок охотно сочиняет по ним целые истории, и при этом развитие сюжета определяется именно рисунком.
Объект исследования - процесс развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - сюжетное рисование по сказкам как средство развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучение эффективности использования сюжетного рисования по сказкам, в качестве средства развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
2) описать особенности развития монологической речи у детей в период старшего дошкольного возраста;
3) охарактеризовать сюжетное рисование по сказкам, его специфику, осуществление в старшем дошкольном возрасте и возможности использования в качестве средства развития монологической речи дошкольников;
4) подобать методику и провести диагностику сформированности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста;
5) определить и апробировать содержание работы по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования по сказкам;
6) изучить результативность использования сюжетного рисования по сказкам в качестве средства развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
- I этап (май-август 2023 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
- II этап (сентябрь 2023 года) предполагал выявление исходного уровня сформированности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста;
- III этап (сентябрь 2023 года - апрель 2024 года) включал эмпирическое исследование, направленное на разработку серии ООД по развитию монологической речи старших дошкольников с помощью сюжетного рисования по сказкам;
- IV этап (май 2024 года) был посвящен определению эффективности проведенной работы.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что использование сюжетного рисования по сказкам способствует эффективному развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования);
2) эмпирические (наблюдение, беседа, анализ речевой деятельности детей);
3) экспериментальные (проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Теоретико-методологическими основами исследования являются труды психологов, педагогов, лингвистов: В.В. Виноградова, Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, А.В. Запорожца, М.М. Кониной, А.А. Леонтьева, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, А.А. Пешковского, С.Л. Рубинштейна, О.И. Соловьевой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флериной, Л.В. Щербы, Д.Б. Эльконина и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут использовать педагоги ДОО в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе филиала №1 «Рябинка» МБДОУ д/с №109 г. Пензы «Планета детства».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения
Большое значение в воспитании и обогащении речи детей имеет художественная литература и народный фольклор.
Данная работа была направлена на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетного рисования по сказкам. В связи с поставленной целью в первой главе исследования было рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития монологической речи в период старшего дошкольного возраста и возможности использования сюжетного рисования по сказкам в работе по ее совершенствованию. С помощью сюжетного рисования по сказкам можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников, использовать данный вид творчества.
В практической части данного исследования нами была осуществлена экспериментальная работа, которая проводилась на базе д/с «Планета детства» МБДОУ №109 г. Пензы с детьми старшего дошкольного возраста.
На констатирующем этапе проведенное исследование показало, что исходный уровень сформированности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ находится преимущественно на низком и среднем уровнях.
На формирующем этапе эксперимента с дошкольниками ЭГ была проведена работа, направленная на совершенствование монологической речи детей в ходе сюжетного рисования по сказкам. С дошкольниками данной группы была организована серия специально разработанных занятий по художественно-эстетическому развитию, ряд игр и упражнений, направленных на развитие монологической речи детей и основанных на использовании сюжетного рисования по сказкам в качестве ведущего средства воздействия.
Заключительным этапом исследовательской работы стал контрольный эксперимент, который позволил выявить динамику в сформированности монологической речи детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в исследовании.
Большинство детей КГ в результате выполнения заданий на итоговом этапе эксперимента показали низкий и средний уровни сформированности монологической речи.
Дошкольники ЭГ в ходе контрольной диагностики показали результаты значительно выше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Большинство детей ЭГ перешли на высокий и средний уровень сформированности монологической речи, что говорит о том, что характер монологических высказываний старших дошкольников данной группы стал разнообразным, с меньшим количеством ошибок и трудностей при пересказе и сочинении по собственному замыслу.
В процессе работы с детьми ЭГ нами были отличены следующие изменения: улучшился характер высказываний, которые стали более точными и красноречивыми; значительно улучшились показатели связности речи, понимания темы, развития сюжетной линии, структурная организация текста; стали более разнообразными средства связи текста, плавность и выразительность.
Исходя из анализа результатов проведенного исследования, мы пришли к выводу о том, что выдвинутая перед началом работы гипотеза нашла свое практическое подтверждение. Таким образом, использование сюжетного рисования по сказкам в качестве средства развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста является эффективным.
Данная работа была направлена на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетного рисования по сказкам. В связи с поставленной целью в первой главе исследования было рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития монологической речи в период старшего дошкольного возраста и возможности использования сюжетного рисования по сказкам в работе по ее совершенствованию. С помощью сюжетного рисования по сказкам можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников, использовать данный вид творчества.
В практической части данного исследования нами была осуществлена экспериментальная работа, которая проводилась на базе д/с «Планета детства» МБДОУ №109 г. Пензы с детьми старшего дошкольного возраста.
На констатирующем этапе проведенное исследование показало, что исходный уровень сформированности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ находится преимущественно на низком и среднем уровнях.
На формирующем этапе эксперимента с дошкольниками ЭГ была проведена работа, направленная на совершенствование монологической речи детей в ходе сюжетного рисования по сказкам. С дошкольниками данной группы была организована серия специально разработанных занятий по художественно-эстетическому развитию, ряд игр и упражнений, направленных на развитие монологической речи детей и основанных на использовании сюжетного рисования по сказкам в качестве ведущего средства воздействия.
Заключительным этапом исследовательской работы стал контрольный эксперимент, который позволил выявить динамику в сформированности монологической речи детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в исследовании.
Большинство детей КГ в результате выполнения заданий на итоговом этапе эксперимента показали низкий и средний уровни сформированности монологической речи.
Дошкольники ЭГ в ходе контрольной диагностики показали результаты значительно выше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Большинство детей ЭГ перешли на высокий и средний уровень сформированности монологической речи, что говорит о том, что характер монологических высказываний старших дошкольников данной группы стал разнообразным, с меньшим количеством ошибок и трудностей при пересказе и сочинении по собственному замыслу.
В процессе работы с детьми ЭГ нами были отличены следующие изменения: улучшился характер высказываний, которые стали более точными и красноречивыми; значительно улучшились показатели связности речи, понимания темы, развития сюжетной линии, структурная организация текста; стали более разнообразными средства связи текста, плавность и выразительность.
Исходя из анализа результатов проведенного исследования, мы пришли к выводу о том, что выдвинутая перед началом работы гипотеза нашла свое практическое подтверждение. Таким образом, использование сюжетного рисования по сказкам в качестве средства развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста является эффективным.
Подобные работы
- Сюжетное рисование по сказкам как средство развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ СОСТАВЛЯТЬ СВЯЗНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕСКАЗА)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



