Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Арт-терапевтические технологии в социальной работе с детьми и подростками, находящимися в социально опасном положении

Работа №163839

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы55
Год сдачи2021
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы арт-терапии в работе с детьми, находящимися в социально опасном положении 6
1.1. Социально опасное положение детей и подростков: понятие,
содержание и специфика 6
1.2. Арт-терапия как технология в работе с детьми и подростками,
находящимися в социально опасном положении 15
Глава II. Практика применения арт-терапии в работе с детьми и подростками, находящимися в социально опасном положении в учреждениях г. Пензы ... 24
Заключение 45
Список литературы 48
Приложения 52
Приложение 1

Дети, в т.ч. и подростки - важная и неотъемлемая часть любого социума. От их положения и развития зависит состояние и будущее общества. Несмотря на всю социальную значимость, данная группа населения является одной из наиболее уязвимых. Особенно уязвимыми считаются дети, находящиеся в трудной ситуации по различным основаниям: дети-сироты, дети-инвалиды, дети - жертвы насилия и т.п. Слабозащищены и несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении [22]
Дети и подростки попадают в эту категорию по различным основаниям. Причина неблагополучия может быть как в поведении самих несовершеннолетних, так и в нарушениях со стороны родителей. В любом случае развитие и социализация детей данной категории зачастую сильно затруднено, поэтому с ними и их семьями должна проводиться серьезная социальная работа. Деятельность специалистов состоит из различных, как правило, традиционно устоявшихся методов и форм, однако ввиду возрастных особенностей и условий современности работа с детьми и подростками также должна включать в себя творческие технологии.
Арт-терапия является ценным «инструментом» в работе с детьми. Терапия художественным творчеством имеет широкий диапазон оказываемого воздействия - психопрофилактического, диагностического, коррекционного, социализирующего, развивающего и иного характера. направленностей. Арт-терапия раскрывает больше возможностей в работе с детьми, находящимися в социально опасном положении: позволяет ненавязчиво снять замкнутость, преодолеть негативные эмоции, выработать полезные навыки, раскрыть творческий потенциал и т.п. Актуальность темы определяется потребностью социальной работы в развитии арт- терапевтических технологий в работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
Проблема заключается в том, что в теории социальной работы с детьми определены и обоснованы широкие возможности арт-терапии, однако в нашей стране в практической деятельности специалистов терапия творчеством применяется в ограниченных масштабах, описание опыта применения практически отсутствует, и зачастую арт-терапию смешивают и путают с другими творческими методами.
Сущность и аспекты социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в своих трудах рассматривали Е. И. Холостова, Е. Р. Ярская-Смирнова, В.М. Маркина, М.К. Горшков, Л. И. Савинов, П. Я. Циткилов, П. Д. Павленок, М. В. Фирсов, Н. М. Платонова и др.
Изучению роли искусства и творческой деятельности в развитии психики и личности человека посвящены труды А.В. Запорожца, Л.С. Выготского и др.
На важную роль искусства в коррекционной работе указывали Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, Л. С. Выготский, А. И. Граборов, Е. А. Екжанова, Т. С. Комарова и др.
Относительно внедрения арт-терапии в систему образования в России, можно отметить работы А.И. Копытина, Л.Д. Лебедевой, Л.А. Аметовой и др.
Теоретическим разработкам и практике арт-терапии в работе с детьми и подростками посвящены работы Э. Крамер, К. Кейз, Т. Дэлли, Ш. Рили; А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская, А.А. Осипова, А.Г. Гришина, и др.
Объект исследования: арт-терапевтическая социальная работа с детьми и подростками, находящимися в социально опасном положении.
Предмет исследования: содержательная и организационная специфика применения арт-терапии в социальной работе с детьми и подростками, находящимися в социально опасном положении.
Цель представленной работы - определить возможности и перспективы применения арт-терапии в социальной работе с детьми, находящимися в социально опасном положении, и разработать рекомендации по улучшению деятельности.
Цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть содержание и специфику социально опасного положения детей;
- раскрыть сущность арт-терапии как технологии в работе с детьми, находящимися в социально опасном положении;
- исследовать практику применения арт-терапии в муниципальных учреждениях, осуществляющих социальную работу с детьми, находящимися в социально опасном положении;
- разработать рекомендации по усовершенствованию деятельности учреждений.
Гипотеза: арт-терапевтические технологии редко применяются в работе учреждений с детьми, находящимися в социально опасном положении; и применение арт-терапии зависит от ресурсного и кадрового обеспечения, инициативы и способностей специалистов.
Новизна работы заключается в соотнесении общих арт-терапевтических технологий в работе с конкретной категорией детей. Практическая значимость исследования в том, что собраны и проанализированы данные нескольких учреждений и предложены рекомендации для совершенствования деятельности.
Методы исследования: вторичный анализ данных, наблюдение, интервью, опрос специалистов по социальной работе и психологов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящий момент социально опасное положение детей и семьи является одной из наиболее распространенных детско-семейных проблем в социальной работе. Неблагоприятное состояние, в котором находится ребенок, серьезно мешает его повседневной жизни и в перспективе создает препятствия его дальнейшему развитию. Сюда относятся нарушения физического, морального, психического состояния несовершеннолетнего.
Во избежание негативных последствий специалисты по социальной работе осуществляют комплекс мер, ориентированных на то, чтобы вывести ребенка и семью из социально опасного положения. Деятельность, как правило, ведется в двух направлениях: помощь родителям или другим родственникам и поддержка детей. Традиционно с несовершеннолетними проводятся профилактические и консультативные беседы, для них организовываются различные мероприятия - конкурсы, экскурсии и т.п. В процессе перечисленных мер ребенок развивается: расширяется его кругозор; решаются небольшие трудности - например, вопросы летнего трудоустройства подростка. Но таких форм работы недостаточно, поскольку они не оказывают полной разносторонней поддержки детям.
Применение арт-терапевтических технологий может восполнить этот пробел. При постоянных систематических занятиях досуг ребенка будет организован с максимальной пользой для него, а у специалиста появится больше возможности взаимодействовать с ним и оказать всестороннюю поддержку. Но применению арт-терапии в работе препятствуют ограниченность материальных и кадровых ресурсов, поэтому терапия творчеством применяется в ограниченных масштабах.
В первой главе рассмотрена общая характеристика социально опасного положения. Анализируются дефиниции, связанные с ним, а также понятие благополучия и его показатели. Рассмотрены критерии, по которым устанавливается социально опасное положение несовершеннолетнего. Сюда относятся нарушения как со стороны ребенка, так и со стороны родителей. Примечательно, что в случае с родительскими отклонениями, критерии указаны детальнее, что свидетельствует о том, что, в первую очередь, причины неблагополучия связаны с семей, а не с детьми. Охарактеризованы внешние поведенческие признаки, отмеченные психологом, которые являются своеобразными «маркерами» социально опасного положения. Рассматривается роль арт-терапии в работе с детьми, находящимися в неблагополучном состоянии. Выделяются ее преимущества, главным из которых считается положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Весь арт-терапевтический процесс рассмотрен по этапам, каждый из которых охарактеризован. Установлены главные принципы работы с детьми, находящимися в социально опасном положении. Выделены направления терапии творчеством, которые во многом отвечают существующим видам искусств, и обозначены традиционные: изотерапия (рисование, лепка из различных материалов, маскотерапия, оригами, коллаж, инсталляция, фототерапия и т.д.); литературная терапия (библиотерапия, сказкотерапия); музыкотерапия; драматерапия (психодрама); танцевальная терапия; песочная терапия (пескотерапия). Наиболее популярное направление, связанно с рисованием, проиллюстрировано примерами в применении.
Во второй главе описывается практика применения арт-терапии в работе с детьми и подростками, находящимися в социально опасном положении в учреждениях г. Пензы. Обозначен круг проблем, возникающих у детей, пребывающих в неблагополучном состоянии. Проанализированы результаты опроса специалистов по социальной работе с рассматриваемой категорией в МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Первомайского района г. Пензы. В этом учреждении реализовывалась практика применения театротерапии. С помощью наблюдения и интервью изучена и охарактеризована ее эффективность. На примере конкретных историй детей, находящихся в социально опасном положении, установлена положительная динамика их развития на протяжении регулярного посещения театральных занятий. На них ребята не просто развивали актерские способности, но и улучшали свое эмоционально состояние и коммуникативные навыки. По результатам интервью в МБУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы было установлено, что в нем арт-терапевтические технологии не применяются. В МБУ «Центр социальной помощи семье и детям» Железнодорожного района г. Пензы благодаря Фонду поддержки детей (г. Москва) реализуется песочная терапия, эффективность которой прослеживалась в ходе реализации социального проекта «Мы вместе». В нем приняли участие дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении. Ребята с большим интересом рисовали песком пейзажи, домашних животных и т. п., снимая при этом напряжение и формируя представления об окружающем мире.
Поскольку применение арт-терапии в социальной работе нуждается в развитии и совершенствовании, рассмотрены возможные способы решения данной проблемы. Предложены способы преодоления возникающих затруднений, носящие рекомендательный характер. Это, во-первых, организация общего для всех районов отделения арт-терапевтической работы. Во-вторых, обеспечение материально-технической базой каждое учреждение. В-третьих, дополнительное обучение специалистов.
Таким образом, при соответствующих условиях арт-терапевтические технологии могут быть полноценной частью комплекса мер, применяемых в работе социальных служб, и в этом случае взаимодействие с детьми, их поддержка характеризуется, как более разносторонняя и эффективная.



1. Федеральный Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999 г. г. - № 26. - Ст. 3177 с изм. и допол. в ред. от 24.04.2020 г.
2. Письмо Минтруда России "О единых подходах по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении" от 11.12.2017 г. № 12-1/10/П- 8395 // Официальные документы в образовании. Бюллетень нормативных правовых актов, N 15, май 2018 г.
3. Распоряжение Комитета по вопросам законности, правопорядка и
безопасности Санкт-Петербурга "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении" от 18.01.2016 № 2-р // URL:
https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2016/01/19/rasporjazhenie -2-r.pdf (дата обращения: 25.02.2021)
4. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. - 160 с.
6. Колошина Т.Ю. Арт-терапевтические техники в тренинге / Т.Ю. Колошина, А.А. Трусь. СПб.: Речь, 2010. 189 с.
7. Константинова Н. Н., Котенков А. В. Оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках системы социальной защиты детей, попавших в социально-опасное положение // Проблемы современной экономики. - 2009. - №2 (30) http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2565
8. Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия. - М.: Когито- Центр, 2015. - 660 с.
9. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - М. : «Когито- Центр», 2007.
10. Котенков А. В. О благотворительности в сфере профессионального образования детей, попавших в социально-опасное положение // Проблемы современной экономики. № 4 (24). 2007 // URL: http://www.m- economy.ru/artphp?nArtId=1764(Обращение к ресурсу 17.11.20)
11. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
12. Мельников Ю.А. Криминологическая безопасность несовершеннолетних, находящихся в ситуации социально-опасного положения: дис. ... канд. юр. наук: 12.00.08. - М., 2007 // URL: https://www.dissercat.com/content/kriminologicheskaya-bezopasnost- nesovershennoletnikh-nakhodyashchikhsya-v-situatsii-sotsialn(Обращение к ресурсу 17.11.20)
13. Методические рекомендации по организации работы с детьми,
находящимися в социально опасном положении // Новогрудская спецшкола- интернат/ Novogrudskaya special boarding school URL: https://specsh.schools.by/pages/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii- raboty-s-detmi-nahodjaschimisja-v-sotsialno-opasnom-polozhenii (дата
обращения: 15.05.2021).
14. Млодик И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии. - СПб.: Питер принт, 2004. - 219 с.
15. Пек Е.А., Кутбиддинова Р.А. Развитие эмоциональной стабильности у
студентов вуза с помощью арт-терапии // Евразийский Союз Ученых. 2018. №4-5 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-
stabilnosti-u-studentov-vuza-s-pomoschyu-art-terapii (дата обращения: 02.03.2021).
16. Попов Т. Применение арт-терапии в социальной сфере // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. - 2013. - №7
17. Пурнис Н. Е. Арт-терапия в психологическом сопровождении персонала. - СПб.: Речь, 2008.
18. Роджерс Н. Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 430 с.
19. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. - М.: Дашков и К, 2016. - 1032 с. - 820-821 с.
20. Сакович Н. А. Сопровождение учащихся, находящихся в социально опасном положении // Школьный психолог. - 2010. - №12 (466) // URL: https://psy.1sept.ru/view_article.php?id=201001205(Обращение к ресурсу 17.11.20)
21. Свищев К. Г. Социально опасное положение семьи: сущность понятия, критерии и показатели / К.Г. Свищев // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VII междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 26-27 нояб. 2015 г. / НИУ БелГУ, Белорус. гос. ун-т и др. ; под ред. О.А. Волковой, Е.И. Мозговой. - Белгород, 2015. - С. 126-131.
22. Соловьева Т. В., Богачева Г. И. Дети как социально уязвимая группа и объект социальной защиты в РФ // URL: https://13rusprint.ru/books/2015/fenomen/c76.html(дата обращения: 25.02.2021)
23. Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, В. М. Маркиной. М.: ООО «Вариант», 2015. - 100 с.
24. Тарарина Е. Практикум по арт-терапии в работе с детьми. - Киев: «Агентство «IPIO», 2018. - 256 с.
25. Хромова И. В. Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении // Электронный портал «Дом детского творчества им. В. Дубинина», 2012 // URL: https://clck.ru/TUXyT(Обращение к ресурсу 08.12.20)
26. Creative Therapy // Children and Family Health Devon URL:
https://childrenandfamilyhealthdevon.nhs.uk/camhs/articles/3237-2/
27. How Art Therapy for Children Can Help // Art Therapy URL: http://www.arttherapyblog.com/child-art-therapy/how-art-therapy-for-children- works/#.YLYR69szbIV(дата обращения: 12.05.2021).
28. What Happens in an Art Therapy Session // Arttherapyresources URL: https://arttherapyresources.com.au/happens-art-therapy-session/(дата обращения: 14.05.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ