Введение 2
Глава 1. Теоретическое исследование личностной направленности и ценностно-мотивационной сферы детей старшего подросткового возраста.... 5
1.1. Понятие и структура направленности личности 5
1.2. Психологические особенности личностной направленности
старших подростков 11
1.3. Формирование ценностных ориентаций в подростковом возрасте 14
1.4. Особенности мотивационной сферы старших подростков 17
1.5. Особенности психического развития подростков 18
Глава 2. Исследование ценностно-мотивационной сферы старших
подростков с различной направленностью личности 21
2.1. Описание процедуры и методов исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 32
Заключение 53
Список используемых источников 54
Приложение 57
Одной из значимых характеристик для составления психологического портрета человека является направленность личности, которая объединяет в себе доказанные мотивы и цели, направляющие функциональность личности и необремененные обстоятельствами.
Существуют множество подходов при изучении личности человека на разных этапах его развития. Однако, даже при наличии различий описания личности, во всех исследованиях в роли ведущей черты выделяется направленность.
Наиболее часто в научной литературе под направленностью подразумевают совокупность укоренившихся целей и мотивов, регулирующих деятельность личности и относительно независимых от той или иной ситуации.
Стоит отметить, что направленность личности всегда социально зависима и создается в процессе воспитания.
Направленность - это установки, ставшие свойствами личности и выражающиеся в таких формах, как желание, интерес, мировоззрение, убеждение. При этом в центре идеологии всех форм направленности личности находятся мотив деятельности.
В отечественной психологии азы понимания последовательности развития в подростковом возрасте закреплены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и другие.
Наибольшие трудности в выполнении требований современной жизни возникают в подростковом возрасте. В данный период очень актуален вопрос социализации личности. Важное место на этапе социализации подростков занимает процесс формирования личностных ориентиров, раскрывающих внутреннюю основу отношений человека к ценностям материального, морального и духовного порядка и мотивационной сферы.
Глубокий интерес этап становления подростков вызвал у Фельдштейна Д.И., Кона И.С., Реана А,А. Большое количество работ было написано по частным проблемам.
К примеру, проблемами психологии личности занималась Дандарова Ж.К., Москеичева Н.Л, Петанова Е.И., Прокофьева В.А, Реан А.А.; проблемами подростковой сексуальности - Кон И.С. Проблемами психодиагностики и психологией развития детей - Костромина С.Н, Мухина В.С. Вопросами психологического обеспечения профессиональной деятельности, проблемами психологической адаптации подростков и психологией зависимого поведения - Маклаков А.Г, Шабалина В.В., Сергиенко Е.А. и многие другие.
Таким образом, определенных работ, написанных на тему изучения направленности личности, а также описавших особенности ценностно-мотивационной сферы подросткового возраста, выделить нельзя.
Актуальность проблемы помогла сделать выбор темы выпускной квалификационной работы: «Изучение ценностно-мотивационной сферы старших подростков с разной личностной направленностью».
Цель работы: изучить особенности направленности личности и показателей ценностной и мотивационной сфер старших подростков для использования диагностических данных в работе педагога-психолога со школьниками данной возрастной категории.
Объект исследования: личностная сфера старших подростков.
Предмет исследования: различия в показателях ценностно-мотивационной сферы старших подростков с разной личностной направленностью.
Гипотеза исследования: существуют различия в ценностно-мотивационной сфере старших подростков с разной личностной направленностью, которые проявляются в показателях ценностных ориентаций, степени важности различных сфер жизни, в мотивах профессиональной и учебной деятельности.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1. Провести анализ научных данных по вопросам особенностей развития личностной направленности в старшем подростковом возрасте; выявить наиболее значимые факторы влияния на ценностно-мотивационную сферу старших подростков.
2. Сформировать выборку и определить методы исследования, подобрать способ статистической обработки данных
3. Провести психодиагностические процедуры, проанализировать полученные результаты, интерпретировать выявленные особенности.
4. Сформулировать выводы по результатам исследования.
Методики исследования:
Исходя из темы и цели исследования, а также возрастных особенностей испытуемых, были выбраны следующие методики:
1. Методика «Определение направленности личности»
2. Методика «Оценка потребности в достижении»
3. Методика «Оценка мотивации одобрения»
4. Опросник терминальных ценностей «ОТеЦ» И.Г. Сенина.
5. Диагностика мотивационной структуры личности по методике В.Э. Мильмана.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Направленность личности имеет несколько трактовок. Как правило, под направленностью подразумевают психологическое свойство личности, которое соединяет в себе внутренние побуждения и цели.
В современном мире у подростков прослеживаются несколько типов направленности личности, базирующихся на отношениях подростков к себе и обществу. Каждый тип направленностей имеет свои особенности и в процессе взросления у подростков происходит изменение в жизненных ориентирах, которые способствуют смене типа направленности.
Большинство научных деятелей считают ведущей направленностью личности старшего подросткового возраста индивидуализацию и общественную направленность.
Подростковый возраст принято считать периодом кризиса, так как подросток еще не сформирован как зрелая личность, но уже стремится отделиться от взрослых. Именно в этот момент происходит понимание и принятие ценностных ориентиров и сфер жизни, которые послужат базой для построения отношений с окружающим миром. Важное место на этапе социализации подростков занимает процесс формирования личностных ориентиров, раскрывающих внутреннюю основу отношений человека к ценностям материального, морального и духовного порядка и мотивационной сферы.
В результате проведенного исследования были получены диагностические данные, свидетельствующие о различиях в ценностно-мотивационной сфере старших подростков с разной личностной направленностью, которые проявляются в показателях ценностных ориентаций, степени важности различных сфер жизни, в мотивах профессиональной и учебной деятельности.