Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение ценностно-мотивационной сферы старших подростков с разной направленностью личности

Работа №163834

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретическое исследование личностной направленности и ценностно-мотивационной сферы детей старшего подросткового возраста.... 5
1.1. Понятие и структура направленности личности 5
1.2. Психологические особенности личностной направленности
старших подростков 11
1.3. Формирование ценностных ориентаций в подростковом возрасте 14
1.4. Особенности мотивационной сферы старших подростков 17
1.5. Особенности психического развития подростков 18
Глава 2. Исследование ценностно-мотивационной сферы старших
подростков с различной направленностью личности 21
2.1. Описание процедуры и методов исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 32
Заключение 53
Список используемых источников 54
Приложение 57

Одной из значимых характеристик для составления психологического портрета человека является направленность личности, которая объединяет в себе доказанные мотивы и цели, направляющие функциональность личности и необремененные обстоятельствами.
Существуют множество подходов при изучении личности человека на разных этапах его развития. Однако, даже при наличии различий описания личности, во всех исследованиях в роли ведущей черты выделяется направленность.
Наиболее часто в научной литературе под направленностью подразумевают совокупность укоренившихся целей и мотивов, регулирующих деятельность личности и относительно независимых от той или иной ситуации.
Стоит отметить, что направленность личности всегда социально зависима и создается в процессе воспитания.
Направленность - это установки, ставшие свойствами личности и выражающиеся в таких формах, как желание, интерес, мировоззрение, убеждение. При этом в центре идеологии всех форм направленности личности находятся мотив деятельности.
В отечественной психологии азы понимания последовательности развития в подростковом возрасте закреплены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и другие.
Наибольшие трудности в выполнении требований современной жизни возникают в подростковом возрасте. В данный период очень актуален вопрос социализации личности. Важное место на этапе социализации подростков занимает процесс формирования личностных ориентиров, раскрывающих внутреннюю основу отношений человека к ценностям материального, морального и духовного порядка и мотивационной сферы.
Глубокий интерес этап становления подростков вызвал у Фельдштейна Д.И., Кона И.С., Реана А,А. Большое количество работ было написано по частным проблемам.
К примеру, проблемами психологии личности занималась Дандарова Ж.К., Москеичева Н.Л, Петанова Е.И., Прокофьева В.А, Реан А.А.; проблемами подростковой сексуальности - Кон И.С. Проблемами психодиагностики и психологией развития детей - Костромина С.Н, Мухина В.С. Вопросами психологического обеспечения профессиональной деятельности, проблемами психологической адаптации подростков и психологией зависимого поведения - Маклаков А.Г, Шабалина В.В., Сергиенко Е.А. и многие другие.
Таким образом, определенных работ, написанных на тему изучения направленности личности, а также описавших особенности ценностно-мотивационной сферы подросткового возраста, выделить нельзя.
Актуальность проблемы помогла сделать выбор темы выпускной квалификационной работы: «Изучение ценностно-мотивационной сферы старших подростков с разной личностной направленностью».
Цель работы: изучить особенности направленности личности и показателей ценностной и мотивационной сфер старших подростков для использования диагностических данных в работе педагога-психолога со школьниками данной возрастной категории.
Объект исследования: личностная сфера старших подростков.
Предмет исследования: различия в показателях ценностно-мотивационной сферы старших подростков с разной личностной направленностью.
Гипотеза исследования: существуют различия в ценностно-мотивационной сфере старших подростков с разной личностной направленностью, которые проявляются в показателях ценностных ориентаций, степени важности различных сфер жизни, в мотивах профессиональной и учебной деятельности.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1. Провести анализ научных данных по вопросам особенностей развития личностной направленности в старшем подростковом возрасте; выявить наиболее значимые факторы влияния на ценностно-мотивационную сферу старших подростков.
2. Сформировать выборку и определить методы исследования, подобрать способ статистической обработки данных
3. Провести психодиагностические процедуры, проанализировать полученные результаты, интерпретировать выявленные особенности.
4. Сформулировать выводы по результатам исследования.
Методики исследования:
Исходя из темы и цели исследования, а также возрастных особенностей испытуемых, были выбраны следующие методики:
1. Методика «Определение направленности личности»
2. Методика «Оценка потребности в достижении»
3. Методика «Оценка мотивации одобрения»
4. Опросник терминальных ценностей «ОТеЦ» И.Г. Сенина.
5. Диагностика мотивационной структуры личности по методике В.Э. Мильмана.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Направленность личности имеет несколько трактовок. Как правило, под направленностью подразумевают психологическое свойство личности, которое соединяет в себе внутренние побуждения и цели.
В современном мире у подростков прослеживаются несколько типов направленности личности, базирующихся на отношениях подростков к себе и обществу. Каждый тип направленностей имеет свои особенности и в процессе взросления у подростков происходит изменение в жизненных ориентирах, которые способствуют смене типа направленности.
Большинство научных деятелей считают ведущей направленностью личности старшего подросткового возраста индивидуализацию и общественную направленность.
Подростковый возраст принято считать периодом кризиса, так как подросток еще не сформирован как зрелая личность, но уже стремится отделиться от взрослых. Именно в этот момент происходит понимание и принятие ценностных ориентиров и сфер жизни, которые послужат базой для построения отношений с окружающим миром. Важное место на этапе социализации подростков занимает процесс формирования личностных ориентиров, раскрывающих внутреннюю основу отношений человека к ценностям материального, морального и духовного порядка и мотивационной сферы.
В результате проведенного исследования были получены диагностические данные, свидетельствующие о различиях в ценностно-мотивационной сфере старших подростков с разной личностной направленностью, которые проявляются в показателях ценностных ориентаций, степени важности различных сфер жизни, в мотивах профессиональной и учебной деятельности.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Абрамова Г.С.- Екатеринбург: Деловая книга, 2011.- 20-25 с.
2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие. СПБ, 2014. - 244 с.
3. Афанасенкова Е.Л. «Мотивационно-личностная сфера» как научное понятие // Интернет-журнал СахГУ «Наука, образование, общество», 2014 - 1 с.
4. Бедненко Г.Б. Вызовы и ответы подросткового и юношеского периодов // Психотерапия, № 1, 2010. - 74-85 с.
5. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. - СПб.: Питер, 2018. - 512 с.
6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия. / Сост. и науч. Ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М., 2005. - 479 с.
7. Егорычева Е.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции / Е.Д. Егорычева Автореф. Дис. ... канд. Псих. наук., М., 1994. - 32 с.
8. Еромлаева М.В. Психология развития. - М.: МПСИ; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2006. - 206 с.
9. Змановская Е.В. Психология отклоняющегося поведения, 2010. - 8 с.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 20-35 с.
11. Ильин Е.П. Психология / Е.П. Ильин. СПб., Питер, 2004. - 531 с.
12. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. Серия Мастера психологии. - Изд. «Питер», 2009. - 25 с.
13. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 224 с.
14. Каширский Д.В. Психология личностных ценностей: Монография / Д.В. Каширский. - М.: ИП им. Л.С. Выготского РГГУ, 2014. - 528 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
16. Немов Р.С. Психология: Кн. 3. / Р.С. Немов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 631 с.
17. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности - Личность и социальные ценности // Социально-гуманитарные знания .- 2001.- №3. - 51 с.
18. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. Учеб. пос. для вузов. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
19. Остапова А.В. Психологические особенности подросткового возраста. Евразийский научный журнал, № 7, 2015. - 54-59 с.
20. Психология и педагогика / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. М.: Изд-во Института Психротерапии, 2002. - 527 с.
21. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2006. - 478 с.
22. Психология: Учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. - СПб., Лидер, 2004. - 592 с.
23. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2003. - 656 с.
24. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. СПб.: Питер, 2006. - 451 с.
25. Славкина М.А. Возрастная психология (психология развития) М. А. Славкина. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005 - 159 с.
26. Фельдштейн Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. М., 2007. - 54 с.
27. Фурманов И.А. Психология активности и поведения. Изд-во Минск БГУ, 2012. - 68 с.
28. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. / И.В. Шаповаленко. М., 2005. - 431 с.
29. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ