ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ТРАВМАТИЗМА НА ПРОИЗВОДСТВЕ 7
1.1. Причины травматизма на производстве 7
1.2. Вредные и опасные факторы на предприятии 13
1.3. Методы защиты от травматизма на производстве 16
Глава 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТРАВМАТИЗМА НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Улучшение условий труда трудящихся граждан, как важной составляю¬щей социально-экономического развития государства - важная стратегическая задача социальной политики и безопасности населения, осуществляемая любым государством, в том числе и Российской Федерацией. И с целью соблюдения прав и обязанностей трудящихся граждан страны, решения важных теоретических и практических задач, определяющих текущую проблему, Правительством Российской Федерации были разработаны и реализованы многочисленные организационные, технические, правовые и экономические мероприятия по данному направлению.
Консолидация усилий в социально-экономическом развитии и безопасности в современно-развивающемся социуме, развитие науки и техники по-влекло к появлению новых видов опасностей, как для здоровья граждан, так и для окружающей среды в целом. Созданием и развитием мощных инженерно-технических, инфраструктурных комплексов и систем человечество на Земле сформировало новую, искусственную среду обитания - техносферу.
Создание оптимальных и безопасных условий труда на предприятиях и различных организациях формирует необходимость достаточной подготовки в области инженерно-технических работников всех отраслей производства. Сотрудники и работники инженерно-технической отрасли должны быть хорошо подготовлены к решению разнообразных задач охраны труда на производстве, овладевать методами организации безопасных условий труда, соответствующих условиям общества [33].
Актуальными задачами в рамках современной системы управления безопасностью в сфере труда являются прогнозирование производственного травматизма и анализ статистических данных, где такие мероприятия позволяют подготовить основу для планирования мероприятий профилактического и предупредительного характера, направленных на снижение травматизма и
несчастных случаев на производстве.
Постепенное и внезапное поражение организма человека и потеря им трудоспособных функций вызванные получением определенных травматических и несчастных случаев на производственном секторе во время рабочего процесса при выполнении определенных должностных и функциональных обязанностей, под которыми понимаются профессиональные заболевания и отравления, также в некоторых случаях, общие заболевания называется производственной травмой, где в свою очередь, повторение несчастных случаев, связанных с производством, считается производственным травматизмом [38].
Ведущие ученые и практики, работающие в сфере охраны труда России выделяют несколько видов несчастных случаев на производственных объектах:
1) по тяжести полученных травм: легкие, тяжелые и с летальным исходом;
2) по количеству пострадавших лиц: одиночные и групповые;
3) в зависимости от сложившихся обстоятельств: связанные с производством, не связанные с производством, но связанные с работой, и несчастные случаи в быту.
В Республике Тыва, несмотря на труднодоступность и учитывая резко-континентальные климатические и географические условия региона, промышленное производство занимает ведущие позиции в региональной экономике, в которой сосредоточено: валовый региональный продукт - 10,7%, оборот организаций - 44,1%, инвестиции в основной капитал - 44,5%, при¬были - 425,5%, основных фондов - 21,0%, среднесписочная численность работников 7,4%. Высокая степень травмирования работников промышленности несет не только моральные, но и экономические потери предприятиям и экономике Республике Тыва, а также немалые средства затрачиваются на охрану труда.
На территории Республики Тыва контролирующим органом в сфере за¬щиты прав трудящихся граждан республики является Территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости - Государственная инспекция труда в Республике Тыва.
В профилактике и борьбе с травматизмом на производстве главнейшей задачей являются проведение профилактических мероприятий с целью предупреждение травматизма и несчастных случаев на производстве и сохранение жизни и здоровья работников и одним из способов решения данной задачи является система правового регулирования охраны труда, обеспечивающая эффективный механизм исполнения установленных требований.
Данная проблема во всем мире и в том числе и в России стоит на особом контроле государства, где ежегодно на производственных объектах во время выполнения различных работ в результате несчастных случаев гибнут тысячи людей, сотни тысяч человек получают различные травмы на производственных объектах и растет количество нетрудоспособных граждан в результате профессиональных заболеваний. Поэтому необходимо проводить соответствующую государственную политику в области охраны труда, так как бездействие работодателей и власти влечет за собой огромные экономические, а также человеческие потери.
Выше изложенные доводы говорят об актуальности выбранной темы выпускной квалификационной работы.
В связи с этим поставлена цель: изучение динамики травматизма на производственных объектах Республики Тыва.
Для достижения поставленных целей нужно решить ряд задач, среди которых:
- выявить причины производственного травматизма;
- рассмотреть вредные и опасные факторы на предприятии, методы за-щиты производственного травматизма, мероприятия по улучшению безопасности труда, методы анализа динамики производственного травматизма,
- изучить безопасность и охрану труда на предприятии;
- произвести анализ динамики производственного травматизма.
Объектом исследования является производственный сектор, расположенный на территории Республики Тыва.
Предметом исследования является травматизм на производственных объектах Республики Тыва.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Охрана труда и соблюдение прав трудящихся граждан в предприятии является важной задачей и актуальным вопросом для руководства предприятий и стоит на особом контроле государства и частных инвесторов.
В производстве систему предупреждения несчастных случаев можно разделить на две части:
1. Нормативное закрепление положений, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве, путем снижения воздействия на работников опасных производственных факторов. В этом аспекте предупреждение несчастных случаев на производстве представлено институтом охраны труда, который включает в себя правовые мероприятия и средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
2. Привлечение к ответственности лиц, виновных в наступлении несчастного случая. Это крайне необходимо, так как многие работодатели не создают на рабочих местах безопасные условия труда. Отмечаются грубые нарушения дисциплины, правил безопасности, неправомерные действия лиц, организующих производство работ. Низкий уровень технологической и производственной дисциплины постоянно отмечается в официальных документах государственных и профсоюзных органов.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва за 2011 - 2015 годы в организациях, осуществляющих деятельность на территории Республики Тыва, ныне Управление федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва, зарегистрировано 259 пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом. Из них 20 случаев, повлекшие смерть работника.
Для сравнения:
- в 2011 году 52 несчастных случаев, из них 3 несчастных случая со смертельным исходом;
- в 2012 году 78 несчастных случая, из них 10 несчастных случая со смертельным исходом;
- в 2013 году 41 несчастных случая, из них 1 несчастных случая со смертельным исходом;
- в 2014 году 39 несчастных случая, из них 4 несчастных случая со смертельным исходом;
- в 2015 году 48 несчастных случая, из них 2 несчастных случая со смертельным исходом;
Наблюдается большое число пострадавших в государственных учреждениях Республики Тыва - 144, против: 25 - муниципальная собственность, 36 - частная собственность, 56 - другие формы собственности.
Анализ показал, что наблюдается тенденция к снижению количества несчастных случаев на крупных предприятиях Республики Тыва. По предприятиям такого уровня этот показатель очень высок. Снижение уровня производственного травматизма само за себя говорит о том, что руководители и специалисты по охране труда этих предприятий после учли причины возникновения несчастных случаев, проработали их и приняли соответствующие меры.
Несмотря на трудности в период экономического кризиса в России вы-деление финансовых средств на охрану труда не уменьшились, работодатели также уделяют особое внимание на приобретение средств индивидуальной защиты, обучению работников и специалистов, повышению квалификации по специфическим направлениям, замене устаревшего оборудования и механизмов, на проведение предварительного и периодического медицинских осмотров и т.д.
Исходя из вышеуказанных данных исследования, анализ показывает, что на территории Республики Тыва наибольшее количество несчастных случаев на производственных объектах инфраструктуры республики происходит в результате неудовлетворительной организации производства со стороны непосредственных руководителей данных работ, нарушений трудовой и производственной дисциплины, халатного отношения руководства предприятий и работников, в том числе нахождения пострадавшего в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, что ведет к увеличению случаев и риска травматизма на производстве.
В целях улучшения условий и охраны труда, предотвращения производственного травматизма в 2011-2015 годах в Республике Тыва проведен комплекс мероприятий:
- проверка состояния охраны труда надзорными органами, в частности инспекторами Государственной инспекции по труду в Республике Тыва и Прокуратурой Республики Тыва;
- обследования организаций муниципальных образований на предмет соблюдения требований охраны труда, руководителям организаций направлены рекомендательные письма по фактам нарушений;
- обучения руководителей и специалистов, а также персонала по охране труда, электро- и пожарной безопасности;
- проведены семинары-совещания с руководителями предприятий и специалистами по охране труда;
- Правительством Республики Тыва разработана Дорожная карта (план мероприятий) по снижению уровня производственного травматизма в Республике Тыва на 2016-2019 годы.
Учитывая особенности и на основании сделанного мною анализа, также рекомендую ведущим предприятиям республики провести ряд комплексных мероприятий по снижению уровня травматизма на производственных объектах:
- провести обучения по охране труда рабочего персонала согласно По-становлению Минтруда России от 13.01.2003 г. № 1/29 «Об утверждении По-рядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», ГОСТ 12.0.004 - 90;
- проведение обучения по охране труда руководителей и специалистов согласно Постановлению от 13.01.2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»;
- организация обучения специалистов, ответственных за безопасное про-ведение работ;
- пересмотреть и усовершенствовать инструкции по охране труда, а так¬же разработать инструкции, по вновь введенным рабочим местам и специальностям руководствуясь Постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 г. №80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»;
- обеспечение работников инструкциями по выполняемой работе и про-ведение инструктажа руководствуясь Постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 г. №80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда», ГОСТ 12.0.004 - 90;
- организовать работу по полному обеспечению работников средствами индивидуальной защиты согласно Постановлению Минтруда РФ от 18.12.1998 г. № 51 «Об утверждении Правил обеспечения работников СИЗ»;
- ежегодного осуществления проверок состояния охраны труда на рабочих местах во всех сферах деятельности народного хозяйства Республики Тыва;
- оперативного устранения нарушений, выявленных при проведении проверок, а также исполнения в срок предписаний Государственного инспектора по труду и Прокуратуры;
- проводить служебные расследования и разбирать причины произошедших несчастных случаев, и немедленно устранять причину повторения;
- усилить координацию деятельности и своевременный контроль за соблюдением производственной дисциплины и правил трудового распорядка всеми категориями работающих, недопущения к работе лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- усиления ответственности должностных лиц организации, работодателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;
- повышения уровня активности общественного контроля, через проф-союзные организации и общественного Совета при предприятиях;
- усовершенствования технологий производственного процесса, с заме-ной устаревшего оборудования, механизмов, транспортных средств;
- определения и упразднения возможных рисков травматизма на производстве и профессиональных заболеваний работников на основе качественного проведения аттестации рабочих мест;
- разрабатывать и принимать совместно с профсоюзной организацией локальные нормативные акты по охране труда, при заключении коллективных договоров предусматривать, в соответствии с ТК РФ, средства на улучшение условий труда;
- разработать План проведения дней охраны труда в организациях.
Подведя итоги работы, хотелось бы от себя довести информацию каждому работодателю и исполнителю по непрекословному соблюдению техники безопасности и следовать инструкциям. А так же не употреблять спиртные напитки в рабочее время, уважать и любить свою работу.
1. Генеральное соглашение между общероссийскими объединения¬ми профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы.
2. ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ. Системы управления безопасностью и гигиеной труда. Общие требования: [введ. 01.07.2009 г.]. - М.:Стандартинформ, 2007.
3. ГОСТ Р 12.01.2007-2009 ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию.
4. ГОСТ Р 12.0.010-2009 ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.
5. Декларация Российского научного общества анализа риска «О предельно-допустимых уровнях риска» / Проблемы анализа риска - М., 2006. - т. 3 - № 2.
6. Декларация Российского научного общества анализа риска «Об экономической оценке жизни среднестатистического человека» / Проблемы анализа риска - М., 2007. - т. 4 - № 2.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. - № 237.
8. Об утверждении положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний: Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000г. № 967.
9. Об утверждении положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Постановление Правительства РФ от 15 мая 2006 г. № 286: [утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 г. № 286 (с изм. от 27 октября 2008 г.)].
10. Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях: Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73: [зарег. в Минюсте РФ 05.12.2002 г. Рег. № 3999].
11. Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы про-граммы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18 августа 2001 г. №56: Постановление Минтруда РФ от 30 января 2002 г. № 5: [зарег. В Минюс-те РФ 14 февраля 2002 г. Рег. № 3246].
12. Об утверждении форм документов о результатах установления Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экс-пертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и рекомендациях по их заполнению: приказ Минздравсоцразвития РФ от 20 октября 2005 г. № 643.
13. Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда: приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413.
14. О форме документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве: приказ Минздравсоцразвития РФ от 15 апреля 2005 г. № 275.
15. О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации: приказ Минздрава РФ от 28 мая 2001 г. № 176.
16. Регионы России. Социально-экономические показатели // Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. [Элек-тронный ресурс] - URL: http: //www.gks .ru.
17. Труд и занятость в России // Федеральная служба государствен- 50
ной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru.
18. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой Кодекс Российской Федерации».
19. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 238-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».
Учебники и учебно-методические пособия
20. Айвазян С.А., Мхитарян В. С Прикладная статистика в задачах и упражнениях. - М.: ЮНИТИ, 2001.- 207с.
21. Андерсон Т. С. Статистический анализ временных рядов. - М.: Мир, 1976. - 756с.
22. Бородич С.А. Вводный курс эконометрики: Учебное пособие - Мн.: БГУ, 2000. - 354 с.
23. Вентцель В.Н. Теория вероятностей: Учеб. Для вузов / Е.С. Вентцель. - 8-е изд., стер.- М.: Высшая школа, 2002. - 575 с.: ил.
24. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая стати¬стика. - М.: Высшая школа, 1977. - 479 с.
25. Горлов А. Г. Охрана труда в муниципальных образованиях // Справочник специалиста по охране труда. - 2002. - № 4. - с. 12-15.
26. Каримов Р.Н. Обработка экспериментальной информации. - Сара¬тов: Изд-во СарГУ, 2001. - Ч.4. - 103 с.
27. Кобзарь А. П. Прикладная математическая статистика. - М.: Физматлит, 2006. - 816 с.
28. Коваленко И. Н., Филиппова А. А Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пос.- М.: Высшее образование, 1982.- 256с.
29. Колесниченко В. И. Обработка и представление результатов экспе-римента. - М.: Финансы и статистика, 2003. - c. 416
30. Лялькина Г. Б. Математическая обработка результатов эксперимента: учеб. Пособие / Г. Б. Лялькина, О. В. Бердышев - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. - 78 с.
31. Маркин Н.С. Основы теории обработки результатов измерений. - М.: Изд-во стандартов, 1991. - 173 с.
32. Орлов А. И. Эконометрика: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Издательство «Экзамен», 2002. - 576 с.
33. Охрана труда: Правовое регулирование. Практика. Основные документы / под ред. Ю. Л. Фадеева. - М.: Эксмо, 2008. - 224 с.
34. Сведения о травматизме на производстве, профессиональных заболеваниях и материальных затратах, связанных с ними за 2015 год, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва - Кызыл 2016 г. - 16 с.
35. Севастьянов Б. В. Информирование о риске повреждения здоровья - обязанность работодателя / Б. В. Севастьянов, Е. Б. Лисина // Библиотека инженера по охране труда. - 2007. - № 2. - с. 70-83.
36. Севастьянов Б. В. Система менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний - составная часть общей системы менеджмента организации // Промышленная и экологическая безо-пасность. - 2007. - № 9. - с. 13-17.
37. Севастьянов Б. В. Опасность травмирования и защита от него / Б.В.Севастьянов, Е. Б. Лисина, Н. В. Селюнина, Р. М. Хазеев // Промышленная и экологическая безопасность. - 2009. - № 11. - с. 34-38.
38. Севастьянов Б. В. Управление безопасностью труда : учеб. пособие для студ. высшее учеб. заведений. В 2 ч. / Б. В. Севастьянов, Е. Б. Лисина, И. Г. Тюрикова ; под общ. ред. проф. Б.В.Севастьянова. - Ч. I. Государственное управление охраной труда. - (Безопасность технологических процес¬сов и производств).- Ижевск: Изд-во ИжГТУ. - 2010. - 296 с.
39. Соловьев А. П. Система управления охраной труда в Российской Федерации // Справочник специалиста по охране труда. Октябрь, 2001. - 56 с.