Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Парковый топос в русской культуре…………………………………5
1.1 Особенности российского садово-паркового искусства……………..……..5
1.2 Особенности Царскосельского парка и понятие поэтического экфрасиса..7
Глава 2. Особенности «парковых» стихотворений И.Ф. Анненского………..15
2.1 «Парковая» лирика в творчестве И.Ф. Анненского……………………….15
2.2 Образы-символы в «парковой» лирике И.Ф. Анненского………………19
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…30
Для русской культуры характерен такой феномен, как садово-парковое наследие. Оно представлено как признанными шедеврами (например, Летний сад, парки Петергофа и Царского села), так и небольшими усадебными садами по всей России. Сады и парки не раз становились источниками вдохновения для писателей и особенно поэтов. В своих работах, посвященных истории и «поэзии» садов, академик Д.С. Лихачев рассматривает сад как идеальную модель вселенной, которая могла быть прочитана «как Библия», книга, библиотека. Поэтическое слово в садах и парках, подобно цветению растений и пению птиц, призвано было напоминать о рае как прообразе всех садов, а по возможности и имитировать Эдем. Например, Царскому Селу и его паркам посвящена не одна антология русской поэзии, написаны труды, раскрывающие литературный образ «садов Лицея» (А. С. Пушкин): первым сборником царскосельских текстов стала известная антология «Царское Село в поэзии», составленная и опубликованная Э. Ф. Голлербахом в 1922 г. (затем была переиздана в 1993 и 2009 г. без изменений); в 2016 г. вышла антология лирики, посвященной Царскому Селу, - «Царскосельская антология»; статья О.И. Усачевой посвящена рассмотрению представления Царскосельских садов в поэзии Всеволода Александровича Рождественского . Одним из ценителей царскосельских парков был И. Ф. Анненский, который внес в традицию поэтического воспевания садов и парков новые нотки, заставил по-новому взглянуть на них и переосмыслить суть «пленительных дубрав», некогда воспетых А. С. Пушкиным. В связи с этим представляется актуальным обратиться к анализу «парковой» лирики поэта и определить ведущие мотивы его «парковых» стихотворений.
Цель работы: выявление особенностей «парковой» лирики И. Ф. Анненского.
Исходя из цели исследования, были сформулировали следующие задачи:
1 Опираясь на источники, рассмотреть особенности садово-паркового топоса в культуре.
2 Раскрыть содержание понятия экфрасис и его функции в литературе.
3.Охарактеризовать сады и парки как часть лирического топоса Анненского.
4 Проанализировать образцы «парковой» лирики И. Ф. Анненского с точки зрения их поэтики и смысла.
Объект работы: «парковая» лирика И. Ф. Анненского.
Предмет работы: образность и ее семантика в «парковой» лирике И. Ф. Анненского.
Гипотеза: «парковая» лирика Анненского строится на переплетении пейзажных и экфрастических образов, выполняющих символико-психологическую функцию.
Методологическая база: историко-литературный подход к произведению, труды по эстетике и поэтике русского символизма, культурологические исследования в области садово-паркого искусства; работы, посвященные экфрасису в литературе Серебряного века.
Целью данного исследования выступало выявление особенностей «парковой» лирики И.Ф. Анненского. В результате проведенного анализа теоретических работ по теме исследования, а также практического анализа образцов «парковой» лирики И.Ф. Анненского были сформулированы следующие выводы:
Для российского садово-паркового искусства характерно наличие символических значений и многоплановость реализации уникальности русской культуры, что нашло свое отражение в символическом значении, которое отводилось месту разбивки сада или парка, а также их оформлению и наполнению. Для российских садов и парков характерна тесная интеграция скульптур античных героев и мифических существ и памятников реальным историческим личностям. Благодаря такой интеграции достигается формирования символического поля сада и парка как «рая на земле». В них находит отражение роль, место и значение российской боевой и культурной славы не только в истории России, но и в истории мирового прогресса.
Царскому Селу и его садам и паркам принадлежит особая роль в российском садово-парковом искусства, поскольку отражают историю развития и становления государства, в полной мере реализуют идейный замысел всего ансамбля.
Экфрасис – это описание произведения изобразительного, музыкального искусства или архитектуры в литературном или поэтическом тексте и призван описывать не столько само произведение искусства, сколько его содержание (видение, авторскую интерпретацию, оказываемое воздействие, рефлексию от увиденного или услышанного). Экфрасис рассматривается в современном литературоведении прием, жанр или дискурс. Как дискурс, экфрасис реализует динамическое взаимодействие между автором, произведением искусства и читателем, благодаря чему адресат получает возможность визуализировать и трактовать выраженный вербально автором артефакт искусства.
В поэзии представлен поэтический экфрасис, имеющий ряд особенностей, обусловленных жанровыми свойствами поэзии. Поэтический экфрасис объединяет субъективизм «свершившегося восприятия» реально существующего объекта искусства со стороны автора и одновременно определяет символическую заданность для возможных последующих восприятий и интерпретаций со стороны читателя.
«Парковая» лирика И.Ф. Анненского представлена следующими произведениями: три стихотворения из «Трилистника в парке» («Я на дне», «Бронзовый поэт», «Pace. Статуя Мира»), стихотворения «Л.И. Микулич» и «Ореанда», «Черный призрак», «Сентябрь», «Электрический свет в аллее». Этих произведения характеризуются взаимодействием индивидуального стиля поэта (трагичность, «глубокий пессимизм») с особенностями реализации садово-паркового экфрасиса.
Согласно анализу образцов «парковой» лирики И.Ф. Анненского, что их основными мотивами выступают неизбежность конца, трагичность и недолговечность бытия, быстротечность времени. С целью их актуализации поэт использует потенциал экфрастических описаний скульптур Царскосельских парков и садов, а также актуализирует символику их цвета (белый цвет выступает символом смерти). И.Ф. Анненский использует в своих стихах прием олицетворения, чтобы достичь динамичности повествования и усилить эстетическое воздействие на читателя, который начинает воспринимать окружающую действительность глазами статуй.
1. Анненский И.Ф. Избранное. – М.: «Правда», 1987. – 592 с.
2. Большой толковый словарь русского языка: А-Я / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. канд. филол. наук С.А. Кузнецов (БТС). – СПБ.: Норинт, 1998. – 1534 с.
3. Бочкарева Н.С., Гасумова И.И. Экфрастический дискурс в романе Трейси Шевалье «Дева в голубом» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2011. – Вып.1(13). С.96–106.
4. Газафурова А.З. История возникнования экфрасиса // Вопросы науки и образования. – 2022. – №4 (160). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-ekfrasisa (дата обращения: 29.11.2023).
5. Гинзбург Л. О лирике. – М.; Л.: Сов. писатель, 1964. – 355 с.
6. Карпухина Т. П. Функционирование экфрасиса в романе О.Хаксли «Point Counter Point» («Контрапункт») // Вестник Кемеровского государственного универитета. – 2018. – № 1. – С. 184–192.
7. Лихачев Д. С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. – М.: Согласие; Новости, 1998. – 470 с.
8. Морозова Н.Г. Экфрасис в прозе русского романтизма: автореферат дис. … канд. филол. наук. – Новосибирск, 2006. – 21 с.
9. Риторический словарь / Под ред. Г.Г. Хазагерова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 432 с.
10. Рубинс М. «Пластическая радость красоты»: экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. – Санкт-Петербург: Академический проект, 2003. – 358 с.
11. Русские сады и парки / сост. А.П. Вергунов, В.А. Горохов. – М.: Издательство «Наука», 1987. – 418 с.
12. Современная литература и изобразительное искусство: учебное пособие / Н.С. Бочкарева, К.В. Загороднева. Перм. гос. ин-т. культуры. – Пермь, 2016. – 100 с.
13. Таранникова Е.Г. Экфрасис в англоязычной поэзии: автореферат дисс. … канд. филол. наук. – СПб., 2007. – 19 с.
14. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: избранные труды. – Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2003. – 616 с.
15. Тулякова И.И. Живописная реминисценция в романе Айрис Мердок «Единорог» // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. статей по материалам III Всеросс. науч. конф. молодых ученых / Под общ. ред. Ж. А. Храмушиной и др. – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – Ч. 2. Современные проблемы изучения истории и теории литературы. – С. 226-233.
16. Усачева О.И. Метаморфозы Царскосельских садов в поэзии В.А. Рождественского // Сады и парки. Энциклопедия стиля: материалы XXV Царскосельской научной конференции: в 2 ч. Часть 2. СПб.: Серебряный век, 2019. – С. 292-305.
17. Хадынская А.А. Экфрастическая природа образа Царского Села в поэме Н. Оцупа «Встреча» // МНИЖ. – 2016. – №4-4 (46). – С. 87–91.
18. Хорошавина Т.В. Парковый контекст в «скульптурных» экфрасисах И. Анненского // Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). – Тамбов: Грамота, 2014. – № 12. – Ч. 2. – С. 184–186.
19. Хуан Кэюнь Особенности садово-паркового искусства России в Петровскую эпоху // Культурная жизнь Юга России. – 2023. – №1 (88). – С. 113–118.
20. Экфрастические жанры в классической и современной литературе: монография / Под общ. ред. Н.С. Бочкаревой. – Пермь, 2014. – 204 с.
21. Яровикова Ю.В. К вопросу о категориальном определении экфрасиса // Филология: научные исследования. – 2019. – № 1. – С. 144–151.