ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Психофизиологическое содержание процесса письма 7
1.2. Причины и симптоматика нарушения письма 13
1.3. Особенности письма младших школьников с дизартрией 20
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. Организация и содержание исследования 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 39
ГЛАВА III. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
3.1. Организация и содержание коррекционного обучения 45
3.2. Результаты обучающего эксперимента 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Трудности овладения письмом, иначе говоря, различные виды дисграфий это явление нередкое в начальной школе, а также имеют большое значение в науке и практике. Они обнаруживаются на первом году обучения и в большинстве числе случаев сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов - коррекционная работа должна быть построена с учетом качественного своеобразия высших психических функций данного ребенка, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма.
При анализе дисграфий педагоги выделяют их различные варианты, в основе которых лежат такие механизмы, как трудности фонематического анализа, смешение близких по артикуляции звуков, трудности овладения зрительным образом буквы и смешение букв, близких по написанию и др. В письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка, трудности языкового анализа, речевого внимания.
Письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы. А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.И. Садовникова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и другие указывают на то, что, его расстройство носит системный характер, то есть письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс.
Изучение нарушения письма и чтения у детей начинается с конца прошлого столетия и совпадают по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного широким массам детей. При этом стало очевидным, что, кроме детей, не способных учится из-за умственной отсталости, есть и другие, которые не могут овладеть грамотой, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие.
Как известно, дети с нормальной речью усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов.
В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Дисграфия и дислексия возникают, как правило, у детей с третьим уровнем речевого развития, так как при тяжелых формах общего речевого недоразвития (первый и второй уровни) они вообще оказываются не в состоянии овладеть письмом и чтением...
У учащихся младших классов с дизартрией наблюдаются нарушения устной речи, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. В связи с этим практически во всех случаях наблюдается сопутствующее нарушение письма, которое проявляется в большом количестве специфических ошибок.
В результате исследования письма детей-дизартриков оправдалось наше предположение о том, что при изучении письма у детей выявится ряд специфических особенностей, которые характерные для этой группы учащихся.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено преобладающее количество ошибок на замены и смешения групп фонем (свистящие и шипящие, соноры, звонкие и глухие, мягкие и твердые), ошибки в правильном оформлении границ предложения, также выявились ошибки на слитное и раздельное написание предлогов и приставок, аграмматизмы в письме.
При сравнении с результатами детей без дизартрии, имеющих нарушение письма, было отмечено большое количество ошибок, связанных с недостаточностью дифференциации звуков на слух и в артикуляционном плане, что говорит о нарушении процессов слуховой дифференциации и недостаточной сформированности фонематических функций.
Таким образом, нарушения письма у детей с дизартрией являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста, имеющими дизартрию, должна носить дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка.
Выявленные в ходе эксперимента особенности письма у учащихся с дизартрией свидетельствуют о том, что их обучение должно иметь выраженную коррекционную направленность. Требуется использование специальных методов и приемов, с помощью которых можно, максимально активизируя познавательную деятельность детей, формировать у них необходимые навыки, корригировать и развивать их письменную и устную речь, процесс чтения.
Коррекционная работа, которая проводилась в ходе обучающего эксперимента, была направлена на преодоление специфических ошибок, связанных с нарушением дифференциации фонем на слух и, соответственно, букв, соответствующих данным фонемам, в письме учащихся, с недоразвитием языкового, слогового, фонематического анализа и синтеза.
Работа проводилась поэтапно...
1. Ахутина, Т.В. Об одном варианте дисграфии: нейропсихологический анализ и методы коррекции / Т.В .Ахутина, Э.В. Золотарева // Школа здоровья. - 1997. - № 3.
2. Безруких, М.М. Организация помощи детям с трудностями освоения навыка письма / М.М. Безруких // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - 2004. - № 2.
3. Буковцова, Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа, синтеза и представлений у учащихся с ЗПР / Н.И. Буковцова // Практическая психология и логопедия. - 2004. - № 2.
4. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер - М., 1973.
5. Винарская, Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии / Е.Н. Винарская // Хрестоматия по логопедии - Т.1 - М., 1997.
6. Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с
нарушениями речи / Г.А. Волкова - С-Пб., 1993.
7. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова - М., «Владос», 2004.
8. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова - М., Просвещение, 1972.
9. Ипполитова, М.В. Характеристика звукопроизносительной стороны речи у учащихся с церебральным параличом / М.В. Ипполитова // Хрестоматия по логопедии - Т.1 - М., 1997.
10. Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова - СПб, 2005.
11. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология, - 1996. - №5.
12. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология - 2000. - №1.
13. Левченко, И.Ю. Особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л.С. Волковой - Кн. I: Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. - ч. 2. Ринололия. Дизартрия - М., 2003.
14. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР / Р.И. Лалаева - М., «Владос», 2003.
15. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева - М., 2001...42