Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы развития и формирования исследовательских умений при обучении биологии 6
1.1. Исследовательские умения: определение, классификация, характеристика 6
1.2. Условия реализации исследовательской деятельности в условиях общего
образования 11
1.3. Методические условия формирования исследовательских умений при
обучении биологии 14
Глава II. Методика формирования и развития исследовательских умений при обучении биологии 17
2.1. Анализ практики формирования исследовательских умений у обучающихся основной школы 17
2.2. Формирование и развитие исследовательских умений у обучающихся
основной школы при обучении биологии 25
2.3. Анализ результатов экспериментального обучения 34
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложение
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ОО) (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.10 № 1897), в требованиях к
структуре образовательной программы указывается на то, что нужно формировать у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы [15].
Методологической основой ФГОС ОО нового поколения является системно-деятельностный подход. В современном мире целями образования становятся универсальные учебные действия (УУД). Требования направлены не на отдельные элементы инноваций, а нацелены в целом на систему образования. Система обучения должна быть построена с использованием инновационных технологий и их эффектов .
Проектно-исследовательская деятельность является одним из способов развития исследовательских умений. Она формирует самостоятельность мышления, заставляет мыслить творчески (то есть УУД), приобретает опыт умственной деятельности с определенными алгоритмами действий и логическими операциями (УУД)
На сегодняшний день в образовательных организациях существует множество форм исследовательской деятельности обучающихся. Создаются научные объединения, малые академии наук, проводятся научнопрактические конференции, олимпиады, турниры, организуются выставки, научно-методические сборы, специализированные летние лагеря и школы.
Актуальность темы играет важную роль на уроках биологии, поскольку недостаточное внимание уделяется практическим занятиям,
способствующим формированию представлений о познании окружающего мира. У педагогов отсутствует система заданий, направленных на диагностику и развитие отдельных исследовательских умений и методику их формирования на уроках биологии и во внеурочной деятельности. Таким образом, обозначенная проблема позволила сформулировать тему выпускной квалификационной работы «Формирование исследовательских умений у обучающихся естественнонаучных классов».
Объект исследования: образовательный процесс, включающий
формирование исследовательских умений.
Предмет исследования: условия формирования исследовательских умений у обучающихся в естественнонаучных классах.
Цель: разработка методических рекомендаций по формированию исследовательских умений у обучающихся в естественнонаучных классах.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования исследовательских умений у обучающихся.
2. Проанализировать опыт формирования исследовательских умений при обучении биологии.
3. Разработать методические рекомендации по формированию исследовательских умений у обучающихся естественнонаучных классов.
Методы:
Теоретические методы: анализ и синтез научной, методической литературы; обобщение изученной информации.
Эмпирические методы: методы сбора и накопления данных (наблюдение, анкетирование, беседа); методы обработки данных (статистические, графические).
Основные этапы исследования:
1. На первом этапе проработана теоретическая часть исследования - анализ, как методической литературы, так и состояния данной проблемы в современных реалиях образовательной практики.
2. На втором этапе проведена работа над практической частью исследования - разработка методических рекомендаций по формированию исследовательских умений у обучающихся естественнонаучных классов.
3. На третьем этапе сделана текстовая работа над ВКР, а также подготовлены документы для предстоящей защиты дипломной работы/
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя школа «комплекс Покровский» г. Красноярска.
...
1. Анализ психолого-педагогической литературы показывает отсутствие единого подхода в определении структуры исследовательских умений, однако большинство ученых и педагогов считают, что исследовательская деятельность должна соответствовать основным этапам исследования. Любое структурирование данных умений носит условного характера и может быть изменено в зависимости от поставленной цели и предмета изучения.
2. Подход к формированию исследовательских умений определяется образовательными возможностями коллектива и образовательной среды школы. В большинстве образовательных учреждений этот процесс носит стихийный характер и реализуется лишь для части обучающихся включенных в подготовку научно-исследовательских работ. Однако в специализированных классах обучение носит более целенаправленных характер и позволяет обеспечить 100% включенность обучающихся в подготовку и реализацию исследовательских проектов, а значит и развитие исследовательских умений.
3. Формирование исследовательских умений у обучающихся естественнонаучных классов может быть реализовано как в учебном процессе, так и при реализации внеурочных видов деятельности. Методическими условием формирования исследовательских умений являются: наличие регулярных процедур диагностики и отслеживания уровня сформированности этих умений, система заданий обеспечивающих формирование конкретных умений (умение задать вопрос, умение подготовить выступление), включенность обучающегося в реализацию исследовательской деятельности, в том числе и презентацию ее результатов.
1. Борытко Н.М., Моложавенко A.B., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М.: Академия, 2013. 320с.
2. Брославская Т. Л. Организация учебной, научноисследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ООО ФГОС // Молодой ученый. 2015. № 2.1. С. 5-6.
3. Буковская Г. В. Научно-практическая конференция - важный этап в организации исследовательской деятельности студентов // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. №4 (113). С. 151 - 158
4. Васильева А. С. Основные задачи современного школьного образования в контексте формирования и развития культуры информационного общества // Молодой ученый. 2016. № 5 (109). С. 667-670
5. Виноградова И. А. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2014. №3. С. 95-104.
6. Вихорева О. А. Методическое сопровождение процесса
формирования и развития исследовательской деятельности
старшеклассников в условиях дополнительного образования детей // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2009. №2. С. 104 - 108
7. Джеканович Н. Х. Развитие исследовательских умений учащихся младшего школьного возраста на этнохудожественном материале // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. №4. С. 28 - 37
8. Журкина, М. И. Различные подходы к определению понятия «учебно-исследовательская деятельность учащихся» // Молодой ученый. 2019. № 19 (257). С. 348-351
9. Лебедева О.В., Гребенев И.В. ФГОС школьного образования: проектирование и организация исследовательской деятельности в учебном процессе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. №5 (2). С. 106 - 112
10. Макарова О.А. Модель и диагностика конкурентоспособных качеств выпускника средней школы с профильным обучением // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т.16. №40. С.427 - 432
11. Макотрова Г.В. Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся гимназии: автореф. дис. канд. пед. наук. Белгород, 2001. 23с.
12. Миронов А. В. Исследовательская деятельность основа развития творческой личности // Вестник Костромского государственного университета. 2009. №1. С. 383 - 386
13. Мухамадиярова Г.Ф., Усманова С.Г. Педагогические условия формирования исследовательских умений старшеклассников // Вестник Башкирского университета 2015. Т.20. №1. С. 279 - 283
14. Осинина Т. Н. Развитие способностей обучающихся на уроке в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования // Вестник Костромского государственного университета. 2015. Т. 21. № 3. С. 21 - 25
15. Приказ от 17 декабря 2010 г. N 1897 об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). URL:
https://www.rea.ru/ru/org/colleges/economicheskiy licey/Documenfs/Docs/%D0% A4%D0%93%D0%9E%D0%A1%20%D0%9E%D0%9E%D0%9E%20%D0%B2 %20%D1%80%D0%B5%D0%B4%20%D0%BE%D1%82%2029.12.14%20%E2 %84%96%201644.pdf
... всего 26 источников