Внешнеторговые аспекты в деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1 Сущность и основные черты свободных экономических зон и
территорий опережающего социально-экономического развития 9
1.2 Особенности осуществления внешнеторговых операций в особых
экономических зонах и на территориях опережающего социально-экономического развития 18
1.3 Правовое регулирование внешнеторговых операций в деятельности
свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития 23
2 АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Общая характеристика свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития Пензенской области 32
2.2 Исследование внешнеторговых аспектов в деятельности свободных
экономических зон и территорий опережающего социально¬экономического развития, функционирующих в Пензенской области (на примере ООО «Атоммаш») 40
2.3 Проблемы внешнеторговых аспектов в деятельности свободных
экономических зон и территорий опережающего социально¬экономического развития (на примере ООО «Атоммаш») 55
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВЫХ АСПЕКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 58
3.1 Перспективы развития внешнеторговых аспектов в деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально-
экономического развития (на примере ООО «Атоммаш») 58
3.2 Разработка рекомендаций по оптимизации внешнеторговых аспектов в деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития (на примере ООО «Атомма») 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1 Сущность и основные черты свободных экономических зон и
территорий опережающего социально-экономического развития 9
1.2 Особенности осуществления внешнеторговых операций в особых
экономических зонах и на территориях опережающего социально-экономического развития 18
1.3 Правовое регулирование внешнеторговых операций в деятельности
свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития 23
2 АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Общая характеристика свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития Пензенской области 32
2.2 Исследование внешнеторговых аспектов в деятельности свободных
экономических зон и территорий опережающего социально¬экономического развития, функционирующих в Пензенской области (на примере ООО «Атоммаш») 40
2.3 Проблемы внешнеторговых аспектов в деятельности свободных
экономических зон и территорий опережающего социально¬экономического развития (на примере ООО «Атоммаш») 55
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВЫХ АСПЕКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 58
3.1 Перспективы развития внешнеторговых аспектов в деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально-
экономического развития (на примере ООО «Атоммаш») 58
3.2 Разработка рекомендаций по оптимизации внешнеторговых аспектов в деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития (на примере ООО «Атомма») 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Экономика Российской Федерации уже несколько десятков лет развивается крайне нестабильно: за резкими подъемами следует череда кризисных лет, по окончанию которых вновь наступает процветание. В таких условиях существует необходимость создания на уровне государства таких территорий, в рамках которых их резидентам представлялись бы льготные условия осуществления различного рода деятельности, в том числе и внешнеэкономической. За последние годы Правительством Российской Федерации разработано множество федеральных целевых программ, целью которых является развитие субъектов Российской Федерации по различным направлениям предпринимательской деятельности, в том числе в рамках совершения внешнеторговых операций. Особое место в данном направлении занимает создание свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития. Цель создания и функционирования таких территорий состоит в повышении уровня социально-экономического развития региона, а также активизации внешнеторговой деятельности посредством применения различного рода льгот и преференций. При этом особое внимание уделяется осуществлению внешнеэкономической деятельности.
Актуальность темы данного исследования заключается в выявлении особенностей организации внешнеэкономической деятельности в условиях свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития на примере предприятия Пензенской области.
Цель исследования заключается в анализе Анализ осуществления внешнеторговых операций в деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития на примере Пензенской области.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и основные черты свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития;
- дать общую характеристика свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития Пензенской области;
- разработать рекомендаций по оптимизации внешнеторговых аспектов в деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Объектом исследования выступают свободные экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития Пензенской области (на примере ТОР «Заречный»).
В качестве предмета исследования можно выделить теоретические особенности организации внешнеэкономической деятельности в условиях свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Проблемам организации внешнеэкономической деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально¬экономического развития посвящены труды следующих авторов: Рубцов Г.Г., Никонова М.А., Ефстафьева А.Х., Виленский А. и многих других.
В процессе исследования использовались диалектический, абстрактно-логический и другие общенаучные методы познания, а также методы системного, динамического, сравнительного и структурного анализа.
Информационной базой исследования послужили монографии, периодические издания, нормативно-правовые акты, монографии и учебные пособия, периодические издания, а также данные официального сайта Федеральной таможенной службы.
Актуальность темы данного исследования заключается в выявлении особенностей организации внешнеэкономической деятельности в условиях свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития на примере предприятия Пензенской области.
Цель исследования заключается в анализе Анализ осуществления внешнеторговых операций в деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития на примере Пензенской области.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и основные черты свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития;
- дать общую характеристика свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития Пензенской области;
- разработать рекомендаций по оптимизации внешнеторговых аспектов в деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Объектом исследования выступают свободные экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития Пензенской области (на примере ТОР «Заречный»).
В качестве предмета исследования можно выделить теоретические особенности организации внешнеэкономической деятельности в условиях свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Проблемам организации внешнеэкономической деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально¬экономического развития посвящены труды следующих авторов: Рубцов Г.Г., Никонова М.А., Ефстафьева А.Х., Виленский А. и многих других.
В процессе исследования использовались диалектический, абстрактно-логический и другие общенаучные методы познания, а также методы системного, динамического, сравнительного и структурного анализа.
Информационной базой исследования послужили монографии, периодические издания, нормативно-правовые акты, монографии и учебные пособия, периодические издания, а также данные официального сайта Федеральной таможенной службы.
В условиях развития внешнеторговой деятельности региона функционирование свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития приобретает особую актуальность. Функционирование СЭЗ и ТОСЭР позволяет предприятиям, которые являются резидентами, воспользоваться целым комплексом льгот и преференций, в том числе таможенных. Однако существуют проблемные аспекты в данном направлении, которые связаны с обязательным функционированием в рамках ТОСЭР зоны таможенного контроля, которая в соответствии с законодательством ЕАЭС и РФ оснащена всем необходимым для проведения данного вида контроля. Если говорить о внешнеторговых аспектах в деятельности СЭЗ и ТОСЭР, необходимо отметить, что в настоящее время они достаточно тесно взаимодействуют с таможенными органами на основании системы межведомственного взаимодействия.
Правовое регулирование внешнеторговых операций в деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития основано на Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ, Федеральном законе «О территориях опережающего социально-экономического развития» № 473-ФЗ, таможенном законодательстве ЕАЭС и РФ, а также иных подзаконных актах РФ и субъектов РФ. В рамках правового регулирования внешнеторговых операций в деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития необходимо наладить контроль за договорами с резидентами, отчетностью, а также в вопросах использования иностранных инвестиций.
Развитие экономики предприятия не ограничивается только насыщением отечественного рынка. Анализ основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия выявил проблемы как организационного, так и экономического характера. Основные из них:
- Дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности. Отделу внешнеэкономических отношений иногда приходится выполнять функции других отделов, что ведет к снижению эффективности работы ООО «Атоммаш»;
- Слабая эффективность рекламной деятельности на территории других государств снижает темпы роста экспорта продукции предприятия. Для устранения вышеперечисленных недостатков представляется необходимой реализация следующих мероприятий:
- Реорганизация структуры управления внешнеэкономической деятельностью с четким разграничением по отделам выполняемых ими функций в зависимости от целей и поставленных задач. В частности исключить возможность влияния других подразделений на отдел внешнеэкономических отношений предприятия. Необходимо освободить сотрудников отела внешнеэкономических отношений от несвойственных им обязанностей.
- Грамотная маркетинговая политика, с использованием электронной коммерции. Может быть, рекомендовано создать на официальном сайте предприятия раздел, подобный интернет-магазину, в рамках которого будет возможно создание предварительной заявки на поставку продукцию предприятия. После формирования такой заявки в зависимости от данных, указанных в ней, она будет поступать в коммерческий отдел, в случае если заявку оставило российское юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), либо в отдел внешней торговли, если заявку сформировал иностранный покупатель. Кроме этого необходимо перевести сайт предприятия на английский, немецкий, испанский языки, для обеспечения возможности поисковой выдачи в иностранных сегментах сети Интернет.
В настоящие время объективной необходимостью в условиях глобализации и жесткой конкуренции в сфере международной торговли является важным непрерывное усовершенствование системы организации управления, оптимизации издержек обращения, в том числе и внешнеэкономической деятельностью. Выход на внешний рынок требует от предприятия значительных дополнительных усилий. При этом риск в работе увеличивается, и представление о производственных и коммерческих издержках также существенно изменяется.
Правовое регулирование внешнеторговых операций в деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития основано на Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ, Федеральном законе «О территориях опережающего социально-экономического развития» № 473-ФЗ, таможенном законодательстве ЕАЭС и РФ, а также иных подзаконных актах РФ и субъектов РФ. В рамках правового регулирования внешнеторговых операций в деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития необходимо наладить контроль за договорами с резидентами, отчетностью, а также в вопросах использования иностранных инвестиций.
Развитие экономики предприятия не ограничивается только насыщением отечественного рынка. Анализ основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия выявил проблемы как организационного, так и экономического характера. Основные из них:
- Дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности. Отделу внешнеэкономических отношений иногда приходится выполнять функции других отделов, что ведет к снижению эффективности работы ООО «Атоммаш»;
- Слабая эффективность рекламной деятельности на территории других государств снижает темпы роста экспорта продукции предприятия. Для устранения вышеперечисленных недостатков представляется необходимой реализация следующих мероприятий:
- Реорганизация структуры управления внешнеэкономической деятельностью с четким разграничением по отделам выполняемых ими функций в зависимости от целей и поставленных задач. В частности исключить возможность влияния других подразделений на отдел внешнеэкономических отношений предприятия. Необходимо освободить сотрудников отела внешнеэкономических отношений от несвойственных им обязанностей.
- Грамотная маркетинговая политика, с использованием электронной коммерции. Может быть, рекомендовано создать на официальном сайте предприятия раздел, подобный интернет-магазину, в рамках которого будет возможно создание предварительной заявки на поставку продукцию предприятия. После формирования такой заявки в зависимости от данных, указанных в ней, она будет поступать в коммерческий отдел, в случае если заявку оставило российское юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), либо в отдел внешней торговли, если заявку сформировал иностранный покупатель. Кроме этого необходимо перевести сайт предприятия на английский, немецкий, испанский языки, для обеспечения возможности поисковой выдачи в иностранных сегментах сети Интернет.
В настоящие время объективной необходимостью в условиях глобализации и жесткой конкуренции в сфере международной торговли является важным непрерывное усовершенствование системы организации управления, оптимизации издержек обращения, в том числе и внешнеэкономической деятельностью. Выход на внешний рынок требует от предприятия значительных дополнительных усилий. При этом риск в работе увеличивается, и представление о производственных и коммерческих издержках также существенно изменяется.
Подобные работы
- Особенности формирования территорий опережающего развития в регионе
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КИТАЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности развития и механизмы государственного управления особыми экономическими зонами в Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИТИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности развития особых экономических зон в регионах России (на примере Республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особые экономические зоны: российский и зарубежный опыт их формирования и функционирования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАРАЩИВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАН ОБЩЕГО РЫНКА ВОСТОЧНОЙ И ЮЖНОЙ АФРИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЮЖНЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ КИТАЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018



