Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты обучения грамматике английского языка в СОШ 6
1.1. Грамматика как лингвистическое явление. Грамматические знания и
навыки 6
1.2. Методы формирования грамматических знаний и навыков учащихся СОШ 12
1.3. Методические приемы обучения грамматике английского языка в 5 классе 22
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Практические аспекты обучения грамматике английского языка в 5 классе 31
2.1. Способы организации обучения грамматике учащихся 5 класса СОШ на
уроках английского языка 31
2.2. Педагогические условия формирования грамматических знаний и
навыков учащихся 5 класса и их реализация на уроках английского языка 38
2.3 План-конспект урока по формированию грамматических знаний и навыков у учащихся 5 класса СОШ 42
Выводы по 2 главе 48
Заключение 49
Список источников и литературы 51
Приложение Конус обучения Эдгара Дейла 56
Приложение Пример задания для работы в парах 57
Сейчас, когда мы свободно путешествуем по разным странам и общаемся с людьми разных национальностей и культур, знание иностранного языка особенно необходимо. В такой ситуации на первое место выходит коммуникативная функция языка.
В ответ на запрос общества изменилось и преподавание иностранного языка. Иностранный язык сейчас преподаётся не как самоцель, а как инструмент для достижения других целей.
По многим причинам Великобритания США и другие страны, в которых английский язык является государственным (или одним из государственных) играют важную роль в мировой экономике, политике культуре. Поэтому владение английским языком становиться одним из значимых условий успешной социализации личности.
Сейчас обучение английскому языку как никогда становится осознанным и целенаправленным. Это возможно при условии прочного овладения учащимися грамматикой английского языка. Грамматически корректное оформление речевого высказывания является одним из необходимых условий практического овладения английским языком.
В нашей работе мы рассмотрим некоторые аспекты обучения грамматике английского языка учащихся пятых классов.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку в пятых классах СОШ.
Предмет исследования - формирование грамматических знаний и навыков учащихся пятых классов на уроках английского языка.
Цель исследования - выявить и описать методические приемы обучения грамматической стороне речи учащихся пятого класса на уроках английского языка в общеобразовательной школе.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- охарактеризовать грамматику как лингвистическое явление;
- описать и проанализировать методы и методические приемы обучения грамматике английского языка учащихся пятых классов;
- разработать и применить на практике методические материалы по обучению грамматике английского языка в пятом классе СОШ.
Методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение практического педагогического опыта; педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, беседа.
Теоретическую основу ВКР составили работы психологов, педагогов, лингвистов и специалистов в области методики преподавания иностранных языков: А. Д. Климентенко, Н. И. Гез, Е. И. Пассов, Е. А. Маслыко, Е. Н. Соловова, И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, И. А. Зимняя, К. А. Гузеева, А. А. Леонтьев, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, Г. В. Рогова, С. В. Шатилов, Л. В. Щерба и другие.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и разработанные методические материалы могут быть использованы в процессе преподавания английского языка в пятых классах СОШ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.
Практическое владение иностранным языком стало потребностью каждого образованного человека в связи с объективными условиями развития современной цивилизации. Знание нескольких или хотя бы одного иностранного языка повышает общий уровень культуры человека, расширяет его кругозор, позволяет успешно участвовать в иноязычной межкультурной коммуникации.
Успешное изучение иностранного языка невозможно без овладения его грамматической основой.
Практическое владение основными грамматическими структурами позволяет не только правильно построить высказывание и быть адекватно понятым; изучение грамматики как одной из подсистем языка способствует развитию логического мышления, повышает способность к языковой догадке, позволяет подходить к процессу изучения иностранного языка осознанно.
Достижение реальных результатов в обучении грамматике - сложный многоступенчатый процесс, требующий научно обоснованного планирования и последовательной реализации разработанных планов.
Как было выяснено в процессе нашего исследования, формирование грамматических знаний и навыков учащихся направлено на достижение двух важных целей:
- сформировать базу для иноязычной коммуникации;
- усовершенствовать интеллектуальную деятельность учащихся;
На практике данные цели очень тесно переплетаются, потому что хорошо развитой мозг школьника легче выбирает необходимый грамматический материал из имеющегося у него пассивного запаса знаний для использования его в речи, а постоянное использование новых грамматических конструкций, в свою очередь, совершенствует мыслительные операции.
В рамках нашего исследования, опираясь на достижения современной методики обучения иностранным языкам, мы попытались описать некоторые общие условия и конкретные методические приемы, способствующие успешному формированию грамматической компетенции учащихся пятых классов СОШ
В процессе исследования мы пришли к выводу, что существует множество способов и приемов повышения эффективности восприятия и освоения грамматического материала.
Основой для успешного формирования грамматических навыков у школьников пятого класса, остается классическая методика, дополненная современными активными и интерактивными методами обучения.
Успешно сформированные и структурированные речевые грамматические навыки являются базой для дальнейшего саморазвития и самообучения школьников.
Развитие творчества и самомотивации - неотъемлемые спутники урока иностранного языка. Успех в социуме, возможность общаться и путешествовать заграницу - очень сильные мотивации. Сейчас очень много детей и взрослых осознанно учат английский язык, понимая его важность как международного языка.
Нами были проанализированы и описаны некоторые способы освоения грамматического материала, предусмотренного программой для учебной дисциплины «Иностранный язык» для пятого класса СОШ
Были подобраны и частично разработаны самостоятельно специальные упражнения, предусматривающие работу учащихся в парах и группах. Для выполнения некоторых упражнений требуется предварительная подготовка.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что исследовательские задачи, поставленные в нашей работе, решены, а цель исследования достигнута.
1. Алексеева И.В. Работа над грамматической структурой на уроках иностранного языка / ИЯШ. - 2015. - № 6. - С. 31- 36
2. Белогрудова В.П. Грамматика. Это интересно! / Иностранные языки в школе. - 2008. - № 1. - 127 с.
3. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб.пособие / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. - 3-е изд., дополн. и перераб. - Мн., ТетраСистемс, 2009. - 287 с.
4. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам. - М., Высшая школа, - 1991. - 319 с.
5. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы организации
обучения иностранным языка //ИЯШ - 2001. - №2 - С. 60-63.
6. Витлин Ж. Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // ИЯШ. - 2010. - № 5. С 28 - 32
7. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин; под ред. В.А. Артемова // Исследования мышления в советской психологии. - М., Наука, 1966. - 252 с.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.- М., Айрис - Пресс, 2013. - 312 с.
9. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней
школе. - М., Высшая школа, 2008. - 371 с.
10. Горлова Н.А. Оценка качества и эффективности УМК по
иностранным языкам // ИЯШ. - 2005. - №8. - С. 19-27.
11. Дубаков А.В. Анализ отечественных и аутентичных Интернет-
ресурсов для преподающих и изучающих английский язык //
Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: сборник научных статей / отв. ред. А.В. Дубаков; Шадр. гос. пед. ин¬т. - Шадринск, ШГПИ, 2012. - С. 7-12.
12. Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный : около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц. — М., ACT, 2010. — 699 с.
13. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе.
— М., Просвещение - 1991 - 219 с.
14. Клименко А.Д. Теоретические основы методики обучения иностранного языка в средней школе: учебн. пособие / А.Д. Клименко, А.А. Миролюбова. - М., Педагогика, - 2007. - 388 с.
15. Леонтьев А.А. Некоторые вопросы обучения речи на иностранном языке // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. - М., Просвещение - 1990. - 185 с.
16. Куприянова, Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики //ИЯШ, 2016. - № 6. - С.16
17. Малинина И.А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку в высшей школе // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - №10 - С. 28-35.
18. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранных языков. Справочное пособие.
— 9-е изд., стереотип. — Мн., Вышэйшая школа, - 2004. — 522 с.
19. Мильбруд, Р.П. Коммуникативность языка и обучение
разговорной грамматике // Иностранные языки в школе, 2015. - №2.- С. 6.
20. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, - 2010. - 464 с.
21. Миньяр-Белоручев Р. К. «Примитивная» грамматика для изучающих иностранный язык // ИЯШ. - 2000 - № 4- с. 27-29
22. Миролюбова А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. - Обнинск: Титул, - 1999. - 112 с.
23. Опойкова О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике/ ИЯШ. - 2005. - №8. - С. 37
24. Пархоменко Е.Н. Особенности методики обучения грамматике английского языка на начальном этапе в контексте классического образования // Научный альманах. - 2016. - №6-1(20). - С. 342-344.
25. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е издание - М., Просвещение, - 2013. - 222 с.
26. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М., Русский язык, 2007. - 209 с.
27. Пассов Е. И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков. - М., Просвещение, - 2008. - С. 119
28. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: пособие для учителя / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина.
- М. Просвещение, 2014. - 174 с.
29. Рындина Ю.В., Мартышова Д.А. К вопросу о формировании грамматических навыков у младших школьников на уроках иностранного языка // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 1166 - 1168.
30. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. - 3-е изд. - М., Просвещение, - 2005. - С.118-120.
31. Сурикова-Камю Л.Г. Обучение грамматике английского языка с позиций системного подхода // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - №4-2. - С. 61-63.
32. Сысоев П.В. Интегративное обучение грамматике на материале английского языка/ ИЯШ. - 2003. - № 4. - С. 27.
33. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе : учеб. пособие для студентов педагогических колледжей / В.М. Филатов. - Ростов н./Д: АНИОН,
- 2009. - С. 416.
34. Филиппович И.И. Подходы к обучению грамматике иностранного языка // Научный вестник ЮИМ. - 2014. - №4. - С. 84-87.
35. Чернова Г.М. Уроки коммуникативной грамматики/ ИЯШ. - 2004. - № 3. - С. 88.
36. Шатилов, С.Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической стороне устной речи // ИЯШ, 2017. - №6, - с. 27-34.
37. Щерба, Л .В . Языковая система и речевая деятельность: учеб. пособие / Л.В. Щерба. - Л., 2014. - 257 с.
38. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. - М., 1974. - 129 с.
II. Словари и справочники
39. Словарь педагогических терминов. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. - Екатеринбург, изд-во Рос. Гос. Проф.пед ун-та, - 2005, - 467с.
40. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н.Ярцева. — М. Энциклопедия, - 2008. — 683 с.
41. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). - СПб., Златоуст, - 1999. - 458 с.
42. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. - 8-е изд. - Минск, Вышейшая школа, - 2003. - 315 с.
43. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:
80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия
наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд.,
дополненное. — М., Азбуковник, 1999. — 944 с
44. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим- Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов - М., 2002, - 528 с.
45. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. - М., - Сов. энциклопедия, 1983. - 839 с.
Официальные документы
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. /Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., Просвещение, 2011г. - 48 с.