Место прохождения практики: ООО «Спортмастер» (г. Москва).
Основной вид деятельности – торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах.
Проведен анализ персонала за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СПОРТМАСТЕР» 4
1.1 Организационно-правовая форма изучаемого объекта и ее достоинства…4
1.2 Основные результаты деятельности за последние 2-3 года………………..8
2. ОЦЕНКА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «СПОРТМАСТЕР»…..15
2.1 Оценка структуры и динамики персонала15
2.2 Анализ элементов и вида корпоративной культуры……………...……….18
2.3 Анализ удовлетворенности персонала корпоративной культурой…...…..21
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Цель преддипломной практики: закрепление теоретических знаний, полученных в процессе теоретической подготовки, приобретение профессиональных умений, навыков и опыта, а также сбор и систематизация необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы по утвержденной теме
Для достижения поставленных целей преддипломной практики определены следующие задачи:
− изучение структуры управления организацией, видов деятельности и экономических показателей организации;
− анализ структуры и динамика кадрового состава организации;
− оценка корпоративной культуры организации и предложение мероприятий по оптимизации ее формирования.
Объектом учебной практики является организационно-управленческая деятельность ООО «Спортмастер».
Предметом учебной практики являются особенности формирования и развития корпоративной культуры ООО «Спортмастер».
Структура отчета состоит из введения, основной части, соответствующей индивидуальному заданию, заключения, списка литературы и приложений.
Библиографический список включает локальные акты организации, учебники, научные публикации в газетах и журналах, статистические сборники.
Прохождение практики в ООО «Спортмастер» позволило достичь поставленных целей и закрепить теоретические знания, полученные в процессе обучения, а также получить практические навыки работы, подготовить необходимый материал для дальнейшей работы.
За время практики удалось:
ознакомиться с деятельностью ООО «Спортмастер»;
изучить его организационную структуру управления;
рассмотреть особенности деятельности организации;
на основе собранных данных проанализировать корпоративную культуру организации.
В результате анализа выяснилось, что ООО «Спортмастер» – это успешно работающая компания, которая обладает высокими конкурентными преимуществами. В компании реализована линейно-функциональная система управления, которая приводит к четкому разграничению обязанностей и ответственности, что позволяет предприятию эффективно функционировать в современных условиях жесткого рынка.
На нынешнем этапе развития ООО «Спортмастер» корпоративная культура, которая в ней сложилась, не полностью соответствует миссии и целям организации. Так как ООО «Спортмастер» развивается достаточно динамично, руководство компании должно своевременно диагностировать основные параметры культуры организации и заниматься внесением необходимых изменений в ее структуру, то есть своевременно реагировать на изменения.
Необходима реализация следующих мероприятий по изменению корпоративной культуры ООО «Спортмастер»:
1) организовать конкурсы профессионального мастерства среди работников компании, установить особый ритуал поощрения лучшего сотрудника по профессии, возможно выделение «работник года» ООО «Спортмастер»;
2) организовать тимбилдинг;
3) внедрить СДО (систему дистанционного обучения).
В таблице 11 отражены предлагаемые мероприятия по управлению корпоративной культурой в ООО «Спортмастер».
Таблица 11
Мероприятия по управлению корпоративной культурой в ООО «Спортмастер»
Мероприятие Действия
Публичные заявления, личный пример высшего руководства Руководители ООО «Спортмастер» выступают в печати, по радио и по телевидению с пропагандой установленных ценностей
манипулирование символами и вещами материального мира ООО «Спортмастер» Руководители действуют, опираясь на заявленные ими ценности, что, конечно, развивает корпоративную культуру и усиливает её
С целью изменения корпоративной культуры необходимо применять особую стратегию управления культурой в ООО «Спортмастер» (рисунок 7):
Рис. 7. Мероприятия стратегии управления культурой в строительной организации ООО «Спортмастер»
Основные составляющие диагностики корпоративной культуры в ООО «Спортмастер» представлены в таблице 12.
Таблица 12
Основные составляющие диагностики корпоративной культуры ООО «Спортмастер»
Задачи Содержание
отношение сотрудников к организации − как сотрудники представляют достоинства и недостатки ООО «Спортмастер»;
− как хотят изменить что-то в деятельности компании и как относятся к возможным изменениям;
− уровень внедрения культуры на предприятии;
− наличие обязательств организации перед сотрудниками – заявленные обязательства и их реальное исполнение.
корпоративные ценности − миссия организации, её цели и задачи;
− насколько сотрудники понимают стратегические цели и задачи организации;
− понимание ценностей руководства и ценностей сотрудников;
− как сотрудники соотносят личные ценности с ценности организации;
− как решаются спорные этические вопросы на предприятии.
выполнение работ − как происходит планирование, проявляются инициативы, ставятся задачи, делегируется ответственность, наличие факторов, которые влияют на развитие карьеры, какой стиль руководства, как развита обратная связь, выполнение контроля над исполнением поставленных задач, как сотрудники относятся к конфликтам, как замотивированы сотрудники.
Деловое взаимодействие − какими средствами и способами передается информация;
− с какой скоростью, направленностью, организован процесс передачи информации;
− как проводятся собрания и совещания.
межличностное общение − какое поведение поощряется в организации;
− какими психологическими качествами по мнению сотрудников необходимо обладать для работы в ООО «Спортмастер»;
− наличие групп, в которых устоялись предпочтения и общие интересы;
− как влияет социально-психологический климат в коллективе на развитие организации.
Диагностировать корпоративную культуру необходимо для того, чтобы выявлять аспекты уже существующей корпоративной культуры, из-за которых происходит сдерживание развития ООО «Спортмастер», а также те аспекты, благодаря которым она развивается.
Важное направление совершенствования корпоративной культуры в ООО «Спортмастер» – это проведение мероприятий по командообразованию.
Для командообразования необходимо проведение корпоративных праздников. В общем смысле для организации корпоративного праздника необходимы следующие составляющие: место проведения, питание, оформление и программа. Данные основные элементы могут состоять из более конкретных видов корпоративных мероприятий.
Наиболее известное и популярное средство неформального корпоративного общения и сплочения коллектива – это. К этому разряду можно отнести проведение разнообразных банкетов, фуршетов, праздников и всех корпоративных мероприятий, направленных на сплочение коллектива. Также, существуют корпоративные протокольные мероприятия, которые подразумевают под собой вручение наград, премий и прочих поощрений среди собственных сотрудников. Они бывают, как чисто внутренние, так и внешние, при условии присутствия или участия нескольких компаний.
Командообразование, представляя собой комплексный метод морального стимулирования персонала, ООО «Спортмастер» направлен на то, чтобы улучшить взаимодействие между сотрудниками и сплотить коллектив. Благодаря программам командообразования участники могут выявить свои скрытые возможности, в нетрадиционной обстановке по-новому посмотреть на своих коллег, получить эмоциональную разгрузку.
Основные цели проведения командообразующих программ в ООО «Спортмастер» состоят из:
− сплочения коллектива;
− построения эффективных коммуникаций в коллективе (группе);
− получения опыта позитивного командного взаимодействия;
− разрешения конфликтных ситуаций и улучшения взаимодействия в рамках подразделения или всей организации;
− развития горизонтальных и вертикальных неформальных связей, навыков командной работы.
Основной результат, который смогут получить руководители ООО «Спортмастер» от участия своих сотрудников в тренинге по командообразованию – это повышение общей эффективности работы коллектива.
Также, один из значимых методов морального стимулирования представляет собой официальное признание заслуг при помощи награждения лучших работников (коллективов) за отличия в труде, значимые для деятельности ООО «Спортмастер» и поэтому поощряемые публично и официально.
Главной целью награждения в ООО «Спортмастер» в качестве метода стимулирования персонала является формирование в коллективе положительного отношения к тем или иным формам достижений, создание и культивирование образа желаемого трудового поведения сотрудников, целевой ориентир которых – инициатива, творческий подход и трудовая активность. Наиболее важными функциями награждения в ООО «Спортмастер» являются (рисунок 8):
Рис. 8. Функции награждений персонала ООО «Спортмастер» для развития корпоративной культуры
Поощрение должно быть, как официального, так и не официального характера.
Также с целью совершенствования корпоративной культуры исследуемого предприятия необходимым является осуществление мероприятий, направленных на улучшение организации обучения персонала ООО «Спортмастер». Проблема оптимизации затрат на обучение, а также решение многих других задач, такой как, обеспечение качественными учебными программами всего персонала организации, независимо от его удаленности от центров проведения обучения, решается при помощи системы дистанционного обучения, предлагаемой к внедрению в ООО «Спортмастер».
Система дистанционного обучения (СДО):
1) Обучение сотрудников с помощью наглядных интерактивных материалов:
− программы адаптации вновь поступивших сотрудников;
− технические инструктажи по эксплуатации нового оборудования;
− программы повышения квалификации или обучения молодых специалистов.
2) Тестирование знания сотрудников при переходе на другую должность или приеме на работу.
3) Проведение аттестации действующего персонала (формирование кадрового резерва).
4) Централизованное управление учебным процессом, осуществление мониторинга и документирования результатов обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что при внедрении предложенных мероприятий возрастет уровень корпоративной культуры ООО «Спортмастер», возрастет удовлетворенность персонала условиями работы, усилится сплоченность коллектива. После реализации предложенных рекомендаций корпоративная культура компании будет характеризоваться как сильная. Сильной корпоративной культуре свойственно активная поддержка ключевых корпоративных ценностей и их разделение почти всеми членами организации. Как правило, чем больше сотрудников признает ключевые ценности, чем более они преданы им, тем сильнее корпоративная культура и, соответственно сильная культура обладает большим влиянием на поведение сотрудников.
Расходы на реализацию предложенных мероприятий, связанных с поощрением персонала в рамках совершенствования корпоративной культуры в ООО «Спортмастер» (на примере одного магазина), представлены в таблице 13.
Таблица 13
Расходы на реализацию разработанных мероприятий, связанных с поощрением персонала в рамках совершенствования корпоративной культуры в ООО «Спортмастер»
Вид затрат Сумма затрат, тыс. руб. Сумма затрат за год, тыс. руб.
Реализация новой системы награждения грамотами и наградами
Организационные затраты на приобретение необходимых грамот и наград 15 30
Итого 30 60
Таким образом, совокупные расходы на реализацию обозначенного мероприятия в рамках совершенствования корпоративной культуры в ООО «Спортмастер» (на примере одного магазина) в годовом выражении составляют 60 тыс. рулей.
Рассмотрим возможный состав затрат на проведение корпоративного мероприятия для персонала в рамках совершенствования корпоративной культуры в ООО «Спортмастер» (на примере одного магазина) и представим их в таблице 14.
Таблица 14
Состав затрат на проведение корпоративных мероприятий для персонала в рамках совершенствования корпоративной культуры в ООО «Спортмастер»
Наименование статьи затрат Сумма, тыс. руб.
Трансфер сотрудников 10
Проведение мероприятий 100
ИТОГО затраты 110
Мероприятия по сплочению и награждению коллектива в рамках совершенствования корпоративной культуры в ООО «Спортмастер» (на примере одного магазина), по мнению экспертов, в качестве которых выступают менеджер по персоналу и сотрудники бухгалтерии ООО «Спортмастер», будут способствовать увеличению производительности труда персонала и сплочению трудового колелктива, вследствие чего прибыль ООО «Спортмастер» продемонстрирует увеличение на 1-3%.
Далее в таблице 15 детально отражены единовременные расходы компании, связанные с реализацией СДО для персонала в рамках совершенствования корпоративной культуры в ООО «Спортмастер» (на примере одного магазина).
Таблица 15
Единовременные затраты на внедрение проекта дистанционного обучения в рамках совершенствования корпоративной культуры в ООО «Спортмастер»
Вид затрат Сумма затрат, тыс. руб.
Затраты на обучение персонала 50
Затраты на приобретение дополнительной справочной литературы 5
Затраты на оплату юридической консультации при разработке нового проекта дистанционного обучения 7
Итого: 62
Рис. 9. Структура единовременных затрат на внедрение проекта дистанционного обучения персонала в рамках совершенствования корпоративной культуры в ООО «Спортмастер», %
Далее в таблице 16 детально отражены текущие расходы компании, связанные с реализацией СДО в рамках совершенствования корпоративной культуры в ООО «Спортмастер» (на примере одного магазина).
Таблица 16
Текущие затраты на внедрение проекта дистанционного обучения в рамках совершенствования корпоративной культуры в ООО «Спортмастер»
Вид затрат Сумма затрат, тыс. руб.
Заработная плата сотрудникам 23
Программное обеспечение 10
Затраты на изготовление бланков приказов, анкет и др. печатной продукции 5
Административные издержки 7
Средства на премирование сотрудников по результатам 20
Оплата услуг приглашенного эксперта 7
Итого: 72
Рис. 10. Структура текущих затрат на внедрение проекта дистанционного обучения персонала в рамках совершенствования корпоративной культуры в ООО «Спортмастер», %
Основываясь на данных, предоставленных в таблицах 15, а также 16, появляется возможность заключить, что общая себестоимость проекта, в рамках которого будет разработана и на практике внедрена в компанию система дистанционного обучения персонала в ООО «Спортмастер» (на примере одного магазина), равна 134 тыс. рублей.
Доходом в результате внедрения СДО в корпоративную культуру компании следует считать сокращении издержек, которые направляются на организацию обучения сотрудников (на примере одного магазина), а именно 308000 рублей.
Данные об экономическом эффекте и экономической эффективности от реализации предложенных мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры строительной организации ООО «Спортмастер» (на примере одного магазина), представлены в таблице 17.
Таблица 17
Расчет экономического эффекта и экономической эффективности от реализации мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры строительной организации ООО «Спортмастер»
Мероприятие Расход, тыс. руб. Доход, тыс. руб. Экономический эффект, тыс. руб. Экономическая эффективность
Внедрение системы награждений и проведение тимбилдинга 301 689 388 1,92
Внедрение СДО 134 308 174 1,30
Проведенная оценка предложенных мероприятий показала, что они являются эффективными.
В заключении можно сказать, что весь период прохождения практики был насыщенным аналитической работой по различным пунктам деятельности организации. За время прохождения практики были углублены ранее полученные знания, приобретенные на практике навыки, безусловно, пригодятся для дальнейшего практического освоения профессии.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 30.03.2024). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru.
3. Алиева, Р. Р. Технология формирования корпоративной культуры / Р. Р. Алиева // МНКО. – 2023. – №6 (67). – С. 131-135.
4. Аунапу, Э. Ф. Антикризисное управление: учебник / Э. Ф. Аунапу. – 2-е изд. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 313 c. – ISBN 978-5-4486-0452-2. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. – URL:http://www.iprbookshop.ru/79765.html
5. Герасимова, Г. В. Понятие и содержание корпоративной культуры / Г. В. Герасимова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2022. – №3 (6). – С.89-95
6. Иванова, Т. Ю. Теория менеджмента. Синергетический менеджмент: учебник для вузов / Т. Ю. Иванова, Э. М. Коротков, В. И. Приходько. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021 – 331 с. – (Высшее образование). https://urait.ru/bcode/470319
7. Карелина, Е. Ю. Корпоративная культура управленческой деятельности / Е. Ю. Карелина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – №10. – С. 33-36.
8. Мазилкина, Е. И. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. – 2-е изд. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2021. – 397 c. – ISBN 978-5-4486-0458-4. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/79818.html
9. Макеев, В. А. К вопросу диагностики состояния корпоративной культуры в современных организациях / В. А. Макеев // Армия и общество. – 2023. – №2 (26). – С.122-125
10. Макарченко, М. А. Бенчмаркинг в системе формирования корпоративной культуры / М. А. Макарченко // Экономика и экологический менеджмент. – 2021. – №1. – С. 41-45.
11. Мардас, А. Н. Теория менеджмента: учебник для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева. – 2- е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021 – 307 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/472177
12. Молокова, Е. И. Бизнес-планирование: монография / Е. И. Молокова. – 2-е изд. – Саратов: Вузовское образование, 2019. – 117 c. – ISBN 978-5-4487-0375-1. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. – URL:http://www.iprbookshop.ru/79747.html
13. Торопова, А. В. Формирование и развитие корпоративной культуры / А. В. Торопова // Инновационная наука. – 2022. – №7-2. – С. 84-87.
14. Официальный сайт портала Audit-it.ru [Электронный ресурс] // URL: https://www.audit-it.ru/
15. Официальный сайт Центра раскрытия корпоративной информации «Интерфакс» [Электронный ресурс] // URL: https://www.e-disclosure.ru/