Введение 3
1 Теоретико-методологические основы местного самоуправления 7
1.1 Роль органов местного самоуправления в решении вопросов местного
значения 7
1.2 Местная администрация: подходы к определению и роль в развитии
муниципалитета 12
2 Организация социально-экономического развития в Каменском районе
Пензенской области 20
2.1 Нормативно-правовое положение администрации Каменского района и
ее роль в социально-экономическом развитии 20
2.2 Анализ социально-экономического развития района 35
3 Проблемы и перспективы социально-экономического развития Каменского
района Пензенской области 50
3.1 Проблемы Каменского района 50
3.2 Направления и перспективы развития района 53
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения 70
Актуальность исследования. Преобразования, происходящие в современном российском обществе, затрагивают практически все сферы его жизнедеятельности и порождают значительные проблемы при согласовании управленческих отношений разных уровней власти (федерального, регионального, местного).
Становление демократического правового государства невозможно без развития института местного самоуправления, поскольку оно является важнейшим механизмом формирования гражданского общества и его неотъемлемой составной частью. Включение членов местного сообщества в процесс принятия общественно значимых решений необходимо для реального осуществления народовластия. Кроме того, органы местного самоуправления играют ключевую роль в решении множества задач, связанных с удовлетворением основных жизненных потребностей населения. Решая эти задачи, местное самоуправление призвано обеспечить социально - политическую стабильность в каждом регионе и, следовательно, в стране в целом. Именно поэтому реформа в сфере местного самоуправления является составной частью общих преобразований в стране.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, в городских, сельских поселениях и муниципальных образованиях, которые создаются в порядке, установленным законодательством. При этом, каждое муниципальное образование имеет для решения вопросов местного значения муниципальную собственность, местный бюджет м выборные органы местного самоуправления.
Деятельность населения муниципальных образований, которые формируются ими из органов местного самоуправления, носит публично-властный характер, поскольку местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти.
Своеобразие местного самоуправления как формы осуществления публичной власти обусловлено и тем, что согласно Конституции РФ они не входят в систему органов государственной власти.
Однако, согласно ст. 132 Конституции РФ, они могут наделяться отдельными государственными полномочиями [1].
Таким образом, местное самоуправление и государственная власть - это формы единой публичной власти в государстве.
Новый этап эволюции местного самоуправления Российской Федерации на основе Конституции РФ 1993 г. ознаменован Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ [4].
Местное самоуправление согласно ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] представляет собой форму осуществления народом своей власти, которая установлена Конституцией РФ, федеральными законами, а так же в ряде случаев, установленных федеральными законами - законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением и (или) посредством органов местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая местные традиции.
Каждый орган местного самоуправления имеет свое поле деятельности и воздействует согласно своим задачам и целям на определенные виды общественных отношений.
Под муниципальным образованием понимается населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, есть муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы.
Такими территориями могут быть:
- городское или сельское поселение (город, поселок, село, деревня, станица, хутор);
- часть поселения (район в городе);
- несколько поселений, которые объединены общей территорией (сельсовет, волость, сельский округ, район, уезд).
В каждом конкретном случае территории муниципальных образований устанавливаются с учетом исторических и других традиций и не меняющие принципа территориального или поселенческого объединения населения, а так же учитывая способы хозяйствования, географические особенности и сложившуюся коммунальную и социальную инфраструктуру.
Местная администрация является ключевым звеном в муниципальном управлении; от эффективности ее работы во многом зависит уровень и качество жизни в муниципальном образовании
Рыночные отношения приводят к отрицательным последствиям и носят противоречивые тенденции, которые местной администрации необходимо учитывать в своей деятельности с тем, чтобы сократить их проявления в муниципальном образовании.
Располагая методами экономического регулирования (цены, тарифы, налоги, плата за региональные ресурсы и др.), а также возможностями межотраслевого и межрайонного перераспределения финансовых ресурсов, местные органы могут создать условия для взаимодействия субъектов управления муниципальным образованием в соответствии с целями и задачами развития муниципального образования.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Вопросы местного самоуправления исследовались в работах О.Е. Кутафина, В.И. Фадеева, А.С. Соломаткиной, Е.С. Шугриной и др.
Цель представленной работы состоит в попытке комплексного исследования деятельности администрации района в решении социально-экономических проблем на примере Каменского района Пензенской области.
В соответствии с поставленной целью определился объект исследования: общественные отношения, связанные с деятельность администрации района в системе местного самоуправления по социально-экономическому развитию.
Предметом исследования стали деятельность администрации по управлению социально-экономическим развитием Каменского района Пензенской области и проблемы его совершенствования.
Предмет исследования определил и его основные задачи, которые состоят в следующем:
- проанализировать правовые основы организации местного самоуправления РФ на современном этапе;
- выявить тенденции развития администрации района местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
- показать социально-экономическое развитие района на современном этапе;
- проанализировать задачи и направления деятельности администрации в области социально-экономического развития района.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы, Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые документы Пензенской области и администрации Каменского района Пензенской области.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили теоретические методы, статистические методы, методы системного и сравнительного анализа, анализ документов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, создаваемых, в порядке, который установлен законодательством. Каждое муниципальное образование имеет для решения вопросов местного значения собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Деятельность населения муниципальных образований, которые формируются из органов местного самоуправления носит публично- властный характер, поскольку местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти.
Главными в деятельности муниципального образования являются вопросы обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, решение которых согласно Конституции РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется самостоятельно.
Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает, что органы местного самоуправления могут решать и другие вопросы, которые не отнесены к ведению других органов публичной власти и не исключены из их компетенции. Но это осуществляется только при наличии собственных муниципальных материальных и финансовых ресурсов.
Таким образом, суть местного самоуправления - в самостоятельном решении вопросов местного значения.
Статьей 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям местного самоуправления относится решение вопросов комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Муниципальные образования являются своеобразными территориально-производственными и хозяйственными комплексами.
Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение задач социально-культурного, экологического значения, а так же рационального использования трудовых, природных и других местных ресурсов, а так же создание необходимых для жизни и отдыха граждан условий жизни.
Это является необходимым условием для успешного решения вопросов местного значения и достижения целей местного самоуправления.
Под социально-экономическим развитием муниципального образования понимается сбалансированность экономических и социальных факторов функционирования местного самоуправления, пропорциональность развития материального производства и социальной инфраструктуры, совершенствование отношений с другими территориями, местными сообществами и хозяйствующими субъектами, а также взаимодействие со всеми уровнями власти.
В работе рассмотрена деятельность администрации Каменского района Пензенской области по социально-экономическому развитию района.
В районе реализуется ряд государственных программ, направленных на улучшение социально-экономического развития, улучшению качества жизни, улучшению здравоохранения и образования, по строительству жилья, создания доступной среды для маломобильных граждан и др.
В Каменском районе Пензенской области присутствует ряд системных проблем, большинство которых характерны в целом для региона и России. Среди которых: профессиональное образование, неориентированное на экономику: относительно низкая производительность труда; дефицит квалифицированных кадров; усиление социальной нагрузки на бюджет в результате ухудшающейся возрастной структуры населения;
демографические проблемы и др.
Главной целью муниципальной социально-экономической политики на предстоящий период будет являться повышение качества жизни населения, обеспечение занятости населения, создание надежной налоговой базы для местного бюджета, который может позволить реализовывать важнейшие социальные целевые программы.
На современном этапе Россия находится в состоянии экономического кризиса и одной из важных механизмов выхода страны из кризиса является организация эффективного местного самоуправления.
Для устойчивого роста территории необходимо привлечение инвестиций в различные сферы деятельности муниципального образования.
В связи с этим муниципальная финансовая политика является основным элементом социально-экономической политики, проводимой администрацией муниципалитета в интересах населения муниципального образования.
Несмотря на многочисленные проблемы, Каменский район является одним из лидеров среди муниципальных образований Пензенской области по ряду основных показателей. На территории района реализуются инвестиционные программы по социально-экономическому развитию.
Необходимо шире вовлекать бизнес на условиях концессии и социального партнерства к реализации программ создания комфортной среды и благоустройству района. В результате грамотно организованной работы в муниципальных образованиях с участием частного инвестора улучшиться развитие территории, что принесет выгоду и бизнесу, и муниципалитету, а главное людям.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //
Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Европейская хартия местного самоуправления: Принята в Стратсбурге, 15 октября 1985 г. Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 (в ред. от 29.12.2017 г. № 459-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ (в ред. от 18.04.2018 № 83-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
5. О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального
хозяйства: федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ (в ред. от
31.12.2017 № 506-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 30. - Ст. 3799.
6. О противодействии коррупции: федеральный закон от 28 декабря 2008
г. № 273-ФЗ (в ред. от 28.12.2017 № 423-ФЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
7. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ (в ред. от 3.11.2015 № 303-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 50 (ч. 4). - Ст. 6953.
8. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 07.03.2018 № 56-ФЗ) // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 31.12.2017 № 506-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1654.
10.0 запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ (в ред. от 28.12.2016. № 505-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 19. - Ст. 2306.
11. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 07.03.2018 № 56-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 52 (1). - Ст. 7007.
12.Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»: федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 26 (ч. 1). - Ст. 3851.
13. О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей: федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 1 (ч. 1). - Ст. 2.
14. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 19. - Ст. 2337.
15. О некоторых вопросах, связанных с реализацией в Пензенской области
Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: закон Пензенской области 01.03.2004 № 580-ЗПО (в ред. от 08.09.2017) // Пензенские губернские ведомости. - 2004. - 12 марта. - № 3.
16.0 Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2030 года): закон Пензенской области от 04.09.2007 № 1367-ЗПО (в ред. от 2.12.2016 № 2982-ЗПО) // Пензенские губернские ведомости. - 2007. - 14 сентября. - № 31.
17. О социальном обслуживании граждан в Пензенской области: закон Пензенской обл. от 26.11.2014 № 2645-ЗПО (в ред. от 20.12.2017) // Пензенские губернские ведомости. - 2014. - 26 ноября. - № 68.
18. Устав Каменского района Пензенской области: Принят решением Собрания представителей Каменского района Пензенской области от 15 ноября 2011 г. № 62-10/3) (в ред. от 28.09.2017 № 126-12/4) // Вестник Каменского района. - 2012. - 16 января. - № 155.
19.О создании межведомственной рабочей группы по проведению обследования объектов, расположенных на территории Каменского района Пензенской области, на предмет доступности к ним инвалидов и других маломобильных групп населения: постановление
администрации Каменского района Пензенской области от 29.01.2013 года № 102 // Вестник Каменского района. - 2013. - 30 января. - № 193.
20. Об утверждении перечня муниципальных программ Каменского
района Пензенской области»: постановление администрации
Каменского района Пензенской области от 08.10.2013 № 1419 //
Администрация Каменского района [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archivekamenka.pnzreg.ru. (дата обращения: 20.04.2018).
21. О разработке муниципальной программы «Социальная поддержка
граждан Каменского района Пензенской области на 2014-2020 годы»: постановление администрации Каменского района Пензенской области от 15.10.2013 № 1442 // Администрация Каменского района
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archivekamenka.pnzreg.ru. дата обращения: 25.04.2018.
22. Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в Каменском районе Пензенской области на 2014-2020 годы»: постановление Администрации Каменского района от 15.10.2013 № 1465 // Администрация Каменского района [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archivekamenka.pnzreg.ru. (дата обращения: 25.04.2018).
23.Об утверждении муниципальной программы Каменского района Пензенской области «Обеспечение жильем и коммунальными услугами граждан Каменского района Пензенской области на 2014-2020 годы»: Постановление Администрации Каменского района от 15.10.2013 № 1469 // Вестник Каменского района. - 2013. - 18 октября. - № 212.
24. Об утверждении муниципальной программы «Развитие
агропромышленного комплекса Каменского района Пензенской
области на 2014-2020 годы»: постановление Администрации
Каменского района от 15.10.2013 № 1470 // Администрация
Каменского района [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archivekamenka.pnzreg.ru. (дата обращения: 25.04.2018).
25. Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и
предпринимательства в Каменском районе Пензенской области на 2014-2020 годы: постановление Администрации Каменского района Пензенской области от 15.10.2013 № 1477 // Администрация
Каменского района [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archivekamenka.pnzreg.ru. (дата обращения: 25.04.2018).
26. «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по
повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, труда и занятости, образования, культуры, транспорта, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительства Каменского района Пензенской области на 2016-2020 годы: постановление администрации Каменского района от 14.10.2015 № 903 // Вестник
Каменского района. - 2015. - 14 октября. - № 267.
27. Бойко Н.С. Органы исполнительной власти муниципального
образования как система // Юридический журнал. - 2009. - № 2. - С. 276-277.
28. В Каменском районе Пензенской области реализуется очередной инвестиционный проект // Администрация Каменского района [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archivekamenka.pnzreg.ru. (дата обращения: 22.04.2018).
29. Выдрин, И.В., Кокотов, А.Н. Муниципальное право России. - М.: Норма, 2015. - 296 с.
30. Дурандина О.А. Современные тенденции развития муниципального
рынка социальных услуг // Муниципалитет: экономика и управление. - 2018. - № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа
http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2018/01. (дата обращения: 08.05.2018).
31. Елькина А.В. Местная администрация в системе местного
самоуправления Российской Федерации: вопросы правового
регулирования и статуса. - Екатеринбург, 2015. - 48 с.
32. Инвестиционное послание губернатора Пензенской области в 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://penza.bezformata.ru. (дата обращения: 25.04.2018).
33. Каменский район Пензенской области // Администрация Каменского
района [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://archivekamenka.pnzreg.ru. (дата обращения: 25.04.2018).
34. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской
Федерации: Учебник. - М.: Проспект, 2016. - 489 с.
35. Леонов С.Н. Проблемные результаты и перспективы реформы местного самоуправления в России // Пространственная экономика. - 2017. - № 3. - С. 107-132.
36. Новый вид пособия при рождении в семье первого ребенка // Управление социальной защиты населения администрации Каменского района Пензенской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://social.kamenka.pnzreg.ru. (дата обращения: 18.04.2018).
37.Основные итоги социально-экономического развития Каменского района Пензенской области // Администрация Каменского района [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archivekamenka.pnzreg.ru.
38. Пензенская область [Электронный ресурс]. Режим доступа: Эксперт РА // https://raexpert.ru. (дата обращения: 20.03.2018).
39. Система муниципального управления: Учебник. / Под ред. В.Б. Зотова.
- СПб.: Питер, 2016. - 412 с.
40. Социально-экономическое положение Каменского района в январе- декабре 2017 г. - Каменка, 2018.
41. Стратегия социально-экономического развития Каменского района Пензенской области до 2035 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rkamen.pnzreg.ru. (дата обращения: 20.04.2018).
42.Чихладзе Л.Т. Исполнительно-распорядительные органы
муниципальной власти в государствах - участниках СНГ // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2015. - № 5. - С. 52-57.