ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 8
§1.1 Сущность понятия УУД младших школьников в инклюзивном образовании. Коммуникативные УУД 8
§1.2 Особенности инклюзивного образования в современной начальной школе 25
§1.3 Роль проектной деятельности в формировании коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования 37
Выводы по главе №1 53
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 55
§2.1 Методики изучения коммуникативных УУД младших школьников в инклюзивном образовании 55
§2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 59
§2.3 Реализация программы формирующего эксперимента. Анализ полученных результатов 65
Выводы по главе №2 87
Заключение 89
Библиографический список 93
Приложения 98
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 8
§1.1 Сущность понятия УУД младших школьников в инклюзивном образовании. Коммуникативные УУД 8
§1.2 Особенности инклюзивного образования в современной начальной школе 25
§1.3 Роль проектной деятельности в формировании коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования 37
Выводы по главе №1 53
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 55
§2.1 Методики изучения коммуникативных УУД младших школьников в инклюзивном образовании 55
§2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 59
§2.3 Реализация программы формирующего эксперимента. Анализ полученных результатов 65
Выводы по главе №2 87
Заключение 89
Библиографический список 93
Приложения 98
Актуальность исследования проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий (далее по тексту УУД) младших школьников в инклюзивном образовании определяется тремя факторами. Первый фактор - социальный. Современная реальность характеризуется нарастанием и ускорением социальных связей. Зачастую более эффективен в деятельности тот человек, который эффективен в коммуникации. Коммуникация в широком понимании предполагает умение взаимодействовать с партнером и в коллективе, формулировать совместные цели и общие ценности, управлять поведением партнёра по общению, передавать и интегрировать информацию. Поэтому очень важно формировать и развивать коммуникативные действия с детства. Обучение коммуникативным УУД младших школьников имеет большую значимость, по двум причинам. Во-первых, младшие школьники очень восприимчивы и открыты к коммуникации. Во-вторых, в этот период происходит смена коммуникативной среды, ребенок из семьи и детского сада приходит в школу.
Второй фактор, нормативно-правовой. С 1 сентября 2013 года согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273. Основные принципы закона: равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования; безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества; акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям; перевод процесса образования в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях; автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе; возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий.
Законом утверждаются стандарты образования нового поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее по тексту ФГОС) определяет характеристики универсальных учебных действий, к которым относятся личностные и метапредметные (познавательные, регулятивные и коммуникативные) УУД. Применение универсального учебного действия к получению знаний предполагает взаимодействие не только с системой получаемой информации, но и с социальной группой. Образовательной целью становится не просто формирование умения учиться в рамках получаемых знаний и метапредметных результатов, но умение учиться взаимодействовать в коллективе, социуме, и с миром в целом. Таким образом, во ФГОС коммуникативные УУД включают в себя: планирование учебного сотрудничества; постановку вопросов; построение речевых высказываний; лидерство и согласование действий с партнером; умение слушать и слышать, акцент ставится не просто на получении знаний, но и на обучении эффективному социальному взаимодействию.
Третий фактор - комплексный, он имеет и нормативно-правовые и социальные аспекты. С 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В соответствии со Стандартом, адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования реализуется совместно не только с другими обучающимися, но и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются по одним программам в одной школе. Причем это не только дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды. Это могут быть и талантливые дети, которые также для эффективного обучения нуждаются в особом подходе, и молодые спортсмены, у которые нередко после сборов и соревнований возникает проблема адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни.
...
Второй фактор, нормативно-правовой. С 1 сентября 2013 года согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273. Основные принципы закона: равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования; безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества; акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям; перевод процесса образования в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях; автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе; возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий.
Законом утверждаются стандарты образования нового поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее по тексту ФГОС) определяет характеристики универсальных учебных действий, к которым относятся личностные и метапредметные (познавательные, регулятивные и коммуникативные) УУД. Применение универсального учебного действия к получению знаний предполагает взаимодействие не только с системой получаемой информации, но и с социальной группой. Образовательной целью становится не просто формирование умения учиться в рамках получаемых знаний и метапредметных результатов, но умение учиться взаимодействовать в коллективе, социуме, и с миром в целом. Таким образом, во ФГОС коммуникативные УУД включают в себя: планирование учебного сотрудничества; постановку вопросов; построение речевых высказываний; лидерство и согласование действий с партнером; умение слушать и слышать, акцент ставится не просто на получении знаний, но и на обучении эффективному социальному взаимодействию.
Третий фактор - комплексный, он имеет и нормативно-правовые и социальные аспекты. С 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В соответствии со Стандартом, адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования реализуется совместно не только с другими обучающимися, но и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются по одним программам в одной школе. Причем это не только дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды. Это могут быть и талантливые дети, которые также для эффективного обучения нуждаются в особом подходе, и молодые спортсмены, у которые нередко после сборов и соревнований возникает проблема адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни.
...
После проведения теоретико - экспериментального исследования по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной деятельности в условиях инклюзивной практики, мы можем сделать следующие выводы:
Анализ психологической, педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных УУД младших школьников в инклюзивном образовании средствами проектной деятельности позволил выявить следующие теоретические предпосылки:
1. Был проведен анализ литературы по проблеме исследования
коммуникативных УУД младших школьников.
2. Были изучены особенности инклюзивного образования в начальной школе и роль проектной деятельности в формировании коммуникативных УУД младших школьников в инклюзивной практике.
3. По окончании опытно - экспериментальной работы мы научно обосновали организацию деятельности по формированию коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования средствами проектной деятельности.
4. Была разработана программа по формированию коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования средствами проектной деятельности.
5. Была реализована программа по формированию коммуникативных УУД младших школьников в инклюзивном образовании средствами проектной деятельности.
В процессе работы были разработаны критерии, показатели и методы диагностики уровней сформированности коммуникативных способностей младших школьников; был выявлен исходный уровень развития коммуникативных УУД младших школьников посредством тестирования и анкетирования.
Для определения сформированности коммуникативных УУД младших школьников в инклюзивном образовании мы также учитываем особенности самого понятия «коммуникация» и ее аспектов младших школьников.
В процессе теоретического анализа мы выявили ряд важных для нашего исследования компонентов, таких как мотивационный, деятельностный и рефлексивный, сформированность которых важна для дальнейшей работы.
Анализ донных экспериментального исследования, который проводился на базе МАОУ СШ №149 Советского района г. Красноярска, позволил установить, что дети с особенностями развития здоровья (Вариант 7.1 - ЗПР) имеют низкий уровень критериальных характеристик по всем компонентам коммуникативных УУД. В классе были проведены три методики исследования: «Дерево с человечками» (Д. Латмен, адаптировал Л.П. Пономаренко), «Дорога к дому» (модифицированное задание Архитектор - строитель), «Изучение школьной мотивации» (Анкеты по оценке уровня школьной мотивации Н. Лускановой).
По результатам первичной диагностики коммуникативных УУД младших школьников в инклюзивном образовании мы выявили, что у большинства обучающихся сформирован низкий уровень мотивационного компонента и составляет 52%. Обучающиеся с ОВЗ, с задержкой психического развития, имеют низкий уровень сформированности деятельностного и рефлексивного компонентов.
...
Анализ психологической, педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных УУД младших школьников в инклюзивном образовании средствами проектной деятельности позволил выявить следующие теоретические предпосылки:
1. Был проведен анализ литературы по проблеме исследования
коммуникативных УУД младших школьников.
2. Были изучены особенности инклюзивного образования в начальной школе и роль проектной деятельности в формировании коммуникативных УУД младших школьников в инклюзивной практике.
3. По окончании опытно - экспериментальной работы мы научно обосновали организацию деятельности по формированию коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования средствами проектной деятельности.
4. Была разработана программа по формированию коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования средствами проектной деятельности.
5. Была реализована программа по формированию коммуникативных УУД младших школьников в инклюзивном образовании средствами проектной деятельности.
В процессе работы были разработаны критерии, показатели и методы диагностики уровней сформированности коммуникативных способностей младших школьников; был выявлен исходный уровень развития коммуникативных УУД младших школьников посредством тестирования и анкетирования.
Для определения сформированности коммуникативных УУД младших школьников в инклюзивном образовании мы также учитываем особенности самого понятия «коммуникация» и ее аспектов младших школьников.
В процессе теоретического анализа мы выявили ряд важных для нашего исследования компонентов, таких как мотивационный, деятельностный и рефлексивный, сформированность которых важна для дальнейшей работы.
Анализ донных экспериментального исследования, который проводился на базе МАОУ СШ №149 Советского района г. Красноярска, позволил установить, что дети с особенностями развития здоровья (Вариант 7.1 - ЗПР) имеют низкий уровень критериальных характеристик по всем компонентам коммуникативных УУД. В классе были проведены три методики исследования: «Дерево с человечками» (Д. Латмен, адаптировал Л.П. Пономаренко), «Дорога к дому» (модифицированное задание Архитектор - строитель), «Изучение школьной мотивации» (Анкеты по оценке уровня школьной мотивации Н. Лускановой).
По результатам первичной диагностики коммуникативных УУД младших школьников в инклюзивном образовании мы выявили, что у большинства обучающихся сформирован низкий уровень мотивационного компонента и составляет 52%. Обучающиеся с ОВЗ, с задержкой психического развития, имеют низкий уровень сформированности деятельностного и рефлексивного компонентов.
...
Подобные работы
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ГЛУХИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СЛЫШАЩИМИ СВЕРСТНИКАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2019 - Мини-проект как средство развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования (Московский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Технологии формирования коммуникативных базовых учебных действий в условиях психолого-педагогической реабилитации у обучающихся младших классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Технологии формирования коммуникативных базовых учебных
действий в условиях психолого-педагогической реабилитации у
обучающихся младших классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных умений младших школьников посредством арт-педагогических технологий
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Формирование положительной учебной мотивации у младшего школьника средствами использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мир в условиях инклюзивного образования (Московский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Формирование представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения посредством тифлокомментирования
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021





