ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Категория «исполнительская культура» как научно-теоретическая
проблема в педагогике музыкального образования 6
1.2. Педагогическое руководство по воспитанию исполнительской культуры
подростков в условиях внеурочной музыкальной деятельности 10
1.3. Педагогические условия по воспитанию исполнительской культуры
подростков в условиях внеурочной музыкальной деятельности 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . 18
2.1. Разработка критериев и показателей диагностики уровней воспитания исполнительской культуры подростков в условиях внеурочной музыкальной деятельности 18
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Актуальность исследования. Исполнительская культура является основополагающим элементом музыкального образования, формируя целостное восприятие и понимание музыки. Ценностно-содержательная направленность исполнительской культуры ориентирована на осознание красоты музыкального звука и исполнительского умения, воспитание личностного способа отношения к познаваемому музыкальному явлению или исполняемому произведению, обучение искусству выражения. Воспитание исполнительской культуры у подростков особенно актуально в условиях внеурочной музыкальной деятельности, поскольку она представляет возможности для развития творческого потенциала, эстетического вкуса и формирования личностных качеств.
Воспитание исполнительской культуры подростков способствует преемственности культурных традиций и опыта предшествующих поколений. Лучше всего осуществлять данный процесс на примере фортепианного творчества композиторов-романтиков, например, на музыке Ф. Шуберта.
Фортепианная музыка Ф. Шуберта полна обаяния и неповторимого очарования, её художественное содержание доступно восприятию подростков. Творчество Ф. Шуберта охватывает широкий спектр жанров, что предоставляет преподавателю возможность выбрать произведения, соответствующие уровню подготовки и интересам учащихся. Исполнение фортепианных миниатюр Ф. Шуберта требует хорошей технической оснащенности, в том числе ловкости пальцев, контроля динамики и педализации, способствует развитию координации, беглости и выразительности. Музыка Ф. Шуберта отличается мелодичностью, лирикой и эмоциональной глубиной, исполнение произведений композитора развивает эстетический вкус подростков, формирует их музыкальное восприятие и чувства красоты. Через знакомство с фортепианным творчеством Ф. Шуберта подростки могут узнать о его жизни, характере, мировоззрении, что способствует развитию чувства эмпатии, толерантности и понимания других культур. Именно поэтому воспитание исполнительской культуры старших школьников в условиях внеурочной музыкальной деятельности на фортепианным миниатюрах Ф. Шуберта имеет большое значение для музыкального, эстетического личностного развития подростков.
Обозначенные аспекты позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия воспитания исполнительской культуры подростков в условиях внеурочной музыкальной деятельности. Данная проблема повлияла на выбор темы исследования: «Воспитание исполнительской культуры подростков в условиях внеурочной музыкальной деятельности».
Цель исследования - разработка педагогических условий воспитания исполнительской культуры подростков в условиях внеурочной музыкальной деятельности.
Объект исследования: процесс воспитания исполнительской культуры подростков в условиях внеурочной музыкальной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания исполнительской культуры подростков в условиях внеурочной музыкальной деятельности.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что воспитание исполнительской культуры подростков в условиях внеурочной музыкальной деятельности будет эффективно, если реализованы следующие педагогические условия:
1) развитие эстетического вкуса: реализуются задания, направленные на формирование эстетического восприятия, музыкальной памяти и воображения;
2) совершенствование технической оснащенности: проведение
комплекса упражнений для развития беглости, координации, контроля динамики и педализации;
3) создание духа соперничества и состязания: организация концертов, конкурсов и других мероприятий, стимулирующих учащихся к самосовершенствованию и достижению высоких результатов.
Задачи исследования:
1. проанализировать категорию «исполнительская культура» как научно-теоретическую проблему в педагогике музыкального образования;
2. рассмотреть педагогические условия воспитания
исполнительской культуры подростков в условиях внеурочной музыкальной деятельности.
3. осуществить опытно-экспериментальную работу и выполнить анализ полученных результатов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обработка данных.
Основой теоретической базы исследования послужили работы, посвящённые преподаванию музыки в школе Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, Л.А. Безбородовой, О.А. Апраксиной и др., исследования в области психологии Л.С. Выготского, Л. Бочкарева, В.С. Мухиной и д.р, публикации, посвящённые вопросам инструментального интонирования Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.В. Малинковской, В.П. Рева, А.Ю. Маряч, работы в области исполнительской культуры музыканта Р.М. Шамаевой, В.В. Ивановой, О.В. Шапиро, Р.З. Комурджи, У Линьсян.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Проведенное исследование показало, что воспитание исполнительской культуры подростков в условиях внеурочной музыкальной деятельности является эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1) Развитие эстетического вкуса. Учащиеся должны быть вовлечены в различные виды музыкальной деятельности, которые способствуют формированию их эстетического восприятия, музыкальной памяти и воображения. Это могут быть прослушивание музыки, анализ музыкальных произведений, исполнение музыки и импровизации.
2) Совершенствование технической оснащенности подростка. Необходимо разработать и реализовать комплекс упражнений, направленных на развитие беглости, координации, контроля динамики и педализации.
3) Создание духа соперничества и состязания. Для мотивации подростков к самосовершенствованию и достижению высоких результатов необходимо организовывать концерты, открытые уроки, творческие вечера, в которых они могут продемонстрировать свои исполнительские навыки.
При реализации этих педагогических условий воспитание исполнительской культуры подростков в условиях внеурочной музыкальной деятельности будет способствовать развитию их творческого потенциала, эстетического вкуса и личностных качеств.
Таким образом, воспитание исполнительской культуры подростков в условиях внеурочной музыкальной деятельности является важным фактором их музыкального, эстетического и личностного развития. Реализация педагогических условий, направленных на развитие эстетического вкуса, совершенствование технической оснащенности и создание духа соперничества и состязания, способствует эффективному воспитанию исполнительской культуры подростков. Освоение фортепианных миниатюр Ф. Шуберта во внеурочной музыкальной деятельности позволяет подросткам глубже погрузиться в мир музыки, развить свои исполнительские навыки и сформировать эстетический вкус.
1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. - М.: Академия, 1991. - 405 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.:
Академия, 2004. - 336 с.
3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального
образования. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
4. Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония: гуманно-личностный подход к образованию / Шалва Амонашвили. - Москва: Амрита, 2019. - 312 с.
5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
6. Арестова А.Ю. Опыт переживания в музыкально-эстетическом
воспитании детей // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», 2010. - № 4. -С. 1 - 7. - [Электронный ресурс]. -
http: //www. art-education.ru/electronic-j ournal/opyt-perezhivaniya-v- muzykalnoesteticheskom-vospitanii-detey (дата обращения: 14.02.2024).
7. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Вопросы музыки в школе. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. - 290 с.
8. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования. - Москва: Флинта, 2018. - 236 с.
9. Благинина Т.И. Подготовка будущих учителей к художественному анализу музыкальных произведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02 / Благинина Т.И. - М., 1995. - 19 с.
10. Благинина Т.И., Орлова Н.Н. Пути формирования исполнительского репертуара учителя-музыканта в вузе // Образование и музыка в современном мире: сб. науч. ст. по материалам всерос. с международ. участием симп. / отв. ред. Т. А. Шипилкина, Т. И. Благинина, В.
B. Михалева. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2020. - С. 90 - 94.
11. Бодина, Е. А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского. - Москва: Юрайт, 2019. - 234 с.
12. Бодина, Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века. - Москва: Юрайт, 2019. - 333 с.
13. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. - М.:
Институт психологии РАН, 1997. - 280 с.
14. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 572 с.
15. Григорьева Е.И., Шишкина В.В. О технологических приемах организации внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию в педагогических колледжах // Вестник ТГУ. 2002. №1. С. 46 - 52. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/o-tehnologicheskih-priemah-organizatsii- vneklassnoy-raboty-po-muzykalno-esteticheskomu-vospitaniyu-v- pedagogicheskih-kolledzhah(дата обращения: 09.03.2024).
16. Захаренкова Е.И., Юдин А.П. Музыкальное исполнительство как
атрибутивный компонент фортепианной педагогики // Наука и школа. 2017. №5. С. 213 - 217. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/muzykalnoe-
ispolnitelstvo-kak-atributivnyy-komponent-fortepiannoy-pedagogiki (дата
обращения: 09.03.2024).
17. Иванова В.В. Структура и содержание исполнительской
культуры музыканта // Вестник МГУКИ. 2011. №2. С. 179 - 183 URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZstruktura-i-soderzhanie-ispolnitelskoy-kultury- muzykanta (дата обращения: 09.03.2024).
18. Кабалевский Д. Музыка в воспитании и развитии ребёнка. Роль музыкальной культуры в жизни детей. - Москва: Амрита-Русь, 2018. - 224 с.
19. Каган М. С. Музыка в мире искусств: учеб. пособие для вузов / М.
C. Каган. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 218 с. - (Антология мысли). - Текст: непосредственный.
20. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб. : ТООТК
«Петрополис», 1996. - 416 с.
21. Коменский, Я. А. Учитель учителей. - Москва: Карапуз, 2008. - 288 с.
22. Комурджи Р.З. Содержание исполнительской культуры
музыканта // Манускрипт. 2017. №11 (85). С. 93 - 95 URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/soderzhanie-ispolnitelskoy-kultury-muzykanta(дата обращения: 09.03.2024).
23. Кузякина, Т. И. Музыкальная культура личности как сложная система приобщения к миру искусства // Вестник ЧГУ. - 2007. - №3. - С. 354
- 358. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-kultura-lichnosti-kak- slozhnaya-sistema-priobscheniya-k-miru-iskusstva(дата обращения: 08.11.2023).
24. Личностно-ориентированная педагогика. Понятие и цели настоящего образования (по трудам С.И. Гессена) / сост.: Е. Г. Осовский. - М.: Амрита-Русь, ИД Шалвы Амонашвили, 2020. - 248 с.
25. Мариупольская Т.Г. К вопросу о содержании обучения в музыкально- исполнительских классах // Наука и школа. 2014. №5. С. 171 - 174 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-soderzhanii-obucheniya-v- muzykalno-ispolnitelskih-klassah(дата обращения: 09.03.2024).
26. Мариупольская, Т. Г. Подготовка педагога-музыканта для общеобразовательной школы: прошлое и настоящее. // Наука и школа. - 2015.
- № 3. - С. 174-179. - URL:https://reader.lanbook.com/j ournalArticle/452314#2(дата обращения: 04.11.2023).
27. Маряч А.Ю., Сухова Л.Г. Музыкально-педагогические технологии воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования в контексте современной педагогики музыкального образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. №2. С. 242 - 251 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-pedagogicheskie-tehnologii- vospitaniya-kultury-fortepiannogo-ispolneniya-intonirovaniya-v-kontekste- sovremennoy(дата обращения: 09.03.2024).
28. Маряч, А. Ю. Воспитание культуры фортепианного интонирования как методологическая проблема в педагогике музыкального образования / А. Ю. Маряч // Высшее образование в современном мире: история и перспективы : Сборник научных трудов / Сост., ред. И. Э. Соколовская; Образовательно-культурный центр «Интер-Спутник» (Россия); Международный деловой профессорский клуб (Италия). Том 2. - Рагуза : Энциклопедист-Максимум, 2023. - С. 306-315.
29. Маряч, А. Ю. Музыкально-педагогические технологии воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования в контексте современной педагогики музыкального образования / А. Ю. Маряч, Л. Г. Сухова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 6. - № 2. - С. 242-251.
30. Маряч, А. Ю. Некоторые аспекты понимания категории «музыкальный стиль» в истории музыкознания / А. Ю. Маряч // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство : сборник статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции, Тамбов, 19 февраля 2021 года. - Тамбов: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный музыкально¬педагогический институт им. С.В.Рахманинова», 2021. - С. 295-301.
31. Маряч, А. Ю. Специфика исполнения-интонирования клавирных произведений эпохи барокко / А. Ю. Маряч // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - Т. 26. - № 191. - С. 107¬115.
32. Маряч, А. Ю. Сравнительный анализ эволюции научно-педагогического знания в области воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования / А. Ю. Маряч // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - Т. 25. - № 188. - С. 147¬156.
33. Маряч, А. Ю. Традиции и инновации в области воспитания культуры фортепианного интонирования / А. Ю. Маряч // Дошкольное и
начальное образование: многообразие подходов : Материалы научной конференции, Ярославль, 01-31 октября 2021 года. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. - С. 248-252.
34. Маряч, А.Ю. Из истории становления фортепианного интонирования как музыкально-исполнительской категории в педагогике музыкального образования / Образование и музыка в современном мире: сборник науч.ст. по материалам Всерос. С междунар участием симп. (г. Пенза, 26-28 февраля 2020 г.). - Пенза: ПГУ, 2020. - С. 30-37
35. Маряч, А.Ю. Ретроспективный взгляд на проблемы
фортепианного интонирования / Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сборник статей по материалам XVI
Международной научно-практической конференции, 14 февраля 2020 // Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова; ред. коллегия: О.В. Немкова, О.В. Генебарт, Е.О. Казьмина. - Тамбов: Принт-Сервис, 2020 г. - с. 400 - 406.
36. Музыка в современном мире : наука, педагогика,
исполнительство : Сборник статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции, Тамбов, 14 февраля 2020 года / Редколлегия: О.В. Немкова, О.В. Генебарт, Е.О. Казьмина. - Тамбов: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова», 2020. - 688 с.
37. Музыка: 1-8 кл.: прогр. общеобразов. учреждений / М-во образования и науки РФ; под рук. Д. Б. Кабалевского. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2007. - 224 с.
38. Музыкальное искусство и образование : Сборник научных статей
Всероссийского с международным участием научно-методического семинара, Пенза, 17-19 февраля 2022 года. - Пенза: Пензенский 49
государственный университет, 2022. - 192 с.
39. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - Москва: Академия, 1999. - 453 с.
40. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др., под ред. И. А. Зазяна. - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
41. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б.С. Рачина. - М.: Композитор, 2012. - 544 с.
42. Смирнов С.В. Некоторые принципы вокального интонирования
на фортепиано // Музыкальное образование и наука. 2019. №1 (10). С. 48 - 56 URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/nekotorye-printsipy-vokalnogo-
intonirovaniya-na-fortepiano (дата обращения: 09.03.2024).
43. Традиции и инновации в современном культурно¬
образовательном пространстве : Материалы XII международной научно - практической конференции, Москва, 23 ноября 2021 года / Под научной редакцией Л.А. Рапацкой, отв. ред. В.В. Гетьман, редколлегия М.С. Осеннева, Н.И. Дружкова, Е.А. Шкапа. - Москва: Московский
педагогический государственный университет, 2022. - 259 с.
44. У Линьсян Специфика формирования исполнительской культуры музыканта в вузе // Вестник МГУКИ. 2013. №5 (55). С. 193 - 197. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZspetsifika-formirovaniya-ispolnitelskoy-kultury- muzykanta-v-vuze(дата обращения: 09.03.2024).
45. Фархутдинова С.Г., Семенюк Т.Е. Развитие интереса подростков
к слушанию академической музыки в общеобразовательных учреждениях // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet», 2021. - Том 4. - № 1. - С. 102. - [Электронный ресурс]. -
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZrazvitie-interesa-podrostkov-k-slushaniyu- akademicheskoy-muzyki-v-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата
обращения: 10.03.2024).
46. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. - М.: Юрайт, 1988. - 420 с.
47. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М.: Юрайт, 2003. - 368 с.
48. Чечет Т.Н. Подготовка будущих учителей к созданию эмоционально-эстетических ситуаций в процессе личностно¬ориентированного обучения. -Автореф. дисс. к.п.н., Волгоград, 1997. - 21 с.
49. Шамаева Р. М. Формирование исполнительской культуры будущего педагога-музыканта: теоретические аспекты // Вестник ЧГАКИ. 2014. №3 (39). С. 152 - 156. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/formirovanie- ispolnitelskoy-kultury-buduschego-pedagoga-muzykanta-teoreticheskie-aspekty(дата обращения: 15.02.2024).
50. Шапинская Е.Н. Музыка на все времена: классическое наследие и современная культура // Знание. Понимание. Умение, 2015. - № 3. - С. 152 - [Электронный ресурс]. - https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/muzyka-na-vse- vremena-klassicheskoe-nasledie-i-sovremennaya-kultura(дата обращения: 07.04.2023)
51. Шапиро О. В. Исполнительская культура в условиях
модернизации общества // МНКО. 2011 №5. С. 377 - 381 URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZispolnitelskaya-kultura-v-usloviyah-modernizatsii- obschestva (дата обращения: 09.03.2024).