Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных УУД 6
1.1. Понятие и сущность коммуникативных УУД 6
1.2. Основные аспекты методики лексики 12
1.3. Анализ особенностей формирования УУД при изучении лексики в 6 кла 23
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования коммуникативных УУД при изучении лексики в 6 классе 31
2.1. Система упражнений на формирование коммуникативных УУД при
изучении лексики в 6 классе 31
2.2. Результаты экспериментального обучения 36
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложения 49
Тенденции развития современного общества задают динамику постоянно растущих требований как к организации образовательной системы в целом, так и к системе начального образования, в частности. Перед современным педагогом стоят задачи совершенствования образовательного пространства, а также определение целей образования школьников. При этом педагог должен учитывать государственные и социальные интересы в построении образованного общества. Достижение данных задач становится возможным благодаря созданию методики универсальных учебных действий и приемов, которые помогут учащимся в буквальном смысле объять необъятное и строится по формуле: от действия - к мысли. Процесс овладения учащимися универсальными учебными действиями обеспечивает школьника возможностью успешного усвоения знаний.
Современная система образования обеспечивает активное взаимодействие ребёнка с учителем и с одноклассниками, что в свою очередь предполагает определённый уровень коммуникативного развития школьников. Говоря о коммуникативном развитии, мы имеем в виду формирование компетентности в общении, которая включает сознательную ориентацию учащегося на позицию других людей в совместной деятельности, умение слушать и понимать речь других, умение вести диалог в соответствии с целями и задачами обучения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, а также умение строить и поддерживать устойчивые социальные связи в обществе.
Проблематика формирования коммуникативных универсальных учебных действий нашла отражение в исследованиях таких ученых, как А. А. Асмолов, Л. С. Выготский, Ю. К. Бабанский, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя,
К. Д. Ушинский, Г. В. Бурменская, Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая, Г. К. Селевко и другие.
Актуальность работы состоит в том, что для человека хорошо развитая речь, это не только средство общения, но и инструмент познания и самовоспитания, а также двигатель интеллектуального развития. Для учителя русского языка важнейшим направлением в работе является обогащение словарного запаса учеников.
Уже давно многие педагоги пришли к мнению, что именно бедность словаря школьников снижает эффективность усвоения орфографического материала и является препятствием в постижении других языковых правил и норм.
Перед педагогом стоит задача обогащения лексики школьников (расширение словарного запаса). Работа по обогащению лексики должна иметь системный характер, поскольку слово выступает базовой единицей речи. Слово обладает определенными семантическими свойствами. Слово позволяет школьнику получать, обрабатывать и передавать посредством речи информацию и коммуницировать с другими людьми.
Вместе с тем, проблематика развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей при изучении лексики в 6 классе раскрыта недостаточно. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена сложившимся противоречием между необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников и малым количеством заданий, встречающихся в учебнике и методических пособиях.
Объект исследования - учебный процесс, ориентированный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у школьников 6 классов.
Предмет исследования - приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников в процессе изучении лексики в 6 классе.
Цель исследования - разработать систему упражнений для формирования коммуникативных УУД у школьников на уроках русского языка в 6 классе.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную литературу по теме исследования;
2) провести опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка в 6 классе по изучению лексики;
3) разработать задания, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
...
Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий остаётся актуальной сегодня, так как именно в школьном возрасте ребёнок адаптируется к социуму, коллективу, а коммуникация играет важнейшую роль для социализации детей в обществе. Этой проблеме уделяется большое внимание в научной и методической литературе.
Коммуникативная компетенция является неотъемлемой частью гармонического развития школьника.
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что существует множество различных условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
При работе в данной области необходимо формирование у детей умений выражать свои мысли, управлять собой в процессе взаимодействия и осуществлять продуктивное сотрудничество с окружающими, особенно с теми, кто испытывает трудности в общении.
Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках позволяет обеспечить учителю эффективность педагогического воздействия на формирование когнитивногои поведенческого компонентов коммуникативной сферы.
Если правильно подобрать методический материал, то дети научатся открывать новые знания, уважительно относиться друг к другу, учитывать мнения одноклассников, владеть собой в процессе общения. Поэтому на уроках необходимо организовывать совместную работу детей в парах и группах, проводить рефлексию у учащихся, учить оценивать работу одноклассников.
Цель исследования, заключавшаяся в разработке приемов формирования коммуникативных УУД у школьников на уроках русского языка в 6 классе, достигнута за счет решения исследовательских задач.
Во-первых, была проанализирована литература для анализа и систематизации данных в аспекте нашего исследования.
Во-вторых, проведена опытно-экспериментальную работу по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка в 6 классе по изучению лексики.
В-третьих, разработаны задания, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
И наконец, сформулированы выводы об эффективности проведённых заданий в 6 классе на формирование коммуникативных УУД, что подтверждёно результатами эксперимента на констатирующем и контрольном этапах, и показавших на контрольном этапе принципиально более высокий уровень сформированности коммуникативных УУД у учеников 6 класса.
Тема настоящего исследования представляет научный интерес и имеет перспективу для дальнейшего исследования, например, в области изучения формирования коммуникативных УУД у учеников других классов или в рамках обучения другому тематическому блоку на уроках русского языка.
1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: / учебник / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: Академия, 2007. 319 с.
2. Бабайцева, В.В. Современный русский язык. [Текст]: / Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз и лит». В 3 ч. Ч.1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. - 2-е изд. , испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. 192 с.
3. Баранов, М.Т. Лексика [Текст]: / Обучение русскому языку в 4 - 6 классах по новой программе. - М., 1970. 285 с.
4. Баранов М.Т. Об изучении лексики русского языка в 4 - 7 классах //Рус. яз. в школе. - М., 1967. 296с.
5. Баранов М.Т. Методика лексики / М.Т.Баранов // Основы методики русского языка в 4-8 классах / под ред. А.В.Текучева и др. М., 1983. 308с.
6. Баранов, М.Т. Методика лексики. Основы методики русского языка в 4 - 8 классах: [Текст]: /пособие для учителей / - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983. 293
7. Баранов, М.Т. Лексико-семантический аспект уроков русского языка.- М., 1978. 188 с.
8. Брызгунова, Е.А. Земская и др.; Под ред. В.А. Белошапковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. 800 с.
9. Быстрова, Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания [Текст]: / Обучение русскому языку в школе / [Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой]. - М.: Дрофа, 2004. 200 с.
10. Васильева С.Г. Современный русский язык. Лексикология и фразеология: учеб. Пособие для вузов по специальности «Филология». Казань: РИЦ «Школа», 2005. 156 с. 59
11. Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография [Текст]: / Избр. труды - М., 1977. 312 с.
12. Дудова Л.В. Русский язык и литература в полиэтнических классах: Сборник материалов круглого стола. — М., 2010. 167 с.
13. Лекант, П.А. Современный русский язык: [Текст]: / учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под ред. П.А. Леканта. - 5-е изд. - М.: Изд. Юрайт, 2014. 559 с.
14. Михеева Г. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе
[Электронный ресурс] // URL:
http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200402409 (05.04.2016)
15. Пахнова Т.М. Изучение лексики по учебному комплексу // Русский язык в школе.1977. №4. 90 с.
... всего 30 источников