Реферат 2
Введение 3
Глава 1 Политика России по обеспечению информационной безопасности 5
1.1 Понятие и содержание информационной безопасности России 5
1.2 Правовое обеспечение информационной безопасности в России 11
Глава 2 Политика США по обеспечению информационной безопасности 20
2.1 Политика США с сфере информационной безопасности 20
2.2 Правовое обеспечение информационной безопасности в США 24
Глава 3 Политика Китая по обеспечению информационной безопасности 29
3.1 Политика Китая в сфере информационной безопасности 29
3.2 Правовое обеспечение информационной безопасности в Китае 31
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А 40
Актуальность данной темы обусловлена тем, что характерной чертой современного общества является его информатизация - активная разработка и внедрение во все сферы человеческой деятельности информационных технологий и средств. Информация и информационные ресурсы становятся одним из решающих факторов развития личности, общества и государства. Широкие возможности компьютеров и информационных технологий позволяют автоматизировать процессы мониторинга и управления государственными, экономическими,
социальными, оборонными и другими объектами и системами, получать,
накапливать, обрабатывать и передавать информацию об этих процессах
практически с любой требуемой скоростью, в любом количестве.
Все это дает основание утверждать, что информатизация играет сегодня решающую позитивную роль в развитии человечества, что информационное общество объективно неизбежно. Но история учит нас тому, что многие достижения научно-технической мысли использовались не только во благо людей. Достаточно вспомнить достижения ядерной физики - атомное оружие, оптоэлектроники - лазерное оружие, химии - отравляющие газы, биологии - биологическое оружие и т. д. Всегда находились силы, которые стремились использовать в своих интересах открытия в научно-технической сфере.
Сегодня у определенных субъектов (коалиций, государств, организаций, личностей) возникает стремление единолично обладать информационными ресурсами, средствами и технологиями и использовать их для удовлетворения своих интересов и противодействия интересам вероятных конкурентов в экономическом, коммерческом и даже военном противоборстве. Информация и информационные технологии при этом начинают выступать в качестве объектов угроз, что порождает проблему информационной безопасности.
Таким образом, тема изучения сущности и содержания информационной безопасности в современных условиях очень актуальна. Особенной эта тематика является в свете глобальных геополитических тенденций последних лет.
Проблемы и пути информационного обеспечения безопасности государства не являются новейшими с точки зрения исследовательского вопроса. Они активно рассматриваются в работах отечественных и зарубежных авторов в контексте тех или иных научных интересов.
Объект исследования - политика обеспечения информационной безопасности России, США и Китая...
Подводя итоги вышесказанного, следует сделать следующие выводы.
Информатизация общества порождает проблемы информационной безопасности, главные из которых - проблема информационных войн и информационного терроризма. Они носят глобальный характер, но для России, США и Китая приобретают особую остроту, что обусловлено их геополитическим и экономическим положением.
Информационная безопасность государства - защита конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности с использованием информационных средств. Жизненно важные интересы государства в информационной сфере:
- создание условий для реализации интересов личности и общества в информационной сфере;
- формирование институтов общественного контроля за органами государственной власти;
- безусловное обеспечение законности и правопорядка;
- создание условий для развития собственной информационной инфраструктуры;
- формирование системы подготовки и реализации решений органов государственной власти, обеспечивающих национальные интересы страны;
- защита государственной информационной системы и информационных ресурсов (в том числе защита государственной тайны);
- защита единого информационного пространства страны;
- развитие равноправного и взаимного международного сотрудничества.
Национальная безопасность России, США и Китая существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Под информационной безопасностью в этих понимается состояние защищенности их национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. На основе национальных интересов России, США и Китая в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.
Угрозы информационной безопасности государства:
- разрушение единого информационного пространства;
- вытеснение информационных агентств и средств массовой информации с внутреннего информационного рынка;
- монополизация информационного рынка;
- блокирование деятельности государственных средств массовой
информации по информированию гражданских лиц и зарубежной аудитории;
- ослабление роли государственного языка;
- несанкционированное целенаправленное вмешательство и
проникновение в деятельность и развитие информационных систем;
- низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики (дефицит кадров, отставание информационных систем от международных стандартов).
Угрозы информационной безопасности России, США и Китая подразделяются по общей направленности (угрозы государственным устоям и свободам граждан, духовной жизни общества, информационной структуре, информационным ресурсам) и по способам воздействия (собственно информационные, программно¬математические, физические и организационные).
В современном обществе информационная безопасность является важнейшим компонентом национальной безопасности. От нее в значительной степени зависит уровень экономической, оборонной, социальной, политической и других видов безопасности.
1 Авинова Н. Н. Исторические аспекты информационных войн. М. : Юрайт, 2018. 276 с.
2 Белов Е. С. Основы информационной безопасности. М. : Юрайт, 2017. 544 с.
3 Ветров С. А., Лоткин И. В. Современные международные отношения. М. : Юрайт, 2019. 91 с.
4 В Китае вступает в силу резонансный закон о кибербезопасности. URL: https://ria.ru/20170601/1495523455.html (дата обращения: 05.05.2022).
5 Гаджиев К. С. Место и роль России в трансформирующейся системе международных отношений (материалы семинара). Н. Новгород : Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2002. 236 с.
6 Глобальный отчет по информационным технологиям 2010-2011 гг. Всемирный экономический форум. URL: http://strategy.ru/the-report-on-information- technology (дата обращения: 05.05.2022).
7 Глобальная программа кибербезопасности (ГПК) МСЭ. Основа для международного сотрудничества в области кибербезопасности. URL: http://www.ifap.ru/pr/2008/080908aa.pdf (дата обращения: 05.05.2022).
8 Доктрина информационной безопасности РФ. URL: http://www.scrf. gov.r u/security/information/document5/ (дата обращения: 05.05.2022).
9 Закон о кибербезопасности позволит замораживать счета иностранцев. URL: https://ria.ru/20161101/1480433700.html (дата обращения: 05.05.2022).
10 Заявление министров иностранных дел стран НАТО. URL: https://www.n ato.int/nrcwebsite/ru/articles/20140327announcement/index.html (дата обращения: 05.05.2022).
11 КНР. Закон о кибербезопасности принят. URL: https://www.imemo.ru/new s/events/text/knr-zakon-o-kiberbezopasnosti-prinyat (дата обращения: 05.05.2022).
12 Концепция стратегии кибербезопасности Российской Федерации. URL:
http: //council .gov.ru/media/files/41 d4b3 dfbdb2 5cea8a73. pdf (дата обращения:
05.05.2022).
13 Лапина М. А. Информационное право. М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2018. 390 с.
14 Линников А. Геополитические факторы обеспечения экономической безопасности современной России в условиях технологического отставания. Федерализм. 2020. № 4. С. 127-140.
15 Положение интернета в Китае. Пресс-канцелярия госсовета КНР. URL: http://russian.china.org.cn/government/archive/baipishu/txt/02/01/content_21857458_8 (дата обращения: 05.05.2022)...40