Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ изучения коррекции тревожности старшеклассников перед ЕГЭ с помощью метода арт- терапии 6
1.1. Тревожность, как психологическая характеристика 6
1.2. Арт-терапия как метод коррекции тревожности 15
1.3. Психологические особенности юношеского возраста 24
1.4. Обзор теоретических исследований по коррекции тревожности
старшеклассников 30
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции тревожности старшеклассников перед ЕГЭ с помощью метода арт-терапии 39
2.1. Описание процедуры и методов исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 41
2.3. Коррекционная программа по снижению уровня тревожности
старшеклассников перед ЕГЭ с помощью метода арт-терапии 45
2.4. Анализ результатов повторной диагностики 53
Выводы 57
Заключение 60
Список используемых источников 62
Приложение 1 66
Приложение 2 69
В настоящее время в психологии и педагогике большое внимание уделяется изучению личности подростка, его возрастным и личностным особенностям, так как данный возрастной период несет в себе множество изменений, как внутренних, так и внешних. Но не стоит забывать о том, что за этапом подросткового возраста следует этап юношества, не менее важный и серьезный этап в жизни каждого человека. Когда мы слышим слово «юноша», то многие из нас представляют себе уже повзрослевшую и самостоятельную личность. Но в большинстве своем это бывает совсем не так. Ведь юноша еще «вчера» был тем подростком, который имел множество противоречивых личностных качеств и относился ко всему критично. Только теперь на плечи юноши возлагается большая ответственность и повышается требовательность к нему. В большинстве случаев старшеклассники не готовы к таким переменам. В 11 классе для них остро встает вопрос о дальнейшем обучении, самоопределении, то есть о поступлении в ВУЗ. А для того, чтобы поступить, старшеклассникам необходимо сдать ЕГЭ. В выпускном классе почти для всех учеников это является главной причиной их переживания и тревоги. Этому способствует множество факторов. Такие, как давление и большая требовательность со стороны родителей, негативный настрой учителей (зачастую учителя преувеличивают важность и сложность данных экзаменов и негативно настраивают учеников), а также неуверенность в собственных силах.
В этот возрастной период особенно важным для старшеклассников является поддержка и понимание со стороны родителей и близких. Старшеклассники должны быть уверены в том, что они не одни, что в них верят и поддерживают. Иначе их уровень тревоги может возрасти до очень высокого, неконтролируемого. Именно поэтому на данном возрастном этапе необходимым является проведение различного рода занятий, тренингов, направленных на коррекцию тревожности старшеклассников перед ЕГЭ.
В нашей работе речь пойдет о таком методе коррекции, как арт- терапия. Данный метод направлен на гармонизацию психического состояния путем развития способности самовыражения и самопознания. В повседневной жизни мы все ограничены строгими рамками, действуем по какому-либо заданному плану. И порой нам трудно бывает разобраться в самих себе, понять, что происходит внутри нас, чем вызвано то или иное состояние, например, той же самой тревоги. Но стоит нам попробовать метод арт-терапии, как сразу же все раскладывается по полочкам. Мы даем волю нашему бессознательному, волю нашим чувствам и действиям. Что в свою очередь приводит нас в состояние гармонии и умиротворенности. Теперь уже человек способен взглянуть на свою проблему с другой стороны и понять, что ее решение и преодоление ему по силам...
В настоящее время все чаще обостряется проблема повышения уровня тревожности школьников. Особенно старшеклассников в период подготовки к экзаменам. Поэтому необходимым является проводить коррекционные работы с учащимися с целью снижения уровня тревожности и ее профилактики.
Нами было проведено исследование в период с ноября 2018 года по февраль 2019 года, в ходе которого осуществлялась диагностика общего уровня тревожности старшеклассников, а также уровня тревожности, вызванной предстоящими экзаменами.
Было выявлено, что большая часть класса имеет высокий уровень тревожности по какому-либо показателю. С данным процентом учеников была проведена коррекционная программа, состоящая из 8-ми занятий продолжительностью в один час. Основной метод, использующийся в тренингах - метод арт-терапии.
По завершению тренинговых занятий было осуществлено повторное диагностирование с целью сравнения результатов. С помощью t-критерия Стьюдента было выявлено, что практически для всех учеников данная коррекционная программа оказалась эффективной, поскольку уровень их тревожности по различным показателям снизился.
Мы считаем, что необходимым является осуществлять психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников на протяжении подготовки к ЕГЭ. Ведь в этот период уровень их стресса и тревоги в разы возрастает, что может привести к пагубным последствиям. А для того, чтобы ученик успешно сдал все экзамены, ему необходима поддержка и помощь со стороны окружающих. Только так старшеклассник сможет быть уверенным в себе, быть мотивированным к деятельности и не испытывать постоянное чувство страха и тревоги. По нашему мнению, метод арт-терапии в тренинге является интересным и эффективным для старшеклассников и может быть использован в работе педагога-психолога.
Таким образом, можно сказать о том, что наша гипотеза о том, что специально разработанная коррекционная программа, которая содержит в себе методы арт-терапии, способствует снижению уровня тревожности старшеклассников перед ЕГЭ, подтвердилась частично.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Андреева И.Н. Взаимосвязь личностной тревожности и социально-психологических характеристик подростков: автореферат дисс. канд. психол. наук. - Минск, 2012. - 21 с.
3. Астапов В.М. Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2011. - 256 с.
4. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: Изд-во: ПЕРСЭ, 2011. - 146 с.
5. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. - 1992. - № 5. 32-41 с.
6. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии. 1993. № 1. - 105 с.
7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Москва. 1984. 200 с.
8. Волков Б.С. Психология подростка. - СПб.: ПоР. 2009. - 160 с.
9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, 1998. - 44 с.
10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Речь, 2010. - 39 с.
11. Гудкова К.В. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у старшеклассников // Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС» (Уфа). 2019. - 235-243 с.
12. Забродин Ю.М., Бороздина Л.В., Мусина И.А. К методике оценки уровня тревожности по характеристике временной перцепции // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10, № 5. - с. 87-95.
13. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха. СПб.: Гиппократ, 1995. - 126с.
14. Капитанец Д.А. Модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности старшеклассников // Журнал: Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества» (Новосибирск). - 2011, №22. - 65¬69 с.
15. Киселева М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие / М.В. Киселева, В.А. Кулганов. - СПб.: Речь, 2014. - 64 с...41