Введение 3
Глава 1 Нетрадиционные формы обучения - как один из видов обучения учащихся 6
1.2 Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии 6
1.2 Роль нетрадиционного обучения в образовании 16
1.3 Сущность и классификация урока-экскурсии 24
Глава 2. Особенности разработки и проведения уроков-экскурсий «Учебные заведения Красноярска - памятники культурного наследия» 31
2.1 Научно-теоретические аспекты активных и интерактивных методов
обучения в преподавании истории 31
2.2 Методические особенности проведения уроков-экскурсий 34
3.3 Разработка урока-экскурсии «Учебные заведения Красноярска - памятники
культурного наследия» 40
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложение А 62
Приложение Б 66
Приложение В 69
Приложение Г 69
Приложение Д 71
Новые социальные запросы, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не просто развитие учащимися конкретных знаний и умений в рамках отдельных дисциплин. Одна из форм обучения в школе - экскурсионная форма проведении уроков.
Формирование положительной мотивации в обучении рассматривается учителем как особая задача. Обычно мотивации связаны с познавательными интересами учащихся, необходимостью овладения новыми знаниями, навыками и умениями. Чтобы создать благоприятный климат, который направляет студентов к развитию общих когнитивных и культурных навыков, необходимо выбрать формы курсов, которые будут стимулировать студенческую деятельность.
Для плодотворной и эффективной деятельности обучающихся характерны нетрадиционные формы управления методики проведения уроков. К таким мероприятиям относятся: урок - спектакль, урок - экскурсия, видеоурок и так далее.
Опыт учителей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы обучения поддерживают интерес студентов к предмету и повышают мотивацию к обучению.
Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка.
Основным преимуществом нетрадиционных форм учебной деятельности является развитие и совершенствование социокультурных навыков обучающихся,
расширение по сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого языка.
Исходя из вышеизложенного, актуальность выпускной квалификационной работы состоит, в необходимости использования нетрадиционных форм занятий в современной школе, направленных на решение проблемы формирования социокультурной грамотности обучающихся.
Феномен, социокультурной грамотности предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формирование непредвзятого взгляда на мир, ломку сложившихся стереотипов, искажающих восприятие иной культуры, обучение культуре общения.
Решением этой проблемы является проведениеинновационных школьных занятий, к числу которых принадлежат уроки-экскурсии.
Однако следует признать, что есть много вопросов экскурсионной работы, которые все же требуют обширных теоретических исследований. Необходимо повысить эффективность содержания и образовательную роль экскурсии, создать условия, способствующие расширению познавательной самостоятельности и инициативы учащихся.
Большое значение для изучения данной проблемы имеют экспериментальные исследования Л.В. Занкова о сочетании слова и средств наглядности [19, с. 8].
Методы исследования: в ходе исследования были применены следующие методы:
• теоретические (анализ научной литературы и источников по проблеме исследования);
• эмпирические (проведение урока-экскурсии в городе Красноярске).
Объектом данного исследования выступает процесс преподавания предмета истории в общеобразовательной школе.
Предметом исследования выступают нестандартные формы обучения на уроках истории, такие как урок-экскурсия.
Целью данного исследования является систематизация сведений по методике общеобразовательной школы города Красноярска.
В процессе работы были сформулированы следующие задачи:
1) изучение педагогической и методической литературы по методике проведения уроков-экскурсий;
2) изучение и составление плана урока по историческим объектам г. Красноярска;
3) изучение организации познавательной деятельности учащихся на уроках- экскурсиях;
4) освещение различных методов проведения экскурсии;
5) привлечение внимания к урокам-экскурсиям как действенной форме активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения и воспитания.
Данная работа имеет как теоретическое, так и практическое значение. На основе психолого-педагогической литературы была раскрыта сущность, структура, функции, классификация уроков-экскурсий и их особенность в организации познавательной деятельности учащихся. Была сделана попытка привлечь внимание к экскурсиям как действенной форме активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения и воспитания.
Анализ изученного материала позволяет сделать вывод о том, что практически любой учитель, должен проводить уроки экскурсионного типа. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач, не только посредствам учебника, но и с помощью наглядного материала
В практической части работы даны методические рекомендации по проведению курсов-экскурсий. В конце работы предлагается обзор экскурсионного занятия. Выявлена необходимость применения различных форм и методов проведения экскурсий, способствующих формированию у детей навыков познавательной деятельности и самообразования. Проводя ра зл ич.ны е ви ды эк ск ур си й, уч ит ел ь им ее т мн ож ес тв о ср ед ст в дл я организации учебной и познавательной деятельности учеников. Каждый из ни х на це ле н на ра зв ит ие де тс ко го ин те лл ек.та, по вы ше ни е их сп ос об но ст ей и гл уб ок ое ус во ен ие ис то ри че ск их зн ан ий.
По дг от ов ка лю бо го ви да не тр ад.иц ио нн ог о ку рс а тр еб уе т от пр еп од ав ат ел я бо ль ши х ус ил ий и вр ем ен и, та к ка к он вы ст уп ае т в ро ли ор га.ни за.то ра. Поэтому, прежде чем браться за| такую работу, следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Чтобы успешно подготовить нестандартное занятие и провести его, учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать определенным требованиям, основными из которых являются: - хорошее знание предмета и методики;
• творческий подход к работе, изобретательность;
• осознанное отношение к использованию нетрадиционных форм урока в учебном процессе;
• учет собственного характера и темперамента.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что эффективность экскурсионных занятий в решающей степени зависит от педагогического мастерства учителя, глубины его знаний, умения быть организатором. Урок может быть расширен за счет Духовной семинарии и светских учебных заведений (2 гимназии, начальные школы, художественная школа). Эта тематика может быть раскрыта в сообщениях, подготовленных самими учениками в виде презентаций.
- все учебные заведения были размещены в зданиях, достойно отражающих их социальное и культурное значение в структуре губернского города. Практически все они входят в список памятников исторического и культурного наследия, являются памятниками архитектуры. Их названия менялись, но функциональная принадлежность сохранялась как в советское, так и в постсоветское время.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480)
3. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта [Текст] / Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. - 2012. - № 1.
4. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством
образовательного процесса. - М.: Педагогический университет «Первое
сентября», 2019.
5. ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие
требования» - Режим доступа: [Техэксперт] -
http: //docs.cntd.ru/document/1200092284
6. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. - М: Советский спорт,. 2007. - 216 с.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2020. - 42 с.
8. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся [Текст] / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2012. - № 1.
9. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С. Кашлев. - Мн.: Университетское, 2018. - с.178
10. Киприянова Е.В., Якуба Е.П. Социализация школьников средствами исторического образования [Текст] / Е.В. Киприянова и др. // Преподавание истории в школе. - 2021. - № 6.
11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М., 1986.
12. Митрофанов К.Г., Голубкин И.В., Беликова Ю.И. и др.
Проектирование информационно-коммуникационных гуманитарных
образовательных ресурсов нового поколения [Текст] / К.Г. Митрофанов и др. - М.: МГПУ, 2010.
13. Питинова, Т. Г. О подготовке к проведению уроков-экскурсий в
обучении истории / Т. Г. Питинова, А. Ю. Курченко. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 1 (105). - С. 745-748. - URL:
http s: //moluch.ru/archive/105/23782/
14. Путрик С.Ю. История туризма: учебник / коллектив авторов; отв. ред. и сост. Ю. С. Путрик. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2019 - 256 с.
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации 996-
р«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Режим доступа: [Консультант плюс] -
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/...21