Методика постижения старшеклассниками мотива духовного становления героя в романе В.В.Набокова «Подвиг» и повести А.И.Куприна «Поединок»
|
Введение 3
Глава I. Мотив духовного становления как способ создания художественного образа
1.1. Мотив духовного становления в работах педагогов и психологов 7
1.2. Исследователи литературы о мотиве духовного становления 14
Выводы по главе 22
Глава II. Путь духовной эволюции главного героя в романе В.В. Набокова «Подвиг» и повести А.И. Куприна «Поединок»
2.1. Духовная эволюция Мартина Эдельвейса как поиск себя 23
2.2. Смыслообразующая роль мотива духовного становления в образе поручика
Ромашова 29
Выводы по главе 33
Глава III. Методика постижения старшеклассниками мотива духовного становления героев В.Н. Набокова и А.И. Куприна
3.1. Опыт изучения романа В.В. Набокова «Подвиг» и повести А.И. Куприна
«Поединок» на занятиях по литературе 35
3.2. Методическое решение уроков, посвященных мотиву духовного становления героев В.В. Набокова и А.И. Куприна 42
Выводы по главе 61
Заключение 62
Библиографический список 66
Приложения
Глава I. Мотив духовного становления как способ создания художественного образа
1.1. Мотив духовного становления в работах педагогов и психологов 7
1.2. Исследователи литературы о мотиве духовного становления 14
Выводы по главе 22
Глава II. Путь духовной эволюции главного героя в романе В.В. Набокова «Подвиг» и повести А.И. Куприна «Поединок»
2.1. Духовная эволюция Мартина Эдельвейса как поиск себя 23
2.2. Смыслообразующая роль мотива духовного становления в образе поручика
Ромашова 29
Выводы по главе 33
Глава III. Методика постижения старшеклассниками мотива духовного становления героев В.Н. Набокова и А.И. Куприна
3.1. Опыт изучения романа В.В. Набокова «Подвиг» и повести А.И. Куприна
«Поединок» на занятиях по литературе 35
3.2. Методическое решение уроков, посвященных мотиву духовного становления героев В.В. Набокова и А.И. Куприна 42
Выводы по главе 61
Заключение 62
Библиографический список 66
Приложения
Духовное становление личности - это обязательный процесс для формирования гармоничного, зрелого в социальном и этическом смыслах человека. Лишённость духовного стержня, нравственных принципов, внутренних основа¬ний добра неизбежно сказывается отрицательно как на социальном, так и на собственно личностном уровнях функционирования человека как члена общества. Литература, являясь ареной, где творчески отражается тот или иной духовный склад индивида, как никакая иная ментальная среда способствует раскрытию и «экспериментальному» осуществлению типически оформленных социально-личностных качеств героев.
Художественно исследуя, раскрывая действительность, а на ее фоне - человека, его сложную духовную структуру, - литература, в особенности русская, решает одну из самых актуальнейших проблем - проблему взаимодействия личности и социально-природной среды. Но эта общая, постоянно актуальная задача естественно преломляется как своевременная и злободневная в наше время - время, когда обновленная Россия стремится занять достойное место в культурном мировом пространстве. Риторический вопрос: возможно ли это без духовного становления человека, его воспитания и развития, его движения через сложные, порой кажущиеся неразрешимыми, препятствия материального и морального порядка? В этом ключе наше обращение к теме духовного становления героев в романе Набокова «Подвиг» и повести Куприна «Поединок» представляется актуальным.
Цель исследования - предложить методику постижения старшеклассниками мотива духовного становления героя в романе В.В.Набокова «Подвиг» и повести А.И.Куприна «Поединок». Достижение цели требует решения ряда за¬дач:
1. проанализировать особенности мотива духовного становления как способа создания художественного образа;
2. определить пути духовной эволюции главного героя в романе В.В. Набокова «Подвиг» и повести А.И. Куприна «Поединок»;
3. систематизировать опыт изучения романа В.В. Набокова «Подвиг» и повести А.И. Куприна «Поединок» на элективных занятиях по литературе;
4. разработать методическую основу уроков, посвященных мотиву духовного становления героев В.В. Набокова и А.И. Куприна.
Исследование мотива духовного становления героев романа В.В. Набокова «Подвиг» и повести А.И. Куприна «Поединок» в сопоставительном аспекте проводится впервые, и в этом состоит научная новизна магистерской диссертации. Ее практическая значимость заключается в разработке методики постижения старшеклассниками мотива духовного становления героя в романе В.В.Набокова «Подвиг» и повести А.И.Куприна «Поединок». Теоретическая значимость магистерской диссертации состоит в систематизации теоретических сведений о мотиве духовного становления как способе создания художественного образа, единице поэтики художественного произведения, и формулировке рабочего определения мотива духовного становления героя.
Объект исследования - мотив духовного становления Мартина Эдельвейса, главного героя романа В.В.Набокова «Подвиг», и Георгия Ромашова, главного героя повести А.И.Куприна «Поединок». Предмет исследования - специфика методики постижения этого мотива старшеклассниками. Гипотеза: мотив духовного становления может быть продуктивным средством анализа старшеклассниками образов тех главных героев, которые даны в развитии, в процессе формирования характера и выработки морально-нравственных принципов поведения.
В связи с содержанием исследования выстраивается отбор методов исследования. В данном отношении мы сочли необходимым использовать историко-литературный метод, как наиболее адекватный, поскольку творчество обоих писателей принадлежит собственно истории литературы. Здесь есть пря¬мая связь и с историографией вопроса, с учетом того, что сделано исследовате¬лями творчества Куприна и Набокова. Необходимость компаративистского, сравнительного, метода также вытекает из самого характера работы, поскольку главным методологическим акцентов ее является сравнение двух литературных героев.
Третьим методом является метод лингвистического анализа, с помощью которого мы намереваемся выявить лексико-стилистическую специфику обоих произведений и спроецировать ее на образы главных героев. Метод критического анализа позволит нам увидеть сильные и слабые стороны двух произведений и художественных образов как авторских созданий, а также выявить расстояние между замыслом и его реализацией.
Изучение историографии основной проблемы привело нас к выводу о необходимости проведения нашего исследования в компаративистском ракурсе, поскольку именно он способен наиболее адекватно осветить специфические моменты творческого поиска таких разных писателей, как А.И. Куприн и В.В. Набоков.
Кроме того, в современном литературоведении отчётливо прослеживается тенденция выявления литературных диалогов авторов, чье творчество сближается посредством сходства образов, тем, мотивов или биографически. Так, связь Куприна с отцом писателя В.В. Набокова - Владимиром Дмитриевичем - была заметной вехой в биографии Куприна. В парижской газете «Общее дело» Куприн опубликовал некролог, посвященный его памяти (1922 г.). Сын В.Д. Набокова - знаменитый писатель В.В. Набоков - был моложе Куприна на 30 лет. В 1929 году, находясь, как и Куприн, в эмиграции, он выступил в печати с рецензией на сборник рассказов Куприна «Елань», назвав писателя «получив¬шим от Бога щедрый дар», и в то же время отметив «неряшливую строку» [45].
Есть сведения и о личных встречах двух писателей. Интересно отметить, что после встречи с Куприным в октябре 1932 года в Париже в письме к жене Набоков, описывая Куприна, писал: «Ужасно симпатичный старый мужичок с узкими глазами». В «Других берегах» Набоков вспоминает о Куприне мельком: «В тридцатых годах помню Куприна, под дождем и желтыми листьями поднимающего издали в виде приветствия бутылку красного вина» [45]. Эти факты биографий писателей не значимы для собственно аналитической стороны нашего исследования, но их «встреча» и в его рамках может дополнить историю развития отечественной словесности.
Положения, выносимые на защиту:
1) Мотив духовного становления героя в произведении - это отражение движения героя по жизни через различные ситуации с постепенным его духовным ростом, самопознанием, самовоспитанием, саморазвитием, поиском себя, которое в конечном итоге достигает своего апогея, вследствие чего читатель видит «духовно установившегося» человека.
2) Мотив духовного становления является центральным и смыслообразующим для образов Мартина Эдельвейса, главного героя романа В.В.Набокова «Подвиг», и Георгия Ромашова, главного героя повести А.И.Куприна «Поединок».
3) Методика постижения старшеклассниками мотива духовного становления героя с помощью диаграммы фишбоун может быть признана целесообразной.
Теоретические и практические результаты исследования прошли апробацию на конференциях: Всероссийская видеоконференция "Магистр - науке и образованию" (Московский педагогический государственный университет, 20 апреля 2017); V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (Пензенский государственный университет, 6 апреля 2017 г.).
По теме магистерского исследования опубликована статья: Широкова А.О. Стратегия постижения учащимися мотива духовного становления героя в повести А. И. Куприна "Поединок"// Материалы всероссийской видеоконференции "Магистр - науке и образованию" (Московский педагогический государственный университет, 20 апреля 2017). Отв. ред. А. М. Антипова. М.: Изд- во МПГУ, 2017, С. 17-24.
Художественно исследуя, раскрывая действительность, а на ее фоне - человека, его сложную духовную структуру, - литература, в особенности русская, решает одну из самых актуальнейших проблем - проблему взаимодействия личности и социально-природной среды. Но эта общая, постоянно актуальная задача естественно преломляется как своевременная и злободневная в наше время - время, когда обновленная Россия стремится занять достойное место в культурном мировом пространстве. Риторический вопрос: возможно ли это без духовного становления человека, его воспитания и развития, его движения через сложные, порой кажущиеся неразрешимыми, препятствия материального и морального порядка? В этом ключе наше обращение к теме духовного становления героев в романе Набокова «Подвиг» и повести Куприна «Поединок» представляется актуальным.
Цель исследования - предложить методику постижения старшеклассниками мотива духовного становления героя в романе В.В.Набокова «Подвиг» и повести А.И.Куприна «Поединок». Достижение цели требует решения ряда за¬дач:
1. проанализировать особенности мотива духовного становления как способа создания художественного образа;
2. определить пути духовной эволюции главного героя в романе В.В. Набокова «Подвиг» и повести А.И. Куприна «Поединок»;
3. систематизировать опыт изучения романа В.В. Набокова «Подвиг» и повести А.И. Куприна «Поединок» на элективных занятиях по литературе;
4. разработать методическую основу уроков, посвященных мотиву духовного становления героев В.В. Набокова и А.И. Куприна.
Исследование мотива духовного становления героев романа В.В. Набокова «Подвиг» и повести А.И. Куприна «Поединок» в сопоставительном аспекте проводится впервые, и в этом состоит научная новизна магистерской диссертации. Ее практическая значимость заключается в разработке методики постижения старшеклассниками мотива духовного становления героя в романе В.В.Набокова «Подвиг» и повести А.И.Куприна «Поединок». Теоретическая значимость магистерской диссертации состоит в систематизации теоретических сведений о мотиве духовного становления как способе создания художественного образа, единице поэтики художественного произведения, и формулировке рабочего определения мотива духовного становления героя.
Объект исследования - мотив духовного становления Мартина Эдельвейса, главного героя романа В.В.Набокова «Подвиг», и Георгия Ромашова, главного героя повести А.И.Куприна «Поединок». Предмет исследования - специфика методики постижения этого мотива старшеклассниками. Гипотеза: мотив духовного становления может быть продуктивным средством анализа старшеклассниками образов тех главных героев, которые даны в развитии, в процессе формирования характера и выработки морально-нравственных принципов поведения.
В связи с содержанием исследования выстраивается отбор методов исследования. В данном отношении мы сочли необходимым использовать историко-литературный метод, как наиболее адекватный, поскольку творчество обоих писателей принадлежит собственно истории литературы. Здесь есть пря¬мая связь и с историографией вопроса, с учетом того, что сделано исследовате¬лями творчества Куприна и Набокова. Необходимость компаративистского, сравнительного, метода также вытекает из самого характера работы, поскольку главным методологическим акцентов ее является сравнение двух литературных героев.
Третьим методом является метод лингвистического анализа, с помощью которого мы намереваемся выявить лексико-стилистическую специфику обоих произведений и спроецировать ее на образы главных героев. Метод критического анализа позволит нам увидеть сильные и слабые стороны двух произведений и художественных образов как авторских созданий, а также выявить расстояние между замыслом и его реализацией.
Изучение историографии основной проблемы привело нас к выводу о необходимости проведения нашего исследования в компаративистском ракурсе, поскольку именно он способен наиболее адекватно осветить специфические моменты творческого поиска таких разных писателей, как А.И. Куприн и В.В. Набоков.
Кроме того, в современном литературоведении отчётливо прослеживается тенденция выявления литературных диалогов авторов, чье творчество сближается посредством сходства образов, тем, мотивов или биографически. Так, связь Куприна с отцом писателя В.В. Набокова - Владимиром Дмитриевичем - была заметной вехой в биографии Куприна. В парижской газете «Общее дело» Куприн опубликовал некролог, посвященный его памяти (1922 г.). Сын В.Д. Набокова - знаменитый писатель В.В. Набоков - был моложе Куприна на 30 лет. В 1929 году, находясь, как и Куприн, в эмиграции, он выступил в печати с рецензией на сборник рассказов Куприна «Елань», назвав писателя «получив¬шим от Бога щедрый дар», и в то же время отметив «неряшливую строку» [45].
Есть сведения и о личных встречах двух писателей. Интересно отметить, что после встречи с Куприным в октябре 1932 года в Париже в письме к жене Набоков, описывая Куприна, писал: «Ужасно симпатичный старый мужичок с узкими глазами». В «Других берегах» Набоков вспоминает о Куприне мельком: «В тридцатых годах помню Куприна, под дождем и желтыми листьями поднимающего издали в виде приветствия бутылку красного вина» [45]. Эти факты биографий писателей не значимы для собственно аналитической стороны нашего исследования, но их «встреча» и в его рамках может дополнить историю развития отечественной словесности.
Положения, выносимые на защиту:
1) Мотив духовного становления героя в произведении - это отражение движения героя по жизни через различные ситуации с постепенным его духовным ростом, самопознанием, самовоспитанием, саморазвитием, поиском себя, которое в конечном итоге достигает своего апогея, вследствие чего читатель видит «духовно установившегося» человека.
2) Мотив духовного становления является центральным и смыслообразующим для образов Мартина Эдельвейса, главного героя романа В.В.Набокова «Подвиг», и Георгия Ромашова, главного героя повести А.И.Куприна «Поединок».
3) Методика постижения старшеклассниками мотива духовного становления героя с помощью диаграммы фишбоун может быть признана целесообразной.
Теоретические и практические результаты исследования прошли апробацию на конференциях: Всероссийская видеоконференция "Магистр - науке и образованию" (Московский педагогический государственный университет, 20 апреля 2017); V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (Пензенский государственный университет, 6 апреля 2017 г.).
По теме магистерского исследования опубликована статья: Широкова А.О. Стратегия постижения учащимися мотива духовного становления героя в повести А. И. Куприна "Поединок"// Материалы всероссийской видеоконференции "Магистр - науке и образованию" (Московский педагогический государственный университет, 20 апреля 2017). Отв. ред. А. М. Антипова. М.: Изд- во МПГУ, 2017, С. 17-24.
Нами предложена методика постижения старшеклассниками мотива духовного становления героя в романе В.В.Набокова «Подвиг» и повести А.И.Куприна «Поединок». Достигнуть эту цель нам помогло выполнение ряда задач:
1. мы проанализировали особенности мотива духовного становления как способа создания художественного образа;
2. определили пути духовной эволюции главного героя в романе В.В. Набокова «Подвиг» и повести А.И. Куприна «Поединок»;
3. систематизировали опыт изучения романа В.В. Набокова «Подвиг» и повести А.И. Куприна «Поединок» на занятиях по литературе;
4. разработали методическую основу уроков, посвященных мотиву духовного становления героев В.В. Набокова и А.И. Куприна.
В заключительной части нашей работы нам остается сформулировать выводы, отражающие результаты данного исследования, а также наметить возможные перспективы научных поисков в обозначенном в виде темы или смежных с ней направлениях.
Главный вывод, на наш взгляд, касается вопроса о самой устойчивости, художественной и психолого-педагогической инвариантности темы духовного становления литературного героя. При этом важно обратить внимание на тот факт, что в создании художественного образа как героя, так и процесса личностных или социальных поисков в целом, в разных долях могут присутствовать как прототипические компоненты (ситуативные или личные), так и то есть те, которые могут быть отнесены полностью на счет авторского воображения или даже фантазии. Но и в том, и в другом случае прямая или скрытая типизация неизменно имеет место. В наших случаях, в образах Ромашова и Эдельвейса достаточно выпукло выступает социально-историческая среда, в которой герои рождаются, действуют и обретают себя духовно, теряя при этом такую несоизмеримую ценность, как жизнь.
Собственно переплетение "биологических" и, в целом, материальных рамок и условий бытия и быта традиционно в литературе является знаковой формулой сильной личности, а если и не сильной, то, во всяком случае, личности, способной к рефлексии, к переоценке ценностей, способной совершить моральный выбор, внешняя мотивация которого остается загадкой или просто недоступным личностным пространством для "толпы". Причем вовсе необязательно, чтобы напряженный духовный поиск был связан с высокоинтеллектуальными, культурно и цивилизованно "рафинированными" индивидами: отнюдь... Достаточно вспомнить купринскую Олесю или чеховского маляра Редьку из повести "Моя жизнь", чтобы понять, насколько важна чистота души и такие качества как честность перед собой, совестливость и сознание своего человеческого достоинства.
В этой связи позволим себе привести пример из "Архипелаг ГУЛАГ" А.И. Солженицына. Писатель не отождествляет такие понятия, как интеллигентность с образованностью или большим культурным багажом индивида, для него интеллигент - это человек, который в действительности живет и действует согласно напряженной функции своего интеллекта, ума, принимающего во внимание как законные для духа и тела нравственные принципы, пытаясь побороть захваты окружающей среды, материи, вещей, психических фобий, давления форс-мажорных обстоятельств.
Мы замечаем, что Ромашов и Эдельвейс находятся в непростых условиях, хотя по внешним признакам их можно отнести к тому, что составляет обыденность, повседневность. Вот такое соотношение серого, будничного фона существования и тех духовных коллизий, которые зреют и бушуют в голове героев, характерно для выдающихся мастеров художественного слова. Такая подача материала укрепляет в читателе сознание того, что он имеет дело с правдой, воплощенной в художественных образах.
Важное место в наших наблюдениях занимает такой факт, как автобиографичность художественного текста. Выразим обобщающее положение: изображение процесса духовного становления героев художественной литературы так или иначе без перенесения писателем своего жизненного опыта, собственных духовных поисков, коллизий, очарований и разочарований, изменения себя и окружающей среды и тп. на художественное полотно, создаваемое автором в том или ином литературном направлении, в том или ином жанре.
В то же время мы не можем забывать и об аспекте условной художественной экспериментальности, когда автор, собственно опираясь на авторскую волю, погружает своих героев в тот или иной духовно-нравственный конфликт, "проверяя" тем самым их художественную убедительность, правомерность из-бранных им типологических приемов, тропов, изобразительно-выразительных средств, речевых и психологических характеристик.
В методологическом плане разворачивание сознания и самосознания героя как становящегося много дает как пример аналитической наглядности. Психологическое самонаблюдение получает возможность растолковать себя в целом ряде методических приемов. Здесь уже упоминавшиеся выше речевые характеристики, описания внешности, анализ поведения, сопоставление слова и дела героев, их теоретических предпочтений и практических результатов. Наконец, важную роль может взять на себя диаграмма фишбоун, о применении которой рассказано в 3 главе. Хронологические и событийные привязки играют важную позитивную роль как своеобразные "метки" на разворачивающиеся жизненные пути персонажей. Иерархия нравственных ценностей также может быть показана как динамичная система, в которой "верх" и "низ" вряд ли могут поменяться местами.
Таким образом, им имеем основания сформулировать еще один важный вывод по нашему исследованию: духовный рост неотделим от роста нравственного, и это верно как для литературной "жизни", так и для действительности. Важно в нашем случае подчеркнуть аспект самораскрытия автора через персонажей и их духовный мир. В то же время учитель может затронуть и вневременной аспект, касающийся человеческого духа, а именно того, что во все века и тысячелетия определяет человека как такового - это совесть, жалость, сострадание, честь, разум и другие нравственные категории.
Далее мы останавливаемся о бесконечности человеческой личности, об открытости путей духовного развития такие героев, как Ромашов и Эдельвейс: эти личности и в реальных условиях бытия имели возможность дальнейшего совершенствования и развития. Сила этих персонажей заключается в их духовном потенциале, а слабость - в неспособности преодолеть чисто материальные условия существования, ту негативную социальность, которая определяла их время как конкретный хронотоп. В итоге подтверждается выдвинутая нами гипотеза о том, что мотив духовного становления может быть продуктивным средством анализа старшеклассниками образов тех главных героев, которые даны в развитии, в процессе формирования характера и выработки морально - нравственных принципов поведения.
1. мы проанализировали особенности мотива духовного становления как способа создания художественного образа;
2. определили пути духовной эволюции главного героя в романе В.В. Набокова «Подвиг» и повести А.И. Куприна «Поединок»;
3. систематизировали опыт изучения романа В.В. Набокова «Подвиг» и повести А.И. Куприна «Поединок» на занятиях по литературе;
4. разработали методическую основу уроков, посвященных мотиву духовного становления героев В.В. Набокова и А.И. Куприна.
В заключительной части нашей работы нам остается сформулировать выводы, отражающие результаты данного исследования, а также наметить возможные перспективы научных поисков в обозначенном в виде темы или смежных с ней направлениях.
Главный вывод, на наш взгляд, касается вопроса о самой устойчивости, художественной и психолого-педагогической инвариантности темы духовного становления литературного героя. При этом важно обратить внимание на тот факт, что в создании художественного образа как героя, так и процесса личностных или социальных поисков в целом, в разных долях могут присутствовать как прототипические компоненты (ситуативные или личные), так и то есть те, которые могут быть отнесены полностью на счет авторского воображения или даже фантазии. Но и в том, и в другом случае прямая или скрытая типизация неизменно имеет место. В наших случаях, в образах Ромашова и Эдельвейса достаточно выпукло выступает социально-историческая среда, в которой герои рождаются, действуют и обретают себя духовно, теряя при этом такую несоизмеримую ценность, как жизнь.
Собственно переплетение "биологических" и, в целом, материальных рамок и условий бытия и быта традиционно в литературе является знаковой формулой сильной личности, а если и не сильной, то, во всяком случае, личности, способной к рефлексии, к переоценке ценностей, способной совершить моральный выбор, внешняя мотивация которого остается загадкой или просто недоступным личностным пространством для "толпы". Причем вовсе необязательно, чтобы напряженный духовный поиск был связан с высокоинтеллектуальными, культурно и цивилизованно "рафинированными" индивидами: отнюдь... Достаточно вспомнить купринскую Олесю или чеховского маляра Редьку из повести "Моя жизнь", чтобы понять, насколько важна чистота души и такие качества как честность перед собой, совестливость и сознание своего человеческого достоинства.
В этой связи позволим себе привести пример из "Архипелаг ГУЛАГ" А.И. Солженицына. Писатель не отождествляет такие понятия, как интеллигентность с образованностью или большим культурным багажом индивида, для него интеллигент - это человек, который в действительности живет и действует согласно напряженной функции своего интеллекта, ума, принимающего во внимание как законные для духа и тела нравственные принципы, пытаясь побороть захваты окружающей среды, материи, вещей, психических фобий, давления форс-мажорных обстоятельств.
Мы замечаем, что Ромашов и Эдельвейс находятся в непростых условиях, хотя по внешним признакам их можно отнести к тому, что составляет обыденность, повседневность. Вот такое соотношение серого, будничного фона существования и тех духовных коллизий, которые зреют и бушуют в голове героев, характерно для выдающихся мастеров художественного слова. Такая подача материала укрепляет в читателе сознание того, что он имеет дело с правдой, воплощенной в художественных образах.
Важное место в наших наблюдениях занимает такой факт, как автобиографичность художественного текста. Выразим обобщающее положение: изображение процесса духовного становления героев художественной литературы так или иначе без перенесения писателем своего жизненного опыта, собственных духовных поисков, коллизий, очарований и разочарований, изменения себя и окружающей среды и тп. на художественное полотно, создаваемое автором в том или ином литературном направлении, в том или ином жанре.
В то же время мы не можем забывать и об аспекте условной художественной экспериментальности, когда автор, собственно опираясь на авторскую волю, погружает своих героев в тот или иной духовно-нравственный конфликт, "проверяя" тем самым их художественную убедительность, правомерность из-бранных им типологических приемов, тропов, изобразительно-выразительных средств, речевых и психологических характеристик.
В методологическом плане разворачивание сознания и самосознания героя как становящегося много дает как пример аналитической наглядности. Психологическое самонаблюдение получает возможность растолковать себя в целом ряде методических приемов. Здесь уже упоминавшиеся выше речевые характеристики, описания внешности, анализ поведения, сопоставление слова и дела героев, их теоретических предпочтений и практических результатов. Наконец, важную роль может взять на себя диаграмма фишбоун, о применении которой рассказано в 3 главе. Хронологические и событийные привязки играют важную позитивную роль как своеобразные "метки" на разворачивающиеся жизненные пути персонажей. Иерархия нравственных ценностей также может быть показана как динамичная система, в которой "верх" и "низ" вряд ли могут поменяться местами.
Таким образом, им имеем основания сформулировать еще один важный вывод по нашему исследованию: духовный рост неотделим от роста нравственного, и это верно как для литературной "жизни", так и для действительности. Важно в нашем случае подчеркнуть аспект самораскрытия автора через персонажей и их духовный мир. В то же время учитель может затронуть и вневременной аспект, касающийся человеческого духа, а именно того, что во все века и тысячелетия определяет человека как такового - это совесть, жалость, сострадание, честь, разум и другие нравственные категории.
Далее мы останавливаемся о бесконечности человеческой личности, об открытости путей духовного развития такие героев, как Ромашов и Эдельвейс: эти личности и в реальных условиях бытия имели возможность дальнейшего совершенствования и развития. Сила этих персонажей заключается в их духовном потенциале, а слабость - в неспособности преодолеть чисто материальные условия существования, ту негативную социальность, которая определяла их время как конкретный хронотоп. В итоге подтверждается выдвинутая нами гипотеза о том, что мотив духовного становления может быть продуктивным средством анализа старшеклассниками образов тех главных героев, которые даны в развитии, в процессе формирования характера и выработки морально - нравственных принципов поведения.



