Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование Монтессори-материалов в работе над развитием лексического строя речи детей младшего дошкольного возраста

Работа №163603

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности развития лексического строя речи детей младшего
дошкольного возраста 7
1.2. Методика работы над формированием и расширением словаря
детей младшего дошкольного возраста в ДОО 14
1.3. Характеристика Монтессори-материалов и возможности их
использования в работе над развитием лексического строя речи детей младшего дошкольного возраста в ДОО 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ НАД РАЗВИТИЕМ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ МЛАДЩЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сформированности лексического строя речи у детей
младшего дошкольного возраста 28
2.2. Содержание работы по развитию лексического строя речи у детей
младшего дошкольного посредством использования Монтессори- материалов 40
2.3. Определение эффективности использования Монтессори- материалов в работе над развитием лексического строя речи младших
дошкольников 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 68


Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.
Известно, что речь у ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающими. Потому очень важна чистая речь тех, среди, кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.
Речь является одним из важных средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность малыша. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь, поэтому работу по данному направлению необходимо начинать с первых дней его жизни. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием появления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени [1].
В работе над развитием речи детей свою эффективность доказали такие средства, как: общение с взрослыми и сверстниками, дидактические игры, игры-занятия с предметами и сюжетными картинками, игры, направленные на развитие мелкой моторики, рассказывание и чтение сказок, стихов, историй, пересказывание их вместе с детьми, разгадывание загадок, а также использование Монтессори-материалов.
Мария Монтессори - известный итальянский педагог, в честь которой было названо целое педагогическое направление - Монтессори-педагогика.
В педагогике М. Монтессори ребенок рассматривается как личность с самого рождения. Каждый ребенок, как и каждый человек, уникален. В этом и заложено ее главное отличие от других систем. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, развиваться; и все это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые же организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам [15].
Отметим, что методика М. Монтессори основана на принципе наблюдения за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть.
Основной принцип методики М. Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к cамообучению и саморазвитию.
Ключевой принцип в педагогике М. Монтессори - «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития [16].
В педагогике М. Монтессори ребенок учится самостоятельно с помощью специальных Монтессори-материалов, в которых заложена возможность самоконтроля, когда малыш сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль педагога состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Словарный запас представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, ведущее значение в плане общего психического развития.
Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов. Поэтому расширение запаса слов у детей - одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Поэтому его формирование необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
В ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что у детей младшего дошкольного возраста развитие лексического строя речи имеет ряд особенностей: многие дошкольники с трудом подбирали обобщающие понятия, не знали названия частей предметов, затруднялись в назывании детенышей животных и птиц. Большинство дошкольников испытывали трудности при назывании глаголов, обозначающих звукоподражания. Дошкольниками допускались ошибки при подборе глаголов-антонимов и дифференциации видовременных форм глагола. Дети с трудом определяли признаки предметов, подбирали антонимы и образовывали качественные прилагательные.
В ходе констатирующего этапа эксперимента нами было установлено, что большинство детей младшего дошкольного возраста обследуемой группы имеют средний (10 детей - 50%) и низкий (7 детей - 35%) уровень развития словаря. Только у 3 детей из группы (15%) был выявлен высокий уровень развития лексического строя речи.
Учитывая результаты констатирующего эксперимента, нами была продумана серия ООД, основанная на использовании Монтессори- материалов.
Основная суть этой методики заключается в недопустимости какого- либо давления на ребенка со стороны взрослых в воспитании и обучении. Важной деталью методики М. Монтессори является дидактический материал. В ходе формирующего эксперимента нами была разработана серия ООД по развитию лексического строя речи младших дошкольников, в которые были включены этапы работы, а также специально разработанные дидактические игры по методике М. Монтессори.
Полученные в ходе контрольного эксперимента результаты позволили нам сделать вывод об эффективности использования Монтессори-материалов в работе по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста. В результате проведенной работы дети исследуемой нами группы научились правильно подбирать обобщающие понятия, называть детенышей животных и части предметов. Дошкольники стали испытывать меньше трудностей при образовании качественных прилагательных, при определении признаков предметов. Дети стали допускать меньше ошибок при назывании глаголов, обозначающих звукоподражания.
В ходе контрольной диагностики нами было выявлено, что 17 детей (85%) показали высокий уровень развития словарного запаса; 2 дошкольников (10%) продемонстрировали средний уровень; 1 ребенок (5%) показал низкий уровень.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, цель достигнута.



1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1997. - 52 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1991. - 157 с.
4. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М.: Изд. дом Ш.А. Амонашвили, 1996. - 134 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: Детство- Пресс, 2007. - 472 с.
6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 2001. - 48 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
8. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей. // Усвоение ребенком родного языка. - СПб., 1995. - 48 с.
9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов н/ Д.: Феникс, СПб.: Союз, 2004. - 87 с.
10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.:
Просвещение, 1995. - 214 с.
11. Логинова В.И. Формирование словаря. / Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1994. - 295 с.
12. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет. - СПб.: КАРО, 2004. - 24 с.
13. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Педагогика, 2004. - 300 с.
14. Монтессори М. Мой метод. - М.: Астрель, 2006. - 416 с.
15. Монтессори М. Монтессори-материал. - М.: Мастер, 1992. - 80 с. http://multiurok.ru/irina-neveikina1988/blog/informatsionno-kommunika tsionnyie -tiekhnologhii-kak-sriedstvo-povyshieniia-motivatsii-mladshikh-shkol-ni kov.html...33


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ