Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению личностных характеристик покупателей интернет-магазинов 6
1.1. Проблема изучения личности в трудах зарубежных и
отечественных психологов 6
1.2. Характеристики покупателей, влияющие на их поведение при
покупке 12
1.3. Личностно-психологические факторы, влияющие на поведение
покупателей интернет-магазинов 16
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных характеристик
покупателей интернет-магазинов 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ результатов исследования 27
2.3. Рекомендации по психологическому сопровождению интернет-пользователей, совершающих покупки 46
Выводы 48
Заключение 50
Список используемых источников 52
Приложения
Быстрое развитие новых технологий, в частности интернета, заменяет наши традиционные представления о процессах, происходящих в обществе. Интернет работает не только источником и способом скоростной передачи большого количества информации, но и сферой предложения и осуществления продвижения различных продуктов и услуг на рынке. Предпосылками к появлению интернет-продаж служат как, изменение ценностей людей в пользу потребительского образа жизни, требующее новых путей удовлетворения возрастающих потребностей людей, так, например, и научно-технический прогресс, который дал старт компьютеризации всего общества и широкому применению интернета на территории развитых государств.
Следовательно, феномен интернет-потребления связан со средой его распространения, то есть «культуры потребления». Исследованием «общества потребления» занимались многие известные социологи. Например, Ж. Бодрийяр, П. Кориган, Р. Мэйер выделяли разнообразие продуктов и услуг на рынке, демократизацию потребления, ориентацию на необычное и новое, как главные черты такого общества. Шопинг в виде прогулки по торговым центрам, рассматривания витрин, примерки одежды, общения с продавцами, консультантами и обмена денежных средств на приглянувшуюся вещь, почти всеми воспринимается как один из способов проведения свободного времени и получения удовольствия.
В настоящее время стали активно изучать личностные особенности потребителя, так как они определяются потребностями покупателей, исходя из которых, необходимо изготавливать товары и предложения, а также правильно выстраивать политику компании [3]. Исследователи выделили большое количество различных типов потребителя, и малая часть из них относятся к сфере интернет услуг, при этом ни одна из них не адаптирована должным образом к российским условиям. Тем более не представляется возможным отыскать такую узкоспециализированную психологическую типологию личности потребителя, которая была бы нацелена на интернет- магазины.
Проблема личностных особенностей в психологии нами рассматривалась через категорию личности, которая является центральной психологической категорией. Нужно отметить, что данная категория относится и к числу самых неопределенных и спорных в психологии. Можно сказать - сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. В связи с этим можно привести в пример мысль Л.И. Божович о том, что проблема психологии личности состоит не только в том, что исследовать, но и как исследовать, то есть с каких позиций следует подходить к этому исследованию [4].
Актуальность исследования личностных особенностей покупателей интернет-магазинов бесспорна. Количество онлайн-магазинов в интернете увеличивается с каждым днем, а аудитория интернета насчитывается более 4,5 миллиарда человек и это не предел. Есть все основания полагать, что уже к середине 2020 года половина всех людей на планете будут пользоваться социальными сетями и интернет-магазинами, так как почти 60% мирового населения уже используют интернет для поиска информации [27]. И для сохранения числа посетителей интернет-магазинов необходимо рассмотреть их личностные особенности.
Цель исследования: исследование личностных характеристик активных покупателей интернет-магазинов для разработки рекомендаций по психологическому сопровождению интернет-пользователей, совершающих покупки.
Объект исследования: характеристики личности покупателей интернет-магазинов.
Предмет: исследование личностных характеристик активных покупателей интернет-магазинов.
Гипотеза: существуют различия в личностных характеристиках активных интернет-покупателей, которые проявляются в следующих показателях: практичность-мечтательность, чувствительность, уровень потребности в ощущениях, эмоциональная направленность.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические данные по проблеме выбора посещения интернет-магазинов.
2. Провести диагностическое исследование по выявлению личностных характеристик респондентов, совершающих и не совершающих покупки в интернет-магазинах.
3. Проанализировать результаты проведенного исследования и сделать выводы.
4. Разработать рекомендации по психологическому сопровождению интернет-пользователей, совершающих покупки.
5. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
Методы исследования:
1. Организационный: сравнительный метод.
2. Эмпирический: анкета; психодиагностические методики:
1) Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF (форма C).
2) Шкала потребности в поисках ощущений М. Цукермана.
3) Опросник «Определение общей эмоциональной направленности» Б. И. Додонова.
3. Методы математико-статистического анализа данных, включающие в себя применение t-критерия Стьюдента для независимых выборок.
Эмпирическую базу исследования составили жители Пензенской области - 50 человек, в возрасте от 17 до 56 лет, из них 23 человека - активные пользователи интернет-магазинов.
Актуальность данной работы заключается в том, что быстрое развитие новых технологий, в частности интернета, меняет наши классические представления о процессах, происходящих в обществе. Интернет работает не только источником и способом мгновенной передачи большого количества информации, но и сферой предложения и осуществления реализации товаров.
Количество онлайн-магазинов в интернете увеличивается с каждым днем. А аудитория интернета насчитывается более 4,5 миллиарда человек и это не предел. Почти 60% мирового населения уже используют интернет для поиска информации, и есть все основания полагать, что уже к середине 2020 года половина всех людей на планете будут пользоваться социальными сетями и интернет-магазинами. И чтобы сохранить число посетителей интернета мы рассмотрели их личностные характеристики, для составления рекомендаций по психологическому сопровождению интернет- пользователей, совершающих онлайн-покупки.
Мы проанализировали теоретические данные по проблеме выбора посещения интернет-магазинов. Затем провели диагностическое исследование для выявления личностных характеристик покупателей интернет-магазинов, проявляющих различную степень активности в совершении интернет-покупок. В ходе диагностического исследования использовались следующие методики:
1) Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF (форма C). Опросник позволяет выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности.
2) Шкала потребности в поисках ощущений М. Цукермана. Данный опросник используется для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода.
3) Опросник «Определение общей эмоциональной направленности» Б. И. Додонова. Этот опросник предназначен для выявления у личности стремления к определенным типам переживаний, к определенной области деятельности с целью получения положительных эмоций.
Далее мы произвели сравнительный анализ полученных результатов, обобщив выводы, можем сказать о следующем:
- у испытуемых, совершающих покупки регулярно или периодически, более развито воображение, они чаще погружены во внутренние потребности и иллюзии, вследствие чего более склонны к новым впечатлениям и спонтанным покупкам; они самоуверенны, суровы, гибкие в суждениях, жестоки и чёрствые по отношению к окружающим, но при этом имеют более высокую потребность в общении.
- испытуемые, не совершающие покупки или совершающие покупки редко в интернет-магазинах чаще ориентированы на внешнюю реальность, беспокоятся о том, чтобы поступать правильно, вследствие чего реже осуществляют покупки; склонны к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, но при этом чуть менее сдержаны и рассудительны в необходимых моментах жизни.
С помощью t-критерия Стьюдента математической статистики мы доказали существование различий в показателях личностных характеристик (практичность-мечтательность, чувствительность, уровень потребности в ощущениях, эмоциональная направленность) активных интернет- покупателей.
Результаты данного исследования могут быть использованы:
- маркетологами, для проведения стратегии продвижения какого-либо продукта на рынке, и определения наиболее существенных, крупных целевых групп потребителей;
- психологами, работающим в сфере торговли и рекламы, для грамотного привлечения интернет-покупателей.
- интернет-покупателями, для понимания своих потребностей при покупке какого-либо товара.
1. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов.
-М.: ФАИРПРЕСС, 2000 - С. 384
2. Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности — к культуре достоинства // Вопросы психол. 1990. № 5. С. 5 - 13
3. Базаркина И.Н., Сенкевич Л.В, Донцов Д.А. Психологияличности. - М.: Человек, 2014. - 176 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008 - С. 398
5. Бурстин Д. Сообщества потребления // THESIS, 1993 - № 3.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2006. - 670 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997. - 96 с.
8. Галкин А.М. Технология Ethernet (к 35-летию изобретения) / Галкин А.М., Сепиашвили Д.М., Яновский Г.Г. // Вестн. связи. - 2008. - № 8.-С. 49-57
9. Гулевич. А.О. Психология коммуникации. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 384 с.
10. Давыдов Б.И., Ушаков Б.Н. Ядерный и радиационный риск.Человек, общество и окружающая среда. - М.: Фолиант, 2005. - 240 с.
11. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 223 с.
12. Каменчук О. Интернет-среда как новое пространство построения личных коммуникаций: кейсы России и Украины [электронный ресурс] URL: https://lcsr.hse.ru/news/67478208.html
13. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2001. - С. 55-81, 96-97.
14. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. - М.:Институт психологии РАН, 1996. - 224 с.
15. И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. Общая психология. - М.: Дашкови Ко, АкадемЦентр, 2011. - 480 с.
16. Куницына В.Н. Межличностное общение / Казаринова Н.В., Погольша В.М. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
17. Левин В.И. История информационных технологий: учеб. пособие / В.И. Левин. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий: Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 335 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е издание, стереотипное. - Москва: Смысл: Академия, 2005. - 352 с.
19. Леонтьев В.П. Интернет: история, возможности, программы / В.П. Леонтьев. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 254 с.
20. Лукашевич В.В., Пронина Е.Н. Психология личности учебное пособие по курсу "Психология и педагогика": М: МГУП, 2009. - 188 с.
21. Лучинкина А.И. Психология человека в Интернете / Лучинкина А. И. - К.: ООО «Информационные системы», 2012. - 200 с.
22. Лучинкина А.И. Специфика мотивации интернет-пользователей // Перспективы науки и образования, 2014. - № 6. - С.105
23. Мазилкина Е. Поведение потребителей. Шпаргалка - 2009
24. В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Психология. - М.: Говорящаякнига, 2005. - 512 с.
25. Радкевич А.Л. Анализ интернет-аудитории России - «Интернет- аудитория в России: состояние, динамика, тенденции», 2009. - № 1 - С. 230 - 236
26. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М.: Бахрах - М, 2011- 672 с.
27. Статистика интернета на 2020 год [электронный ресурс] URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/
28. Слотина Т.В. Психология личности. Учебное пособие. - СПб.:Питер, 2017. - 448 с.
29. Фоминов О. Краткая история Интернета // PC Mag. - 2003. - № 12. - С. 92, 94
30. ФОМнибус «Для чего люди используют Интернет?» - опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 30 июня 2013. 43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов [электронный ресурс] URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/n088
31. Фрейд З. Психология бессознательного. - СПб.: Питер, 2017. -528 с.
32. Фрейд З. Я и Оно. - Харьков: Фолио, 2001. - 864 с.
33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности основные положения, исследования и применение. - К.: PSYLIB. - 2006 - 608 с.
34. Шемякина Т.А. Мотивация приобретения товаров и услуг: понятие, содержание, теории мотивации // Экономика и упр.: новые вызовы и перспективы. - 2013. - № 4. - С. 241-244.