СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 .ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ВОПРОСОВ
МЕХАНИКИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1 Прикладная механика. Основные понятия 8
1.2 Звенья тела как рычаги и маятники 12
1.3 Биомеханика, как частный случай механики 14
1.4 Основные понятия и законы биомеханики 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИКЛАДНЫХ
ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ 23
2.1 Разновидности прикладных задач по механике 23
2.2 СПОРТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В СОДЕРЖАНИИ
ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ 27
2.2.1 Задачи базового уровня 28
2.2.2 Задачи повышенного уровня 39
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ; ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ) 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 57
В обучении молодых спортсменов существует проблема становления их научного мировоззрения. Решению этой проблемы способствует изучение естественнонаучных предметов, в частности физики. Ежегодно десятки спортивных учреждений выпускают своих воспитанников, но лишь единицы становятся профессиональными спортсменами, чемпионами.
Интенсивные спортивные тренировки обучающихся спортивных классов в основном не согласуются с занятиями по общеобразовательным дисциплинам, изучение которых ограничивается базовым уровнем. Такой подход к образованию не обеспечивает раскрытие способностей обучающихся, не связанных со спортом, к физике в частности.
Основным средством в обучении физики являются задачи. А навык решать задачи по физике сформирован не у всех. Особо остро проблема с пониманием физики складывается у спортсменов, многие и них не видят связи между физикой и спортом, а так же не знают, что полученные знания можно применять и в профессиональной деятельности.
Одним из важнейших разделов, и самым первым разделом, изучаемым в школьном курсе физики, является раздел «Механика». Действительно, знания, с которыми знакомятся обучающиеся в ходе изучения данного раздела, могут быть использованы ими в дальнейшем не только в профессиональном образовании, основанном на изучении
естественнонаучных дисциплин, но и применяться в повседневной жизни и деятельности каждого человека, в частности, эти знания могут применят спортсмены в своей деятельности.
Механику и спорт объединяет общая наука - биомеханика. В процессе подготовки спортивного резерва и тренерских кадров страны в условиях училищ олимпийского резерва изучение законов и закономерностей биомеханики является важной составной частью общего процесса обучения.
Современная биомеханика является биологической наукой, которая интенсивно развивается на стыке биологии, механики, кибернетики и других 3
наук и имеет тесную связь со спортом. Сейчас всем понятно, что без знаний физических основ спортивных движений и упражнений нельзя подготовить специалиста в области физической культуры и спорта.
Поэтому прочное усвоение материала физики является залогом успешного овладения основ биомеханики. В этой связи большая ответственность ложится на учителя физики.
Именно для этой цели необходимо в процесс обучения спортсменов включать задачи со спортивной тематикой, это будет мотивировать учащихся спортсменов на более глубокое изучение законов физики и физических явлений...
Подводя итоги, можно сказать, что знание законов физики играет большую роль в совершенствовании спортивных достижений.
Физическая культура и спорт занимают важное место в жизни человека. На пути к хорошему результату стоят преграды тех или иных физических явлений и закономерностей. Физика помогает достичь высоких результатов, а так же способствует снижению физических нагрузок на организм, тем самым экономя время, усилия и здоровье спортсмена.
Знания законов физики помогут школьникам и спортсменам достич лучших результатов в спорте, а физкультура поможет сохранить здоровье, воспитать выносливость и волю к достижению поставленной цели.
Формировать умения по решению прикладных задач необходимо с первых уроков, применяя такие задачи как проблемный метод обучения.
Данные задачи можно применять на разных этапах урока:
• На первом этапе мотивации в качестве проблемной ситуации;
• На этапе закрепления нового знания;
• На этапе самостоятельной работы.
• В качестве домашнего задания. В таком случае, задачи могут быть дифференцированы в зависимости от вида спорта учащихся, их возраста и уровня подготовки.
Кроме того, в качестве дополнительного задания можно предложить ученикам попробовать самим составить такие задачи.
Подобранный комплект задач позволяет реализовать названную модель методики, которая способствует закреплению теоретических знаний, развивает практические умения, критическое мышление и анализаторские способности учащихся, а также повышает уровень знаний учащихся и интерес к предмету, способствует дальнейшему профессиональному самоопределению учащихся.
1) Голин Г.М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. - М. Просвещение, 1987.
2) Петкевич В.В. Теоретическая механика. —М.: Наука, 1981. — 496 с.
3) Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики. — М.: Высшая школа, 1995. — 416 с. — С. 287.«В классической механике масса каждой точки или частицы системы считается при движении величиной постоянной».
4) Голубев Ю. Ф. Основы теоретической механики. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — 720 с. — С. 160.
5) Журавлёв В. Ф. Основы теоретической механики. — М.:
Физматлит, 2001. — 319 с. — С. 9.
6) Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. Механика. 5-е изд. — М.: Физматлит, 2012. — 224 с. — («Теоретическая физика», т. I).
7) Сивухин Д. В. Общий курс физики. Т. I. Механика. — М.: Наука, 1979. — 520 с.
8) Works.doklad.ru - учебные материалы и документы. [Электронный ресурс ]: - https://works.doklad.ru/view/mppv7WK2Yfo.html
9) Инфоурок - образовательный интернет-проект.[Электронный ресурс]: - https://infourok.ru/proekt-fizika-v-sporte-3628081.html
10) Биомеханика двигательной деятельности: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. И. Попов, А.В. Самсонова. — 2е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 320 с. — (Сер. Бакалавриат).
11) Инфоурок - образовательный интернет-проект. [Электронный ресурс ]: - https://infourok.ru/proekt-fizika-v-sporte-3628081.html
12) Мартынов М.С..// Решение прикладных задач по физике - важный фактор активизации познавательной деятельности обучающихся, Академия Федерального агентства правительственной связи и информации при Правительстве Российской Федерации, г.Орел, 2003. [Элеткронный ресурс ]: - http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/183/24183/6693
13) ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИХ СИСТЕМЫ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки.
14) NSPortal - социальная сеть работников
образования [Электронный ресурс]: -
https://nsportal.ru/ ap/library/drugoe/2012/11/29/prikladnye -zadachi-v-matematike
15) Перышкин А.В., Сборник задач по физике. 7-9 классы. К учебнику Перышкина А.В. "Физика. 7 класс", "Физика. 8 класс", "Физика. 9 класс...31