Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь показателей креативности с личностными характеристиками старших школьников

Работа №163565

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития креативного мышления в старшем школьном возрасте 8
1.1. Психолого-педагогические подходы к определению креативности
мышления 8
1.2. Психологические особенности старшего школьного возраста 15
1.3. Проблема развития креативного мышления в старшем школьном
возрасте 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование связи показателей креативности с личностными характеристиками старших школьников 29
2.1. Организация исследования: этапы, методы, методики, описание
группы испытуемых 29
2.2. Анализ результатов исследования 34
2.3. Определение связи показателей креативности с личностными
характеристиками старших школьников 39
Выводы по второй главе 41
Заключение 43
Список используемых источников 44
Приложение 48


Актуальность и постановка проблемы исследования. В условиях прогрессивного развития современного общества значительно актуализировалась роль человеческого фактора. Преобразования, произошедшие в России, с особой остротой поставили вопрос о привлечении талантливой молодежи к решению насущных социально-экономических проблем: в условиях перехода к рыночным отношениям, создания правового государства и демократического общества возросла потребность в социально активных людях, профессионалах, обладающих инициативой, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом. Сейчас стало очевидным, что люди творческие, активные, неординарно мыслящие, способные к нестандартному решению традиционных проблем и поиску новых перспективных задач, составляют основной стратегический ресурс общества, от реализации которого зависят достижения в науке и конкурентоспособность отечественной экономики. Поэтому приоритетной задачей психологической и педагогической научных отраслей является выявление и формирование социально зрелой молодежи с высоким уровнем креативности, способной достичь профессиональных высот, используя творческий подход в решении постоянно изменяющихся, отличающихся высокой степенью неопределенности, проблемных ситуаций.
В условиях гуманизации образования педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. Исходя из этого, основным направлением современной образовательной системы является поиск резервов личностного становления подрастающего поколения, возможностей оптимизации воспитательных влияний с учетом периодов сензитивности развивающейся личности средовым воздействиям, путей формирования личности, преобразующей действительность, а не приспосабливающейся к ней.
Поиск талантов и создание максимально благоприятных условий для их развития, становится, таким образом, одной из важнейших задач современной образовательной практики. Креативность можно изучить и развить, что позволяет усилить естественные способности человека творить и создавать новое - и соответственно, привести к большей продуктивности и успешности.
Тема креативности остается одной из наиболее серьезных и значимых в отечественной и зарубежной психологии на протяжении многих лет, разработка методологической и теоретической базы диагностики и развития творческих способностей затруднена неоднозначностью толкования термина «креативность», расплывчатостью его понимания в научном и в обыденном сознании.
В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, заключающиеся как в трактовке самого понятия креативности, определении ее места в структуре личности (Д.Б. Богоявленская, Р.В. Овчарова, А. Маслоу, В.Н. Дружинин), уровня осознанности проявлений креативности (Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарев), источников и условий ее развития (Л.А. Орбели, О.К.Тихомиров,
З.В. Денисова и др.), так и раскрывающие отдельные аспекты изучаемой темы: влияние тестовой ситуации на процесс решения творческих задач (Э. Гетцельс и Ф. Джексон, В.Н.Дружинин), влияние возраста на продуктивность творческого процесса (И. Алло и В. Биррен), зависимость креативности от личных характеристик (Ф. Баррон и Д. Эрк), роль эмоционального фактора в творческой деятельности (А.Ф.Осборн), проблема соотношения интеллекта и креативности (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Д.Б. Богоявленская, В.М. Русалов), роль рефлексии в творческом мышлении (С.Б. Степанов, И.Н. Семенов, Н.Г. Алексеев).
На сегодняшний день в педагогической психологии накоплен богатый теоретический и эмпирический материал по различным аспектам проблемы развития креативности. Тем не менее, анализ научных исследований показывает необходимость дальнейшего изучения значимых для практики развития креативности вопросов, касающихся взаимосвязи творческих и личностных параметров школьников, а также психологической диагностики креативности. Имеющиеся на сегодняшний день методы диагностики креативности (Д.Б. Богоявленская, Е. Торренс, Ф. Вильяме, И.С. Аверина, Е.И. Щебланова и др.), несмотря на свою высокую эмпирическую валидность и достаточный уровень информативности, используются недостаточно широко, в силу большой трудоемкости обработки протоколов обследования и подверженности результатов действию многочисленных артефактов.
Необходимость дальнейшей разработки новых подходов к диагностике и развитию креативности и недостаточная изученность ее личностных детерминант позволили сформулировать проблему исследования: какие личностные характеристики старших школьников значимо связаны с развитием креативности? Решение этой проблемы составило цель исследования.
Цель исследования - изучение связи креативности и личностных характеристик старших школьников для использования результатов в консультировании и планировании учебно-воспитательной работе.
Объект исследования - креативность, личностные характеристики.
Предмет исследования - связь показателей креативности с личностными характеристиками старших школьников.
Гипотеза исследования: старшие школьники с высоким уровнем креативности характеризуются гибкостью мышления смелостью, склонностью к риску, мотивацией достижения успеха.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы взаимосвязи креативности и личностных особенностей старшеклассников.
2. Провести диагностику креативности и личностных характристик старших школьников.
3. Выявить связи показателей креативности с личностными характеристиками старших школьников.
4. Разработать методические рекомендации по организации и проведению личностного тренинга, направленного на развитие креативности.
Методологической основой исследования явились ведущие принципы психологии: активности сознания личности, всесторонности, системности, развития, единства сознания и деятельности как единства внешних воздействий и внутренних условий; детерминизма как зависимости психических явлений от порождающих их факторов, деятельностного опосредования, личностного подхода, социальной природы законов психического развития личности, объективности (Б.Г. Ананьев,
A. Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, МЛ. Басов, Л.С. Выготский,
B. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, М.Г. Ярошевский).
Теоретическую основу исследования составили: теории конвергентного и дивергентного мышления (Д. Гилфорд, Д. Тейлор, Е. Торренс); теория черт креативности (Д. Гилфорд, Е. Торренс); положения о многокомпонентности креативности (Д.Б.Богоявленская, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, К. Хеллер и др.); об интернальной мотивации творческой деятельности (Т. Амабайл, Ф. Баррон, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, К. Мартиндейл, A.M. Матюшкин и др.); о динамике креативности в различные возрастные периоды (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Е.П. Торренс, B.C. Юркевич); теории интеллекта Д. Гилфорда, Р. Кеттела, теории личности К.К. Платонова, Р. Кеттелла, А.Г. Шмелева.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- диагностический эксперимент по проверке выдвинутой гипотезы;
- методы математической статистики.
В исследовании использовались методики:
- тест диагностики креативности Е.Торренса;
- методика Р.Кэттелла (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF) форма А, адаптированный модификационный вариант А.Г. Шмелева, В.И. Похилько, А.С. Соловейчик;
- Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
- методика диагностики степени готовности к риску А.М. Шуберта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило теоретически изучить подходы к сущности креативного мышления и проанализировать процесс развития данной потребности в старшем школьном возрасте. В ходе проделанного эмпирического исследования последовательно были решены поставленные задачи:
• Проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил теоретически изучить и охарактеризовать роль и место креативного мышления в мотивационно- потребностной сфере личности и проявление креативного мышления в рассматриваемый возрастной период;
• В процессе исследования, опираясь на данные теоретического анализа и эмпирического исследования, раскрыты особенности развития креативного мышления в старшем школьном возрасте;
• Подобран и апробирован диагностический материал по исследованию выделенной проблемы, позволивший подтвердить выдвинутую гипотезу;
В ходе проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза была подтверждена.
Таким образом, наше исследование подтвердило актуальность выбранной темы, что выражается, во-первых, в сензитивности старшего школьного возраста для развития креативности, а, во-вторых, сложившейся социальной ситуацией, требующей от человека большой мобильности, коммуникабельности, умения устанавливать контакты с различными категориями людей, быстро принимать и находить различные новые варианты для решения поставленных задач. Поэтому для старших школьников важно создать благоприятные условия для развития креативности, креативного мышления, способствовать развитию беглости, оригинальности, гибкости и уникальности мыслительных операций.



1. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. Очерки о самовоспитании / Б.с. Алякринский. - М.: Знание, 1971. - 175 с.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 1984. - 314 с.
3. Андреева В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В.И. Андреева. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. - 245 с.
4. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. - М.: Наука, 1978. - 165 с.
5. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 35-38.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 320 с.
7. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. - М., 1980. - 256 с.
8. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. - Т. 1 (А-О) [пер. с англ.]. - М.: Вече, Аст, 2000. - 592 с.
9. Брянкин С.В. Проблемы оценки способностей / С.В. Брянкин. - М-Смоленск, 1978. - 165 с.
10. Вайнцвайг Ю. Десять заповедей творческой личности / Ю. Вайнцвайг. - М.: Прогресс, 1990. - 187 с.
11. Варламова Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе: автореф. ... канд. психол. наук / Е.П. Варламова. - М., 1997. - 24 с.
12. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под. ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М., 1967. - 567 с.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 368 с.
14. Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств / С. Гиппиус. - СПб.: Речь, 2001. - 346 с.
15. Глотова Г.А. Творчески одаренная личность. Проблемы и методы исследования: учебное пособие / Г.А. Глотова. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1992. - 128 с...51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ