Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №163547

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы фенологических экскурсий и экологическое воспитание школьников в общеобразовательной школе 6
§ 1.1 Фенологическая экскурсия, основные требования, стандарты 6
§ 1.2 Экологическое воспитание, основные требования, стандарты 15
Глава 2. Разработка фенологической экскурсии по теме: “Фенологические наблюдения природы: фауна” как одной из форм экологического воспитания
обучающихся в общеобразовательной школе 20
§ 2.1 Методические рекомендации по проведению фенологических экскурсий 20
§ 2.2 Фенологическая экскурсия по теме “ Фенологические наблюдения природы: фауна острова Татышев” 30
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Приложения 42

Уровень развития общества определяется качеством образования подрастающего поколения. Каждое историческое время, вносит свои корректировки в образовательный процесс.
Экологический кризис, развивающийся в середине XX века, поставил человечество на грань выживания. Всё это привело к тому, что человек пришёл к пониманию важности поддержания баланса в системе: «природная среда - общество - человек». Специфика именно современного мира - повышенное внимание к экологической составляющей в образовательном процессе. Одних только знаний и умений обучающимся недостаточно, необходима активная социальная и развивающая позиция, гарантирующая сохранению природной среды.
Понимание природы в целом обычно ограничивается представлениями о ней лишь как об объекте антропогенного воздействия, а морально­эстетическое отношение к ней нередко отсутствует.
В современной системе образования остро стоит вопрос о приоритетной значимости эколого-нравственного воспитания и формировании личности, которая бы заботилась не только о своём личном совершенствовании, саморазвитии, благополучии, но и прониклась бы заботой об окружающей природе, близких людях, мире, человечестве.
«Образованный человек формирует отношение к собственным экологически чистым действиям и решает для себя вопрос законности. Понятие доброты, сострадания, отзывчивости, человечности по отношению к природе приобретает новое, более глубокое содержание. Поэтому задача педагогов - пробудить эти чувства в каждом ребенке. Неслучайно Н.А. Городецкая, Т.В. Денисова и др. отмечают, что человек будет готов и сможет ответственно относиться к окружающей среде и будет вести себя нравственно по отношению к природе только в том случае, если в процессе экологического воспитания научные знания будут сочетаться с личным участием в экологической деятельности и пропагандой современных идей по оптимизации отношений. между обществом и природой» [Глазачев, 2011].
Экологическое воспитание ребенка не должно ограничиваться только классной деятельностью, а должно продолжаться и во внеклассной деятельности.
Одной из таких форм работы являются фенологические экскурсии, в ходе которых обучающиеся наблюдают природные объекты и явления, выявляют закономерности, изучают взаимосвязь всех элементов природы и учатся понимать тонкости их взаимодействий.
Цель: проведение фенологической экскурсии как формы
экологического воспитания в общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы фенологических экскурсий и экологического воспитания для процесса обучения в общеобразовательной школе.
2. Разработать методические рекомендации по проведению фенологических экскурсий.
3. Разработать и провести фенологическую экскурсию на тему: “Фенологические наблюдения природы: фауна о. Татышев”.
Методы исследования [Колмогоров, 2017].
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и научно­методической литературы, обобщение педагогического опыта по вопросам экологического воспитания;
2. Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент,
моделирование.
Личный вклад
Проанализировав стандарты, требования и методические рекомендации для составления экскурсии, была разработана структура фенологической экскурсии с учетом сезонных изменений. Данный проект успешно может быть реализован в школах г. Красноярска при изучении фенологии животных родного города во внеурочной деятельности для усиления экологического воспитания школьников.
Апробация
Основные результаты ВКР представлены на VII Всероссийской научно­практической конференции «СОВРЕМЕННЫЕ БИОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДНЕЙ СИБИРИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (БИОЭКО)» в рамках XXV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА» с докладом «Фенологическая экскурсия как форма экологического воспитания в общеобразовательной школе» (Приложение Е).
Кроме этого с обучающейся МБОУ СШ № 62 Стукаловой Алиной Евгеньевной было проведено исследование по теме выпускной
квалификационной работе, результаты по которому были доложены на VII Всероссийской научно-практической конференции «СОВРЕМЕННЫЕ БИОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДНЕЙ СИБИРИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (БИОЭКО)» в рамках XXV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА» с докладом «Фенологические наблюдения природы: фауна о. Татышев»
По результатам исследования была опубликована статья: Фенологическая экскурсия как форма экологического воспитания в общеобразовательной школе // Современные биоэкологические исследования Средней Сибири и со­предельных территорий: материалы VII всероссийской научно-практической конференции «БИОЭКО». Красноярск, 24 апреля 2024 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Е.М. Антипова; ред. кол. Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2024. С. 104-107.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Фенологические экскурсии являются важной формой учебно­воспитательной работы, направленные на повышение качества знания материала полученного в процессе школьного курса. Они способствуют развитию самостоятельного наблюдения за природой и навыком исследовательской деятельности, а также направлены на изменение отношения человека к природе, так как во время экскурсий обучающиеся знакомятся с региональной флорой и фауной и учатся бережному отношению к природе, что повышает экологизацию учебного процесса.
2. Методологическими рекомендациями к фенологической экскурсии являются: планирование маршрута (выбор разнообразных природных зон и биотопов), сбор информации (наблюдение за природными объектами в разное время года), организация работы (четкие временные рамки для выполнения работы, комплекты заданий, сбор оборудования), камеральная обработка результатов исследования, оформление результатов полученных исследований (таблицы, диаграммы, схемы, фотоотчет) и их защита.
3. Разработана экскурсия на тему: “Фенологические наблюдения природы: фауна о. Татышев”, которая апробирована на обучающемся МБОУ СШ № 62 и включает следующие этапы: планирование маршрута, сбор информации, ведение полевого дневника и фотоотчёта, анализ результатов исследования, оформление работы и ее защита на научно-практической конференции «БИОЭКО» в КГПУ им. В.П. Астафьева.


1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
2. Батманов В.А. Лекции по фенологии для учителей. Екатеринбург: Фенологическая секция УО РГО, 2006. С. 72.
3. Верзилин М.М., Корсункова В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение. 1980. С. 352.
4. Гирусов Э.В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность // Библиотечное дело. СПб. 2013, № 3 С. 6-11.
5. Глазачев С.Н., Игнатова В.И., Игнатов С.Б., Марченко А.А.
Экологическая культурология. М.: Московский государственный
гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2008. С. 332.
6. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологического воспитания учителя: автореф. дис д-ра пед. наук. М.: 2011. С. 46.
7. Голева М.В. Экологическое воспитание школьника в условиях
современной школы. Апробация, 2016. № 10 (49). С. 69-71.
8. Гришаева Ю.М. Экологическое образование как стратегия гуманизации // Вестник ГУУ. М.: Издательский Дом ГОУ ВПО ГУУ, №23, 2010. С. 24-26.
9. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Шмелькова Л.В. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации экологического образования с целью формирования экологической культуры обучающихся / под ред. А. Н. Захлебного. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. С. 62.
10. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие. М.: Сфера, 2009. С. 287.
11. Клемяшова Е.М. Экологическое воспитание детей и молодёжи в системе образования Российской Федерации. Журнал педагогических исследований. Т.2 №3, 2017. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.su/9Hc31P (дата обращения 14.05.24)
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. С. 448.
13. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. Изд. 5-е, доп. и переработ. Ростов-н/Д: изд-во «Феникс», 2003. С. 576.
14. Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития // Научные и технические библиотеки, М., 2016. № 3. С. 58-62.
15. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 2012. С. 464....38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ