Введение 3
Глава 1. Теоретические основы фенологических экскурсий и экологическое воспитание школьников в общеобразовательной школе 6
§ 1.1 Фенологическая экскурсия, основные требования, стандарты 6
§ 1.2 Экологическое воспитание, основные требования, стандарты 15
Глава 2. Разработка фенологической экскурсии по теме: “Фенологические наблюдения природы: фауна” как одной из форм экологического воспитания
обучающихся в общеобразовательной школе 20
§ 2.1 Методические рекомендации по проведению фенологических экскурсий 20
§ 2.2 Фенологическая экскурсия по теме “ Фенологические наблюдения природы: фауна острова Татышев” 30
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Приложения 42
Уровень развития общества определяется качеством образования подрастающего поколения. Каждое историческое время, вносит свои корректировки в образовательный процесс.
Экологический кризис, развивающийся в середине XX века, поставил человечество на грань выживания. Всё это привело к тому, что человек пришёл к пониманию важности поддержания баланса в системе: «природная среда - общество - человек». Специфика именно современного мира - повышенное внимание к экологической составляющей в образовательном процессе. Одних только знаний и умений обучающимся недостаточно, необходима активная социальная и развивающая позиция, гарантирующая сохранению природной среды.
Понимание природы в целом обычно ограничивается представлениями о ней лишь как об объекте антропогенного воздействия, а моральноэстетическое отношение к ней нередко отсутствует.
В современной системе образования остро стоит вопрос о приоритетной значимости эколого-нравственного воспитания и формировании личности, которая бы заботилась не только о своём личном совершенствовании, саморазвитии, благополучии, но и прониклась бы заботой об окружающей природе, близких людях, мире, человечестве.
«Образованный человек формирует отношение к собственным экологически чистым действиям и решает для себя вопрос законности. Понятие доброты, сострадания, отзывчивости, человечности по отношению к природе приобретает новое, более глубокое содержание. Поэтому задача педагогов - пробудить эти чувства в каждом ребенке. Неслучайно Н.А. Городецкая, Т.В. Денисова и др. отмечают, что человек будет готов и сможет ответственно относиться к окружающей среде и будет вести себя нравственно по отношению к природе только в том случае, если в процессе экологического воспитания научные знания будут сочетаться с личным участием в экологической деятельности и пропагандой современных идей по оптимизации отношений. между обществом и природой» [Глазачев, 2011].
Экологическое воспитание ребенка не должно ограничиваться только классной деятельностью, а должно продолжаться и во внеклассной деятельности.
Одной из таких форм работы являются фенологические экскурсии, в ходе которых обучающиеся наблюдают природные объекты и явления, выявляют закономерности, изучают взаимосвязь всех элементов природы и учатся понимать тонкости их взаимодействий.
Цель: проведение фенологической экскурсии как формы
экологического воспитания в общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы фенологических экскурсий и экологического воспитания для процесса обучения в общеобразовательной школе.
2. Разработать методические рекомендации по проведению фенологических экскурсий.
3. Разработать и провести фенологическую экскурсию на тему: “Фенологические наблюдения природы: фауна о. Татышев”.
Методы исследования [Колмогоров, 2017].
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и научнометодической литературы, обобщение педагогического опыта по вопросам экологического воспитания;
2. Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент,
моделирование.
Личный вклад
Проанализировав стандарты, требования и методические рекомендации для составления экскурсии, была разработана структура фенологической экскурсии с учетом сезонных изменений. Данный проект успешно может быть реализован в школах г. Красноярска при изучении фенологии животных родного города во внеурочной деятельности для усиления экологического воспитания школьников.
Апробация
Основные результаты ВКР представлены на VII Всероссийской научнопрактической конференции «СОВРЕМЕННЫЕ БИОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДНЕЙ СИБИРИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (БИОЭКО)» в рамках XXV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА» с докладом «Фенологическая экскурсия как форма экологического воспитания в общеобразовательной школе» (Приложение Е).
Кроме этого с обучающейся МБОУ СШ № 62 Стукаловой Алиной Евгеньевной было проведено исследование по теме выпускной
квалификационной работе, результаты по которому были доложены на VII Всероссийской научно-практической конференции «СОВРЕМЕННЫЕ БИОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДНЕЙ СИБИРИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (БИОЭКО)» в рамках XXV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА» с докладом «Фенологические наблюдения природы: фауна о. Татышев»
По результатам исследования была опубликована статья: Фенологическая экскурсия как форма экологического воспитания в общеобразовательной школе // Современные биоэкологические исследования Средней Сибири и сопредельных территорий: материалы VII всероссийской научно-практической конференции «БИОЭКО». Красноярск, 24 апреля 2024 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Е.М. Антипова; ред. кол. Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2024. С. 104-107.
1. Фенологические экскурсии являются важной формой учебновоспитательной работы, направленные на повышение качества знания материала полученного в процессе школьного курса. Они способствуют развитию самостоятельного наблюдения за природой и навыком исследовательской деятельности, а также направлены на изменение отношения человека к природе, так как во время экскурсий обучающиеся знакомятся с региональной флорой и фауной и учатся бережному отношению к природе, что повышает экологизацию учебного процесса.
2. Методологическими рекомендациями к фенологической экскурсии являются: планирование маршрута (выбор разнообразных природных зон и биотопов), сбор информации (наблюдение за природными объектами в разное время года), организация работы (четкие временные рамки для выполнения работы, комплекты заданий, сбор оборудования), камеральная обработка результатов исследования, оформление результатов полученных исследований (таблицы, диаграммы, схемы, фотоотчет) и их защита.
3. Разработана экскурсия на тему: “Фенологические наблюдения природы: фауна о. Татышев”, которая апробирована на обучающемся МБОУ СШ № 62 и включает следующие этапы: планирование маршрута, сбор информации, ведение полевого дневника и фотоотчёта, анализ результатов исследования, оформление работы и ее защита на научно-практической конференции «БИОЭКО» в КГПУ им. В.П. Астафьева.
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
2. Батманов В.А. Лекции по фенологии для учителей. Екатеринбург: Фенологическая секция УО РГО, 2006. С. 72.
3. Верзилин М.М., Корсункова В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение. 1980. С. 352.
4. Гирусов Э.В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность // Библиотечное дело. СПб. 2013, № 3 С. 6-11.
5. Глазачев С.Н., Игнатова В.И., Игнатов С.Б., Марченко А.А.
Экологическая культурология. М.: Московский государственный
гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2008. С. 332.
6. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологического воспитания учителя: автореф. дис д-ра пед. наук. М.: 2011. С. 46.
7. Голева М.В. Экологическое воспитание школьника в условиях
современной школы. Апробация, 2016. № 10 (49). С. 69-71.
8. Гришаева Ю.М. Экологическое образование как стратегия гуманизации // Вестник ГУУ. М.: Издательский Дом ГОУ ВПО ГУУ, №23, 2010. С. 24-26.
9. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Шмелькова Л.В. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации экологического образования с целью формирования экологической культуры обучающихся / под ред. А. Н. Захлебного. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. С. 62.
10. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие. М.: Сфера, 2009. С. 287.
11. Клемяшова Е.М. Экологическое воспитание детей и молодёжи в системе образования Российской Федерации. Журнал педагогических исследований. Т.2 №3, 2017. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.su/9Hc31P (дата обращения 14.05.24)
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. С. 448.
13. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. Изд. 5-е, доп. и переработ. Ростов-н/Д: изд-во «Феникс», 2003. С. 576.
14. Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития // Научные и технические библиотеки, М., 2016. № 3. С. 58-62.
15. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 2012. С. 464....38