Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №163536

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1. Понятие и классификация проектов, виды проектной деятельности 9
1.2. Особенности управления проектной деятельностью в учреждениях
высшего образования 19
1.3. Обоснование организационно-педагогических условий, способствующих
совершенствованию системы управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования 26
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 33
2.1. Анализ проектной деятельности учреждения высшего образования 36
2.2. Опыт реализации организационно-педагогических условий,
способствующих совершенствованию системы управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования 49
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 61
Выводы по главе 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Проектная деятельность, являющаяся одним из наиболее популярных методов обучения и студенческих активностей, способствует формированию умений самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, развивает в личности качества коммуникабельности, командной работы, воли к достижению результата, формирует в студенте умение изменять окружающий мир, что способствует становлению студента как субъекта образовательного процесса и полностью соответствует идеологии компетентностного подхода, принятой в современном российском образовании.
На сегодняшний день большое количество исследователей (Л.Н. Боронина, Е.А.Елизарова, Н.А.Заруба, В.Ф. Сидоренко и др.) отмечают необходимость погружения обучающихся в активную творческо-поисковую среду для развития самостоятельности, гибкости и оригинальности мышления. Это является главным фактором достижения личностных и метапредметных результатов обучения.
На сегодняшний день проектная деятельность является широко используемым и одним из наиболее популярных методов активного обучения в образовательных учреждениях. В университетах она встраивается в дисциплины учебного плана, становится самостоятельной дисциплиной, организуется и реализуется обучающимися за рамками образовательной программы в проектных офисах университета и сторонних организаций. Подобные инициативы имеют хорошую поддержку в плане ресурсов и площадок для их реализации при представлении на проектных конкурсах. Однако, хорошие и стоящие идеи часто останавливаются на стадии задумки или проектирования ввиду того, что обучающимся не хватает опыта, консультативной поддержки, компетентности в области исследуемой проблемы и оформления необходимых документов, а также вовлеченности в процесс из-за отсутствия понимания своих перспектив и путей развития проекта. Таким образом, проектная деятельность обучающихся нуждается в сопровождении, помогающем организовать работу как над самим проектом, так и над устранением собственных дефицитов.
Актуальность исследования исходит из необходимости приведения образовательных результатов в соответствие с требованиями современной российской экономики в области проектной деятельности. В этой связи актуальным является ориентир на проектное управление, приобретающее в России статус новой государственной идеологии, в том числе и в образовательной сфере.
Анализ научно-педагогической и методической литературы, практического опыта подготовки будущих специалистов, исследование современных тенденций цифровизации и трансформации образования позволил выявить ряд противоречий между:
1. объективной необходимостью активного участия студентов в реализации собственной проектной деятельности и недостаточной их включенностью в разработку проектов в образовательном процессе;
2. назревшей необходимостью повышения результативности
организационно-педагогических условий, способствующих
совершенствованию системы управления проектной деятельностью, и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории управления образовательными системами.
Указанные противоречия обозначили проблему исследования, состоящую в недостаточной проработке организационно-педагогических условий, способствующих совершенствованию системы управления проектной деятельностью.
Актуальность данной проблемы определила тему диссертационного исследования: «Совершенствование управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытно­экспериментальным путем проверить результативность организационно­педагогических условий, способствующих совершенствованию системы управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования.
Задачи исследования:
1. провести научно-методический анализ понятий «проект», «проектная деятельность» и выделить наиболее существенные особенности управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования;
2. осуществить анализ идей совершенствования системы управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования, выявить сущность данного процесса и его основные характеристики;
3. теоретически обосновать и разработать организационно- педагогические условия, способствующие совершенствованию системы управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования;
4. определить и разработать инструменты управления проектной деятельностью, обеспечивающие эффективное взаимодействие всех ее участников;
5. разработать способы и приемы мотивации участников проектной деятельности к росту результативности, своевременному и качественному выполнению поставленных задач;
6. разработать содержание учебно-методического обеспечения по основным видам образовательной деятельности, включающего практико­ориентированные темы, сопряженные с проектной деятельностью.
Объект исследования - проектная деятельность в учреждениях высшего образования.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия, способствующие совершенствованию системы управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования.
Гипотезой исследования является предположение о том, что совершенствованию системы управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования будет способствовать разработка и реализация совокупности организационно-педагогических условий:
1. разработка и внедрение инструментов управления проектной деятельностью, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех ее участников;
2. мотивация участников проектной деятельности к росту результативности, своевременному и качественному выполнению поставленных задач;
3. разработка учебно-методического обеспечения по дисциплинам, курсовому проектированию, практическому обучению, включающего практико-ориентированные темы, сопряженные с проектной деятельностью.
Вопросы внедрения проектной деятельности в педагогическую практику раскрываются в трудах отечественных и зарубежных педагогов конца XIX - начала XX веков (Д. Дьюи, А.Е. Ильиных, Е. Г. Кагарова, Е. Коллингса, Т.Е. Конниковой, О.В. Ляпиной, И.А. Чечель, С. Т. Шацкого и др.), а также в работах современных ученых (А. Н. Джуринского, Т.Е. Конниковой, Э.Д. Кондраковой, В. Ф. Сидоренко и др.).
Вопросами применения проектного метода в современной высшей школе для обеспечения высокого уровня формируемых профессиональных компетенций студентов занимались такие специалисты, как Л.И. Антропова, А.И. Балашов, М.И. Бекоева, Д. Н. Бузун, В.О. Зинченко, М.Л. Разу, О.В. Фокина и другие авторы. В их работах представлены различные пути формирования профессионально значимых качеств и характеристик будущих специалистов в проектной деятельности.
Несмотря на разностороннее рассмотрение проблемы, научно­методические аспекты совершенствования управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования исследовались недостаточно.
Решение поставленных задач будет достигнуто с помощью следующих методов исследования:
- теоретических: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация;
- практических: наблюдение, беседа, опрос, SWOT-анализ,
анкетирование, моделирование, педагогический эксперимент.
Исследование осуществлялось в пять этапов.
Первый этап - ориентировочный (сентябрь - декабрь 2021 г.): выбор темы исследования, поиск и анализ проблемы, постановка цели и задач исследования, изучение современного состояния исследуемой проблемы.
Второй этап - проектировочный (январь - февраль 2022 гг.): выявление и обоснование методов исследования, планирование способов сбора и анализа данных, составление плана работы, подготовка к исследованию.
Третий этап - констатирующий (март - август 2022 г.): сбор исходных данных об объекте исследования, проведение анализа проектной деятельности учреждения высшего образования.
Четвертый - формирующий (сентябрь 2022 г. - август 2023 г.):
обоснование организационно-педагогических условий и их реализация с целью совершенствования системы управления проектной деятельностью в учреждении высшего образования.
Пятый этап - обобщающий (сентябрь-октябрь 2023 г.): завершение опытно-экспериментальной работы, обобщение, систематизация полученной информации, формулирование выводов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева».
Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации организационно-педагогических условий, способствующих
совершенствованию системы управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. разработаны модели организации и управления проектной
деятельностью в учреждениях высшего образования;
2. выявлены организационно-педагогические условия,
способствующие совершенствованию системы управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в процессе реализации проектной деятельности учреждения высшего образования.
Апробация результатов исследования проводилась проведением опытно-экспериментальной работы: представлением промежуточных и итоговых результатов работы на заседаниях кафедры, семинарах, конференции - «Современное психолого-педагогическое образование», VIII Всероссийские (с международным участием) психолого-педагогические чтения памяти Л.В. Яблоковой (Красноярск, октябрь 2022 г.). По результатам исследования опубликованы 3 научных статьи.
Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Список литературы насчитывает 77 источников. Основной текст изложен на 83 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Задача по разработке механизма модернизации образовательной деятельности вуза с учетом интересов и требований работодателей с использованием проектного подхода к управлению образовательным процессом и внедрения проектно-ориентированных образовательных программ в настоящее время имеет высокую актуальность.
Развитие практики использования проектного подхода в деятельности образовательных учреждений позволяет повысить качество системы образования за счет максимального приближения результатов образования к существующим в настоящее время рыночным требованиям и создаст условия для развития инновационного потенциала и совершенствования механизмов функционирования учреждений высшего образования.
Актуальность исследования определяется необходимостью приведения образовательных результатов в соответствие с требованиями современной российской экономики в области проектной деятельности. Таким образом, целью исследования является теоретическое обоснование и проверка результативности организационно-педагогических условий,
способствующих совершенствованию системы управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования.
Для достижения поставленной цели был проведен научно­методический анализ понятий «проект», «проектная деятельность» и выделены особенности управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования, к числу которых отнесены: наличие риска, неопределенность результатов, затраты ресурсов, изменение системы управления организацией, связь проектов с учебным процессом, участие преподавателей, способ привлечения участников проекта, отсутствие у руководителя эффективных способов удержания участников проекта и получение научных результатов.
Далее был проведен анализ идей совершенствования системы управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования, в результате чего установлено, что основная идея управления проектами включает выявление потребности в росте результативности образовательных процессов и достижении более весомого результата обучающимися, подробного описания видов деятельности и разграничения полномочий студентов и преподавателя на каждом этапе в ходе реализации проекта, высокой значимостью творческого поиска при проведении самостоятельного практико-ориентированного исследования.
В соответствии с этим, при исследовании данной проблемы, была выдвинута гипотеза о том, что совершенствованию системы управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования будет способствовать разработка и реализация совокупности организационно­педагогических условий:
• разработка и внедрение инструментов управления проектной деятельностью, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех ее участников;
• мотивация участников проектной деятельности к росту результативности, своевременному и качественному выполнению поставленных задач;
• разработка учебно-методического обеспечения по дисциплинам, курсовому проектированию, практическому обучению, включающего практико-ориентированные темы, сопряженные с проектной деятельностью.
Для проверки этой гипотезы, с целью определения результативности сформулированного комплекса организационно-педагогических условий, на базе Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (СибГУ) с сентября 2021 года по декабрь 2023 года, была проведена опытно-экспериментальная работа, организованная в соответствии с задачами исследования.
С целью измерения и оценивания уровня потенциальной готовности студентов к внеаудиторной проектной деятельности был проведен анализ состояния организации проектной деятельности в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», оценена готовность студентов СибГУ к проектной деятельности.
При выполнении тестирования студентов, проведенного в начале проведения эксперимента, было установлено, что они имеют предрасположенность к участию в проектной деятельности вне аудиторной среды. В процессе проведенного анализа выявлена недостаточная включенность студентов в процесс отбора и реализации проектов, на основе цего сделан вывод о необходимости формирования специальных организационно-педагогических условий, направленных на достижение лучшего результата проектной деятельности за счёт внедрения в модель организации проектной деятельности межкафедральных проектных лабораторий.
Проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования позволило получить результаты, которые демонстрируют эффективность выявленных, теоретически обоснованных и примененных организационно-педагогических условий, разработанной модели и комплексного подхода формирования профессиональных компетенций студентов в процессе реализации проектной деятельности. Проектная деятельность студентов, в результате создания межкафедральных лабораторий, отличается высокой степенью самостоятельности. характеризуется включением во внеаудиторную деятельность, получением новых творческих результатов, ростом научной активности.
Полученные по результатам проведения экспериментальной работы данные указывают на эффективность предложенной модели организации проектной деятельности, подчеркивают качество предлагаемого ее научно­методического обеспечения, свидетельствуют о решении поставленных задач и подтверждении выдвигаемой гипотезы.
Апробация разработанных организационно-педагогических условий, способствующих совершенствованию системы управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования в процессе обучения студентов, дала возможность выявить их основные характеристики, определить существенные признаки каждого из предложенных условий и рассматривать данный комплекс условий как необходимый и достаточный. Данное исследование имеет особую практическую значимость для студентов технических и экономических направлений подготовки.
Результаты, выводы и разработки, представленные в рамках настоящего исследования не претендуют на звание исчерпывающих и окончательных для решения проблемы совершенствования системы управления проектной деятельностью в учреждениях высшего образования. В перспективах намечены дальнейшие направления улучшения организационно-педагогических условий, способствующих повышению результативности проектной деятельности в сфере высшего образования.


1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно­прогностический курс. - Казань: Центр инновац. технологий, 2005. 500 с.
2. Антропова Л. И., Формирование коммуникативной креативности студентов вуза: организационно-содержательный компонент // Перспективы науки и образования. Международный электронный научный журнал. Москва, 2019. № 3 (39). С. 119-132.
3. Балашов А.И., Рогова Е.М., Тихонова М.В. Управление проектами: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013. 383 с.
4. Бекоева М.И. Технология реализации проектной деятельности в современном ВУЗе // Вестник ВГУ. Волгоград, 2015. № 4. С. 27-32.
5. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 696 с.
6. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320с.
7. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности в коллективе. М.: 2000. 312 с.
8. Боронина Л. Н., Сенук З.В. Основы управления проектами: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 112 с.
9. Борытко Н.М Теория обучения: учебник для студ. пед. вузов. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 72 с.
10. Бурков В.Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. М.: Синтег - ГЕО, 1997. 188 с.
11. Васильев Е.П. Управление инновационными проектами в
образовании. М.: Инфра-М, 2017. 245 с.
12. Вереина Д. В. Формирование интеллектуального творчества студентов в образовательном пространстве вуза // Научный результат. Серия Педагогика и психология образования.М., 2021. Т. 7, № 1. С. 27-36.
13. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов-на-Дону:
«Феникс», 1998. 480 с.
14. Гаспарский В. Праксеологический анализ проектно­конструкторских разработок. М.: Мир, 1978. 172 с.
15. Давыдов Д.Ж. Управление инновационными проектами в образовании. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007. 230 с....77


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ