Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогической коррекции тревожности у первоклассников 7
1.1. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у
первоклассников 7
1.2. Характеристика тревожности первоклассников 18
1.3. Средства педагогической коррекции тревожности у первоклассников 28
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Организация педагогического эксперимента по изучению игровой педагогической коррекции тревожности у первоклассников 42
2.1. Методики исследования тревожности, анализ результатов
констатирующего эксперимента 42
2.2. Содержание и реализация формирующего эксперимента по игровой
педагогической коррекции тревожности у первоклассников 50
2.3. Проверка результативности опытно-экспериментальной работы по
реализации игровой педагогической коррекции тревожности у первоклассников 55
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Библиографический список 69
Приложение 74
Актуальность. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенной неуверенностью в себе, беспокойством, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. [3] Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.
Тревожность выступает как неконструктивная форма, которая вызывает состояние паники и уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она так же начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знание причин возникновения повышенной тревожности поможет организовать и своевременно осуществить коррекционно-развивающую работу, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста. [16]
Школьная тревожность первоклассников - одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкивается педагог-психолог в школе. Особого внимания она требует потому, что является наиболее выразительным симптомом школьной дезадаптации ребенка, негативно влияя на все стороны его жизнедеятельности: учебу, общение, в том числе и за пределами школы, здоровье, уровень психологического комфорта. [23]
Несмотря на множество теоретических и научно-практических исследований, посвященных детской тревожности, проблема психологопедагогической коррекции тревожности младших школьников до конца не
4
изучена и не утратила своей остроты ввиду значимости младшего школьного
возраста для становления эмоционально-личностной сферы,
неблагоприятного влияния чрезмерной тревожности на все дальнейшее психическое развитие ребенка и широкой распространенностью тревожных расстройств у детей данной возрастной группы. [9]
Проблемы детской тревожности исследовали В.М. Астапов, А.В. Басов, Дж. Боулби, И.В. Дубровина,, А.И. Захаров, Е.В. Козлова, Н.Н. Лаврентьева,
O. С. Никольская, А.М. Прихожан, Е.И. Савина, Д.И. Фельдштейн,
P. Филлипс и др. Этими и другими исследователями было установлено, что тревожность, как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам, развивается в младшем школьном возрасте (ближе к 7 и особенно - к 8 годам) при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов.
Повышенная тревожность в этом возрасте еще носит ситуативный характер и относительно обратима при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции, однако при отсутствии своевременных коррекционных мероприятий она способна оказывать дезорганизующее влияние на учебную деятельность и интеллектуальное развитие ребенка, закрепляться как устойчивое свойство личности и создавать почву для развития различных нервно-психических расстройств. [15]
Учитывая неуклонный рост числа тревожных расстройств в детском возрасте, можно утверждать, что проблема поиска эффективных средств коррекции детской тревожности далека от разрешения, а существующие методы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Анализ сложившейся ситуации позволил выделить следующее противоречие: между складывающимися в образовательном процессе
ситуациями, вызывающими школьную тревожность, и недостаточностью
5 знаний о способах результативной педагогической коррекции тревожности первоклассников.
Проблема исследования: каковы результативные способы
педагогической коррекции и преодоления тревожности у первоклассников.
Разработка данной проблемы обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Игровая педагогическая коррекция
тревожности у первоклассников».
Объект исследования: процесс педагогической коррекции тревожности у первоклассников.
Предмет исследования: игровая педагогическая коррекция
тревожности у первоклассников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать программу игровой педагогической коррекции тревожности у первоклассников и экспериментально проверить ее результативность.
Гипотеза: игровая педагогическая коррекция тревожности у
первоклассников будет результативна, если в процессе ее реализации созданы педагогические условия, обеспечивающие:
• снижение эмоционального напряжения;
• повышение уверенности в себе;
• освоение навыков преодоления тревожности.
Задачи:
1. Выявить и охарактеризовать психолого-педагогические причины тревожности у первоклассников.
2. Обосновать необходимость и возможность педагогической коррекции тревожности первоклассников.
3. Определить условия педагогической коррекции тревожности у первоклассников.
4. Проверить в опытно-экспериментальной работе результативность игровой педагогической коррекции тревожности у первоклассников.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической и методической
литературы по теме исследования, обобщение теоретических положений и эмпирических данных;
эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент,
наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование, количественный и качественный анализ результатов.
Базой исследования является Краевое государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении «Красноярская санаторная школа-интернат».
Практическая значимость исследования заключается в том, что в дальнейшем материалы и результаты проводимого исследования могут применяться на практике в работе психологов и учителей начальных классов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Промежуточные и итоговые результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики и образовательных технологий.
Структура работы определяется логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка (62 источника) и приложений(10).
Анализ научной литературы позволяет сделать выводы о том, что проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний ребенка тревожность занимает особое место. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
Школьная тревожность - это вид тревожности, проявляющейся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющейся в этом взаимодействии. В ее формировании можно условно выделить как ситуационные (собственно взаимодействие с компонентами образовательной среды), так и индивидуальные (темперамент, самооценка и т.д.) предпосылки.
Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную или завышенную, часто противоречивую и конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение - с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, минимальная самореализация.
Вопросы изучения детской тревожности занимают значительное место в современной психологии. Среди наиболее актуальных вопросов - выявление причин возникновения и способов коррекции тревожного поведения.
Определено, что наиболее эффективными средствами педагогической коррекции тревожности в младшем школьном возрасте являются игровая терапия.
Педагогическая коррекция средствами игры может быть реализована как в индивидуальном, так и в групповом формате.
Теоретически обоснована и разработана программа игровой педагогической коррекции тревожности у первоклассников. В ходе занятий, у детей снижается эмоциональное напряжение; повышается уверенность в себе. Кроме того, занятия формируют у ребенка конструктивные навыки поведения в трудных ситуациях. Преодолевается его стремление действовать всегда и везде по правилам. Он обучается доступным способам снятия излишней тревоги, напряжения, учится расслабляться и т.д.
Полученные теоретические и экспериментально проверенные практические результаты доказали высокую действенность игры, что удовлетворяет положениям гипотезы:
• по результатам анализа данных по опроснику Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко мы заключили, что проявления высокого уровня тревожности в экспериментальной группе после формирующего эксперимента сократилось на 40%, на 10% увеличилось количество детей со средним уровнем тревожности, и на 30% - проявляющих низкий уровень школьной тревожности.
• по методике определения школьной тревожности Филлипса можно констатировать, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения - на 50% детей сократилось количество детей, имеющих высокий уровень тревожности, и на 50% увеличилось число детей с низким уровнем.
- по результата анализа данных, полученных по методике определения тревожности Р. Тэмла, М. Дорки, В. Амена, выяснилось, что в экспериментальной группе на 40% сократилось количество первоклассников с высоким уровнем тревожности. Со средним уровнем тревожности после итогового эксперимента выявлено 50% первоклассников, что больше на 15% по сравнению с констатирующим исследованием, низкий уровень тревожности повысился на 25% по сравнению с констатирующим исследованием.
В контрольной группе, где никаких коррекционных воздействий не было предпринято, - существенных изменений не произошло, что также было доказано с помощью диагностических методик.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в исследовании, подтвердилась, его задачи решены, цель достигнута.
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 2007.- 208с.
2. Анисимова Т.Б. Ваш ребенок идет в школу: Тревоги и страхи детей и родителей: психологический практикум. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.252с.
3. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности //Психологический журнал, 2002, №2, С.34-38.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009.- 400 с.
5. Большаков В. Ю. Психотренинг: Упражнения. Игры. СПб.: Социальнопсихологический центр, 2007.- 420 с.
6. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Речь, 2010.- 684 с.
7. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий // Школьный психолог, изд-во «Первое сентября», 2004. №8.- С. 9.
8. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. M.: Издательство «Ось-89», 2009.- 496 с.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 160 с.
10. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М.: Книголюб,
2004. - 144с.
11. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психическая саморегуляция. М.: Академия, 2009.- 288 с.
12. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие. СПб.: Речь, 2010.- 694 с.
13. Годовникова Л.В. Сотрудничество учителя и психолога. Преодоление школьной тревожности у учащихся группы риска // Начальная школа, 2004. №12.- С.57.
14. Гузанова Т.В. Изменения в распределении школьных страхов первоклассников в течение учебного года // Психологическая наука и образование. 2009. №5.- С.5-14.
15. Давыдов Т.В., Драгунова Л.Б., Ительсон В.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов; Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1979.288 с....62