Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Понятие личностной зрелости и методы ее изучения 7
1.2. Различные подходы к изучению общения в психологических
исследованиях 17
1.3. Различные подходы к изучению потребностно-мотивационной
сферы личности 23
1.4. Особенности мотивационной сферы в старшем школьном возрасте 29
1.5. Самораскрытие как предрасполагающий фактор общения 38
Выводы по Главе 1 47
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации
общения старшеклассников со сверстниками
2.1. Описание процедуры и методов исследования 50
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 54
Выводы 66
Заключение 68
Список используемых источников 70
Приложение 1 73
Приложение 2 75
Исследование посвящено изучению специфики мотивации общения старшеклассников со сверстниками. Старший школьный возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы и коммуникативной сферы (взаимоотношений со взрослыми и сверстниками). В данном исследовании изучены психические новообразования, характерные для старшего школьного возраста и их влияние на поведение старшеклассников. Суть данной работы состоит в том, что психологические особенности и изменения, в том числе и уровень личностной зрелости, присущие данной возрастной группе, меняют мотивационную структуру общения старшеклассников со сверстниками.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день в современной психолого-педагогической литературе проблеме личностной зрелости юношей и девушек старшего школьного возраста уделяется недостаточно внимания. В современном мире инфантилизация подрастающего поколения с каждым годом становится все более выраженной. Это в свою очередь влечет за собой массу проблем: несостоятельность в различных сферах социальной жизни, трудности в построении коммуникативных связей и т.д. Личностная зрелость в старшем школьном возрасте весьма сложный вопрос. Юноши и девушки в данный период жизни во многом остаются эгоцентричными, психологически незрелыми личностями. Однако судить об уровне личностной зрелости стоит, лишь учитывая, в какой среде и в каких обстоятельствах происходит ее формирование. Здоровое, нормальное развитие и своевременное созревание личности зависят от условий, в которых живет и существует эта личность - семья, ближний круг общения, друзья, своя компания.
Сфера общения, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, особенно важна в жизнедеятельности каждой личности. Общение с каждым из субъектов, присутствующих в жизни старшеклассника, имеет свои уникальные черты, в частности уровень интимности, доверия, степени открытости. Данные черты входят в понятие самораскрытия.
Самораскрытие может рассматриваться как самостоятельная проблема, так и в контексте понятий общение и личностная зрелость, т.к. они тесно взаимосвязаны. Общение можно считать средством для реализации самораскрытия, т.к. последнее осуществляется посредством вербальной коммуникации, а целью общения может быть именно самораскрытие перед оппонентом. По мнению исследователей, с ростом уровня личностной зрелости происходит увеличение потребности в общении, особенно с ровесниками.
Старший школьный возраст - тот самый период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей (А.Н.Леонтьев; А.В. Петровский и др.). Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении старшеклассника и в определении его статуса в глазах сверстников. Общение становится основным видом деятельности в этот период. При этом происходит разделение окружения старшеклассников на определенные круги по целям общения, или мотивации общения. Именно поэтому на современном этапе развития нашего общества изучение мотивации старшеклассников к общению со сверстниками весьма актуально.
Целью данного исследования стало изучение мотивационного аспекта общения старшеклассников с разным уровнем личностной зрелости для использования диагностических данных в работе педагога-психолога с учащимися старших классов.
Объект исследования - мотивация общения и показатели личностной зрелости старшеклассников.
Предмет исследования - различия в показателях мотивационного аспекта старшеклассников с разным уровнем личностной зрелости.
Гипотеза: существуют различия в показателях мотивации общения у старшеклассников с разным уровнем личностной зрелости, что находит отражение в степени самораскрытия, доминантных мишенях и мотивах самораскрытия.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований старшего школьного возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения старшеклассников со сверстниками;
3. Выявить мотивационные параметры личности старшеклассников, влияющие на их общение между собой;
4. Подготовить и провести эмпирическое исследование мотивации общения старшеклассников со сверстниками. Выявить потребностно- мотивационную направленность личности старшеклассников. Эмпирически изучить потребности старшеклассников и степень их удовлетворенности.
5. Эмпирически исследовать выраженность потребности в общении у старшеклассников.
6. Провести анализ мотивационных аттитюдов (социальных мотивационных установок) старшеклассников.
7. Эмпирически изучить ценностные ориентации старшеклассников.
8. Дать психолого-педагогические рекомендации по решению главной проблемы исследования.
В ходе исследования были использованы такие методики, как:
- тест-опросник уровня личностной зрелости Ю.З. Гильбуха,
- опросник уровня самораскрытия (С. Джурарда в модификации И.П. Шкуратовой).
В качестве метода математической статистики был использован критерий Манна-Уитни и критерий Розенбаума.
В исследовании приняли участие 30 испытуемых. Все они являются учениками 10 и 11 классов МОУ СОШ № 222 г. Заречного Пензенской области. Возраст испытуемых 16-17 лет.
В данной работе была проанализирована научно-методическая литература по проблеме личностной зрелости, рассмотрены определения понятий личностная зрелость и зрелая личность, охарактеризованы психологические особенности юношеского возраста, представлены основные методы и методики исследования личностной зрелости; проанализирована учебно-методическая литература по вопросам общения, мотивационно- потребностной сферы, а также освещена проблема самораскрытия людей в целом и старшеклассников (в том числе и старшего школьного возраста), в частности.
После проведения психолого-диагностического исследования на определение уровня личностной зрелости и уровня самораскрытия по трем диагностическим критериям были проанализированы полученные результаты и установлены отсутствие различий между уровнем личностной зрелости испытуемых и темами и мишенями самораскрытия посредством статистического анализа, а также наличие значительных различий в плане мотивации самораскрытия испытуемых с разным уровнем личностной зрелости.
Проблеме психологической зрелости личности уделяется большое внимание в современной психологической литературе. Исследователи отмечают сложность и многозначность определения и трактовки понятия зрелости вообще и личностной зрелости, в частности. В качестве детерминант развития зрелой личности выступают, наряду со средовыми (семейная ситуация, обучение, профессиональная деятельность, жизненные ситуации), дифференциально-психологические факторы, в том числе потребностно-мотивационные установки личности, адаптационные возможности, к которым можно отнести и потребность в общении и самораскрытии как его феномена.
Самораскрытие является неотъемлемой частью общения, т.к. при коммуникации с кем-либо мы сообщаем определенную часть личной, разной степени интимности информации. Как и общение неразрывно связано с самораскрытием, т.к. является вербальной формой самораскрытия. Полнота, глубина, длительность, интимность и ряд других характеристик самораскрытия позволяют судить о психологической зрелости личности: для развитой, зрелой личности характерно стремление к аффилиации, тесному контакту с субъектом общения. Самораскрытие и общение в свою способствуют налаживанию сети социальных контактов, без которых личность не может считаться полноценной и зрелой, а также полноценно функционировать как часть социума. Однако мотивация налаживания коммуникации, равно как и самораскрытия в процессе общения различается в зависимости от субъекта общения.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что мотивация самораскрытия личности перед конкретным реципиентом является ведущим мотивационным аспектом общения человека как зрелой личности.
Полученные экспериментальные данные могут быть использованы в процессе психологического консультирования старшеклассников и их родителей, в целях психолого-педагогической и социально-психологической работы с неадаптивными и/или малоадаптивными старшеклассниками. Эмпирические результаты исследования могут быть учтены и применены при проведении практических психокоррекционных занятий и коммуникативных тренингов с учащимися старших классов, а также в качестве эмпирической базы для дальнейших исследований проблем общения лиц юношеского возраста.