Введение 7
1 Исследование особенностей организации и предоставлении услуг
питания туристам в ресторане 10
1.1 Анализ современного состояния и тенденций развития индустрии
питания туристов в РФ 10
1.2 Исследование рынка организации питания туристов в Пензенской
области 21
1.3 Анализ деятельности ресторана «Троицкий» в организации и предоставлении услуг питания туристам 26
2 Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности
ресторана «Троицкий» в организации и предоставлении услуг питания туристам 35
2.1 Цель и задачи по совершенствованию деятельности ресторана
«Троицкий» в организации и предоставлении услуг питания туристам 35
2.2 Разработка стандартов оказания услуг питания туристам 43
2.3 Расчет затрат на внедрение предложенных решений 50
Заключение 57
Глоссарий 60
Список использованных источников 64
Приложения
Развитие внутреннего туризма сегодня является одной из наиболее актуальных задач для Российской Федерации. Несмотря на то, что сфера туризма в России сейчас имеет возможности для ускоренного развития (прежде всего в связи со спросом на внутренний туризм в условиях практически закрытых границ), в целом отрасль находится в состоянии кризиса из-за ограничений, введенных во время пандемии COVID-19. В этой ситуации актуализируется задача совершенствования деятельности организаций индустрии гостеприимства, в том числе в части оказания услуг питания туристам. Понимание важности и значимости качественных показателей на услуги питания формируют лояльное отношение гостя, что создает конкурентное преимущество организации, а также способствует формированию постоянной клиентской базы.
В Пензенской области основные объекты индустрии питания туристов главным образом сосредоточены в областном центре - г. Пенза. В настоящее время в городе функционирует более 700 предприятий общественного питания. Однако среди всего многообразия заведений можно выделить лишь несколько предприятий общественного питания, которые могут выступать объектами туристской индустрии, оказывая услуги питания не только жителям города, но и туристам. Одним из таких предприятий общественного питания является ресторан «Троицкий», расположенный в гостиничном комплексе «Вояж».
Анализ деятельности ресторана «Троицкий» показал, что его деятельность требует совершенствования в направлении организации и предоставлении услуг питания туристам, проживающих в гостинице «Вояж». Учитывая вышесказанное, а также тот факт, что туризм в Пензенской области стал одним из важных направлений развития региона, поддерживаемых региональными органами исполнительной власти, можно сделать вывод об актуальности темы работы.
Объект исследования - ресторан «Троицкий» гостиничного комплекса «Вояж».
Предмет - процессы организации и предоставления услуг питания туристам в гостиничных комплексах.
Проблема исследования заключается в необходимости пересмотра процессов организации и предоставления услуг питания туристам рестораном «Троицкий» гостиничного комплекса «Вояж» в виду наличия неудовлетворенного спроса и возможностей расширения предложения.
Цель работы - совершенствование деятельности ресторана «Троицкий» в организации и предоставлении услуг питания туристам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать современное состояние и тенденции развития индустрии питания туристов в РФ;
- исследовать рынок организации питания туристов в Пензенской области;
- проанализировать процессы организации и предоставления услуг питания рестораном «Троицкий» гостиничного комплекса «Вояж»;
- разработать рекомендации по совершенствованию деятельности ресторана «Троицкий» в организации и предоставлении услуг питания туристам;
- выполнить расчет затрат на внедрение предложенных решений.
Для выполнения исследования использованы следующие методы: сравнительный и системный анализ; анализ научной литературы, нормативно-правовой базы и тематических Internet -ресурсов по теме исследования; статистический анализ; анализ первичной информации о деятельности ресторана «Троицкий» гостиничного комплекса «Вояж».
Новизна предложенных рекомендаций заключается в том, что они направлены на внедрение новых решений в деятельность ресторана «Троицкий», разработанные стандарты по оказанию услуг питания туристам позволят его сотрудникам более качественно предоставлять услуги «шведский стол», «рум-сервис» и «мини-бар» гостям, проживающим в отеле «Вояж».
Практическая значимость работы заключается в возможности применения на практике предложенных рекомендаций в совершенствовании деятельности ресторана «Троицкий» по оказанию услуг питания туристов как самостоятельных, так и организованных.
Объем работы составляет 69 листов формата А4 (без учета приложений). Работа содержит 10 таблиц, 11рисунков, шесть приложения и 42 источника информации.
В результате выполнения работы были разработаны стандарты по совершенствованию деятельности ресторана «Троицкий» в организации и предоставлении услуг питания туристам.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- проанализировано современное состояние и тенденции развития индустрии питания туристов в РФ;
- исследован рынок организации питания туристов в Пензенской области;
- проанализированы процессы организации и предоставления услуг питания рестораном «Троицкий» гостиничного комплекса «Вояж»;
- разработаны мероприятия по совершенствованию деятельности ресторана «Троицкий» в организации и предоставлении услуг питания туристам;
- выполнен расчет затрат на внедрение предложенных решений.
В результате выполнения работы было доказано, что индустрия питания в РФ находится в стадии «перезагрузки» под новые условия ведения бизнеса . Пандемия COVID-19 стала причиной резкого снижения показателей эффективности функционирования отрасли в целом. Исследование рынка организации питания туристов г. Пенза, показало, что организация питания туристов в гостиницах, как правило три звезды и выше, представлена хотя бы одним предприятием питания, которое предлагают выбор любого варианта (завтрак «Шведский стол», двухразовое и трехразовое питание), а также дополнительные услуги мини-бара и обслуживания в номерах.
В рамках работы было проведено исследование деятельности ресторана «Троицкий» при гостинице «Вояж», которое показало, что он может организовывать питание туристов. Для этого у ресторана есть все условия и возможности: выгодное местоположение в центре города, наличие рядом с рестораном исторических объектов, имидж ресторана 1-го класса. Но при этом были выявлены проблемы с предоставлением услуг питания:
1) Отсутствие контроля мини-бара, вследствие чего происходит замена продукции и не уплата гостями за нее.
2) Не слаженность работы рум-сервиса при большой загрузке ресторана и гостиницы.
3) Шведский стол требует обновления оборудования и табличек с названиями блюд, а также повышенной внимательности к нему со стороны персонала во время обслуживания.
Для решения указанных выше проблем разработаны следующие рекомендации по совершенствованию деятельности ресторана «Троицкий» в организации и предоставлении услуг питания туристам :
- разработка специализированных видов меню для отдельных категорий туристов;
- заключение договоров о сотрудничестве с туроператорами по внутреннему туризму;
- расширить ассортимент кулинарных изделий, предлагаемых рестораном «Троицкий»;
- расширить ассортимент гастрономических сувениров, предлагаемых в зоне ресепшн гостиницы «Вояж»;
- создать календарь событий и размещать информацию о событиях ресторана на различных информационных ресурсах, в том числе и Интернет;
- внедрение различных приемов эффектной подачи блюд при
обслуживании групп туристов в зале ресторана: фламбирование, транширование и пр.;
- разработать стандарты оказания услуг питания туристам, проживающим в гостиничном комплексе «Вояж».
Предложенные рекомендации позволят ресторану «Троицкий» гостиничного комплекса «Вояж» повысить свою туристскую привлекательность на Пензенском рынке.
Кроме того, в рамках диплома было разработаны для персонала ресторана «Троицкий» стандарты по процессам предоставления услуги завтрака «шведский стол», услуги «мини-бар», услуги «рум-сервис» для туристов.
Расчет затрат на разработку и внедрение стандартов показал, довольно высокую эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию деятельности ресторана «Троицкий» в организации и предоставлении услуг питания туристам.
1 Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 03.05.2012) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). - М. : Эксмо, 2012. - 15 с.
2 ГОСТ Р 50647-2010 «Общественное питание. Термины и определения». - М. : Стандартинформ, 2010. - 28 с.
3 ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания». Введен взамен ГОСТ Р 50762-95. Дата введения 27 декабря 2007 г. - М. : Стандартинформ, 2007. - 21 с.
4 ГОСТ 28681.4-95. Межгосударственный стандарт. Туристско- экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц. - М. : Стандартинформ, 2014. - 17 с.
5 ГОСТ 30524-2013 Межгосударственный стандарт «Услуги общественного питания. Требования к персоналу» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. № 1674-ст). - М. : Стандартинформ, 2013. - 15 с.
6 «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14- ст) (ред. от 07.10.2021) - М. : Эксмо, 2021. - 20 с.
7 Методические рекомендации МР 2.3.1.0253-21 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php7ELEME
8 Проект Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития предпринимательства в сфере питания вне дома (общественного питания) в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс].// consultant.ru- URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/53331.html.(дата обращения 09.01.2022).
9 Алексеева Д. А. Состояние и тенденции развития общественного питания в России. - М. : Концепт., 2016. - Т. 6. - с. 151-155.
10 Аносова М. М., Кучер Л. С. Организация производства на предприятиях общественного питания. - М. : АльфаМ, 2016. - 87 с.
11 Арбузова Н. Ю. Технология и организация ресторанных услуг: учебное пособие / под ред. Н. Ю. Арбузова. - М. : Академия, 2014. - 132 с.
12 Байков А. В. Въездной туризм, современное состояние и перспективы развития в РФ // Российское предпринимательство. - М. : Россия, 2012 г. - № 5 Вып. 1 (134). - c. 120-124.
13 Биржаков М. Б. Введение в туризм. - СПб. : Издательский дом «Герда», 2013. - 192 с.
14 Богушёва В. И. Бары и кафе. Искусство обслуживания. - Ростов-на- Дону. : «Феникс», 2015. - 202 с.
15 Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. - М. : Новое знание, 2016. - 212 с.
16 Бородина, В. В. Ресторанно-гостиничный бизнес. Маркетинг и менеджмент: учебник / под ред. В. В. Бородина. - М. : Книжный мир, 2021. - 84. с.
17 Брашнов Д. Г. Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие - М. : Флинта, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 126 с.
18 Волков Ю. Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес/ Серия «Учебники, Учебные пособия». - Ростов н/Д. : Феникс, 2013 г. - 352. с.
19 Жигульский А. Ю. Кафе, бары, рестораны: Лучшие проекты мира. - М.: Новое знание, 2014 г. - 319. с.
20 Коршунов Н. В. Организация обслуживания в кафе. - М. : Высшая школа, 2016. - 154 с.
21 Ляпина И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. - М. : Альфа-М, 2018. - 78 с.
22 Оборин М. С. Тенденции и особенности развития гостиничного
бизнеса в регионах РФ [Электронный ресурс] - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7tendentsii-i-osobennosti-razvitiya- gostinichnogobiznesa-v-regionah-rf(дата обращения 09.01.2022).
23 Организация и технология гостиничного обслуживания : учебник /Под ред. А. Ю. Лапина. - М. : Издательский центр «Академия», 2018. - 145 с.
24 Райли. М. Управление персоналом в гостеприимстве: учебник / пер. санг. М. Райли. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. -247 с.
25 Ридель. Х. Бары и рестораны. Техники обслуживания / пер. с англ. М.В. Павловой. - Ростов н/Д. : Феникс, 2012. - 281 с.
26 Саак А. Э. Менеджмент в индустрии гостеприимства (рестораны): учебное пособие / под. Ред А. Э. Саак. - СПБ. : Питер, 2014. - 109 с.
27 Станкевич Г. П., Дунцов К. Г., «Справочник молодого официанта». - М. : «Высшая школа» 2017. - 187 с.
28 Сухорукова Д. С. Состояние и тенденции развития рынка предприятий
питания // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: Электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч. -практ. конф. - №7 (47) [Электронный ресурс] - URL: https://nauchforum.ru/archive/
MNF_social/7(47).pdf. (дата обращения 09.01.2022).
29 Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес / Авт.- сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. - М- Афины.: INFOGROUP, 1994. - 480 с.
30 Уокер Джон. Р «Введение в гостеприимство» - М. : «Юнити», 2017.
31 Усов В. В. «Организация обслуживания в кафе» - М. : «Высшая школа», 2014. - 348 с.
32 Филипповский Е. Е., Шмарова Л. В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 451 с.
33 Черевичко Т. В. Теория и организация рынка услуг гостеприимства. - Саратов. : Научная книга, 2016. - 165 с.
34 Новости ресторанного бизнеса [Электронный ресурс] // - URL: http://www.restoranoff.ru/actual/news/v_rossii/2014_12_04_n1/ (дата обращения 09.01.2022).
35 Официальный сайт администрации г. Пенза// - URL: www.penza- gorod.ru/.(дата обращения 12.01.2022).
36 Состояние и перспективы развития рынка услуг общественного
питания [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами. - URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/2179-2013-06-05-07-03-08. (дата
обращения 14.12.2021).
37 Справочник Организаций г. Пензы [Электронный ресурс] // - URL: http//www.orgpage.ru/penza/(дата обращения 15.12.2021).
38 Новости. Официальный сайт Русского Географического Общества,
Пензенское областное отделение [Электронный ресурс] // - URL:
https://www.rgo.ru/ru/penzenskoe-oblastnoe-otdelenie/novosti (дата обращения 30.11.2021).
39 Средства размещения Пензенской области в 2021 году приняли 335 тыс. туристов. Информационное агентство «PenzaNews» [Электронный ресурс] // PenzaNews.ru- URL: https://penzanews.ru/economy/147002-2021 (дата обращения 22.12.2021).
40 RATA.news. Статья «Российские гостиницы могут ускоренно восстановиться за счет внутреннего спроса» [Электронный ресурс] // - URL: https://ratanews.ru/news/news_10022021_3.stm(дата обращения 22.12.2021).
41 История гостиничного комплекса. Официальный сайт гостиничного комплекса «Вояж» [Электронный ресурс] // - URL: https://voyagepenza.ru (дата обращения 27.12.2021).
42 Меню ресторана «Троицкий». Официальный сайт ресторана
«Троицкий» [Электронный ресурс] // - URL: https://troitskiy58.ru (дата
обращения 27.12.2021).