Психологические факторы успешной адаптации к обучению старших школьников, поменявших место учебы
|
Введение 3
Глава 1. Анализ данных по проблеме исследования адаптации старшеклассников к обучению в старшем звене школы
1.1. Цели и содержание профильного образования в современной школе 7
1.2. Понятие адаптации, её виды и уровни 13
1.3. Психологическая адаптация учащихся старших классов к обучению
в профильных классах 27
Глава 2. Изучение психологических факторов успешной адаптации к обучению старших школьников, поменявших место учебы
2.1. Описание процедуры и методов исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 48
Выводы 62
Заключение 65
Список используемых источников 66
Приложение 72
Глава 1. Анализ данных по проблеме исследования адаптации старшеклассников к обучению в старшем звене школы
1.1. Цели и содержание профильного образования в современной школе 7
1.2. Понятие адаптации, её виды и уровни 13
1.3. Психологическая адаптация учащихся старших классов к обучению
в профильных классах 27
Глава 2. Изучение психологических факторов успешной адаптации к обучению старших школьников, поменявших место учебы
2.1. Описание процедуры и методов исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 48
Выводы 62
Заключение 65
Список используемых источников 66
Приложение 72
Очень распространенной для современного 10 класса является проблема адаптации к новому коллективу. При переходе в 10 класс некоторые ученики меняют место учебы. Причины перехода старшеклассника в другую школу могут быть разными. Это и переезд на новое место жительства, возникновение конфликтных ситуаций в школьном коллективе или с учителем. Эти причины можно отнести к обстоятельствам, вынуждающим школьника поменять место учебы. Но чаще ученики старших классов переходят в другую школу в связи с возможностью продолжить образование в профильных классах.
Концепция профильного обучения предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Обучение в старших классах средних образовательных учреждений призвано помочь школьнику разобраться в вопросах своей предрасположенности к тому или иному виду профессиональной деятельности, помочь ему соотнести свои интересы и возможности.
Профильное обучение - это вид дифференцированного обучения учащихся в старших классах, которое предполагает углубленное изучение учащимися одного или нескольких предметов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих допрофессиональную подготовку с целью выбора будущей сферы деятельности [54].
Профильное обучение в общеобразовательной школе позволяет интенсифицировать процесс профессионального самоопределения и дает учащимся возможность активной пробы своих сил. Осуществляемая профильная подготовка в школе создает условия для допрофессиональной подготовки и способствует тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора.
Вместе с тем профильное обучение часто требует определенных от ученика жертв. Переход в другую школу с выбранным профильным направлением сопряжен с процессом адаптации к новым условиям. У учащегося могут возникнуть сложности установления контакта с незнакомыми людьми, страх быть непринятым в коллективе, боязнь новых учителей, неумение представить себя в коллективе и т.д. Если в прежней школе были учителя, с которыми сложился особый контакт, это тоже может быть серьезной потерей. Проблему представляет также уровень знаний, с каким ученик приходит на новое место обучения, его уровень притязаний и его сформированные до перехода в другую школу ожидания.
Как правило, появляются существенные сдвиги в самооценке, зачастую не осознаваемые самим школьником. Совершается разрыв в той сфере переживаний человека, которые связаны с осознанием себя. Подобные процессы достаточно часто приводят к возникновению защитных механизмов разного рода, которые обеспечивают сохранение привычной самооценки человека и его отношения к себе, искажая восприятие окружающейся действительности. Внешне неадекватное восприятие окружающего мира и собственной личности может проявляться в поведенческих нарушениях, понижении конструктивности поведения, частых аффективных реакциях. В целом подобное состояние принято квалифицировать как социально-психологическую дезадаптацию [57].
С позиции психологического сопровождения учебного процесса неоднократно указывалось на необходимость выявления и использования надежных критериев адаптации учащихся к обучению в новых условиях образовательного пространства. Закономерности возрастного развития и индивидуальные особенности учащихся оказывают влияние не только на успешность освоения учебных программ обучения, но и на степень напряжения механизмов адаптации. Своевременная оценка психологических факторов успешной адаптации к обучению старших школьников, поменявших место учебы, необходима для разработки соответствующих рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса.
Между показателями адаптации и личностными особенностями учащихся существует определенная связь. Определенные аспекты этой связи, а также изменения актуального психического состояния в процессе адаптации чаще оцениваются с позиции уровня тревожности, успешности в деятельности, нервно-эмоциональной напряженности и др. К критериям внешней оценки психической адаптации в условиях определенной образовательной деятельности относятся:
- успешность деятельности;
- трудности при обучении;
- особенности коммуникации учащегося с другими субъектами образовательного процесса.
При изучении адаптации школьников к условиям обучения применяют комплексный подход, основанный на положении о многоуровневой организации адаптационного процесса. Поэтому используются разнообразные психологические, социометрические, физиологические и клинические методы для оценки процесса и результатов адаптации, а также степени напряжения механизмов адаптации.
Целью данного исследования является изучение психологических факторов успешной адаптации к обучению старших школьников, поменявших место учебы в связи с выбором профильного обучения. Полученные диагностические данные могут быть использованы педагогом - психологом в процессе психологического сопровождения старшеклассников.
Объект исследования - показатели адаптации к обучению в старших классах учащихся, поменявших место учебы.
Предмет исследования - психологические факторы адаптации к обучению старших школьников, поменявших место учебы.
Гипотеза: существует связь показателей адаптации к обучению старших школьников, поменявших место учебы, с их самооценкой, копинг- поведением в стрессовых ситуациях и механизмами психологической защиты.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных данных по проблеме адаптации и её связи с характеристиками личности, в том числе по вопросам адаптации к обучению старших школьников, поменявших место учебы.
2. Подобрать психодиагностические методики для изучения связи показателей адаптации старшеклассников к новым условиям образовательной среды с их самооценкой, копинг-поведением в стрессовых ситуациях и механизмами психологической защиты.
3. Провести диагностические процедуры, проанализировать результаты и сформулировать выводы.
В соответствии с целью и задачами в ходе исследования были использованы следующие методики:
- Методика изучения уровня адаптированности старшеклассников (модифицированный вариант методики Т.Д Дубовицкой, А.В. Крыловой);
- «Диагностика типологий психологической защиты» (Р. Плутчик, адаптация Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой);
- «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси;
- Опросник копинг-поведения в стрессовых ситуациях С. Нормана, Д.Ф. Эндлера, Д.А. Джеймса, М.И. Паркера (адаптация Т.А. Крюковой).
В качестве метода математической статистики был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В исследовании приняли участие 27 учащихся 10-х классов, поменявших место учебы.
Концепция профильного обучения предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Обучение в старших классах средних образовательных учреждений призвано помочь школьнику разобраться в вопросах своей предрасположенности к тому или иному виду профессиональной деятельности, помочь ему соотнести свои интересы и возможности.
Профильное обучение - это вид дифференцированного обучения учащихся в старших классах, которое предполагает углубленное изучение учащимися одного или нескольких предметов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих допрофессиональную подготовку с целью выбора будущей сферы деятельности [54].
Профильное обучение в общеобразовательной школе позволяет интенсифицировать процесс профессионального самоопределения и дает учащимся возможность активной пробы своих сил. Осуществляемая профильная подготовка в школе создает условия для допрофессиональной подготовки и способствует тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора.
Вместе с тем профильное обучение часто требует определенных от ученика жертв. Переход в другую школу с выбранным профильным направлением сопряжен с процессом адаптации к новым условиям. У учащегося могут возникнуть сложности установления контакта с незнакомыми людьми, страх быть непринятым в коллективе, боязнь новых учителей, неумение представить себя в коллективе и т.д. Если в прежней школе были учителя, с которыми сложился особый контакт, это тоже может быть серьезной потерей. Проблему представляет также уровень знаний, с каким ученик приходит на новое место обучения, его уровень притязаний и его сформированные до перехода в другую школу ожидания.
Как правило, появляются существенные сдвиги в самооценке, зачастую не осознаваемые самим школьником. Совершается разрыв в той сфере переживаний человека, которые связаны с осознанием себя. Подобные процессы достаточно часто приводят к возникновению защитных механизмов разного рода, которые обеспечивают сохранение привычной самооценки человека и его отношения к себе, искажая восприятие окружающейся действительности. Внешне неадекватное восприятие окружающего мира и собственной личности может проявляться в поведенческих нарушениях, понижении конструктивности поведения, частых аффективных реакциях. В целом подобное состояние принято квалифицировать как социально-психологическую дезадаптацию [57].
С позиции психологического сопровождения учебного процесса неоднократно указывалось на необходимость выявления и использования надежных критериев адаптации учащихся к обучению в новых условиях образовательного пространства. Закономерности возрастного развития и индивидуальные особенности учащихся оказывают влияние не только на успешность освоения учебных программ обучения, но и на степень напряжения механизмов адаптации. Своевременная оценка психологических факторов успешной адаптации к обучению старших школьников, поменявших место учебы, необходима для разработки соответствующих рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса.
Между показателями адаптации и личностными особенностями учащихся существует определенная связь. Определенные аспекты этой связи, а также изменения актуального психического состояния в процессе адаптации чаще оцениваются с позиции уровня тревожности, успешности в деятельности, нервно-эмоциональной напряженности и др. К критериям внешней оценки психической адаптации в условиях определенной образовательной деятельности относятся:
- успешность деятельности;
- трудности при обучении;
- особенности коммуникации учащегося с другими субъектами образовательного процесса.
При изучении адаптации школьников к условиям обучения применяют комплексный подход, основанный на положении о многоуровневой организации адаптационного процесса. Поэтому используются разнообразные психологические, социометрические, физиологические и клинические методы для оценки процесса и результатов адаптации, а также степени напряжения механизмов адаптации.
Целью данного исследования является изучение психологических факторов успешной адаптации к обучению старших школьников, поменявших место учебы в связи с выбором профильного обучения. Полученные диагностические данные могут быть использованы педагогом - психологом в процессе психологического сопровождения старшеклассников.
Объект исследования - показатели адаптации к обучению в старших классах учащихся, поменявших место учебы.
Предмет исследования - психологические факторы адаптации к обучению старших школьников, поменявших место учебы.
Гипотеза: существует связь показателей адаптации к обучению старших школьников, поменявших место учебы, с их самооценкой, копинг- поведением в стрессовых ситуациях и механизмами психологической защиты.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных данных по проблеме адаптации и её связи с характеристиками личности, в том числе по вопросам адаптации к обучению старших школьников, поменявших место учебы.
2. Подобрать психодиагностические методики для изучения связи показателей адаптации старшеклассников к новым условиям образовательной среды с их самооценкой, копинг-поведением в стрессовых ситуациях и механизмами психологической защиты.
3. Провести диагностические процедуры, проанализировать результаты и сформулировать выводы.
В соответствии с целью и задачами в ходе исследования были использованы следующие методики:
- Методика изучения уровня адаптированности старшеклассников (модифицированный вариант методики Т.Д Дубовицкой, А.В. Крыловой);
- «Диагностика типологий психологической защиты» (Р. Плутчик, адаптация Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой);
- «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси;
- Опросник копинг-поведения в стрессовых ситуациях С. Нормана, Д.Ф. Эндлера, Д.А. Джеймса, М.И. Паркера (адаптация Т.А. Крюковой).
В качестве метода математической статистики был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В исследовании приняли участие 27 учащихся 10-х классов, поменявших место учебы.
Проблема школьной адаптации чаще ассоциируется с обучением первоклассника или в связи с переходом учащихся в среднее звено. Много реже рассматриваются вопросы адаптации старшего школьника к новому этапу обучения.
Введение профильного обучения оказывает влияние на изменение школьного образования на старшей ступени, что делает актуальным изучение интенсивности, длительности и сложности адаптационных процессов, происходящих у старших школьников.
Теоретический анализ изучаемой проблемы показал, что исследований, посвященных изучению адаптации учащихся при переходе из общеобразовательной школы к обучению в профильных классах и школах, недостаточно: мало изучены внутренние и внешние факторы, содействующие адаптации учащихся.
На сегодняшний день существует потребность в изучении различных адаптационных моделей, анализ которых позволит выделить качества и свойства личности учащихся, развитие которых способствует успешной и эффективной адаптации к новой образовательной среде.
Своевременное развитие таких личностных качеств у школьников может стать основой для дальнейшего перехода к послешкольному образованию и вхождению в профессию.
Полученные в проведенном нами исследовании диагностические данные указывают на значимость для процесса адаптации к новой образовательной среде таких характеристик личности старшеклассников, как самооценка, механизмы психологической защиты и копинг-стратегии. Обращает на себя внимание выраженность различий по показателю копинг- стратегий у старшеклассников с разными видами и уровнями адаптированности, что указывает на особую значимость этого показателя.
Введение профильного обучения оказывает влияние на изменение школьного образования на старшей ступени, что делает актуальным изучение интенсивности, длительности и сложности адаптационных процессов, происходящих у старших школьников.
Теоретический анализ изучаемой проблемы показал, что исследований, посвященных изучению адаптации учащихся при переходе из общеобразовательной школы к обучению в профильных классах и школах, недостаточно: мало изучены внутренние и внешние факторы, содействующие адаптации учащихся.
На сегодняшний день существует потребность в изучении различных адаптационных моделей, анализ которых позволит выделить качества и свойства личности учащихся, развитие которых способствует успешной и эффективной адаптации к новой образовательной среде.
Своевременное развитие таких личностных качеств у школьников может стать основой для дальнейшего перехода к послешкольному образованию и вхождению в профессию.
Полученные в проведенном нами исследовании диагностические данные указывают на значимость для процесса адаптации к новой образовательной среде таких характеристик личности старшеклассников, как самооценка, механизмы психологической защиты и копинг-стратегии. Обращает на себя внимание выраженность различий по показателю копинг- стратегий у старшеклассников с разными видами и уровнями адаптированности, что указывает на особую значимость этого показателя.



