Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Работа №163510

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Культуроведческие знания как основа формирования представлений о языке 5
1.1. Взаимодействие языка и культуры 5
1.2. Национальный язык как отражение языковой картины мира 9
1.3. Приемы формирования культуроведческих знаний в начальной
школе 25
Выводы по главе 1 33
Глава II Формирование культуроведческих знаний младших школьников посредством лингвистического проекта 34
2.1. Актуальный уровень культуроведческих знаний младших школьников 34 2.2.Организация формирующей программы 44
Выводы по главе II 52
Заключение 53
Список используемых источников 55
Приложения 57
Приложение А. Методические материалы для тестирования младших школьников 57
Приложение Б. Таблицы 1-5. Результаты тестирования 59
Приложение В. Материалы для проведения формирующего эксперимента 64


Овладение культурой и духовыми ценностями народа неразделимо связано с изучением своего языка как средства выражения и отражения национальной культуры, поэтому в содержании обучения русскому языку как родному представлен культуроведческий компонент.
Такие ученые как А.Д. Дейкина, М.Р. Львов, Л.И. Новикова, Т.Г. Рамзаева подчеркивают особую значимость познания языка, как одну из сторон культуры народа для общего и речевого развития младших школьников, связывая этот процесс с формированием языковой личности школьников и культуроведческой компетенции как ее важной составляющей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указывается, что предметные результаты освоения программы по русскому языку должны отражать формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания; понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры. В соответствии с требованиями ФГОС НОО в примерной программе по русскому языку к личностным результатам освоения программы относится «восприятие русского языка как явления национальной культуры» [31].
Одной из целей обучения русскому языку в начальной школе сегодня становится формирование культуроведческой компетенции, которая предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, национально-культурной специфики русского языка, взаимосвязи языка с историей народа [3].
Актуальность избранной темы определяется социальной значимостью проблемы формирования культуроведческой компетенции как одного из условий приобщения младшего школьника к ценностям отечественной культуры и развитию его духовно-нравственного мира, а также необходимостью практических разработок для сопряжения языка и культуры в обучении русскому языку в начальных классах.
Цель исследования: обогащение культуроведческих знаний у младших школьников через проект фразеологической направленности.
Объект исследования: процесс формирования культуроведческих знаний у младших школьников.
Предмет исследования: лингвистический проект фразеологической
направленности «Устойчивые выражения, пословицы и поговорки в истории русского народа»
Задачи исследования:
1. Изучить лингвистическую, методическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме;
2. Подобрать методики определения культуроведческих знаний и
представлений у младших школьников.
3. Провести диагностику культуроведческих знаний и представлений у младших школьников
4. Проанализировать результаты диагностики.
5. Составить и обосновать программу проекта, направленную на обогащение культуроведческих знаний у младших школьников.
Гипотеза: метод проектов, охватывающий несколько этапов усвоения знаний (от этапа первоначального ознакомления до этапа использования полученных знаний на практике), может способствовать эффективному обогащению культуроведческих знаний младших школьников, если
- содержание проекта будет основываться на изучении культуры, обычаев и традиций русского народа;
- организация проекта будет строиться на творческой деятельности младших школьников;
- этапы проекта будут развивать коммуникативную и информационную компетенции школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопрос о приобщении младшего поколения к родной национальной культуре стоит сегодня очень остро.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО в примерной программе по русскому языку к личностным результатам освоения программы относится «восприятие русского языка как явления национальной культуры». [31] Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка рассматривается как важнейший компонент культуры и основной канал ее передачи подрастающему поколению..
Проведенное диагностическое исследование по определению актуального уровня культуроведческих знаний и представлений у младших школьников дало возможность прийти к выводу, что уровень этих знаний недостаточно высок.
С целью обогащения культуроведческих знаний, был представлен проект фразеологической направленности «Устойчивые выражения, пословицы и поговорки в истории русского народа». Данный проект содержательно основывается на изучении культуры, обычаев и традиций русского народа;
- организация проекта будет строиться на творческой деятельности младших школьников;
- этапы проекта будут развивать коммуникативную и информационную компетенции школьников.
В пределах первого этапа ученикам предлагались проектные задания: выбрать тему для исследования и проиллюстрировать с толкованием пословицы и поговорки по четырем темам:
1) Родина;
2) Человек;
3) Учение, знание;
4) Труд лень.
При работе в рамках проекта учащимся предстоит научиться самостоятельно работать с информацией, обрабатывать творческое задание и обсуждать способы конечных результатов. Работа в пределах третьего этапа включала в себя: 1) защиту проектов; 2) участие в игре-викторине.
Данный проект, охватывающий несколько этапов усвоения знаний (от этапа первоначального ознакомления до этапа использования полученных знаний на практике), способен положительно сказаться на уровне
культуроведческих знаний младших школьников.



1. Апресян Ю.Д. Языковая картина мира и системная лексикография. - М.: Языки славянских культур, 2006. - 912с.
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1999. - 896с.
3. Быстрова Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания. // «Обучение русскому языку в школе». - М.: Дрофа, 2004.
- 240с.
4. ВежбицкаяА. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. - 416с.
5. Вежицкая А. Семантические универсалии и базисные концепты. - М., 2011. - 288С.
6. Воробьев В. В. Культурологическая парадигма русского языка. - М., 1994.
- 76с.
7. Воробьев В. В. Лингвокультурология. - М., 1997. - 331с.
8. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. М., 1988. - 208 с.
9. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985. - 448 с.
10. Дейкина А. Д., Ходякова Л. А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка//Русский язык в школе. - 2003. - № 3.
11. Дейкина А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка и литературы.- М., 1990.- 176с.
12. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. - М., 1998.- 368 с.
13.Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / / Эйдос : интернет-журн. 2006. - 38 с.
1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. 7-е изд. - М., 2011. - 264с.
2. Касевич В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык. - СПб., 1996.- 288с.
... всего 35 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ