Введение 3
Глава 1. Поколение как социальный феномен 7
1.1. История России в поколениях 7
1.2. От поколения фронтовиков до поколения без будущего 13
1.3. Цифровая культура поколение Z 18
Глава 2. Сравнительный анализ социально-культурных характеристик
поколений 25
2.1. Взгляды и ценности представителей молодого поколения( по
результатам анкетного опроса) 25
2.2. Взгляды и ценности представителей других поколений ( по
результатам интервью) 35
2.3. Образ «Поколения Z» в Интернет-пространстве 46
Заключение 55
Список литературы 58
Приложения 63
На данный момент российская общественность претерпевает ряд сильнейших изменений во многих сферах жизни, которые значимо отразились как на идеологии, так и на социально-культурных аспектах формирования личности. В условиях экономической и геополитической непостоянности группой, наиболее подверженной изменениям, становятся молодые люди - особая социальная общность, находящаяся в стадии формирования и становления структуры ценностей, взглядов, интересов, а также выбора профессионального и жизненного пути, что во многом определяет будущее общества. Нынешней молодежи, первому поколению постсоветского времени, предстоит решить множество задач в самых различных областях и сферах, именно от них будет зависеть то, как будет развиваться страна, что достанется потомкам.
В последнее время всё большую популярность набирает теория поколений Штрауса и Хоува. Теория описывает сменяющие друг друга поколенческие циклы, повторяющиеся каждые четыре поколения. Временной промежуток, в который рождаются представители одного поколения, составляет примерно 20 лет, длительность такого цикла - 80-90 лет. По окончании цикла начинается повторение: пятая генерация обладает ценностями, схожими с первой. Дети, рожденные на стыке генераций, испытывают влияние двух групп ценностей и образуют так называемое переходное или эхопоколение. Поколения нового цикла повторяют характерные особенности соответствующих поколений предыдущего, в связи с чем, смену поколений сопоставили с сезонностью природы и выделили четыре основных типа: «осень»-«Герои»- деятельные, уверенные в себе борцы, не столько создающие новые ценности, сколько отстаивающие существующие; «зима» «Приспособленцы» неуверенные, одинокие, лишенные внутреннего «стержня», предпочитающие приспосабливаются к существующей системе; «весна» «Идеалисты» - революционеры, оптимисты, создающие новое светлое будущее; «лето» «Реакционеры» непостоянные, циничные, разочарованные реалиях выстроенной системы, отвергающие моральные ценности.
Сейчас в России живут и действуют представители следующих поколений:
• Поколение GI (1900-1923 г.р.), фактически уходящее, увы, поколение;
• молчаливое поколение (1924-1943 г.р.);
• поколение Беби-Бумеров (1944-1963 г.р.);
• Поколение Х (1964-1984 г.р.)
• Поколение Миллениум или Y (1985-2000 г.р.)
• Поколение Z (с 2001 г.р)
В упомянутой теории представителей молодого поколения обозначают, как «поколение Z». Социологи по-разному определяют возраст данной категории. Многие считают, что это те, кто родился не ранее 2005 года, другие относят к поколению «Z» молодых людей 1995 — 2010 годов рождения.
Независимо от определения возрастных границ, нельзя не признать, что на сегодняшний день данное поколение определяет будущее любого общества, а значит, внимание к его изучению более чем оправдано. Крайне актуальным является изучение ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений современного молодого поколения. Социокультурные ценности выполняют роль культурных стандартов, общественных нормативов, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель и красоту, а значит от них зависят дальнейшее развитие событий.
Помимо общей социальной сущности каждого человека, нельзя забывать об индивидуальных особенностях и чертах, выделяющих его из всего сообщества. Именно так обозначается индивидуальность, представляющая собой совокупность социальных и природных качеств, отличающих каждого конкретного человека от других представителей общества. В данном исследовании важно найти и выделить те качества, которые отличают представителей рассматриваемого поколения Z от представителей других поколений.
Целью бакалаврской работы является выявление основных социально-культурных характеристик представителей поколения Z.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Выявить социально-культурные черты представителей поколения Z.
2) Определить исторические события, сыгравшие наибольшую роль в самоидентификации представителей поколения Z.
3) Охарактеризовать факторы, в наибольшей степени повлиявшие на формирование индивидуальности представителей поколения Z.
4) Оценить основные различия во взглядах представителей молодого и более старших поколений.
5) Выявить и проанализировать образ молодого поколения в сознании российского общества, образцах массовой культуры и в СМИ.
Объектом исследования данной работы являются представители поколения Z, а именно молодёжь в возрасте от 16 до 24 лет. В качестве предмета выступают характерные социально-культурные черты представителей поколения Z.
Гипотезы исследования:
1. Молодые люди идентифицируют себя как представителей одного поколения, к которому они относят людей не старше 25 лет.
2. Современная молодёжь не прислушивается к мнению старших родственников, редко советуется с ними, так как привыкли принимать решения самостоятельно.
3. Главным историческим событием, с помощью которого молодые люди определяют свою поколенческую общность, является появление и широкое использование социальных сетей.
4. Большинство представителей поколения Z считают себя более решительными, чем их родители, склонными к инфантилизму, (т.е. проявляющими детские качества во взрослой жизни), зачастую путают реальный и виртуальный мир.
5.Образ молодого поколения в интернет-статьях и рейтинговых информационных источниках, в основном, негативный. Много говорится о том, что молодое поколение мало читает книг, слишком зависимы от социальных сетей, не имеют твёрдых ценностных ориентиров.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение, сравнение, анкетный опрос, полуформализованное интервью и качественный анализ документов, в том числе и контент-анализ.
Работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В работе выполнены все поставленные задачи, гипотезы подтверждены.
Одной из задач было выявление возрастных границ поколения Z, выдвигалась гипотезой, согласно которой представители этого поколения относят к ней людей не старше 25 лет. В нашем исследовании 40,1% относят к своему поколению людей не старше 25 лет, что отчасти подтверждает Гипотезу 1.
Культурными предпочтениями молодежи является использование возможностей глобальной сети Интернет, просмотр содержание видео- хостингов и социальных сетей, например, YouTube и Instagram соответственно, а также просмотр сериалов и фильмов.
В числе поставленных в исследовании задач было выявление факторов, которые, по мнению представителей поколения Z, повлияли на формирование их индивидуальности. Исходя из полученных данных можно сказать, что основными являются: жизненные обстоятельства (26,3%), определённые люди (23,8%) и совокупность всех факторов (18,8%).
Гипотеза 2 о том, что молодое поколение редко прислушивается ко мнению старших родственников частично подтвердилась, поскольку в ходе анкетного опроса и интервью выяснилось, что для молодёжи важно мнение сразу нескольких близких людей, но в конечном итоге выбирают они наиболее близкое для себя.
Гипотеза 3, о том, что появление и использование социальных сетей для «Поколения Z» является одним из объединяющих поколение событий, подтвердилась в ходе анкетного опроса, поскольку такой вариант ответа выбрали 48,8% респондентов.
Гипотеза 4 подтвердилась частично, молодые люди действительно считают себя более решительными, в отличии от родителей (42,5%), но с тем, что большинство из них инфантильны, согласны только около трети респондентов (32,1%), с тем, что молодёжь зачастую путает реальный и виртуальный мир, согласились 33,8%.
Гипотеза 5 о негативном образе поколения Z в Интернет-пространстве не подтвердилась. Несмотря на особое внимание к специфическим чертам молодого поколения, в целом образ молодёжи остаётся более положительным, в прессе о них часто пишут, как о поколении, способном изменить мир к лучшему.
Цель исследования - выявление основных социально-культурных черт была достигнута за счёт выполнения поставленных задач.
Среди таких черт оказались: интровертность, желание изменить мир, постоянное пребывание в Интернет-пространстве, наличие собственной позиции, интерес к политике, стремление к саморазвитию.
Мечты и ценности близки к традиционным, но помимо ответов «Семья» и «Здоровье», представители изучаемого поколения высокую значимость отдают самореализации, поиску себя и обретению собственного «Я», чему могут, по их мнению, способствовать образование, карьера, круг общения и многое другое.
Представителям поколения «Z» важнее чувствовать себя комфортно, они не станут выбирать профессию, руководствуясь наставлениями родителей и родственников, а если и станут, то велика вероятность, что не будут продолжать обучение и выберут то, что нравится им.
Такая черта, как индивидуализм, присуща этой категории не случайно. Склонность к виртуальному общению и привычка дистанцированности оказали в этом не маловажную роль.
Социальное расслоение, присущее каждому предыдущему поколению, для представителей поколению Z уже не так значимо, поскольку им важнее не внешняя оболочка, а наполненность изнутри. «Своих» они идентифицируют по схожим взглядам и ценностям, стилю жизни и в интересах. Для них существует расслоение на тех, кто пытается изменить мир, и тех, кто рассчитывает, что мир изменится ради него. Первые — «думающая молодёжь»: изучает историю, интересуется политикой, не равнодушны к мировым и глобальным проблемам, разбирающиеся в потоке информации и многое подвергающие сомнению. Вторые — ожидающие лёгких денег, мечтающие о славе, живущие бесцельно и ни о чём не мечтающие.
Подобное разделение прослеживается и в образе поколения в СМИ, в частности в статьях и публикациях, где не редко критикуется система мышления нынешней молодёжи, их нежелание читать, их «интровертность» и отрешённость от проблем реальной жизни. Вместе с тем, в каждой из таких публикаций признаётся, что поколение Z умнее и сообразительнее всех предыдущих, его изучение только началось и, возможно, именно оно станет реформаторами нового мира.
Исследование, действительно, является актуальным, поскольку у изучаемого поколения были выделены характерные социально-культурные черты, требующие определённого подхода к взаимодействию с ними.
1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120- летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 110-112
2. Арцимович И.В. Современное поколение: вызовы обществу или времени // Интерактивная наука. 2017. № 12. C. 119-121.
3. Бауман З. Текучая современность / пер. с англ.; под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
4. Бражников П.П. Теория поколений в кадровой политики и ее связь с конкуренцией работодателей на рынке труда // Тренды и управление. - 2016. - Июль (т.14, №2). -С.194-2014.
5. Гаврилова А.В. Социально-психологические особенности ментальности нового поколения //Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия, психология, педагогика». 2016. Т. 26. Вып. 2. С. 58-63.
6. Грушин Б.А., Чикин В.В Лицо поколения // Молодая гвардия. 1961. №5. С. 9-10.
7. Зайцева Н.А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 2 (3). С. 220-236.
8. Зоркая Н. Современная молодежь: к проблеме «дефектной» социализации // Вестник общественного мнения. 2008. № 4 (96). С. 17-19.
9. Иванова Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.37-42.
10. Клепиков В.Н. Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственноэтического воспитания детей, подростков и молодёжи // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.39-46.
11. Мирошкина М.Р. [и др.] Методики исследования базовых характеристик участников современного образовательного процесса //. М., 2015. 95 с.
12. Мирошкина М.Р. Разные поколения - разный педагогический подход // Школьные технологии.2014. № 2. С. 8-20.
13. Нечаев Н.Н., Дурнева Е.Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36-45.
14. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. С. 94-97.
15. Пищик В.И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности // Социальная психология и общество. 2011. № 2. С. 80-88.
16. Селюкова М.А. Развитие социальной компетенции как ведущее направление в работе школьной социально-психологической службы с подростками // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.71-77.
17. Семенова В.В. Современные концептуальные и эмпирические подходы к понятию «поколение» // Дробижева Л.М. (ред.) Россия реформирующаяся: Ежегодник-2003. М.: Институт социологии РАН, 2003. С. 213-237.
18. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №6. С.3-9.
19. Сиденко Е.А. Особенности старшего подросткового возраста //
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С.30-32.
20. Солдатова Г.В. Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.: Фонд развития интернет, 2011, 176 с.
21. Солдатова Г.В., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. — С.
22. Солдатова Г.В. и др. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Практикум. Часть 2 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 137.
23.Чумаков В. По материалам беседы с Е. Шамис и А. Антиповым // Коммерческий директор. 2007.№ 11 (23). С. 56-61.
24. Шанин Т. История поколений и поколенческая история России // Человек. Сообщество. Управление. - 2005. - №№5. - С. 6-25.
25. Яшкова Елена Вячеславовна, Вагин Дмитрий Юрьевич и др. Поколение Z: проблемы, возможности, перспективы на рынке труда // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - №№7(33), Том 2. - С. 256-258.
26. Времена года и времена жизни // rugenerations — Российская школа теории поколений URL: http: //rugenerations. su/2009/04/30/времена-года-и-времена- жизни (дата обращения: 22.04.20).
27. Младшее поколение как социально-демографическая категория: теоретический аспект // Вопросы территориального развития URL: http://vtr.vscc.ac.ru/article/1519/full(дата обращения: 01.05.20).
28. Психологические особенности современного поколения // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» URL: https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/materialy-dlya-roditelei/2016/05/23/psihologicheskie-osobennosti- sovremennogo(дата обращения: 03.05.20).
29. Поколение Selfi e: пять мифов о современной молодежи // ВЦИОМ URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115996(дата обращения: 26.04.20).
30. Поколение z — Поколение эпохи ФГОС // Издательская группа Основа URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_1_56_12345.pdf(дата обращения: 17.05.2020).
31. Поколение Z: психологические особенности современных студентов // Электронный архив ДНТУ URL: http://ea.donntu.org/handle/123456789/21748(дата обращения: 28.04.20).
32. Поколение Z - что это такое и какие их характерные черты? // Издательская группа Основа URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_1_56_12345.pdf(дата обращения: 24.04.20).
33. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития URL:http://vtr.isert-ran.ru/article/2604 (дата обращения: 18.04.20).
34. Поколение Z: те, кто будет после // HR-portal URL: https://hr- portal.ru/article/pokolenie-z-te-kto-budet-posle(дата обращения: 20.04.20).
35. Теория о поколениях России: от «фронтовиков» — к «поколению без
будущего» и дальше // Новая газета URL:
https://novayagazeta.ru/articles/2015/07/18/64943-teoriya-o-pokoleniyah-rossii-ot- 171-frontovikov- 187-8212-k-171 -pokoleniyu-bez-buduschego- 187-i-dalshe (дата обращения: 10.04.20).
36. Трудоустройство молодых специалистов: ключевые проблемы // НГПУ URL: http://job.nspu.ru/article.php?id=131(дата обращения: 25.04.20).
37. Теория поколений // Психология и бизнес URL: https://psycho.ru/library/2581(дата обращения: 07.05.20).
38. Центениалы. Поколение, которое захватит мир? // regenerations —
российская школа теории поколений URL:
https://rugenerations.su/2019/01/15/центениалы-поколение-которое-захват/ (дата обращения: 02.05.20).
39. Этика ответственности современной российской молодежи // МГИМО URL: https://mgimo.ru/files/234861/soc_zarubina.pdf(дата обращения: 29.04.20).
40.30 фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка и Validata // Молодёжный журнал Янгспейс URL: https://youngspace.ru/faq/sberbank- issledovanie-molodezhi/(дата обращения: 03.05.20)