ВВЕДЕНИЕ 5
1 Исследование опыта использования этнопарков предприятиями туристской индустрии 7
1.1 Изучение опыта оказания услуг туристических этнопарков в мире и
в России 7
1.2 Анализ деятельности этнографического парка-музея в Калужской об-ласти «Этномир» 15
1.3 Исследование спроса на этнотуры на Пензенском рынке туризма 23
2 Разработка программы тура в этнопарк в Калужской области для старших школьников 31
2.1 Программа тура в этнопарк в Калужской области для старших школьников 31
2.2 Расчёт стоимости тура 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ГЛОССАРИЙ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Двадцать первый век характеризуется активной миграционной политикой. В поисках лучшей работы, хороших условий жизни, счастья, люди покидают родную землю и оказываются в чужом для них окружении. Язык, одежда, традиции, обряды, религия и просто менталитет мешают им привыкать к новым условиям. Возникают межнациональные конфликты, массовые столкновения, и это приводит к нестабильности в обществе, оказывает огромное, негативное влияние на политическую, культурную, экономическую жизнь в государстве.
Согласно позиции ЮНЕСКО, туризм является одним из важнейших факторов гуманитарного и культурного развития человеческой цивилизации. Он способствует установлению диалога и добрососедских отношений между народами, ведет к сохранению мира и сближению этносов.
Путешествия помогают расширить этнический кругозор, но требуют много времени, материальных затрат. Часто люди затрудняются в выборе страны. На помощь им могут прийти этнопарки. Одним из них является «ЭТНОМИР» в Калужской области.
Сотрудники парка-музея разработали целый перечень экскурсий, мастер-классов. Но туристические агентства часто выполняют только услуги трансфера, не акцентируя внимание на возрастные особенности клиентов. В Пензенской области только туристическое агентство «Insertum» сотрудничает с «ЭТНОМИРом», но их туры рассчитаны в основном на студентов.
Решение проблемы по разработке программы тура в «ЭТНОМИР» в Калужской области для старших школьников и стало целью нашего исследования.
Объект исследования - туристический потенциал этнографического парк-музея в Калужской области.
Предмет исследования - возможности и условия разработки программы тура в «ЭТНОМИР» для старших школьников Пензенской области.
Для достижения цели следует решить следующие задачи:
- изучить особенности проектирования и организации туров в рамках этнотуризма;
- проанализировать деятельность этнопарков в мире и в России;
-проанализировать опыт работы этнографического парка-музеев Калужской области;
- исследовать спрос на этнотуры на Пензенском региональном рынке туризма;
- разработать программу тура в «ЭТНОМИР» в Калужской области для старших школьников;
- рассчитать стоимость тура.
Методы исследования:
- анализ;
- анкетирование.
Квалификационная работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность данной темы, двух глав, заключения, приложений и списка используемых источников.
В первой главе рассматриваются особенности проектирования и организации туров в рамках этнотуризма, анализируется деятельность этнопарков в мире и в России, приводятся описания опыта работы этнографического парка-музея в Калужской области и результаты исследования спроса на этнотуры на Пензенском региональном рынке туризма.
Вторая глава содержит программу разработанного тура и расчет его стоимости.
Проведенное нами исследование по разработке программы тура в этнопарк в Калужской области для старших школьников позволяет сделать следующие выводы:
- туристский бизнес является индустрией международного масштаба, предприятия и организации которой производят турпродукт, чья основная функция заключается в обеспечении человека полноценным и рациональным отдыхом;
- организация туров на отдых должна учитывать такие факторы, как место отдыха, престиж или, напротив, экономию средств, а также возраст туристов;
- активно развивающимся направлением туристической индустрии за рубежом и в России является этнотуризм как приобщение к образу жизни и традициям народа, исконно жившего в том или ином регионе. Этот вид туризма, по мнению целого ряда экономистов, работающих в сфере туризма (Биржаков М.Б., Чудновский А.Д., Морозов Н.А., Новиков В.С.) будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью.
- однако, в России, где проживает более 190 национальностей, слабое развитие туристской инфраструктуры в большинстве российских регионов: недоступность и удаленность объектов этнотуризма, плохое состояние транспортной инфраструктуры, низкий уровень сервиса, недостаточное количество предприятий питания и размещения не способствуют формированию туристских потоков в регионы компактного проживания этносов;
- этнотуризм для малого бизнеса России является той сферой деятельности, где конкуренции практически не существует, так как пока процент предложений данного вида туризма уроссийских туристических компаний очень низкий;
- этнопарки как один из видов турпродукта индустрии туризма, становятся достопримечательностью многих стран и пользуются определённым спросом на рынке туризма. Но, по мнению ряда специалистов в области туризма, акцент на историческую часть в новообразованных этнопарках сделан не достаточно ярко;
- этнопарк в Калужской области располагает огромным потенциалом для развития этнотуризма. За время своего существования «ЭТНОМИР» накопил богатый опыт работы с туристами. Но, всё-таки, данный проект больше ориентирован на любящих экзотику туристов;
- результаты проведенного в ходе исследования анализа спроса и предложения этнотуров на Пензенском региональном рынке позволяют сделать следующий вывод: в Пензенской области любят путешествовать как дети (63% из числа опрошенных), так и взрослые (50%). «ЭТНОМИР» или любой другой этнографический парки изъявили желание посетить почти все респонденты (91%), проявив при этом искренний интерес к культуре народов других стран;
- на основании полученного в ходе исследования результата были разработаны программы тура в этнопарк в Калужской области для старших школьников;
- согласно проведенным нами расчетам, стоимость программы тура в этнопарк в Калужской области для старших школьников составляет 18 450 руб., апрограмма тура, которая была увеличена посещением музея космонавтики и аквапарком «Ёлки-палки» в городе Калуга составляет 25 120 руб.
Разработанные нами программы тура является авторскими и могут быть использованы предприятиями туристского сервиса.
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования». - М. :Стандартинформ, 2015. - 32 с.
2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2014 год. -М. :Эксмо, 2014. - 56 с.
3. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014г. -№ 941.
4. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного
туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»,
утвержденная Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011г.- № 644.
5. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ.
6. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014 г. - 252 с.
7. Барлукова А.В. Методический подход к формированию структуры системы управления этническим туризмом. - Изв. Иркутской гос. акад. - 2015 г. -№ 6. -94 с.
8. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - Изд. 9-е перераб. и доп. - СПб.: Герда, 2014 г. - 576 с.
9. Бутузов А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - № 4.- 102 с.
10. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности: учебник. - М.:
Нолидж, 2014 г. - 535 с.
11. Долматов, Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы. - Самара: Феникс, 2015 г.- 320 с.
12. Ефремова, М.В. Основы технологии туристского бизнеса: учеб.пособие. - М.: Ось-89, 2015 г. - 392 с.
13. Енгибарян Р.В,Краснов Ю.К. Этнос в современном мире // Право и управление. XXI век. - 2014 г. - №2(7). -5-8 с.
14. Зорина И.В., Квартальнова В.А. Толковый словарь туристских терминов:
Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. - М.: INFOGROUP,
2017г..- 613 с.
15. Исмаев, Д.Р. Основная деятельность туристской фирмы. - М.: ЮНИТИ, 2016 г. - 478 с.
16. Кабушкин, Н.И. Организация туризма: учеб.пособие. - М.: Новое знание, 2015 г. - 632 с.
17. Курдюков В.Н. Перспективы развития этнокультурного туризма Байкальского региона // Изв. Иркут.гос. ун-та. Сер. Науки о Земле. - 2014 г. - № 2. - 57 с.
18. Кон И.С.Психология старшеклассника. М. , 1992, -192 с.
19. ДусавицкийА.К.Развитие личности в учебной деятельности. М. : Дом
педагогики, 2016 г., -208 с.
20. Любичанковский А.В. Географический и культурологический подходы к дифференциации объектов культурного наследия // Вестн. Оренбург.гос. ун¬та. - 2017 г. - № 6.- 78 с.
21. Малова Н.А. Этнический туризм: проблемы, тенденции, перспективы // Туризм и культурное наследие: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. 2014 г., - 23 с.
22. Пресняков В.Н., Жулина М.А. Народные промыслы республики Мордовия и этнический туризм // География и туризм: сб. науч. тр. - Пермь, 2016 г.- 64 с.
23. Простаков И.В. Иностранные термины в турбизнесе : краткий толковый словарь; Российский союз туриндустрии. - Москва : Финансы и статистика, 2008 г. -125 с.
24. РозеноваМ.И. Психология обучения и воспитания :учеб.пособие. - Москва :Эксмо, 2017 г. -173 с.
25. Саакянц, Р.Г. География туризма. - М.: Академия, 2014 г. - 368 с.
26. Сапрунова, Ю.А. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: Ось-89, 2016 г. - 460 с.
27. Севастьянов Д.В., Щукин А.И. Предпосылки развития экологического и этнического туризма на северо-западе России // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 7. Геология. География. - 2018 г. - Вып. 3.2016. - 90 с.
28. Сундуев Ч.Б., Хышиктуева Л.В. Этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма // Вестн. Бурят.гос. ун-та. - 2014 г. - № 4.- 101 с.
29. Щукин А.И. Предпосылки и факторы развития этнического туризма на северо-западе Российской Федерации: автореф. дис.канд. геогр. наук. -СПб.: СПбГУ, 2002 г. - 22 с.
30. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2015 г. -560 с.
31. Туризм и путешествия[Электронный ресурс]// Всё о туризме и путешествиях. - URL: https://travel.ru/ (дата обращения: 09.10.2022).
32. Тонкости туризма [Электронный ресурс] //Интернет-справочник практической информации для туристов - URL: https://tonkosti.ru/ (дата обращения: 20.09.2022).
33. Официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ в сети Интернет[Электронный ресурс] -URL: http://minstm.gov.ru/ (дата обращения: 23.09.2022).
34. Официальный сайт архива информации[Электронный ресурс] -URL: http://studfiles.ru/ (дата обращения: 19.11.2022).
35. Официальный сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс]- URL: http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 20. 10.2022).
36. Официальный сайт ЭТНОМИРа[Электронный ресурс] -URL: https://ethnomir.ru/ (дата обращения: 09.09.2022).
37. Турпоиск[Электронный ресурс] // Поиск туров по сайтам турфирм. - URL: https://turpoisk.ru/ (дата обращения: 09.09.2022).
38. Сайт Российского Союза Туриндустрии (РСТ)[Электронный ресурс] -URL:https://rata.ru/(дата обращения: 09.11.2022).
39. Российский туристический сервер [Электронный ресурс] -URL: https://votpusk.ru/ (дата обращения: 09.10.2022).
40. «100 дорог» [Электронный ресурс] // Туристический сервис путешествий -URL: https://tours.ru/ (дата обращения: 09.10.2022).
41. Туры. Путешествия [Электронный ресурс] //Туристическая система для профессионалов туризма -URL: https://profi.tury.ru/ (дата обращения: 09.10.2022)